?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Приветствую всех, дорогие друзья.

Как бы мне ни хотелось сбежать от этой фразы и отодвинуть этот день далеко-далеко, чтобы он был недостижим, придется-таки это сказать: мы завершаем наш стихотворный практикум. Он получился коротким, легким, не насыщенным - словом, таким, каким я хотела его видеть. Когда я размышляла о структуре будущего мероприятия, то твердо решила: никакой тяжелой нудятины. И далее никакой тяжелой нудятины в практикумах. Особенно нудятины теоретической.

Что сказать? Я до последнего момента не верила в то, что вообще напишу этот практикум. Потом все ждала, что случится какая-нибудь катастрофа, и все полетит кувырком. Но катастрофы не случилось, хотя, признаться, временами я подумывала о чем-нибудь в духе "кого я учу писать стихи? Я же сама их писать не умею". Но мой внутренний Цензор говорит очень тихим писклявым голоском. Госпожа Идея приходит, грозит ему плеткой и говорит: "Щас я кое-кого чему-то научу. Тихо сиди". И я вспоминала, что у меня не было цели кого-то чему-то научить. Точнее... да, была. Я хотела показать участникам практикума, что стихи, по сути, не сочиняются. Мы просто-напросто слышим их, а потом записываем. Вот и все. Это - словесная, мысленная мелодия, которую следует как-то оформить. Так что вдохновение, муза, эмоции или отстутствие эмоций - это все со стихами связано только косвенно. Скажем так - это может послужить маленькой искрой, намеком на костер, который мы разведем. Но это еще не все.

Сегодня мы с вами подводим итоги практикума, друзья.

1. Наши цели. Добились ли мы того, чего хотели? Если нет, почему?

2. Узнали ли вы что-то новенькое? Открыли ли что-то в себе, что впоследствии поможет вам в творчестве - не обязательно в стихотворном?

3. Что вам понравилось в практикуме? Какие моменты вы можете отметить как положительные?

4. О чем вы могли бы сказать "это можно было сделать иначе/лучше/подать в другой форме"? Чего вам не хватило?

Мне же остается поблагодарить вас. Спасибо за идею практикума (а она была вашей!), спасибо за участие и за поддержку. И - пожелать вдохновения и творческих успехов, конечно же.

Ваша Настя

Комментарии

( 25 слов — Сказать )
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
10 мар, 2015 09:38 (UTC)
Шесть минут сорок четыре секунды - это круто :)))) Вот это я понимаю - скорость! :)))

>> Ну...я самая вредная зануда и отметила бы как минус отсутствие темы о структуре построения стиха. Это как ни крути вещь очень важная. Ритм - позвоночник стихотворения. Какие угодно мощные метафоры будут восприниматься криво, если там гуляет ритм, как пьяница.

Ну, я изначально говорила, что про ритм ничего не будет. Цель была другая - не научить писать стихи, а показать, что их можно писать просто так, без того, чтобы цепляться за вдохновение, форму и т.п. Кстати, если ты читала работы участников, ритм гуляет почти у всех. У меня так он гуляет в каждом стихотворении - еще и поэтому было бы глупо учить кого-то ритму :))) Но если копнуть глубже, то ритм бывает очень разный. Есть ритм, а есть мелодика. Это уникальные, индивидуальные вещи. Я бы не рискнула здесь говорить о правилах. Это не психологическая эволюция персонажа и даже не опорные точки сюжета в крупной форме, где можно хотя бы как-то за что-то зацепиться. Здесь все очень тонко. Я не стала писать о ритме еще и потому, что тут были не супер-пупер-профессиональные поэты, а самые обычные люди. Кто-то давно стихов не писал. Знаешь, как отпугивает в таких случаях разговор о ритме и разных технических штуках? Так что я всегда за "сначала пробуй, а потом смотри, как получается". К чертям теорию. Это же творчество.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
10 мар, 2015 13:45 (UTC)
>> Знаешь, как потом сложно авторам, которых хвалят, когда они пишут без правил, потом идти в большой мир?

Знаю :))) Я одна из таких. До сих пор не знаю ни одного правила русского языка и плююсь ядом при мысли о писательской теории. Это не мешает мне писать, и пишу я хорошо. Это не мои слова, естественно, слова читателей. Хотя я тоже думаю, что пишу хорошо.

И - да. Я придерживаюсь мнения, что нельзя научить писать прозу, стихи или что бы там ни было. Не в том плане, что нет систем. Или не усвоят. В том плане, что это усваивается через внутренние сенсоры. Приходит изнутри. Да, это верно, правила иногда нужны. Но если в творческом человеке не живет маленький бунтарь, который может наплевать на правила и технику, то никакой это не творческий человек. Таково мое мнение :) В его правильности я никого не убеждаю. Но это - мой личный опыт.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
11 мар, 2015 10:00 (UTC)
Это не ты древняя. Это мир литературы древний :) И систему в нем уже давно-давно-давно надо менять. Но ничего. Скоро бумажные книги окончательно уйдут в небытие, и все будет иначе. По сути, мы уже почти завершили этот путь :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
16 мар, 2015 06:30 (UTC)
>> От электронных такого, увы, нет. Хотя видят их столько же народу, если не больше. Все равно. Не то и все тут.

Ну, тут еще очень многое зависит от того, для чего ты пишешь. Я вот, например, не пишу ради писка от бумажных публикаций :) Аудитория для меня в разы важнее. :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
16 мар, 2015 10:09 (UTC)
Кажется, мы с тобой путаем понятия. Я говорю не про счетчик читателей :) Я говорю про живую аудиторию. Про твоего читателя, который общается с тобой, задает вопросы, дискутирует. Обеспечивает ли один только факт бумажной публикации такую аудиторию? Нет, не обеспечивает. А общение с читателем в блоге, по электронной почте, в социальных сетях? Да. Вот это и есть твоя аудитория. У многих писателей в голове засел замшелый стереотип: электронная книга и бумажная книга - разные вещи, и электронная книга - это вообще не книга. Вот это то, что я повторяла, повторяю и буду повторять: формат меняется. И меняется не только формат. У людей ценности меняются в голове. Сейчас уже никого не удивишь бумажной публикацией (даже в научной среде, кстати). Сегодня основной тренд - это работа с аудиторией. Общение с читателем. Ну, помимо самого творчества, естественно. Больше писателей-небожителей "я опубликовал книгу, круто!" нет. Потому что книгу каждый может опубликовать - да тем же самиздатом. Читатель наелся красивыми обложками, и дорожку к его сердцу не так-то просто протоптать. Лучший инструмент для того, чтобы это сделать - Интернет. С одной стороны, сложно - ведь это работа, надо думать, действовать, время на это тратить. С другой стороны - и правда лучший инструмент.

Хотя бумажная книга - это тоже круто, бесспорно :) Мне было очень приятно подписывать свои книги, когда я отсылала их друзьям. А научные публикации - это ваааааще, гордость моя. Прямо распирает до сих пор :) Сейчас такие вещи для меня уже не так важны, как раньше, но вспоминать приятно :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
16 мар, 2015 11:01 (UTC)
То-то мы с тобой тут такие длинные и бессмысленные дискуссии ведем.... :))
(Удалённый комментарий)
scarlett_ocean
9 мар, 2015 19:26 (UTC)
Спасибо за практикум! Это было интересно )

Прикормить стихотворную музу обратно не удалось, ибо она мертва. Зато удалось провести сеанс спиритизма, расслышать шепот её призрака, и зафиксировать стихотворение, которое давно ходило вокруг и прорывалось иногда отдельными строчками ( http://www.stihi.ru/2015/02/22/11354 )
Всё остальное, что я понаписала в рамках курса - чистой воды рифмоплётство, по заданию и от ума. Возвращаясь к целям - я поняла, что да, это возможно, вот так вот взять и написать стих. Складный, может, даже красивый. Но без содержания, без энергетики. Просто расфасованные слова на выбранную тему.
В практкуме понравилось, что тренер играющий ) Не понравилось - соглашусь с Верой - отсутствие плотного разговора про форму. Но это уже чистой воды вкусовщина )
stacie_elberg
10 мар, 2015 09:41 (UTC)
>> Прикормить стихотворную музу обратно не удалось, ибо она мертва. Зато удалось провести сеанс спиритизма, расслышать шепот её призрака

Откуда в тебе столько пессимизма? Переродилась твоя муза :)

>> Всё остальное, что я понаписала в рамках курса - чистой воды рифмоплётство, по заданию и от ума.

Если следовать твоей логике, то все, что от ума - это рифмоплетство... так? :)

>> В практкуме понравилось, что тренер играющий

Здорово :) На самом деле, для меня делать задания наравне с участниками - это совершенно отдельное удовольствие :))

>> Не понравилось - соглашусь с Верой - отсутствие плотного разговора про форму.

Выше уже объяснила Веро в комментарии, поднимись на нашу ветку, если хочешь, глянь :) Если в общем - я сделала это, во-первых, потому, что у меня самой форма никакущая (как попрет сегодня - так и пишу, и не знаю, существует ли такая форма али как), а, во-вторых, потому, что творческих людей в самом начале пути (и особенно - тех, кто долго не писал, а теперь вернулся) очень отпугивает разговор про форму. :)
scarlett_ocean
10 мар, 2015 11:59 (UTC)
Муза... я привыкла к тому что живая муза это такой прапор Черззаборногузадирищенко, который вбивает тебе в голову фразы и ему плевать на время суток и место действия. И если с прозаическим ещё можно хоть как-то договориться, то со стихотворным - нифига.
Рифмоплётство от ума - для меня это так. То-есть я СВОИ стихи так рассматриваю. Если не прибежали строчки на эмоциях - то и сути стиза нет. Опять же, для меня как для автора. На критику чужих произведенй не претендую ни разу.
Разговор о форме, видимо, дело крайне индивидуальное. Я вот думаю продолжить играться с рифмоплётством и вне практикума, но вовсе не потому, что муза или эмоции или мне стало о чем писать, а потому, что снова очень захотела освоить этот долбанный сонет!!!
stacie_elberg
10 мар, 2015 13:39 (UTC)
Я не понимаю, как у тебя в голове связаны муза-прапор, вбивающая в головы фразы, и эмоции :)

Ой да. Жду от тебя сонет ведь :)
scarlett_ocean
10 мар, 2015 18:05 (UTC)
Что значит "как умещаюся"? Эмоции это еда ))) Да, он может перебиться всяким фастфудом вроде фильмов и газет, но без мясца и жизнь не та. Только застенчивое привидение и остаётся.
stacie_elberg
11 мар, 2015 10:02 (UTC)
Ну не знаю. У меня просто в голове не сочетается муза-деспот, скажем так, и эмоции :) Для меня это совершенно противоположные вещи....
scarlett_ocean
11 мар, 2015 14:39 (UTC)
все люди разные ))
stacie_elberg
12 мар, 2015 15:41 (UTC)
Это я понимаю :) Просто как-то логически это у меня не сочетается, да :)
veniklighter
10 мар, 2015 20:38 (UTC)
Ну что ж. Я хотела попробовать - я попробовала :)) Поняла, что сочинить что-то стихотворное нетрудно, если задаться такой целью. Еще убедилась, что сами по себе стихи из меня не лезут, иначе я бы их писала давно.

Поэтическую форму хотелось бы в какой-то момент освоить, причем именно как форму - научиться запихивать образы не в прозу, а в стихи, и таким образом усилить их воздействие на читателя. Благодаря практикуму я поняла, в каком направлении нужно для этого копать: пытаться вот прям по литературоведческим статьям набивать руку на разных возможных ритмах, размерах и что там еще бывает (попыталась сегодня почитать Википедию на эту тему - ууу, там поле непаханое!). Чтобы, когда содержание таки приползет, нужная форма была под рукой. Потом, когда я освоюсь с уже имеющимися формами, они начнут синтезироваться во что-то свое.

Понравилось в практикуме - как всегда, практические задания (хоть я и продолбала половину :))) и интересные темы для дискуссий. Не хватило как раз обстоятельного разговора про форму - тут присоединюсь к другим участникам. Все-таки (привет дискуссии из первой недели!) для меня разница между поэзией и прозой - в первую очередь в форме. Содержание-то какое угодно можно туда напихать :))

Спасибо большое Насте и всем участникам! Было весело и полезно.
stacie_elberg
11 мар, 2015 10:10 (UTC)
Спасибо тебе за участие!!! :)
veniklighter
11 мар, 2015 10:47 (UTC)
Спасибо тебе, что все организовала! Практикумы - это хорошо.
stacie_elberg
12 мар, 2015 15:41 (UTC)
Не за что :) То ли еще будет ;)
( 25 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com