?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Я бросила курить около года назад, и теперь только покуриваю. Я не пью ничего алкогольного, и позволяю себе половину бокала вина только по большим праздникам. Но в верхнем ящике моего письменного стола лежит пачка сигарет - Parliament, длинный, обычный. А еще у меня припасена бутылка вина. Хорошего, не какого-нибудь там. Я курю, когда мы с Аней говорим по Skype - ну как-то вот душа просит сигаретку каждый раз. Но есть у меня и другой повод. И покурить - вот прямо выложить пачку на стол, а не таскать сигаретку-другую - и выпить. Вот прямо налить себе бокал вина, целый, не половинку.

Итак, одним прекрасным вечером я кладу на стол пачку сигарет, наливаю себе бокал вина, сажусь за компьютер и, тяжело вздыхая, открываю файл. Меня ждет вычитка первой книги цикла "Право выбора". Куча персонажей, куча событий, куча ляпов, куча опечаток. И все это - почти шесть сотен листов текста. Times New Roman, отступ 1, абзац. Да. Полный абзац, думаю я, с тоской глядя на рукопись. Абзац, который продлится как минимум неделю. И я не напишу ни строчки, потому что буду править. Править. Только править.

Ну, вы угадали. Сегодня мы будем говорить о редактуре.
Я принадлежу к числу достаточно терпеливых и трудолюбивых писателей. Да, безусловно, у меня есть свои предпочтения. Предположим, я люблю персонажей-мужчин больше женщин. Что-то дается мне хорошо - например, эротические сцены или что-то драматическое, вот прямо все такое из себя, где эмоции зашкаливают. Что-то дается мне похуже - например, драки и прочие вещи, которых я старательно (и почти успешно) избегаю. Но по большому счету в писательской работе мне нравится все. Помимо одного. Редактуры. Я ненавижу редактировать.

В свое оправдание могу сказать, что так оно было не всегда. Свой первый роман я правила бесчисленное количество раз. Дело в том, что когда я его писала, то находилась под влиянием довольно популярного в писательской среде суждения: вещь должна быть идеальна. Помимо всего прочего, меня окружали авторы, которые только и делали, что правили свои вещи. Вот написал ты роман за три месяца - а потом три года его правишь. И в итоге приходишь к выводу, что, блин, тебе не нравится, и пора переписать. Меня не избежала сия участь, и я тоже переписывала свой первый роман. И, конечно же, в итоге осталась недовольна.

Но было это давно. Дайте-ка подумать... кажется, 2007 год. Я писала его год, а правила лет шесть. И дважды переписывала. Хотя не могу ручаться за точность цифр, потому что переписывала сначала целиком, потом снова части, потом... Потом у меня наконец-то появилась новая идея, и она захватила с головой. И слава богу, потому что если бы не второй роман (по размеру, скорее, дилогия), я бы продолжала править первый. И не написала бы семь последующих. И, наверное, Мир Темной Змеи не появился бы.

В рамках работы над первым романом случилось кое-что, раз и навсегда определившее мое отношение к процессу редактирования. Нет, не в том плане, что я ненавижу править - это так всегда было, мне и свои сочинения в школе очень не нравилось переписывать на чистовик, я в 99 процентах случаев сразу писала набело (и очень этим гордилась). А в другом плане. Вот в чем дело.

Мой первый роман состоит из трех частей, две из которых - приквел. Сначала была написана основная часть, после чего я надолго погрузилась в пучину "осенней депрессии" и "писательского кризиса". А потом познакомилась с книгой "Путь Художника" в общем и с методом Утренних Страниц в частности. И тогда-то все пошло на лад. Я выдала две части приквела, писала быстро и вдохновенно. И - внимание - не правила главы основательно, тогда как раньше ковырялась в каждой главе после ее написания как минимум пару дней. Ого, а это хорошо, решила я. Вот мой метод: сначала написать все-все-все, а потом убирать лишнее.

Этот инсайт был очень ценным подарком, который мне преподнесли Утренние Страницы. Не погрешу против истины, если скажу, что именно благодаря такому способу работы над произведениями я приговариваю завидные объемы текста и добиваюсь результатов, о которых некоторые писатели с вытаращенными от удивления глазами говорят "как ты все успеваешь?!". Ну, сегодня они говорят иначе, потому что обращаются к нам с Аней: "как ВЫ все успеваете".

Но у Ани свои секреты, и она вам потом об этом расскажет сама, рубрика-то соавторская, и у каждого будет право сказать свое слово. А мы говорим о моем стиле редактуры, так?

Вообще, если вдуматься, то мой стиль редактуры немного... даже не знаю, как бы это помягче. Подойдем к вопросу с другой стороны. Я знаю многих писателей, которые цедят слова в час по чайной ложке. Я называю это "ювелирная отделка первого черновика". Мы перечитываем абзац сотню раз, вставляя слова, размышляя над смыслами. Потом переходим к следующему - и делаем то же самое. В итоге получается, что мы не просто медленно работаем - мы не успеваем за своими мыслями. И - да! Вот оно, то самое "идея моя в голове хороша, а когда воплощаю - такой плохой грязный треш.... сразу хочется оставить проект".

Вот мое кредо: пиши быстро, пиши все, что приходит в голову на данный момент, все, что, как ты считаешь, будет актуально для сюжета. Заканчивай первый черновик. Первый черновик - он отвратительный и грязный. Править будешь после того, как его закончишь. Только остановился, начал перечитывать главы, начал детализировать - считай, завяз.

Я считаю, что "идея моя в голове хороша... и дальше так, как уже писала" - это болезнь, которую можно излечить именно так. Писать первый черновик быстро, не останавливаясь, не спрашивать себя "ой, а хорошо у меня получается?", "ой, а тут наречие не лишнее?", "ой, а героиня с ним переспала, а это хорошо". Очень важно поставить в своей голове дверь. Стальную. С огромным количеством замков. С помощью этой двери вы будете закрывать мысли "ой, а что, если... плох сюжет, плоха идея, я плохой".

Идея не плохая и не хорошая ровно до тех пор, пока вы ее не воплотили. Пока вы не написали слово "конец" на последней странице первого черновика. И до тех пор, пока вы это слово не написали, дверь "ой, а что, если... " должна быть закрыта наглухо. Закройте ее нахрен. Проглотите ключ или подарите его соседке, а потом попросите назад.

Как. Только. Вы. Начинаете. Думать. О. Том. Хорошо. Ли. У. Вас. Получается. Ваша. Книга. Пропала.

Да, наверное, это идет вразрез с писательскими учебниками. И с теорией. И со статьями по писательскому мастерству. К сожалению, я не очень хорошо знакома со всем этим. А, если говорить точнее, не знакома совсем. Я пишу тут о том, что у меня работает. А это работает, да. Это работает раз за разом. Это работало до соавторства. Это работает в соавторстве. Это - проверенная система.

Обычно мой первый черновик выглядит "жирным". Предположим, что я написала главу, и в ней 60 тысяч знаков. Ого, многовато. Впрочем, для меня - вполне себе, у нас с Аней даже есть такой термин: "очередная МАЛЕНЬКАЯ глава". Это про мои главы. На самом деле, я всегда писала много, это, в том числе, и особенность моего стиля. Что происходит после того, как я поставила точку? Я начинаю править. С моей точки зрения написанная глава - это законченная глава. И прибавлять нечего - нужно только убавлять. Дописывать, детализировать - это для меня равносильно пытке. Уж лучше я перепишу все заново.

Итак, я правлю - и от моей жирной главы в 60 тысяч знаков остается глава в 40 тысяч знаков. После этого я отправляю главу Ане на вычитку - и мы вставляем ее в тело рукописи, над которой работаем. Что происходит после того, как мы зафиналим первый черновик? Похудеет ли моя уже не очень жирная глава? Похудеет. Это точно. Еще тысяч на десять. Ну, ладно. На семь.

Что происходит, если мне все же приходится что-то вписывать? Это еще хуже, чем просто правка. В процессе работы над вторым романом, начавшимся с любовной истории, я внезапно поняла, что хочу засунуть туда и детективную линию. Пришлось всовывать. Это было мучительно. Собственно говоря, в итоге я почти переписала любовную часть. О чем, кстати, не жалею. Я вполне довольна и самим романом, и любовной линией, и детективной линией, хотя вещь получилась тяжеловатая... но легко писать у меня, к счастью или к сожалению, не получается.

И здесь - время для вопроса, который мне задают очень часто:

А тебе не жалко написанных слов?! Столько резать?!

Если честно, нет. И объясню, почему. Дело в том, что редакторская правка для меня является процессом, полностью противоположным писательству как таковому. Представьте, что вы - скульптор. У вас есть мрамор, и вы из него делаете статую. Так вот куски, которые отлетают от мрамора в процессе вашей работы - это те самые лишние слова, которые я убираю в процессе редакции.

Да, безусловно, когда приходится убирать главы целиком, это немного нервирует. Так как по объему я пишу больше, чем Аня, мне время от времени приходится убирать из рукописи уже написанные (и выправленные!) главы. Что ни говори, это неприятно, даже если этой главой вы потом поделитесь где-нибудь - на СИ, если там тусите. Но ничего не поделаешь, такова она, правка. По большому счету, ее можно любить, можно не любить, но она - как шлифовка алмаза. Вы потрудились и нашли алмаз. А теперь потрудитесь еще и отшлифуйте. И тогда он превратится в бриллиант.

И вот еще один вопрос, который часто задают - это особенно актуально для начинающих писателей.

Когда вещь становится готовой? Когда алмаз превратился в бриллиант?

На самом деле, это опасный вопрос. На него есть много ответов - но ни одного правильного. Точнее, ни одного актуального. Зато есть один, который вам не понравится. Вот он.

НИКОГДА.

Это одна из загадок писательского творчества. Да и не только писательского. Творчества вообще. Есть у художников такой термин - тонкий огрех холста. Что примерно означает: хорошая вещь должна быть несовершенной. Как понять, закончили ли вы? Да никак. Почувствовать. С писательским опытом приходит и чутье. Вы всегда не дотянете что-то. Всегда будут опечатки, которые вы не углядели. Наречия. Ляпы. Парочка стилистических ошибок. Проблемы с хронологией. Или что-нибудь там еще. Задайте себе простой вопрос: что я говорю читателю этим произведением? Что я хотел сказать? Сказал ли я это? Важный момент в писательском творчестве - это умение вовремя остановиться. Если ваш читатель выискивает опечатки и огрехи вместо того, чтобы втянуться в сюжет и сопереживать героям, вероятно, это проблема читательского восприятия. Но не обольщайтесь. Не всегда. В 90 процентах случаев это ваша проблема.

Первый черновик дан нам не для того, чтобы мы в процессе письма выверяли стилистику и наречия. Первый черновик дан нам для того, чтобы мы воплощали идею. Воплотили ли вы ее? Или вам было важнее поставить запятую в правильном месте? Книги пишут не ради идеального стиля, не ради того, чтобы вас кто-то похвалил, и даже не ради того, чтобы продемонстрировать свой интеллект и прекрасное владение русским языком.

Подумайте об этом.

Всегда ваша,

Настя



Комментарии

( 4 слов — Сказать )
scarlett_ocean
25 ноя, 2015 20:58 (UTC)
Тут от хаоактера многое зависит. Вот я люблю редактировать. Настолько , что десять лет закончить не могу трилогию свою. И даже отправка в издательство не сппсла - пришел откпз, и я опять переписываю, улучшаю... и ни одна из множества других идей не захватывает настолько, чтобы забыть о старой и переключиться.
stacie_elberg
25 ноя, 2015 21:49 (UTC)
Значит, надо финалить :) Коли не можешь переключиться на новые идеи.
scarlett_ocean
26 ноя, 2015 05:31 (UTC)
Финальнее отправки в издательство может быть только напечатанная книига. А её нет. И вряд ли будет. А интернет.. на то она и цифра, что можно все в любой момент снова исправить О-О
stacie_elberg
26 ноя, 2015 07:43 (UTC)
Напечатанное в издательстве тоже можно исправить. Для этого существуют переиздания :) Вопрос в том, есть ли ощущение лично у тебя, что вещь завершена. После пятого-шестого романа начинаешь чувствовать такое. Ко мне это примерно в такой срок и пришло. Чувствуешь, когда нужно поставить точку, когда история завершена :)
( 4 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com