?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Сегодня в рамках рубрики «ТыжСоаффтар!» я хочу выложить старую статью. Ее тема – творческая зависть. У меня есть целых два повода для того, чтобы поделиться этим материалом. Первый – не далее как на прошлой неделе мы с Аней перешли очередной барьер в соавторском творчестве и… махнулись персонажами. Это был впечатляющий опыт, который я, признаться, до сих пор не переварила до конца, но оцениваю его как удачный. Аня заметила, что ее обрадовало полное отсутствие ревности или зависти. Мы больше не делим персонажей… И мы спокойно относимся к тому, что нашего персонажа пишет кто-то другой.

Второй повод – дискуссии в комментариях под вчерашним постом об историях успеха. Там было высказано много разных мнений, но одно представляется мне особенно любопытным. И звучит оно так: успешные люди провоцируют зависть к себе. В этом материале я говорю именно о творческой зависти, но, как мы все понимаем, написанное ниже актуально не только для творческих людей. Итак… зависть.
Я завидую таланту

Люди, у которых что-то получается хорошо, особенно если это что-то «должно» хорошо получиться и у нас, но все никак» — просто бельмо в глазу. Ох, все эти Моцарты, Бетховены и да Винчи! И знаете, что бесит больше всего? Что они строят из себя маленьких скромных гениев. Если ты рисуешь, как гений, не неси всякий бред вроде «я считаю, что с прошлой выставки уровень моих картин не вырос, я недоволен собой». И хватит уже отрицать свой талант и все сваливать на практику и опыт! Так ты меня только еще больше злишь!

Однажды меня пригласили на открытую лекцию в галерее, посвященную творчеству Сальвадора Дали. Он гений, верно? Я думаю, что да. Но это так, к слову. Когда лекция закончилась, я сказала молодому человеку, сидевшему рядом со мной:

— Знаешь, а Дали редко был удовлетворен уровнем своих работ.

И это тоже правда, хотя наш гений всем говорил о том, как он доволен своими полотнами. Молодой человек — сам художник — вспылил и ответил, что это все его (Дали) выпендреж, он играл на публику и эпатировал окружающих. «Бабки есть, баба есть, гениальность есть — так нет, все ему мало». И звучало это так: «Не то, что некоторые, вот я и кисть умею держать с трудом — мне не дано».

«Синдром маленького скромного гения» характерен для многих больших и… да, тут следовало бы написать «нескромных» гениев, таких, к примеру, как Винсент ван Гог или тот же самый Леонардо да Винчи. А вы знаете, как страдал от этого Микеланджело? Он считал себя самым отвратительным творцом всех времен и народов.

Стоит оговориться и сказать, что неудовлетворенность — легкая — черта, присущая каждому творческому человеку, серьезно относящемуся к своей работе. Ведь если мы не будем ее ощущать, то не сможем продолжать развиваться. Также важную роль играет здоровая доля сомнения и способность задавать вопросы, побуждающая нас заново осмысливать реальность.

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что это вообще такое — талант?

Мало кто из нас четко может сказать, что побудило его взять в руки кисть или начать первый рассказ. Я имею в виду именно ваш личный импульс, а не «так хотели родители — они решили за меня». Но побудила вас не мысль «о черт, да я ведь гений!». Вы почувствовали тягу к самовыражению. Первые робкие стихи о невзаимной любви? Первая захватывающая история о приключениях выдуманных героев? Первый рисунок волшебной феи, которая вам приснилась?

Каким бы видом творчества мы бы ни занимались, в какой-то момент нас начинают обуревать сомнения: «кому это нужно?», «может, я бесталанен?», «какое право я имею на то, чтобы это делать — ведь я не художник, не писатель, в отличие от… вот он-то точно гений!». Казалось бы, талант — это что-то, что должно помогать вам творить, а вместо этого мысли о нем заставляют вас отложить кисть и ручку. А ведь первые шаги помогал вам делать не талант. Что случилось? Мы задумались о ценности того, что делаем.
Это что-то вроде переходного возраста, через этот период проходит каждый. Да-да! Даже гении. Мы начинаем сравнивать себя с другими. Болезненнее реагируем на критические замечания. Нас бросает из крайности в крайность — то мы кажемся себе уникальными, то мы считаем себя ничтожествами. И так продолжается до тех пор, пока мы не приходим к внутреннему равновесию, принимая мысль о том, что любая идея, рождающаяся в нашей голове, уникальна. А то, что увидят другие… это уже вопрос другой.

Тем не менее, многие из нас не могут избавиться от болезненной привычки искать в других божественную искру «дано». Кто-то делает то и то лучше меня. Обычно в таких случаях выбирают личностей вроде Дали — чтобы уж точно гений! Передумали бы эти люди, увидев первые пять рисунков Дали? Нет. У них в голове прочно сидит — «есть гении, а есть те, кому не дано».

Чем отличается гений от того, кому «не дано»? В начале пути — ничем. Таланта не существует. Точнее, существует, он есть у всех — это естественная вещь, как и само творчество. Почему-то тяга к какому-то виду искусства не кажется нам естественной — мы сразу начинаем думать «есть ли у меня талант». Это эффект социального зеркала, эти мысли навязывает нам общество, которое не привыкло к естественности.

Общество склонно делить на черное и белое. В таком контексте, пожалуй, лучше всего говорить о потребности думающего (в том числе, и творческого) человека в сомнении. Думающие люди не принимают нормы такими, какие они есть, а пытаются их осмыслить. Неудивительно, что в определенный момент они понимают: девяносто девять процентов принятого, извините, полная лажа. Почему? Потому что это общество. Никто не виноват.

Ну-с, так что же можно сказать по поводу гениальности? Даже если талант есть у всех, очевидно, что гении выделяются из общей массы. Вы играете на скрипке три часа, гений — шесть. Вы рисуете два часа, гений рисует четыре часа. Вы пишете четырнадцать тысяч знаков за вечер, гений пишет двадцать восемь.

Я завидую признанию

Тема зависти признанию обширна и сложна, и корни этой проблемы сидят в человеке гораздо глубже, чем он думает. Здесь смешалось все — и эмоциональная незрелость, и страх одиночества, и недостаточная преданность целям, и отсутствие желания спрашивать себя «почему я творю». Но не будем влезать в эти дебри. Лучше давайте проведем эксперимент.

У каждого из нас есть мечта. Если вы вздрогнули, прочитав заголовок «я завидую признанию», это означает, что признание вам не чуждо. Точнее, жажда признания. Давайте закроем глаза и представим себе церемонию вручения «Букера». Полный зал. Женщины в вечерних платьях, мужчины в смокингах. Все улыбаются. Вы стоите на сцене и держите в руках заветную статуэтку.

Вы улыбаетесь. Вас переполняет счастье. Вы чувствуете себя победителем. Вы говорите спасибо всем, кто поддерживал вас — ну, и подобное, вы поняли. Зал взрывается аплодисментами. Вы на вершине успеха. Еще никогда вы не чувствовали себя так — готовы сдвинуть с места планету, прикоснувшись к ней пальцем. Словом, вам хорошо.

Если «Букер» вас не вдохновляет, можете представить что-нибудь другое. Надеюсь, у вас получилось. Поздравляю. Вы должны почувствовать себя не только победителем, но и высшим хищником Человеком, царем природы. Вы только что провернули крутую фишку: сделали то, что может делать только человек. Вы подумали о будущем. Из всех животных это может делать только человек. Но я вас немного разочарую. То существо, которое стоит на сцене и получает премию — это не вы. Это то «я», которое вы придумали. И с вами сегодняшним оно связано только вашим же воображением.

Нет ничего плохого в том, чтобы думать об успехе и признании. И мечтать тоже полезно: упражнение, которое я описала, при правильном подходе является мощной техникой. Скажу даже больше: творческому человеку мечтать жизненно необходимо, кормит нас наше воображение. Но ваше будущее «я», описанное выше, не имеет с творчеством ровным счетом ничего общего.

Но как? Ведь моя цель — это признание!

Чему вы радовались, представив себя на сцене? Вам нравилась атмосфера. Нравилось чувствовать себя победителем. Ваша книга или выставка — это единственный способ достичь такого результата? Неужели вы на самом деле думаете, что все эти люди восхищаются глубиной смысла ваших творений? Не нужно писать или рисовать по-настоящему глубокие вещи для того, чтобы получить признание.

Да-да, знаю, это хорошо подходит под ваше определение вашего творчества: «это не ширпотреб, поэтому я до сих пор ничего не добился». Не нужно обманывать себя и говорить, что вы хотите добиться признания именно с помощью искусства, и это ваша цель. На самом деле, вам не важно, каким способом получить признание. Вы готовы устраивать пару-тройку эпатажных выходок для того, чтобы вас заметили (например, написать откровенный пост в вашем ЖЖ в открытом доступе) — и тогда-то вы сможете протолкнуть свой роман.

Да, но что дальше? Все равно моя цель — это признание!

Достойная цель. Но творчество как таковое не пересекается с желанием признания. Признание — это стремление что-то получить. Творчество — это процесс отдачи. Вы не создадите ничего стоящего, пока размышляете о том, как хотите что-то получать. Да, это звучит печально. Звучит так, будто я принимаюсь за историю о бедном художнике. Нет, это не история о бедном художнике, но это правда. Истинное творчество не имеет ничего общего с желанием получать. Да, порой слава и признание — это следствие вашей работы (а порой — и побочный продукт, смотря как вы к этому относитесь). Но не цель.

Это первая часть ответа. Вторая часть ответа найдется тогда, когда мы задумаемся о психологии творчества. Произведение искусства создается в конкретный момент времени, а качество этого произведения зависит от того, есть ли у нас способность жить этим моментом. Творчество — это умение жить сейчас. Не завтра или через год, на сцене или в галерее. Мы творим сегодня. Именно так чересчур активные мечтатели убивают в себе способность творить. Мы пишем, рисуем — и мечтаем о славе и признании. Мы не будем творить до тех пор, пока голова наша будет пребывать во власти нашего будущего «я». Вы хотите признания завтра или счастливой, наполненной творчеством и радостью, которую оно приносит, жизни сегодня?

Вместо послесловия: так чем же все-таки плоха зависть?

Издатели не хотят меня печатать.

Арт-директор не хочет меня выставлять.

Музыку, которую я пишу, никто не слушает.

В аудитории одни лохи.

Мои стихи никто не понимает.

Все, что я пишу – неформат.


Некоторые предпочитают обвинять весь мир в своих неудачах – страх начать делать что-то слишком силен. Проще сказать, что издатель, арт-директор или директор студии звукозаписи плохие. Можно написать об этом пост в блоге — и у нас найдется куча сочувствующих. Можно сказать, что это у многих так, «человеку искусства сейчас сложно пробиться». Вас будут цитировать, растащат ваш пост на цитаточки с картиночками и будут постить в Контактике, другие будут это тащить к себе на стену и соберут очередную тысячу лайков. А ваш пост в блоге — круто! — попадет в ТОП.

Жаль только, что все это не приблизит вас к вашим целям.

Пока вы завидуете, обижаетесь и ноете, другие люди — да-да, те самые, которые пишут и рисуют ширпотреб, талантливые и гении — пишут очередной роман, рисуют очередную картину.

Вам ставят сто двадцать пятый лайк под цитаткой о том, какая хреновая жизнь, как все вокруг плохо и какие все гады — а другие люди заканчивают свою работу.

Вы собрали тысячу лайков — а другие люди ВМЕСТО ВАС стоят на сцене, ВМЕСТО ВАС получают «Букера».

И они ВМЕСТО ВАС пожинают плоды своей работы. Заслуженные плоды.

А что вы? Вы продолжаете завидовать. Почему бы и нет? Ведь так делают почти все.


Что или кто пробуждает в вас зависть, друзья? Что вы думаете об этом чувстве? Подталкивает ли оно вас к каким-то действиям?

Всегда ваша,

Настя


Комментарии

( 11 слов — Сказать )
koheiri_chan
23 дек, 2015 15:10 (UTC)
Спасибо. Очень полезная статья, даже не столько мыслью, что завидовать бессмысленно, сколько понятным, логичным и не жёстким объяснением, почему это так.
Просто я как раз неделю назад прочитала статью актрисы из моего театра на ту же тему зависти - там мысли были всё те же, но написано было так сурово, что хотелось спорить даже осознавая, что говорит верно. Поэтому и спасибо: теперь вижу, что можно то же самое сказать адекватно :)))

По поводу творческой зависти. Я сама вообще жутко завистливая. Хотя как раз всеми признанные гении мне побоку и ничего не вызывают, кроме честного восхищения (ну, конечно, если творчество само по себе мне "заходит", а так может быть и вообще побоку). А вот в своём окружении я завистлива просто до невозможного :) К счастью, к бездейственному нытью я вообще не склонна, да и понять связь между затраченными усилиями и полученным результатом не так уж сложно. Поэтому на зависть у меня реакция одна: работать больше. Сейчас я вообще очень спокойно стала к этому относиться, потому что научилась довольно быстро отслеживать и выключать в себе проявления зависти с помощью логики :)

stacie_elberg
23 дек, 2015 18:42 (UTC)
Все можно сказать адекватно. Но важно, чтобы это пришлось конкретному человеку, что называется, вовремя и к месту :)

>> Поэтому на зависть у меня реакция одна: работать больше

Это хорошее качество :)
scarlett_ocean
23 дек, 2015 15:13 (UTC)
Мне кажется, надо определиться с понятиями.
Что такое талант? Лично я называю этим словом природную склонность к чем-либо. Это НЕ значит, что талантливому не надо впахивать. Это значит, что для достижения одинакового результата ему и другому, без природной склонности, потребуется разное время. У таланта - меньше, тк у него КПД выше. Или, если с другой стороны, через пресловутые 10 тыс часов вкалывания, талантливый (склонный к данному вилу деятельности) человек достигнет бОльшего уровня мастерства, чем тот, у кого природной склонности к данному делу нет.
Чтг такое зависить? Жгучее желание иметь то же самое и расстройство от этого? А как тогда быть с "эх, классно, тоже бы хотелось", как мечта, во многих случаях несбыточная? Первого типа в чистгм виде у меня нет. Второй бывает, но не в творчестве, а по основной работе. В творчестве порой возникает недоумение какими-то тенденциями, однако завистью я бы это не назвала, просто не люблю подстраиваться и писать на заказ. Как и ты;)
stacie_elberg
23 дек, 2015 18:49 (UTC)
Вот любопытно, кстати, про талант. Мы с Аней недавно говорили на эту тему в контексте одной из дискуссий под нашими постами. Аня мне говорит: ну, немудрено, что люди все не талант сваливают, ведь если талант есть, значит, работать не надо. А я не поняла - как так? Забавно, но я до этого разговора была искренне убеждена: талантливые люди должны работать вдвое больше остальных. Меня так воспитывали с детства - талантливый ребенок, от которого много-много ждут. И мысль "талантливым надо меньше работать" прозвучала как здоровое, огромное откровение :))
scarlett_ocean
25 дек, 2015 13:30 (UTC)
Вот! ))) Вообще все эти "много-много ждут" это прямой путь к нездоровому перфекционизму, зависимости от чужого мнения и чьих-то там оценок, и вообще неврозам ;)
stacie_elberg
26 дек, 2015 08:22 (UTC)
Все зависит от фокуса внимания, на самом деле. У меня получилось переключиться на отдачу, и никаких неврозов у меня нет. Чужое мнение мне важно в том контексте, что я люблю, когда мной восхищаются, ведь я этого достойна )))) (шучу, если что). Ну, а насчет перфекционизма.... да. У меня есть перфекционизм. Более того - я очень критично отношусь к тому, что делаю. Снаружи этого не видно, но Аня знает, как я порой себя поедаю за незначительные вещи. НО. Вот что важно в итоге: мы даем результат или ноем? Я даю результат. Ною, но все равно даю результат. Я - талантливый человек, но у меня все получается не потому, что я талантлива. А потому, что с детства меня настроили на эту волну: если хочешь добиться впечатляющих результатов, нужно много и тяжело работать.
arico_samaa
5 янв, 2016 12:20 (UTC)
Может, я попусту придираюсь, но вот мне кажется, что формулировка "много-и-тяжело-работать" не совсем верна. Она затягивает в ярмо и формирует людей, твердо уверенных, что, если ты не потратил на дело, грубо говоря, весь день - ты ничего не мог сделать хорошо. Невзирая на результат.
Работать надо результативно. Вне зависимости от того, сколько на это нужно времени и сил. Сколько работать - вообще не должно быть важно. Столько, сколько надо для результата.
stacie_elberg
7 янв, 2016 10:18 (UTC)
Нет формулировок, которые верны для всех. Авторы материалов не могут приписывать в каждом предложении "ИМХО", не так ли? :)
arico_samaa
7 янв, 2016 11:57 (UTC)
Ну вот я и высказываю свое ИМХО, как реакцию на чужое;)
koheiri_chan
23 дек, 2015 15:27 (UTC)
По поводу "провоцируют на зависть". Во-первых, я, конечно, как всегда отвечала не на тот вопрос, который ты задала, поэтому с самого начала мы говорили немножко о разном. Я почему-то восприняла тот вопрос, как разговор о конкретной ситуации, а не разговор об успешных людях "вообще". Короче, ты задавала вопрос: "с какой стороны рассказывать о жизни успешных людей", а я к нему каким-то боком случайно добавила условие "если ты приводишь пример, чтобы замотивировать конкретного человека" :)

Но раз уж начали, объясню, что я имела в виду и почему это не совсем про "успешные люди провоцируют зависть".
Дело в том, что отследить ту самую связь между "человек работал" и "человек добился" могут не все. Вот моя бывшая соавторка, например, эту связь не отслеживает. Более того, она как раз из тех, кому проще сидеть и страдать, чем пойти и сделать. Поэтому если я хочу её замотивировать и привожу, в пример, скажем, некого знакомого актёра Р, который получил награду за лучшую роль, она, конечно, расстроится и делать ничего не будет. Виновата в этом буду я, но никак не упомянутый актёр, который вообще в этом время где-то что-то репетирует, в разговоре не участвует и никого мотивировать не собирается. И, соответственно, если я не просто скажу, какой Р. молодец, а заодно объясню, как и сколько он работал над ролью прежде, чем что-то за неё получить - то подруга моя осознает, как это между собой связано и сама пойдёт работать над ролью.
Этот пример как раз иллюстрирует ситуацию, которая мне почудилась в вопросе. Из него видно, что я не имею в виду, что успешные люди виноваты в том, что провоцируют зависть. Виноват в провоцировании зависти тот, кто _с задачей замотивировать кого-то_ приводит успешного человека в пример, не учитывая того, что его могут понять совершенно не так.
В общем, я извиняюсь за своё занудство, невнимательность и сумбурное выражение мыслей :)))
stacie_elberg
23 дек, 2015 18:51 (UTC)
Я до сих пор не понимаю, как в зависти может быть виноват кто-то, помимо того, кто завидует. Но - окей :) Твою мысль я, конечно, поняла :)
( 11 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com