?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Что сложнее – начать крупную вещь или ее закончить?..

Писатели с опытом могут рассказать об эре Первого Романа. Обычно это произведение, которое писалось долго, несколько раз переписывалось и… хочется верить, что было закончено, хотя мы все равно остались недовольны.

Выбор темы для сегодняшнего поста рубрики «Писательская магия» был непростым. Решиться на работу над крупной вещью или довести начатое до конца: что сложнее? Лет… десять назад я бы сказала, что сложнее начать. Но теперь мой опыт подсказывает, что закончить в разы сложнее. О сложностях, предшествующих первому шагу, мы поговорим в следующий раз. А сегодня побеседуем о том, как поставить точку в большом произведении и не множить файлы в папках «Отложенное», «Хвосты» или «В стол».
Не правьте рукопись в процессе работы

Популярная ошибка новичков номер раз. В свое время я набила здесь много шишек, и некоторые до сих пор побаливают. Засуньте перфекциониста вместе со скептиком и критиком подальше, когда работаете над первым черновиком.

Засуньте. Их. Подальше.

Первый черновик – грязный черновик. В нем будет куча ляпов, море дурацкой стилистики. Вы будете путать имена героев, воскрешать умерших, говорить о живых как о мертвых, завалите детективную линию к чертям, а любовную линию сделаете слишком ванильной. Но это вас волновать не должно, потому что вы пишете первый черновик.

Вот совет, который можно назвать магическим: проведите четкую черту между написанием текста и правкой. И не занимайтесь этими вещами одновременно. Вы можете делать косметическую вычитку смысловых отрывков после того, как их дописали, но никогда не принимайтесь править первый черновик до тех пор, пока не написали слово «конец». Вы рискуете оказаться в замкнутом круге, который приводит к «я пишу свой первый роман десять лет».

Нет, вы не пишете. Вы правите свой первый роман десять лет. Первый роман, который не будет написан. И это я вам гарантирую как человек, который писал свой первый роман не один и не два года.

Но без правки пишут только графоманы!

Вы правы. Потому что для графоманов нет такого понятия – «черновик» и «чистовик». А у нас есть. И, пока мы работаем над первым черновиком, мы ничего не правим.

Но я выкладываю рукопись по кусочкам!

Как человек, который не одну и даже не две рукописи выкладывал по кусочкам, могу дать еще один магический совет. Делайте приписку «первый черновик». Это означает: «внимание, куча ляпов!». Вы удивитесь, узнав, что ляпов в разы меньше, чем вы думали. Вывод: не все, что вам втирают ваш перфекционист и критик – правда.

Настоящие писатели так не делают!

Настоящие писатели делают именно так. Они пишут отвратительно грязный первый черновик, после чего начинается очередной этап работы. Редактура. Будьте готовы к тому, что ваши первые черновики будут грязными. Очень-очень. Но после пятого-шестого романа все пойдет на лад. Писательство требует усидчивости и желания работать. И яблочки мы собираем не сразу. Для начала нужно поухаживать за деревьями в нашем саду.

Не переписывайте то, что вы написали

Популярная ошибка новичков номер два. Зачастую – прямое следствие популярной ошибки номер один. Логику проследить просто. Вы правите, правите и правите, после чего впадаете в зависимость от правки. Наркоманы переходят от легких наркотиков к тяжелым, и здесь происходит ровно то же самое. Мы переходим от правки к переписыванию. И – привет, роман, который мы пишем десять лет.

Отказаться от переписывания сложно, знаю по себе. Но переписывать не стоит. Прозвучит странно, но лучше вы не напишете. Через месяц, через год эта работа будет выглядеть отвратительно, потому что вы изменитесь. И решите прибавить что-то еще. Потом – что-то еще. Потом – снова переписать. И доведете себя до состояния «эта история мне уже не интересна». Роман ляжет в стол, а вы приметесь за другую вещь. Если вы не выучите свой урок, ее постигнет судьба предшественника.

В жизни не существует четких понятий «плохо» и «хорошо». В писательстве – и подавно. Иногда у нас получается воплотить идею, иногда – нет. Мы имеем право на то, чтобы написать плохую вещь, и это не означает, что нам не хватило таланта, усидчивости или чего-то еще. Если вы не будем время от времени выдавать что-то некачественное (пусть и только с нашей точки зрения), мы не будем расти. А писатель, который не растет – это не писатель.

В этом плане творчество – процесс неблагодарный, потому что любой результат по прошествии некоторого времени кажется плохим. И, чем быстрее мы растем, тем короче этот временной промежуток. И означает это только одно: нельзя оценивать вещи в узких рамках «плохо» и «хорошо». Воплотил ли я идею? Сказал ли я то, что хотел сказать? Мы должны двигаться дальше. Переходить к новым произведениям, расширять свои границы и ставить более высокие цели.

Я знаю, какую боль может причинить мысль «у меня получилось хреново, но нужно идти вперед». Творчество – это сфера, в которой фраза «нет ни прошлого, ни будущего, есть только сейчас» отражается лучше всего. Не обманывайте себя, говоря, что ваше «сейчас» длится пять, семь или десять лет. Ваше «сейчас» - это настоящая история, которую следует закончить. А потом двигаться дальше, к следующему «сейчас» и следующей истории.

Название – это важно

Часто писатели наплевательски относятся к выбору чернового названия. Иногда это просто «История», а время от времени и вовсе безликий «Документ1». Первое время вас плющит и колбасит в процессе творческой работы, но потом, когда этот импульс сходит на «нет», вы начинаете искать способы «замотивировать себя обратно».

И давайте не будем делать пафосные заявления типа «если вы действительно хотите писать, то напишете в любом случае, и вопрос мотивации даже не поднимется!», вы знаем, что это неправда. У каждого бывали периоды, когда его тошнило от рукописи, и при мысли о том, что сегодня вечером нужно снова за нее сесть, хотелось одновременно выпрыгнуть в окно, отравиться и утонуть.

Название – это якорь, который привязывает вас к произведению. Когда на свет появляется ребенок, ему дают имя. Ваша книга появилась на свет в тот момент, когда вы написали первый абзац (ну, чуть раньше – когда у вас оформилась идея...). Ну, не мерзко ли – не давать ей название? Конечно, мерзко. Гораздо приятнее возвращаться к произведению, у которого есть название, ведь оно ощущается как родное.

Гораздо приятнее писать не историю про вампиров, а «Историю Эрфиана», которая позже сама обрела название и стала «Советником». Не «девочку Амира», а «Лавандовый шлейф». Не «как Доменик докатился до такой жизни», а «Поступь инквизиции». Такие маньяки, как я, могут даже сделать обложку для будущей книги… и тогда вам точно захочется ее дописать.

Работайте регулярно

Классический совет, который не теряет свою актуальность – и никогда не потеряет. Пожалуй, это главное в работе над крупной вещью. Каждый день по чуть-чуть. Хотя бы абзац. Но еще лучше установится для себя определенную норму знаков. Или смысловых кусков. Шажок и еще шажок – так финалятся не только романы, но и дилогии… а иногда даже трилогии!

Подводите промежуточные итоги

Важно видеть свое продвижение и замечать успехи. Они помогают нам не останавливаться. Промежуточные итоги можно подводить тысячей способов. Кто-то ведет дневник проекта, в котором пишет о том, как продвинулась рукопись, что нужно прибавить, что убрать, хорошо ли работается и сколько знаков мы приговорили сегодня. Кто-то ведет таблицы. Кто-то делает заметки в блокноте от руки. Кто-то делает фоточки в Инстаграм или пишет на своей творческой странице в социальной сети. Главное – не лениться. Потому что промежуточные итоги творят чудеса.

Пишите наброски

Я много раз наблюдала писательский ступор, причина которого звучит так: «не хочу писать главу, которая по плану». При этом человек хочет писать что-то другое. К примеру, набросок для сцены, которая будет только в третьей части, а он еще на первой. Внимание, вопрос: почему бы не написать эту сцену, все равно следующая по плану не пишется? Внимание, ответ: нет причин тому, чтобы не писать. Не ерошьте себе и другим мозг и пишите.

Почти все мои книги были написаны именно так – не ровно по сюжету, а частями. Оттуда, оттуда и оттуда. Работа должна доставлять удовольствие, а еще она должна продвигаться. Если план тормозит вас, то… ну, я бы сказала «откажитесь от плана», но для некоторых это слишком радикально.

Так что – идите по плану, но не напрямую. Настоящие герои всегда идут в обход.

Рассказывайте о своей работе

Выше я уже упоминала социальные сети и Инстаграм. Сюда можно прибавить и блог. Многие писатели с удовольствием делятся деталями творческого процесса со своей аудиторией, мы с Аней делаем это регулярно. Это вдохновляет нас, вдохновляет других, а вдохновение других, в свою очередь, снова вдохновляет нас. Вот такой вот круговорот вдохновения в природе.

Но пока я не написал первую книгу, я не писатель.

Я назначаю вас писателем. Торжественно и со всеми ритуалами. Если кто-то спросит, почему вы – писатель, отсылайте его к Насте. Так и говорите – идите вы… к Насте, она объяснит.

Конвейер проектов

Волшебная вещь, о которой я говорю много и часто. С одной стороны, может показаться, что история, ждущая своей очереди, деморализует. Но, с другой стороны, она же иногда подталкивает вас поскорее зафиналить настоящую работу. А потом перейти к другой истории. Наличие конвейера проектов – один из главных секретов нашей с Аней продуктивной работы.

Да, да. Вот она, одна из частей ответа на вопрос «как мы это делаем». Мы фиксируем идеи и составляем планы. На год вперед? На десять лет вперед? Это не имеет значения, потому что главное – ощущение движения. Поставили точку, сделали выдох – и вперед, к новым вершинам.

Заведите интеллект-карту произведения

Вы не знаете, что такое интеллект-карты, и не понимаете, как они связаны с писательским творчеством? Очень жаль, что вас не было на нашем практикуме, придется дожидаться книги. Ответ на вопрос «что такое интеллект-карта» знает великий и ужасный Google. Что нужно заносить в интеллект-карту произведения? Все, что вы сочтете нужным. В ней можно размышлять о предстоящих поворотах сюжета, фиксировать информацию, которую нужно найти, включать идеи, сумасшедшие и не очень… одним словом – да, снова. Процесс и ощущение движения. Не останавливайтесь, это главное.

И, конечно же…

Напишите финал

Хм. Чертовски странный совет, не так ли? Что может быть хуже для рукописи, чем готовый финал? Да еще в том случае, если вы не дотянули даже до первой трети?.. Любопытно, но зачастую финальная сцена побуждает нас к дальнейшей работе. Некоторые писатели набрасывают два, три, четыре варианта финала. Это дает простор воображению, вы словно ставите невидимые, но вполне осязаемые флажки, и знаете, в каком направлении нужно двигаться. Легче довести дело до определенной точки, чем шагать, шагать и шагать, с опасением думая о том, что вы не дойдете до конца.

Воплотите свою идею. Расскажите историю. А если персонажи запросят продолжения… дайте им продолжение. Персонажам отказывать нельзя!


Комментарии

( 34 слов — Сказать )
arico_samaa
26 янв, 2016 12:36 (UTC)
>>Гораздо приятнее писать не историю про вампиров, а «Историю Эрфиана»

Это да, это конечно. Как вы яхту назовете, так она и... Но этакая "домашняя кличка" может сохраняться ещё дооолго в неформальных упоминаниях...))

>>«не хочу писать главу, которая по плану»

Вот лет с 12 так не делаю. И норм)) Особенно когда наворотишь эпизодов "в серединку", а потом пытаешься из них выстроить сюжет...

>>Многие писатели с удовольствием делятся деталями творческого процесса со своей аудиторией

А вот тут возникает некая проблема. Сейчас как раз с осени я начала активно участвовать в литературных конкурсах - так вот, там почти повсеместно первое требование - рассказ не должен быть ВООБЩЕ НИКАК не засвечен НИ НА ОДНОМ ресурсе в Сети. Ни весь текст, ни его кусочки. Поэтому, честно, я самые последние вещи и в блог выкладывать перестала... Я не знаю насчет издательств, может, и у них такая же манечка?..
stacie_elberg
26 янв, 2016 12:49 (UTC)
>> Но этакая "домашняя кличка" может сохраняться ещё дооолго в неформальных упоминаниях...))

Да )))) У нас с Аней так и получается )))

>> Вот лет с 12 так не делаю. И норм))

Я тоже думаю, что норм :) Я это называю "техника мозаичного письма" :)

>> А вот тут возникает некая проблема. Сейчас как раз с осени я начала активно участвовать в литературных конкурсах - так вот, там почти повсеместно первое требование - рассказ не должен быть ВООБЩЕ НИКАК не засвечен НИ НА ОДНОМ ресурсе в Сети. Ни весь текст, ни его кусочки. Поэтому, честно, я самые последние вещи и в блог выкладывать перестала... Я не знаю насчет издательств, может, и у них такая же манечка?..

Речь идет не о выкладывании текста, а об описании процесса. Это выглядит вот так:

https://vk.com/wall-61204873_532

https://vk.com/heart_songs?w=wall-61204873_517

https://vk.com/heart_songs?w=wall-61204873_469

https://vk.com/wall-61204873_466

https://vk.com/wall-61204873_451

Ну, и все в таком духе. Мы тоже не выкладываем вещи в сеть, потому что продаем их. Кстати, насчет кусочков, которые нельзя выкладывать - это только для конкурсов актуально. Да и то, если честно, это полное маньячество. Я судила не один конкурс, так что знаю, о чем говорю. Насчет издательств - это не проблема. Они попросят снять текст с официального твоего ресурса - и все будет решено :)

Edited at 2016-01-26 12:50 (UTC)
arico_samaa
26 янв, 2016 19:51 (UTC)
>>Речь идет не о выкладывании текста, а об описании процесса

Кстати, там есть упоминание названия произведения. Для Мини-прозы, например, это засвет, уже не примут.
stacie_elberg
28 янв, 2016 10:38 (UTC)
В посте я говорю о мотивации для крупной формы ) Для рассказов это актуально, но не настолько.
garetty
28 янв, 2016 17:02 (UTC)
>>наворотишь эпизодов "в серединку", а потом пытаешься из них выстроить сюжет...

Отчаянно плюсую! Из таких кусочков даже рассказ слепить сложно, потому что все они написаны в разной стилистике, и фокальные персонажи разные, и ещё куча нюансов, которые в целой работе очень бросаются в глаза. Иногда, конечно, полезно бывает набросать эпизод просто, чтобы он не "уплыл" из памяти, но я такие наброски не вставляю в основной текст, а использую, как шпаргалку, по которой эпизод пишется заново.
arico_samaa
28 янв, 2016 20:00 (UTC)
Не, наброски у меня и идут - в категорию "наброски-не-знаю-к-чему-нибудь-присобачу". Когда пишу большие вещи, основную сюжетную линию бывает трудно распланировать, в первую очередь работаю над настроением: вот, хочу, мол, роман, чтобы в нём был персонаж, который будет, например, слышать два одинаковых голоса, убеждающих его, что они - его девушка, а он не знает, кому из них верить... или "роман, чтоб там была пустыня такая: вшшш... и ветер в древних развалинах: вуууу..." А потом напишешь все эти "настроенческие" эпизоды, сидишь, всматриваешься в них, и внезапно понимаешь: вот этот перс очень подозрительно себя ведёт. Наверно, он... ну, и пошло.
stacie_elberg
29 янв, 2016 12:53 (UTC)
У меня вызывают белую зависть авторы, которые в самом начале романа уже четко спланировали сюжет, а потом по этому плану идут. Когда я встречаю таких, то думаю: КАК????? Это что за магия! :)))
arico_samaa
29 янв, 2016 18:40 (UTC)
Нет, такие случаи науке известны)) но, если книга живая, первоначальный план всё равно идёт по бороде...
stacie_elberg
30 янв, 2016 20:57 (UTC)
>> но, если книга живая, первоначальный план всё равно идёт по бороде...

Вооооот!!! Золотые слова. Поэтому меня всегда удивляют писатели, которые ратуют за "по плану, по плану, по плану". Ясен пень, что если вы работаете над книгой, то вас посещают мысли. И эти мысли явно каким-то боком вплетутся в план. И нафиг его разнесут. А даже если не разнесут, то явно изменят :)
arico_samaa
31 янв, 2016 12:25 (UTC)
Ну да. По крайней мере, у меня по-другому никогда не было.
stacie_elberg
29 янв, 2016 12:52 (UTC)
Плюсую насчет шпаргалки. Но у меня так происходит только в тех случаях, когда я, к примеру, пишу дилогию, и сегодня работаю над первой книгой, а набросок идет во вторую. У меня так с "Советником" сейчас... некоторые наброски смотрю и вообще не помню, что тут имелось в виду :))))
garetty
29 янв, 2016 15:04 (UTC)
Не так давно я разбирала бумажные черновики в поисках вполне конкретных набросков. Попутно нашлась ещё куча всего, и о доброй их половине я уже вообще не помню, чем это предполагалось быть изначально: ни идеи, ни сюжета, ни героев, и хотя в художественном плане зарисовочка очень ничего, никакой ценности она уже не несёт.
stacie_elberg
30 янв, 2016 20:51 (UTC)
Значит, нужно было выписать мысли, чтобы освободить место для новых идей. Или просто структурировать, направить мыслительный процесс. В конце-то концов, не все написанное идет в дело! :) Возьмем те же самые Утренние Страницы, в которых лично у меня порой рождаются спонтанные зарисовки. А порой даже стихи.
era_elto
26 янв, 2016 13:05 (UTC)
твои слова да мне в уши бы лет хотя бы 10 назад ))))
stacie_elberg
26 янв, 2016 17:26 (UTC)
Ага. Мои слова - да мне бы самой в уши лет 15 назад )))
arico_samaa
31 янв, 2016 14:23 (UTC)
Вот, кстати, я долго думаю, что же меня в этом посте "цепляет". Наконец, похоже, нашлось: в процессе от написания первого, "грязного" черновика, до написания второго/третьего/энного - текст ведь может очень сильно и качественно измениться, так? И это, по сути, может быть уже совсем другая история, так? Так чем же этот процесс не "переписывание"?..
stacie_elberg
1 фев, 2016 19:18 (UTC)
Я расскажу, как это работало у меня до соавторства. Я писала первый черновик, он лежал две недели. Потом я делала косметическую вычитку - выходил второй черновик. Дальше книга лежала около месяца, лучше - пару месяцев. И вот здесь уже идет серьезная правка. Стилистика, сюжетные дыры, "хвосты" и прочая-прочая. История с моей точки зрения уже рассказана, когда я закончила первый черновик. Даже если я редактирую серьезно, то это не переписывание. Но я больше вырезаю, чем вписываю. Сейчас, когда мы работаем с Аней, Аня больше приписывает, а я, как и в прошлом, больше вырезаю. То есть, мы не меняем историю, не меняем общий сюжет, мы только дополняем или убираем лишнее. Конечно, можно и пуститься во все тяжкие. В смысле, переписать. Но... переписывать уже готовую книгу? Снова? Делать лишнюю работу? Не лучше ли рассказать новую историю? :)
arico_samaa
2 фев, 2016 10:18 (UTC)
Нуу, при наличии серьезных сюжетных дыр можно вообще внешнюю скорлупу "видимого слоя" оставить, а подоплеку изменить кардинально. (Щас это для меня больной вопрос, кстати - висит одна такая вещь...) Мне кажется, это уже качественное изменение сюжета.
stacie_elberg
2 фев, 2016 12:07 (UTC)
Качественное изменение сюжета - да, но не переписывание. Что-то дописали, что-то убрали - это окей. С другой стороны, первые два-три романа подавляющее большинство авторов вот именно что переписывает. Я переписывала первый - зато много-много раз. Можно сказать, что частично переписала второй: написала на треть, а потом поняла, что хочу там не только любовную линию, но и детективную линию. Это был аццкий ад, эта работа. И после этого я дала себе слово, что не буду переписывать никогда в жизни. В случае первого романа я осталась недовольна, в случае второго - довольна, конечно, но там я не так уж чтобы переписывала с этой детективной линией, только кое-что изменила. Словом, я против переписывания вещей. Это не делает их лучше. Нужно принимать во внимание и тот факт, что восприятие у нас меняется с каждым переписыванием. В итоге нас качество вещи никогда не удовлетворит.... :)
arico_samaa
3 фев, 2016 16:29 (UTC)
А. Имеется в виду "взять и сделать всё-всё заново, с первого слова, с первой сцены. но всё по-другому"?
stacie_elberg
3 фев, 2016 20:02 (UTC)
Ну... у кого как. Я помню и знаю, как это начинается. Сначала "переписать эту главу, потому что не нравится". Потом переписываем часть. Потом понимаем, что остальные части тоже не нравятся и - погнали. Хочу переписать роман :))) Редко получается переписать полностью, на самом деле. Но люди стараются.
arico_samaa
4 фев, 2016 18:29 (UTC)
То есть если что-то нравится, что-то остаётся, - то это уже не переписывание?..
stacie_elberg
6 фев, 2016 09:00 (UTC)
Сложно сказать. Тут все случаи индивидуальны :)
suny_anny
16 фев, 2016 17:54 (UTC)
спасибо Вам огромное за Ваш труд. Весь день читаю и понимаю, я попала туда куда нужно. Я в жизни своей не написала ни строчки.( Вру, написала, но полную чушь, о которой даже говорить стыдно). Всю жизнь испытываю непреодолимую тягу к писательству. Еще в школе писала первое свое произведение. Я так им гордилась, ведь я его закончила. И получилось оно внушительное для меня, на целых пятьдесят страниц текста, подруга уговорила дать учительнице почитать... Большего унижения я не испытывала в жизни. С тех пор не пишу, лишь в стол и небольшие стишки. Это сообщество, словно глоток воздуха. "Может мне не стоит ставить крест на своих желаниях? Может я смогу?!"
era_elto
18 фев, 2016 09:12 (UTC)
>> Вру, написала, но полную чушь, о которой даже говорить стыдно

Мы все писали и время от времени пишем полную чушь. Это творческий процесс. именно так он и выглядит :)))

>> Это сообщество, словно глоток воздуха. "Может мне не стоит ставить крест на своих желаниях? Может я смогу?!"

По сути, для этой цели оно, сообщество, в свое время и задумывалось. И - да! Естественно. Сможете :) Главное - не просто читать и размышлять, а предпринимать конкретные шаги. Каждый день.
suny_anny
18 фев, 2016 16:44 (UTC)
спасибо вам)!
Helen And-Mus'e
19 мар, 2016 20:37 (UTC)
Это ж как я удачно зашла-то...))
Спасибо! УмнО, толково и мудро.
И да, интеллект-карты надо бы мне освоить. Полезная штука, судя по всему. И чувствую: мне поможет.
Спасибо ещё раз.)) Замечательная статья-посыл.))
era_elto
19 мар, 2016 20:46 (UTC)
>> И да, интеллект-карты надо бы мне освоить. Полезная штука, судя по всему. И чувствую: мне поможет.

Нужно-нужно! Очень полезная штука! :)

На здоровье :)
Helen And-Mus'e
19 мар, 2016 20:39 (UTC)
Про наречение писателем улыбнуло.)))
era_elto
19 мар, 2016 20:48 (UTC)
Да-да. Именно так. Нарекаю - и все. Обратного пути нет ))
kirena_kirena
30 мар, 2016 12:37 (UTC)
Сделала обложку - классный совет)
era_elto
3 апр, 2016 11:49 (UTC)
Обложку в студию! )
nehama_leah
11 июн, 2016 16:48 (UTC)
Уфф... А я только доползла до этого практикума. Обидно, что не успевала вместе со всеми. Но не страшно. Спасибо за пост со всеми ссылками!

А я почти всегда начинаю писать с финальной сцены. В Горьком меде она появилась самой первой и все остальное пошло уже от нее. Ну и в целом, мы с соавторшей пишем как попало. У нас есть где-то половина первой книги. Треть, но по кусочкам из разных мест - второй, и несколько набросков для третьей. И так действительно проще, потому что если "не пишется" по порядку, можно всегда переключится!
era_elto
13 июн, 2016 07:12 (UTC)
Ничего страшного. Пиши комментарии, я буду тебе отвечать, если что :)

Даааа. Я тебя понимаю ))) Причем и в смысле финальной сцены, и в смысле "писать как попало". Ну святое дело ведь, особенно писать как попало, не? )))
( 34 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com