?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


>> Программа практикума, если кто-то не видел.

>> Группа практикума: вливайтесь, сегодня - самое время!

Приветствую всех, дорогие друзья!

Может показаться, что такую тему для нашего первого практикума мы выбрали случайно. Казалось бы… диалоги. Садись себе да пиши! Это не по воображаемым полянкам в своей голове бродить, не характеры персонажей описывать. И уж точно, свят-свят-свят, не эротические сцены писать. Это же просто диалог? Садись… да пиши. Персонажам только волю дай – они поговорить любят!

Но тему мы выбрали не случайно. Вы не встретите писателя, который уверенно скажет вам, что умеет писать диалоги – если, конечно, это не какой-нибудь зазнайка. Почему? Потому что диалог – это сложная, комплексная область писательского мастерства. Многофункциональное художественное средство. При умелом использовании с его помощью автор способен выразить буквально все. А вот при неумелом… м-да. Думаю, теперь понятно, почему мы начали наши практикумы именно с темы диалогов. Диалог – один из основных писательских инструментов, и он всегда должен быть идеально отточен! И заточен. Этого не отнять.
Диалоги… зачем они?

Сказать «диалоги – основной инструмент» - это, конечно, легко. Точно так же можно, например, сказать: «писатель должен хорошо владеть словом». Конкретизируем. Тем более что инструментов у нас много, и следует знать, когда, а, самое главное, зачем, в какой ситуации мы применяем тот или иной. Итак, зачем же нам нужны диалоги?

      Через них мы показываем характер персонажей

Даже если мы пишем о животных, стульях или столах, рано или поздно наши герои начинают вести диалоги. Хотя бы «в голове» (хотя говорящий стул – это определенно весело, не спорю, и весьма креативно). С помощью диалога мы демонстрируем отношение персонажа к окружающим его людям или вещам. С помощью диалога мы также показываем и эволюцию нашего героя, изменения, которые он претерпевает, следуя за нами от одной главы к другой.

Об эволюции мы поговорим позже (поговорим и на других практикумах, потому что это очень обширная и важная тема), но диалог – это один из самых наглядных способов демонстрировать читателю мелкие «крючки», крошечные, почти незаметные перемены в характере персонажа. Внимательный читатель крепко хватается за крючки! А опытный автор понимает, что крючки – это наше все. Автор – он такой, он коварен.

     Где можно оступиться?

Диалог и характер персонажа – это тонкий лед. Слишком много пафоса, вот тут перелил эмоций, вот тут реплика какая-то не очень меткая… в третьем дне мы подробно обсудим эту тему, потому что она заслуживает отдельного разговора.

     Диалоги делают повествование живым

Тут следовало бы уточнить: живым не с точки зрения движения, а с точки зрения присутствия «живых», даже если эти живые не люди. Длинные описания и большие абзацы – это хорошо, но надоедает. Лично мне в такие моменты начинает казаться, что я читаю что-то академическое. Прямо вздыхаешь с благодарностью, когда наконец-то видишь реплику! Ну, хотя бы маленькую, хотя бы одну.

     Где можно оступиться?

Диалог. Не. Двигает. Повествование.

Диалог. Не. Двигает. Повествование.

Это – священная мантра, которую нужно выучить назубок. 99 процентов начинающих писателей (да и часть опытных тоже) уверены в том, что диалог двигает повествование, но это не так.
pen-282604_640

Живой диалог и движение – это две разные вещи!

Порой можно увидеть целую «простыню» (или как это назвать, «список»?) диалога, к примеру, на страницу. Да, естественно, многое зависит от содержания диалога, если вы уверены, что это необходимо, и в своих силах уверены тоже – ОК, ОК. Но в целом – нет, нет и нет. Диалог может «двигать» изменения в характере персонажа. Он может «двигать» отношения между героями. Ну, а может и спровоцировать одного собеседника в самом прямом смысле этих слов двинуть по уху второму собеседнику. Но повествование диалог точно не двигает.

Повествование. Двигают. Глаголы.

Повествование. Двигают. Глаголы.

Об этом мы тоже когда-нибудь поговорим, но не здесь. А пока что нужно запомнить, именно что выучить назубок, а потом и на практике проверить: диалог не двигает повествование. Считайте его, прежде всего, художественным средством. Лучше переборщить с глаголами, чем с диалогами! Хуже этого могут быть только наречия…

    Диалог – это один из способов эмоционально повлиять на читателя

Очень часто пара реплик, которыми обменялись влюбленные, может взволновать читателя больше, чем эротическая сцена аж на три страницы. Диалог – это инструмент, который можно сравнить с иглой. Он позволяет писателю заниматься эмоциональным иглоукалыванием… и безошибочно добираться до самых чувствительных точек. Тот, кто умеет писать диалоги, повелевает миром! Хотя эротические сцены тоже нужны, это верно.

    Где можно оступиться?

Если вы сомневаетесь, нужен ли здесь диалог, не сомневайтесь – не нужен. Смело чикайте и режьте лишние реплики в процессе редакции (да, да, знаю, это тяжело, от сердца отрываешь, но я верю в вас!). Поверьте, лучше не дописать, чем написать лишнее. А если вы пишете сцену, в которой эмоциональное напряжение зашкаливает – тем более. Паузы важны не только в театре, в прозе паузы тоже необходимы.

    Можно ли переборщить с эмоциями?

Да, конечно. Но и здесь лед очень тонкий. Иногда необходимо сделать преувеличенный акцент на чем бы то ни было. Иногда необходимо написать реплику со слабой эмоциональной окраской. Здесь невозможно дать стопроцентно работающих советов или крутых рекомендаций, потому что каждый случай – это маленькое исключение из правил.

Прислушивайтесь к себе и к персонажам.

Кстати, я уже говорила, что правила – это отстой? Так вот, правила – это отстой. Писатель всегда балансирует между двумя полюсами: писать по правилам и правильно, но лишая свое произведение индивидуальности, и писать не по правилам, вероятно, неправильно, слушая себя и своих героев, но получить на выходе настоящий со всех точек зрения роман или рассказ. Рано или поздно каждый из нас делает выбор и «пристает» к одному из полюсов. Вот мое личное видение этой ситуации: в творчестве нет ничего неправильного, пока вы не приняли другое решение. В творчестве нет плохих или избитых тем, ненужных ходов, пустых персонажей при условии, если вы пишете от сердца.

Какие бывают диалоги?

О-о-о-о-й разные! Но мы не будем усложнять, и разделим их на три типа.

1. Неспешные диалоги.

Персонажи не торопятся… пьют вино… иногда даже флиртуют чуток… говорят о разном и, на первый взгляд, пустом… Такие диалоги – отличные помощники в том случае, если вам нужно, например, передать атмосферу, а также то, как в нее вписываются персонажи. Внимательный читатель углядит что-нибудь интересненькое и в плане их характеров. Внимательный читатель – он, знаете ли, такой…

Пример:

« - Рада познакомиться с вами, сеньор. Для меня это большая честь.

- Это честь для меня, синьорина.

- Сеньора, - мягко поправила меня Роберта. – Сеньора Винченцо.

Я склонил голову, принося молчаливые извинения, и через секунду вспомнил, что о Марио Винченцо слышал от Амира – мой братец во время своих нечастых визитов во Флоренцию привозил ему шелк и травы. Ну разумеется. Если вакханка не может выйти замуж за одного из Медичи, то следующим пунктом в списке «мужчины-денежные мешки» идут торговцы и купцы.

- Ваш супруг не почтил нас своим присутствием?

Роберта поднесла к лицу раскрытый веер.

- О нет, - ответила она. – Он почти всегда в разъездах, бывает во Флоренции только пару месяцев в году… он уехал на прошлой неделе, и, похоже, вернется нескоро.

- Тогда никто не поймет меня неправильно, если я скажу, что в процессе вашего представления меня не раз посещало желание оказаться на месте объекта любви поэтессы. Я бы не был так холоден и суров».

© Анастасия Эльберг, Анна Томенчук, «Блаженством равен тот богам…»
notebook-86792_640

2. Короткие и емкие диалоги.

Те самые, которые используются точечно – и над которыми нужно работать как можно дольше! Да, иногда мы, товарищи писатели, трудимся над маленьким абзацем полчаса. А иногда – и над парой реплик. Так уж обстоят дела, ничего не поделаешь.

Пример 1:

« - Ты можешь остаться до утра.

- Уже утро, Винсент.

- Еще нет.

Она отложила в сторону платье, придвинулась чуть ближе ко мне и погладила по щеке.

- Ты сумасшедший.

- Я люблю тебя».

© Анастасия Эльберг, Анна Томенчук, «Ловец снов»

Пример 2:

« - Я люблю луну, - повторила она. Ни намека на нетерпение или скуку в голосе – тон, которым объясняют урок непонятливому ученику.

- А я люблю тебя.

Вот и все, короткие четыре слова. Вместо ожидаемого облегчения я почувствовал, что меня накрывает тяжелая мутная пелена. Сердце замедлило свой бег, дыхание стало реже. На мгновение мне показалось, что я умираю, но это было бы слишком просто. В эту минуту я бы отдал все за то, чтобы, как и она, превратиться в кусок льда.

- Мне жаль, Нарид».

© Анастасия Эльберг, Анна Томенчук, «Внук Жреца»


3. Диалоги, похожие на монологи.

На самом деле, пафос – это не так уж плохо. Особенно если знать меру. И порой необходимо подлить в котел чуток пафоса! Не только пафоса, конечно, монологи могут быть разными: печаль, счастье, что-нибудь проникновенное. Здесь речь идет, скорее, об одиночных репликах, потому что если ваши герои раз за разом обмениваются длинными монологами, это рано или поздно наскучит – вам, прежде всего (а потом и читателю). В общем, как мы повторим еще не раз: чувство меры. Мера во всем.

Пример:

«Я приподнялся и попытался разглядеть его лицо.

- Ты издеваешься надо мной, Сновидец?

- Ты задал много вопросов, но я услышал только один. Соответственно, тебе нужен один ответ. – Я набрал в легкие воздуха и приготовился ответить, но Дит остановил меня вежливым жестом, а потом прикоснулся пальцами к своему лбу. – Великое Равновесие находится здесь, молодой каратель. Ты сам – Великое Равновесие. Ты сам – смысл и пустота, закон и правила, отсутствие законов и правил. Ты сам отдаешь свои права или оставляешь их при себе. Великое Равновесие – это твой выбор слов, мыслей и поступков. Помнишь, что ответил Безымянный провожатый Безымянному герою в трактате, на котором основан ваш культ? «Не Великое Равновесие всесильно, но мы всевластны, потому что заключаем его в себе».

- Спасибо, история Безымянного героя, о котором мне никто не может рассказать ничего конкретного, вдохновляет. Я уже тысячу раз слышал разглагольствования на тему истинного величия, которое нам дано взамен свободы выбора. И умные цитаты из Темного трактата тоже слышал. А теперь, Дит Сновидец, сделай мне одолжение – катись отсюда. Мне и так тошно – недостает только твоей философии для того, чтобы я уснул на целый день, как какой-нибудь вампир».

© Анастасия Эльберг, Анна Томенчук, «Внук Жреца»


Как оформляют диалоги?

Ой-вей. Вот и пришел черед скучных правил. Но это – как раз тот случай, когда их нужно знать. А дело все в том, что в русском языке порой достаточно пропустить крохотный знак препинания – и читатель поймет вас совсем не так, как вы этого хотели.
Правила оформления диалогов довольно четкие, и их достаточно в сети. Пожалуй, я дам ссылки – не будем попусту множить буковки.

>> Немного правил.

>> И еще...

>> ... и еще.
home-office-336378_640

Задания

>> Тема для ответов.

     Думаем

1. Есть ли какие-то области применения диалога, которые я не озвучила, на ваш взгляд? Какие?

2. Можете ли вы привести примеры неудачных диалогов – из своего творчества или же из творчества других авторов?

3. Конечно же, диалоги бывают не только неспешными, короткими или похожими на монологи. Можете ли вы привести примеры диалогов, которые находятся вне рамок этой простой классификации?

     Пишем

Примечание: вы смело можете использовать ваших персонажей, которые «уже готовы», или придумывать на ходу других. А можете и «одолжить» кого-то у других авторов – думаю, они не обидятся, только укажите копирайт (также можно брать героев фильмов, песен, спектаклей...).

1. Пишем неспешный диалог. Тема свободная, в количестве знаков вас тоже никто не ограничивает. Если кто-то затрудняется с выбором темы, вот вам на выбор:

  • Беседа учителя и ученика


  • Светская беседа


  • Семейный ужин – беседа за столом


2. Пишем короткий и емкий диалог. Темы на выбор, если кто-то затрудняется.

  • Рыцарь признается прекрасной даме в любви…


  • … прекрасная дама отвергает рыцаря (ой, печаль-печаль!)


  • Ссора хороших друзей


3. Пишем диалог, похожий на монолог. Здесь выбираем сами!


Напоминаю, дорогие друзья: завтра, шестнадцатого октября, у нас день практики (хотя начинать можно уже сейчас, это понятно), а послезавтра, семнадцатого числа, мы встречаемся снова. Нас ждет второй теоретический день практикума.

Желаю всем удачи с заданиями! Уверена, у вас все получится!

promo writing365 january 5, 2017 13:58 18
Buy for 10 tokens
Добрый день, дорогие друзья. Ведерко оливье (у кого-то и не одно!) уничтожено, о бутербродах с красной икрой осталось только воспоминание, а от тортика - крошки на тарелке. Пришло время подумать о том, как мы проведем 2017-й год. Каждый день у нас есть огромное количество возможностей изменить…

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Календарь

Январь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com