?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Добрррррый вечеррррр, дррррррузья!

Снова четверг вступил в свои права и мы зажигаем Творческий костер.

Это же наш маленький еженедельный ритуал.

Посудите сами, насколько все в нашей жизни ритуально. Это не только празднование Нового Года, 8 Марта, дня равноденствия, Пасхи, 9 мая... Это и рукопожатие при встрече, приветствие, чистка зубов по утрам, выпитая первая чашка кофе до завтрака, выкуренная сигарета в перерыве между работой. Это все практические и необходимые для нас ритуалы.

Так вот, давайте сегодня поговорим о них. О ритуалах, подпитывающих наше творческое вдохновение.


Как возникает ритуал?

Во-первых - это многократное повторение одних и тех же действий. Если вы просто делает одно и то же день за днем — вы, в конце концов, не сможете спокойно жить без этих действий (об этом позаботиться ваше подсознание).

Во-вторых, можно придумать себе правило, которого будем придерживаться перед началом творческого процесса. К примеру, вспомним как было это в детстве: если я обойду трещину в асфальте, не наступлю на муравья, встречу машину с тремя семерками в номере, мне повезет. Так это можно делать и сейчас: если стану делать зарядку, буду хорошо вести, а в нашем случае - буду писать хотя бы одну страницу в день, - то проблем, как таковых, уже не будет. Вот и все. Ритуал уже готов.

Еще один пример ритуала. Настя проводит писательские марафоны. Так вот - собрание определенного количества народа в одно и то же время с одной и той же целью - тоже считается писательским ритуалом. Даже флешмоб - это ритуал. Мы ограничиваем себя временными рамками для написания произведения, ждем времени выкладки, наблюдаем за голосованием и ждем результатов. Ну как не ритуал?

И это неотъемлемая часть не только упорядочивания творческого процесса, как такового, но и самой жизни. Облегчает и упрощает некоторые ее аспекты.

Но, не отходим от темы нашей беседы.

При создавании творческого ритуала, необходимо учесть и тот факт, что он может как положительно повлиять на творческий поток, вдохновить, подпитать, погнать мысль, так и отрицательно - убить желание вообще писать, возненавидеть данный текст или страницу. Поэтому, если вдруг вы загорелись созданием своего ритуала, не нужно выстраивать для себя огромные рамки, в которых вы просто задохнетесь и убьете на корню все желание вообще что-либо делать.

Допустим, возьмем пример из бытовой жизни. Мы встаем рано утром, включаем компьютер и в первую очередь просматриваем почту. Ритуал!

Когда садимся писать, отвлекаемся на "посмотреть что-то", "проверить что-то", "заглянуть куда-то", "заварить чай", "съесть конфетку", "пробежаться". Это тоже ритуальные действия.

Когда мы слышим о том, что вот тот писатель пишет каждый день по пять страниц, а другой - только когда есть вдохновение, и то, и другое - тоже своеобразный ритуал. Только вот сразу прививать в себе то или иное повтояющееся действие не стоит. Каждый человек - индивидуален. И подход к творчеству у каждого свой. Обязательно необходимо выбрать ту золотую серединку, которая будет нас вдохновлять.

У каждого писателя есть свой способ настроиться на твоческий процесс. Вы разведете руками и скажете: а у меня его нет!
А я вам отвечу, что есть. Сесть с поджатыми ногами в широком кресле и держать ноут на коленках, заварить чай и поставить у компа, перепроверить почту, перечитать любимую книгу, мечтать об отвлеченном, сосредоточенно подсчитывать страниц, да банально пялиться по пять минут на чистый вордовский лист... Это все то, о чем мы сегодня и говорим.

Допустим, приведу пример некоторых ритуалов, одни из которых можно взять на вооружение, а другие - выглядят не то что необычно... странно...

Стивен Кинг пишет по 10 страниц каждый день без перерыва на обед и вне зависимости от дня недели. Даже праздничные дни не являются для него исключением.

А вот Эрнест Хемингуэй писал по 500 слов в день. Он просыпался рано утром, чтобы успеть выполнить норму до наступления знойной жары и творить в тишине и покое. Несмотря на то, что Хэмингуэй был известен своей любовью к выпивке, утром он не позволял себе садиться за книгу в нетрезвом состоянии.

Владимир Набоков любил творить стоя и записывал свои мысли на карточках. Эта система позволяла ему записывать сцены не соблюдая никакой сюжетной последовательности и затем перестраивать их, как душе будет угодно. К примеру, для романа «Ад» ему понадобилось около 2 000 карточек.

Трумэн Капоте, автор «Завтрака у Тиффани», утверждал, что он «горизональный писатель». Потому как писал лежа в кровати в спальне или на софе в гостиной с сигаретой или чашечкой кофе. Затем кофе плавно переходил в чай, чай в херес, херес — в мартини и так до самого конца дня. Все свои творения он написал карандашом. И даже после того, как карандашу на смену пришла пишущая машинка, он все равно писал, лежа на диване.

Филипп Рот, автор «Заговора против Америки», любит работать стоя и ходить кругами. Он утверждал, что для написания каждой страницы проходил около полу мили.

Некоторые из писателей ставят перед собой задачу писать определенное количество страниц или слов в сутки. Джеймс Джойс свою писательскую работу определял количеством предложений.

Дж. К. Роулинг писала свои книги в кафе, пока ее дочь Джессика мирно спала дома. «Ты то, что ты пишешь…поэтому убедись, что тебе нравится что ты пишешь! Книги о Гарри Поттере стали неотъемлемой частью моей ежедневной жизни на целых 17 лет, и сказать прощай было даже сложнее, чем я себе представляла. Если ты с воодушевлением берешься за произведение, то сможешь вложить в него всю свою душу, поэтому отдавай все, что у тебя есть».

У Агаты Кристи долгое время не было даже рабочего стола. Например, когда журналисты пытались добиться интервью после публикации его знаменитого романа Убийство Роджера Экройда, писательница из скромности была вынуждена отказать. Зато Агата Кристи писала в любом месте и в любой самой неудобной позе.

Оноре де Бальзак настолько обожал кофе, что за день мог употребить до пятидесяти чашек кофе без молока и сахара. Бальзак имел обыкновение бросать в рот несколько кофейных зерен и преспокойно их разжевывать. Кофе помогал писателю держаться в тонусе несколько часов.

Чарльз Диккенс любил заходить в городской морг и проводить там целый день, наблюдая, как привозят тела покойных, а санитары готовят их в последний путь. Литератор также перечитывал в газетах подробности известнейших убийств и анализировал, что же могло произойти на самом деле.

Некоторые писатели проходят через ритуал соприкосновения с любимым литературным произведением. Например, Сомерсет Моэм перед началом работы читал «Кандида» Вольтера, а Уилла Кэтер — Библию.

По части извращений всех, пожалуй, сумел переплюнуть немецкий поэт и философ Фридрих Шиллер, который не мог писать, если ящик его письменного стола не был набит… гнилыми яблоками. Гете, друг Шиллера, рассказывал: «Однажды я пришел навестить Фридриха, но он куда-то отлучился, и его жена попросила меня подождать в рабочем кабинете. Я сел в кресло, облокотился о стол и вдруг почувствовал резкий приступ тошноты. Я даже отошел к открытому окну, чтобы подышать свежим воздухом. Поначалу я не понял причины этого странного состояния, а потом догадался, что дело в резком запахе. Скоро обнаружился и его источник: в ящике стола у Шиллера лежала дюжина подпорченных яблок! Я позвал было слуг, чтобы они убрали безобразие, но мне сказали, что яблоки тут положены специально, что иначе хозяин и работать не может. Вернулся Фридрих и все это подтвердил!».

Лев Толстой объяснял свое пристрастие к пахоте и косьбе обычной привычкой к движению. Если Толстой за день ни разу не вышел из дома хотя бы на прогулку, то к вечеру становился раздражителен, а ночью долго не мог заснуть. Верхом он не ездил, тренажерных залов в Ясной Поляне не предвиделось в ближайшие сто лет – оставались только упражнения с косой и плугом. В этом смысле особенно тяжело давались графу осень и зима с их вынужденным затворничеством. Впрочем, Лев Николаевич придумал себе занятие – рубить дрова. Зимой в своем московском доме в Долгохамовническом переулке писатель никому не позволял делать эту работу. Каждое утро он выходил во двор и рубил поленницу дров, а потом еще на санях привозил воду из колодца.

Виктор Гюго частенько писал свои нетленные произведения в голом виде*. Это был своеобразный самошантаж: Виктор приказывал слуге забрать всю его одежду, чтобы исключить любой соблазн выйти из дома и отвлечься от работы. Добровольное заключение прекращалось только после написания определенного количества страниц.

Александр Дюма-отец имел довольно странную привычку: ежедневно в семь часов утра он съедал яблоко под Триумфальной аркой. Инициатором этого с виду бессмысленного ритуала был личный врач Дюма. Дело в том, что его пациент страдал бессонницей из-за своей чрезвычайно бурной и неорганизованной жизни. Необходимость вставать в шесть утра, чтобы дойти до арки и съесть проклятое яблоко, должна была побудить писателя ложиться пораньше и организовать свой режим.

Элвин Брукс Уайт, автор книги «Паутинка Шарлотты», любил писать в гостиной, где собирались все домочадцы. Он говорил, что ему нравится писать под болтовню и смех близких: «Писатель, который ищет идеальные условия для работы над книгой, умрет, так и не написав ни слова».

Джек Керуак признавался, что у него есть писательский ритуал: перед началом работы он зажигает свечу, а, закончив писать, задувает ее.

Писатель Харуки Мураками соблюдает строжайший режим: в период работы над книгой он встает в 4 часа утра и работает до 6. Днем он обязательно пробегает 10 км или проплывает 1500 м (а иногда совмещает одно с другим). После этого он читает и слушает музыку. Спать ложится в 9 часов вечера. Никаких изменений в режиме быть не может!

Натан Инглэндер всегда выключал свой мобильный. Никакой переписки, никаких имейлов, никакого Фейсбука, никакого Инстаграма. Большую часть времени он писал с затычками в ушах - даже если дома царила мертвая тишина.

Майя Анджелу снимала номер в гостиннице, за который ежемесячно и платила. А под рукой всегда находились Roget’s Thesaurus, словарь и Библия. А также колода карт и несколько кроссвордов. Что-то, чтобы занять свой "маленький ум". Об этой разнице между "большим умом" и "маленьким" ей рассказала бабушка... "Большой ум" обычно занят решением глобальных задач, а "маленький ум" можно направить на решение маленьких задач, чтобы сосредоточиться. Поэтому она часто разгадывала кроссворды или играла в Солитера в то время, как "большой ум" думал над писательскими проектами.

А. Дж. Джекобс: "Дети будят меня. Я пью кофе. Делаю завтрак детям, провожаю их в школу, затем возвращаюсь домой и начинаю писать. Как правило, это неудачные попытки, которые длятся до тех пор, пока я не отрубаю интернет, чтобы немного прийти в себя после информационной атаки.
Я большой фанат планов. Я пишу план. Затем пишу более детализированный план. Затем еще добавляю деталей. Формирую фразы, расставляю знаки пунктуации, и план превращается в книгу.
Я пишу на беговой дорожке. Начал это практиковать после того, как изучил несколько медицинских исследований об опасностях сидячего образа жизни. Сидеть - катастрофически вредно. Один врач сказал мне, что сидеть - это разновидность курения. Так что я купил беговую дорожку и поставил на нее компьютер. Мне требуется около 1200 миль, чтобы написать книгу.
Мой совет начинающим авторам - заставляйте себя генерировать десятки идей. Многие из этих идей будут ужасными. На самом деле, большинство. Но среди этого барахла будут также сверкать драгоценные камни. Старайтесь оставлять 20 минут в день для мозгового штурма."

Халед Хоссейни: "Я вообще не планирую. Не считаю это полезным и не люблю загонять себя в рамки. Мне нравится элемент сюрприза и спонтанности, нравится позволять истории идти своим чередом. По этой причине написание первого черновика дается мне очень трудно. Часто я чувствую разочарование. Это всегда оборачивается не тем, что я думал, и часто далеко от идеала, который я лелеял в уме, когда только начинал писать. Однако я люблю переписывать. Первый черновик - это всего лишь набросок, в который я добавляю слои, нюансы, оттенки, детали, цвета. Писательство для меня - это, по большей части, переписывание. Я стараюсь приблизить историю к изначальной задумке."

Рэй Брэдбери: "Я могу работать где угодно. Я писал в спальнях и гостинных, когда жил с моими родителями и братом в маленьком домике в Лос Анджелесе. Я печатал на машинке в гостиной под шум радио и болтовню родителей с братом. Позже, когда я работал над «451 градус по Фаренгейту», я пришел в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и нашел там печатную комнату в подвале. Если вставить в машинку 10 центов, можно купить полчаса печатного времени."

Марк Твен: Он шел утром в кабинет после обильного завтрака и оставался там до ужина, т.е. до 5 часов. Так как он пропускал ланч, а семья не решалась его беспокоить — они дудели в рог, если он был нужен — он обычно мог работать без перерыва несколько часов. После ужина он зачитывал написанное всей семье. Ему нравилось иметь слушателей, и его вечерние представления почти всегда получали их одобрение. По воскресеньям он не работал, а отдыхал с женой и детьми, читал и спал днем где-нибудь в тенистом месте у их дома. Независимо от того, работал он или нет, он постоянно курил сигары.

Чехов садился писать, облачившись в парадный костюм.
Достоевский писал по ночам. Так проще сосредоточиться. Федор Михайлович запирался в комнате и работал в полном уединении.
Шарлотта Бронте, чтобы дать Музе отдохнуть, чистила картошку.

Сразу видно, насколько разнообразными могут быть писательские ритуалы. Но бывает так, текст совсем не идет, не помогает ни один писательский ритуал, в данном случае попробуйте отвлечься на что-нибудь приземленное. Ведь дома всегда хватает дел. Найдите самое бытовое занятие из всех бытовых, без намека на творчество. Физический труд перезагрузит ваш «компьютер» – в голове появятся свежие креативные мысли, а пальцы сами застучат по клавиатуре.

Конструктивных вам ритуалов и обильного творческого вдохновения.

Поделитесь своими творческими ритуалами, как они помогают вам влиться в творческий процесс и погрузиться в свою книгу...

Жду вас в комментариях.

Тема сегодняшнего вечера заказана Настей, stacie_elberg. Дерзаем, друзья!


PS: если у вас интересные идеи, о чем мы сможем поговорить в творческий вечер следующего четверга – пишите мне на почту: littayuki@ya.ru, либо в комментариях к этому посту. Я с удовольствием вас выслушаю, и мы увлекательно проведем время у нашего костра…

Всем удачи.
Ваша Литта.

Метки:

Комментарии

( 11 слов — Сказать )
vikont_ic
15 май, 2015 18:21 (UTC)
Я пасьянс собираю перед тем, как писать на ноуте :)
Интересная тема и информация.
ya_litta
16 май, 2015 15:00 (UTC)
Пасьянс помогает сосредоточиться и настроиться?

Спасибо)
vikont_ic
19 май, 2015 18:46 (UTC)
Что-то в этом роде, а заодно показывает, насколько день будет удачный или не очень удачный. :)
veniklighter
15 май, 2015 22:30 (UTC)
Какая чудесная подборка! Плюсую товарищей, рекомендующих физкультуру как писательский ритуал. Помогает успокоиться, сосредоточиться и вообще поддерживать себя в форме. А вот лежа писать я бы не смогла: у меня от долгого лежания голова болеть начинает.

Я не ощущаю потребности в писательских ритуалах типа "зажечь свечу перед началом работы". Мне кажется, такие ритуалы скорее вредны: они привязывают, и ты потом без этой свечи не можешь. Я хочу научиться сосредотачиваться и писать в любой обстановке.

Но в итоге ритуал у меня все-таки есть. Это - час писательства по утрам, сразу после завтрака, который я полностью посвящаю своим текстам. Дает заряд вдохновения на целый день! Иногда его приходится отменять, когда утром возникают срочные дела. но большую часть времени он есть.
ya_litta
16 май, 2015 15:04 (UTC)
Физкультура всегда полезная вещь. По себе знаю )))

А я когда пишу, я не могу найти себе места, могу и лежа, и сидя... лишь бы поза удобная была.

>>такие ритуалы скорее вредны: они привязывают, и ты потом без этой свечи не можешь.
Ну, с одной стороны - может быть и да. А вот с другой: это как сигнал для ума - начинать действовать. Это как включать рыбкам свет перед тем, как накормить. Они привыкают, потом сами уже подплывать начнут, ожидая корма. Так и здесь. Зажигаешь свечу и срабатывает в мозгу, щелкает. И никуда уже не деться. По мне так хороший вариант. Но я тоже не буду свечи зажигать =)

>>ас писательства по утрам, сразу после завтрака
Очень хороший ритуал. А ты сова или жаворонок?
veniklighter
16 май, 2015 20:06 (UTC)
>> это как сигнал для ума - начинать действовать
Да, ты права, это обоюдоострая вещь. Главное - воспользоваться плюсами и при этом не огрести минусов :)) На самом деле я иногда зажигаю свечу, когда пишу. Не как ритуал, а просто для настроения.

>> А ты сова или жаворонок?
Нечто среднее :) Мне оптимально ложиться в 11-1 и вставать в 8-10. И пишется гораздо лучше по утрам, чем вечером. Бывает еще странная писательская активность ночью, но это контролирует муза, а не я :))
А тебе когда лучше пишется?
ya_litta
18 май, 2015 11:28 (UTC)
>>я иногда зажигаю свечу, когда пишу.
Свечи вообще создают романтическую атмосферу и под них очень хорошо пишется))

А мне сейчас лучше всего пишется утром, с 9 до 11. И вечером, с 4 до 9.
А вот два месяца назад я хорошо писала в любое время, а особенно - ночью. Так что... капризы такие капризы =_=
veniklighter
18 май, 2015 16:37 (UTC)
Ага, человек существо непостоянное...
stacie_elberg
16 май, 2015 18:18 (UTC)
>> Еще один пример ритуала. Настя проводит писательские марафоны. Так вот - собрание определенного количества народа в одно и то же время с одной и той же целью - тоже считается писательским ритуалом. Даже флешмоб - это ритуал. Мы ограничиваем себя временными рамками для написания произведения, ждем времени выкладки, наблюдаем за голосованием и ждем результатов. Ну как не ритуал?

Надо же. Никогда не задумывалась обо всем об этом как о ритуале. Но теперь посмотрела с другой стороны, благодаря тебе! :)

У меня тоже есть ритуал со свечой :)) Свечи бывают разными, но почему-то уже давно повелось, что я покупаю их только в IKEA. А еще у меня есть ритуал перемены места: если кусок ну совсем не идет, я беру ноутбук и иду с ним на кровать. Не так давно приобрела подставку для него, очень удобную (и красивую - белую с черным). Удобно :) И еще у меня есть курительный ритуал: когда пишу, раз в час выкуриваю сигарету. Раньше во время работы могла выкурить сигарет десять за пару часов, но потом поняла, что это не дело. А теперь даже об одной, о той, которая раз в час, забываю - почти всегда рукопись увлекает.
ya_litta
18 май, 2015 11:30 (UTC)
>>Никогда не задумывалась обо всем об этом как о ритуале))
Я как-то тоже, но когда писала эту тему, призадумалась, что все это действительно так ))

>> А еще у меня есть ритуал перемены места
Хех)) Ага, если кусок у меня не идет тоже, значит нужно пройтись, поесть, попить, заварить чай, мысленно отдохнуть минут пятнадцать, тоже схватить подставку (она у меня чернее ночи) водрузить на него ноут и зарыться в одеяло))) Кайфффф)))

>>И еще у меня есть курительный ритуал: когда пишу, раз в час выкуриваю сигарету.
Творчество агитирует на куренобросание)))


stacie_elberg
18 май, 2015 11:53 (UTC)
>> Хех)) Ага, если кусок у меня не идет тоже, значит нужно пройтись, поесть, попить, заварить чай, мысленно отдохнуть минут пятнадцать, тоже схватить подставку (она у меня чернее ночи) водрузить на него ноут и зарыться в одеяло))) Кайфффф)))

Слова знатока! :)))

>> Творчество агитирует на куренобросание)))

Это так :))
( 11 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com