?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


К нам с Аней часто приходят с вопросом: «Как вы все успеваете?». Как вы успеваете работать, верстать сборники, публиковать в сообществе Клуба посты, делать кофейные книги, организовывать писательские марафоны, рисовать, сочинять стихи и прочая-прочая? И – самое главное - как вы при всем этом умудряетесь писать по книге в среднем за три месяца?..

С одной стороны, хочется дать работающий рецепт – мы же не жадные. Когда вам задают подобные вопросы, от вас ждут секретных формул. Если вы можете, то и другие могут. С другой стороны, секретных формул нет. Недавно я прочитала хорошую фразу: «Секретов успеха не существует. Другие работают, а вы все ищете свой секрет». Все банально и просто. И актуально не только для соавторства.

1. Перестаньте романтизировать творческий процесс.

Вдохновения не существует. Писательских блоков не существует. Хватит разводить философскую психологическую писательскую дребедень. Прижмите свою попу к стулу, откройте ноутбук или положите клавиатуру перед собой – и начните писать. Напишете свою ежедневную норму знаков. И уже потом подумаете о том, как на улице тоскливо, о том, что ваша кошка не пришла вас погреть, а в коробке закончились печеньки.

2. Если вы не можете усадить себя за рукопись, ваш соавтор в этом не виноват.

Вообще ваш соавтор ни в чем не виноват, и очень важно осознать эту простую истину максимально глубоко. Если у вас плохое настроение, а соавтор не читает ваши мысли и не пишет вам любовное сообщение «ну как ты там, моя мурмурушка?», то виноват не он. Если у вас не идет глава, а соавтор не чувствует ваше настроение на расстоянии сотен километров и не посылает вам поцелуйчики, то виноват не он. Если вы хотите, чтобы ваш соавтор сейчас писал, а он сидит в кино с подружкой или, еще хуже, с мужиком, то виноват не он. Сконцентрируйтесь на творчестве, а не на том, почему вам в очередной раз не хочется писать.

3. Творчество – это не всегда набор текста.

Это планирование, редактура, наброски, мозговой штурм, классификация идей и структурирование информации. Если у вас есть большой проект или собственный мир, то это еще проработка технических деталей, сайт, написание контента для социальных сетей и прочие интересные вещи. Нет возможности работать над рукописью? Займитесь чем-нибудь еще. Хотя можете идти и лайкать котиков, а потом спрашивать у других, как они все успевают.

4. Знайте ваши сильные и слабые стороны.

И сильные и слабые стороны вашего соавтора тоже. И позаботьтесь о том, чтобы это знание у вас было общим. У Ани лучше получается подбирать образы персонажей, ей хорошо даются заголовки книг. Я лучше нее пишу аннотации и лучше структурирую информацию. Давайте то, что можете дать вы. И не требуйте от соавтора то, чего он вам не может дать. На подобные препирательства уходит туча времени и энергии. Это время вы можете потратить на более конструктивные вещи. Например, на творчество.

5. Люди – не вещи, они вам не принадлежат.

И у вас, и у вашего соавтора есть своя жизнь. Личная. Да, представьте себе. Мальчики, приготовление еды, работа, покупка платьев и бусиков. Вы покупаете себе зеленые бусики, а соавтор – красные, но у вас в любом случае есть своя жизнь. Учитесь уважать личное пространство другого. Не нужно туда лезть. Лучше создайте собственное личное пространство, которое будет принадлежать вам и вашему соавтору. И сконцентрируйтесь на том, чтобы оберегать и совершенствовать его.

6. Вы не идеальны.

Этот факт тоже нужно принять и осознать. Никто не идеален. И вы не идеальны. Иначе вы не работали бы в соавторстве. Нет, это не значит, что вы какой-то неполноценный. И что вам нужна вторая половинка, без которой вы никто. Это означает, что вы дошли до определенной творческой ступени и готовы впустить в свой мир другого человека. Он тоже не идеален, как и вы. И это хорошо, потому что вместе вы создаете мощный творческий союз. Как создается творческий союз? С помощью работы над собой и компромиссов. Постоянной работы над собой и ежедневных компромиссов. У вас есть общая цель. Это творчество. Вы работаете над собой – оба. Приносите небольшие жертвы – оба. Вы делаете это ради общего результата. Пободайтесь вне творческой сферы.

7. Научитесь вдохновлять.

Я умею вдохновлять людей. И не буду скромничать – эта черта моего характера мне очень нравится. Когда-то я вдохновила Аню, и мы начали работать в соавторстве. Затащить человека в свой проект просто, особенно если ты знаешь, как это делается. Подлинное искусство начинается тогда, когда ты размышляешь над вопросом «что сотворить для того, чтобы он остался». В этом смысле нам с Аней, можно сказать, повезло. Мы почти сразу же настроились на нужную волну. Мы вдохновляем друг друга. Где-то она меня подпинывает, где-то ее подпинываю я. Умение вдохновлять очень важно в соавторском союзе. Если у вас этого нет, вы быстро скиснете.

8. Обсуждайте.

Мы много говорим о творчестве. Обсуждаем детали, характеры персонажей, сюжетные повороты. Вспоминаем, смеемся, грустим, предвкушаем. У нас есть куча кодовых фраз и слов: «финал «Ловца», «библиотека», «лес». Все эти мелочи могут показаться ерундой, но они держат нас на определенной волне даже в тех случаях, когда мы подолгу не пишем. Они позволяют нам мгновенно включаться в процесс. А поэтому – обсуждайте, обсуждайте, обсуждайте. Много, долго и со вкусом. А еще – делитесь этим с другими.

Мы в группе Хроник ВКонтакте завели отдельную рубрику, которая называется «За кулисами», и публикуем там цитаты из наших обсуждений. Мы с большим удовольствием начинаем творческие дискуссии в комментариях. Это вдохновляет нас, это вдохновляет и других: свидетели подобных дискуссий не раз просили у нас наши книги, сопровождая свою просьбу фразой «ну все, ваш фанатизм меня заразил!».

9. Планируйте.

У общего дела должно быть общее будущее. Сейчас вы работаете над какой-то книгой, но время от времени думаете: а что потом? Что будет после того, как мы закончим эту книгу? Когда ответ звучит как «ничего» или «ну не знаю», у вас опускаются руки. И неудивительно. Ведь вас ничего не подстегивает. Одна из вещей, которая позволяет нам работать в хорошем темпе и финалить вещи – так называемый конвейер идей. У нас есть четкий план на будущее.

Аня шутит, что как года на три, но в теперешнем темпе – кто знает, вдруг приговорим за годик. На данный момент это три книги (не считая той, которую мы пишем сейчас) и основательная переработка написанной пару лет назад трилогии. Хотя я не могу гарантировать вам, что после следующего разговора количество останется прежним. Мы способны придумать трилогию за пять минут. А потом только и останется, что посидеть пару часиков и написать план.

10. Назовите свою идею.

На моей творческой странице ВКонтакте в описании стоит короткая фраза «преданный жрец культа Идеи». Мне не нужна длинная писательская биография, хотя я могу похвастаться несколькими книгами. Эта фраза объясняет все. Проворачивать вещи, о которых остальные, округлив глаза, говорят «да это магия, как ты это делаешь, как ты все успеваешь?!» можно только одним способом: найти свою идею. Вы должны быть преданы этой идее всей душой. Вы должны быть готовы делать это в любом состоянии, в любой ситуации, в любом настроении, при любом раскладе, поддерживают вас окружающие или проклинают.

Вас будут называть фанатиком – и пусть! Почему бы и нет? Это правда. Только фанатично преданные своему делу люди добиваются вдохновляющих результатов. Горите своей идеей. Не бойтесь показывать ее другим. Говорите о ней. Думайте о ней. Воплощайте ее. И тогда вас будут преследовать с вопросом: «Да как же вы, блин, все успеваете?!».

Комментарии

( 7 слов — Сказать )
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
9 дек, 2015 08:48 (UTC)
Я не обесцениваю вдохновение ни в коем случае. Просто "порыв вдохновения" - это актуально только на первых порах. Одна из главных задач творческого человека - это научиться жить с вдохновением. Чтобы оно было всегда. Издающийся писатель не может позволить себе сидеть и ждать вдохновения. Художник, у которого по три выставки в год, не может позволить себе сидеть и ждать вдохновения. Так что никто вдохновение не обесценивает. Просто с опытом меняется определение этого слова :) В самом начале писательского пути для меня это было именно что "порыв вдохновения", а потом - "муза ушла". Но творческий рост и творческое развитие в таком контексте невозможны. А поэтому пришлось меняться :) Чему я очень рада. Теперь я могу творить всегда, вне зависимости от внешних и внутренних обстоятельств.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
9 дек, 2015 18:48 (UTC)
Все, от чего зависит писатель - это дребедень, на самом деле. Это не только для вдохновения актуально. Но Вы правы, вдохновение нужно уметь создавать самостоятельно :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
10 дек, 2015 09:36 (UTC)
Полная и абсолютная. Упорная работа - вот что делает писателя писателем :)
(Удалённый комментарий)
( 7 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com