?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

В прошлом посте рубрики «Писательская магия» я обещала, что мы продолжим беседу о крупных вещах. На этот раз, вектор движения будет другим: как сделать первый шаг?

Самое главное заблуждение

Малую форму писать проще, чем крупную!

Писательский «инстинкт самосохранения» говорит нам: да, да, конечно, малую форму писать проще. Я ведь еще совсем маленький писатель, мне нужно писать рассказики и миниатюрки. Я не могу замахнуться на большой серьезный роман!.. Мне нужно порепетировать…

Я написала свой первый рассказ уже после того, как закончила два романа, один из них – крупный и вполне серьезный. Чувство уверенности в себе как в авторе малой прозы появилось много позже, через пару лет, по завершении повести и двух романов. Свой первый рассказ я ненавижу лютой ненавистью. Кажется, его даже нет в сети – он был успешно спрятан в стол.

Работа над романом – это тяжелый труд. Но не думайте, что рассказы писать проще. В малой форме у вас нет права на ошибку, все имеет значение, каждое слово должно быть выверено. А в романе можно и схалтурить… шучу, конечно. Во-первых, в любом жанре и в любой форме у нас есть право на ошибку. Во-вторых, халтурить не стоит ни в романах, ни в рассказах.

Вы подумываете о том, чтобы взяться за первую крупную вещь? Тогда этот материал написан, прежде всего, для вас. Но все эти пункты актуальны и для более опытных авторов. На самом деле, каждая крупная вещь, которую мы начинаем – это шаг в неизвестность. И не важно, сколько мы до этого написали.

Я люблю творчество, прежде всего, за эти шаги в неизвестность. Они позволяют нам расширять границы зоны комфорта и собственных возможностей. К сожалению, сидя на диване – образно выражаясь, хотя порой и не только – писателем не станешь…

Для того, чтобы написать роман, нужна идея…

… а у меня ее нет.

Суждения о том, какой должна быть «хорошая» идея, у некоторых писателей весьма своеобразные. Само слово «идея» обманывает нас: представляется что-то глобальное, философское, великое, гениальное. В такие моменты мы не думаем о том, что идея может быть простой.

Писательское мастерство – это магия, с помощью которой мы превращаем банальные идеи во что-то стоящее. С чего может начаться произведение?

1. Конфликт.

Каждый писатель со временем заводит список любимых тем для конфликтов. Я часто рассматриваю тему конфликта разума и чувств, тему поиска истины, а также тему справедливости. Эти идеи так или иначе находят отражение во всех моих произведениях.

2. Сцена.

Крупная вещь может начаться с наброска одной сцены. Так я начала свой первый роман.

3. Персонаж.

Будьте осторожны, они приходят внезапно и сразу атакуют! Доктор Вивиан Мори впервые появился в одном из моих рассказов и играл там роль мебели (изящной и атмосферной…). Кто бы мог подумать, что он запросит свою историю и разведет меня аж на два романа! Кто бы мог подумать, что он потом получит другую жизнь…

В моем случае почти все произведения начинались с персонажа. Теперь, когда мы с Аней работаем над Хрониками, это особенно актуально. Персонажей много, и время от времени некоторые просят свою историю. Мало кому из них везет. Но советнику Эрфиану, к примеру, повезло. Сейчас я работаю над дилогией, в котором рассказываю его историю.

4. Вещь.

Иногда идеи приходят к нам в странной форме, и свою историю просят не персонажи, а… вещи. Мой роман «Очарованная» появился благодаря кукле с серебряными волосами. Кто бы мог подумать, что это приведет сначала к обескровленным трупам, а потом… ну вообще.

5. Пейзаж.

Писатель – существо, чья голова работает очень необычно. Иногда мы способны разглядеть в простых вещах такое, что «нормальные» люди просто диву даются. А мы – что мы? С писателя и взятки гладки.

6. Настроение.

Или, как я люблю говорить, атмосфера. Иногда вы ловите себя на мысли: хочу написать атмосферный мистический роман. Или крутой атмосферный детектив. Или романтичную атмосферную любовную историю. Стоит вам сосредоточиться на этой идее – и в голову сразу приходит целая стая идей. Словно что-то внутри намекает: садись писать, хватит думать свои мысли!!!

Все это, конечно, хорошо, но… предположим, у вас уже есть идея. И вы уже не думаете, что она «нехорошая». Но что-то мешает вам сделать первый шаг. Ниже я привожу несколько рекомендаций, которые, надеюсь, помогут вам преодолеть страх чистого листа.

Не увлекайтесь теорией

Еще одна страничка учебника по писательскому мастерству – и тогда я точно буду знать, как это делается!

Знать и уметь – это разные вещи!

Начинающие писатели склонны потреблять знание в огромных количествах. Такие горы информации и переварить-то сложно. Запомнить – еще сложнее. А воплотить в реальность… ну, как-нибудь потом. В своих статьях я акцентирую внимание на том, что главное в писательском творчестве – это практика, и даю практические рекомендации, не особо останавливаясь на теории. И делаю это не потому, что у меня нет теоретических знаний. Они есть. Но 100% этих знаний – результат моего практического опыта.

Не хочу сказать, что учебники писательского мастерства – это лишняя вещь. В них порой можно найти вдохновение и мотивирующий пинок. Но на теории зацикливаться не следует. На самом деле вы уже знаете все, что должны знать. Дело за малым – приняться за работу и начать извлекать это знание, воплощать его.

Писателю, по сути, необходима только одна вещь – чутье. Оно вырабатывается в процессе долгих, долгих, долгих, долгих часов работы. После трех романов вы будете представлять себе, как строить сюжет, без учебников и схем со странными названиями.

Что делать, если вы не способны жить без теоретических знаний? Во-первых, добирать в процессе. То есть, сосредотачиваться на самом необходимом, на чем-то, без чего ваша работа не может продвигаться. Каждый раз до того, как начинать поиск в Google, спрашивайте себя: действительно ли я не смогу двигаться дальше без этой информации? Я уже попробовал десять раз, но у меня не вышло, и теперь я ищу статьи?

Во-вторых, заведите себе формулу: 20 процентов времени на потребление знания и 80 процентов - на внедрение. Я бы порекомендовала формулу, потому что она отучит вас от «ой, еще страничку – и тогда я точно буду знать, как это делать». Зачастую знать не надо. Надо просто делать. Практика – лучший учитель.

Не копируйте чужие схемы работы

Я уже месяц работаю с методом «снежинка», идет плохо, но ведь порекомендовали…

Разнообразие писательских методов поражает воображение. Мы с Аней – соавторы, но даже у нас методы различаются. Аня, в основном, пишет по плану, а я, как козел, скачу между частями и пишу тысячи набросков. Часто попытка скопировать чужой метод – якобы успешный, «ведь так работает успешный автор!!!» - приводит к писательскому блоку и страху чистого листа.

Ищите, пробуйте и прислушивайтесь к себе. НЕТ правильных методов. Есть только ВАШИ методы. Не пишется по плану? Пишите без плана. Вам больше нравится постепенная работа по плану? Пишите по плану. Вероятно, каждая книга будет диктовать вам разный алгоритм работы. Будьте гибки и открыты всему.

Не только текст

Пишу план, но все равно не знаю, как подступиться…

Некоторым авторам жизненно необходимо подыскать вдохновляющие картинки, образы персонажей, вдохновляющие композиции. Кто сказал, что нужно начинать с плана? Кто сказал, что нужно начинать с текста? Иногда иллюстрация, увиденная вовремя – это внезапно загоревшаяся у нас в голове лампочка «Я понял!». Да, вдохновение порой ходит странными путями… Еще и поэтому писателю необходимо расширять собственные границы и зону комфорта.

Не увлекайтесь матчастью

Я не могу начать роман. Я еще не придумал сто двадцать пятого бога, в которого верят мои эльфы

Фэнтези сегодня популярно как никогда. Мы вдохновляемся примерами мэтров, смотрим на то, как детально прописаны их миры и принимаем решение создать собственный. Множим графики и таблицы, выверяем мельчайшие детали. И все больше увязаем. Конечно же, мы не можем начать роман! В таком положении и рассказ не родится. Это очень похоже на «прочитаю еще страничку теории – и примусь за работу».

Свой мир – это прекрасно. Но, если вы создаете его для последующего раскрытия в книгах, он должен быть живым. Невозможно оживить мир, если персонажи не начинают действовать.

Но ведь мир будет расти вместе с книгами, он будет меняться… все будет меняться!

Да, это правда. Он будет меняться, некоторые произведения будут терять свою актуальность. Наш с Аней мир родился летом 2012-го года. Половина 2012, весь 2013 и 2014 были годом заложения основ. И только - !!! – в 2015 мы почувствовали, что в наших руках не бесформенная масса, а материал, из которого можно что-то лепить.

Какие-то рассказы и даже крупные вещи пришлось отправить в архив. Да, это неприятно, никто не спорит. Но мы знали, на что шли. Отшлифовка всего, что связано с фэнтезийным миром, требует огромного количества времени и – это в разы важнее – практической работы над книгами.

Вы можете детально прописать природное явление, расу существ или культ, но это ни на миллиметр не приблизит вас к цели, если вы не воплощаете это в произведениях. Мы сделали нелегкий выбор, позволив героям формировать мир самостоятельно. Кто-то покрутит пальцем у виска и скажет, что мы, идиоты, потеряли почти четыре года. Что же, вероятно.

Нужно четко ответить на вопрос: вы создаете мир ради мира? Или вы создаете мир для того, чтобы что-то в нем писать? Если последнее, не зацикливайтесь на матчасти.

Не увлекайтесь рефлексией

Каково отношение протагониста к антагонисту и как с ними связан фокальный персонаж, который проходит через катарсис…

Анализ и рефлексия – это полезные занятия. Но не всегда уместные. Некоторые писатели хотят контролировать все и вся: чувства персонажей, сюжет, отношения героев… к счастью, творчество – это не математика и даже не физика. Нам следует научиться отпускать вожжи. Непослушные герои, разрастающийся сюжет – это не показатель отсутствия мастерства, это естественный творческий процесс. Расслабьтесь и получайте удовольствие. Правка будет после того, как вы закончите первый черновик.

Почему план иногда не планируется

Меня деморализует план…

Я предпринимала несколько попыток составить план своей первой крупной вещи, и каждый раз дело заканчивалось тем, что я откладывала ручку и падала в объятия творческого кризиса. Ответ на вопрос «отчего так» нашелся много лет спустя. Деморализует не сам факт наличия плана, а отсутствие понимания, что мы хотим видеть в центре произведения – персонажей или сюжет.

Первый роман мы хотим написать идеально. Чтобы сюжет на высоте и персонажи на высоте. В итоге получается, что мы садимся между двух стульев. Кто из нас доволен своим первым романом, покажите-ка мне этого человека. Когда мы понимаем, что идеальных романов не бывает? Должно быть, к шестой-седьмой книге. И это в лучшем случае.

И все-таки: почему такой странный выбор? В произведении должно присутствовать и то, и другое. И сюжет, и персонаж. Да, это правда. Но суть в том, как мы расставляем акценты. У каждого писателя есть свои предпочтения. Кто-то акцентирует внимание на сюжете – но совсем не обязательно «заваливает» персонажей! А кто-то – как я – делает центром произведения персонажей, ВОКРУГ которых строится сюжет.

Ищите поддержку

Мне так не хватает единомышленников…

Сегодня модно подчеркивать, что первый роман тот-то и тот-то написал в тяжелых условиях и страдал от отсутствия поддержки. Я предлагаю вам не тратить время на страдания, а приступить к активному поиску поддержки. В наши дни есть Интернет, так что это сделать проще.

Не верьте тому, кто говорит, что писательство – якобы дело одинокое, это не так. Есть люди, которые готовы вас поддержать и порадоваться вашим успехам. Кого следует убрать из окружения – так это товарищей, которые сами страдают и в стремлении излечиться заставляют страдать остальных. Джулия Кэмерон называет их «вредители». Я думаю, это подходящее слово. Не выясняйте отношения и не объясняйтесь – просто максимально дистанцируйтесь.

Вместо послесловия

Писательская среда похожа на змеиное гнездо. Как говорит мой знакомый автор, «и медику вам, и ядику». Лучше всего это наблюдается в тематических сообществах и на литературных конкурсах. О том, какое змеиное гнездо являет собой жюри таких конкурсов, я говорить не буду – только настроение портить.

Писательская среда в наши дни воспитывает новичков так: критика должна быть суровой и жесткой, «ударьте меня еще раз», а вы должны сидеть и не высовываться, потому что вы – никто. Вот мы, опытные писатели – дело другое! И не дай бог вам что-то вякнуть по поводу ваших достижений. Идите хвастайтесь перед своими друзьями.

Мы живем в эпоху Интернета, и нам повезло. Раньше писатель мог помахать перед вашим носом опубликованной книгой и таким образом стать для вас авторитетом, но сегодня все равны. У каждого есть право говорить о достижениях, право выкладывать произведения и обзаводиться аудиторией.

Критика НЕ должна быть суровой и жесткой – так говорят только критиканы. И ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно показывать свою индивидуальность и обретать свой голос. Сегодня писатель – это не книги, а личность. И свой голос нам необходим.

Одним из стимулов для создания этого сообщества было желание объединить авторов, начинающих и не только, которые уже слегка подустали от вышеупомянутой атмосферы в современной писательской среде. Время от времени у нас появляются люди, которые доказывают нам правильность принятых там суждений, но надолго они не задерживаются. И к лучшему.

Какими бы ни были ваши сложности – техническими, психологическими или иными – вы всегда можете обратиться за поддержкой. Работа у писателя не самая простая, но творчество должно, прежде всего, приносить радость. Помните об этом, когда работаете над первым романом. Помните об этом всегда. И погромче говорите о своих результатах. Добивайтесь своего – это всех раздражает.

Всегда ваша,

Настя


Комментарии

( 17 слов — Сказать )
sava_ya
2 фев, 2016 16:47 (UTC)
Здравствуйте, Настя. я как раз пишу свою первую большую книгу. Для дестко-семейного чтения. И все наугад. Сейчас стопорюсь, в том числе, из-за того, что не могу определиться с размером глав. Первый отрывок, который, собственно и положил начало истории, объемом чуть меньше 3х тысяч. Остальные кусочки в этот объем не укладываются. Есть по 4 тыс. есть по 5. Нормально ли, что главы будут разного размера. И вообще, какой он - размер глав?
Извините, если много вопросов и не по теме...
arico_samaa
2 фев, 2016 19:38 (UTC)
Прошу прощения, если влезаю не в тему, т.к. я всё-таки не адресат сообщения.
Но, по-моему, разброс 3-5 тысяч знаков для глав большой вещи - совершенно нормально))
stacie_elberg
3 фев, 2016 09:25 (UTC)
Думаю, "позволителен" и больший разброс. Не могу вспомнить ни одного писателя, который работал бы с фиксированным размером глав. Мураками вон вообще чудит с этим :)) И ничего, катит. Да и Кинг, как я написала ниже.
stacie_elberg
3 фев, 2016 09:22 (UTC)
Я противник фиксированного размера глав. Это из серии "какого размера должна быть книга". Для книг, конечно же, есть определенные рамки: к примеру, фэнтези обычно "много". Что до глав - тут нужно акцентировать внимание, прежде всего, на завершении смыслового отрывка. Допустим, в дилогии, над которой я сейчас работаю, у меня есть части. В каждой части - главы, в свою очередь, разделенные на более мелкие смысловые куски. Каждая из этих частей - это сцена. По размеру они отличаются - от пяти тысяч знаков с пробелами до десяти, но есть и по три тысячи. Помимо всего прочего, практически невозможно распланировать структуру книги с учетом того, сколько знаков будет в той или иной главе. Считаем мы знаками, это безусловно, но пишем все же смысловыми кусками. Я бы порекомендовала планировать именно смысловыми кусками. То есть, сценами. Кому-то больше нравится детально прописывать сцены в плане, лично я так не люблю и пишу парой слов, а потом, уже в рукописи, детализирую.

Кстати, некоторые писатели используют величину глав и частей как художественный прием. Это делает Стивен Кинг: в его книгах можно встретить намеренно короткие части из пары-тройки предложений. Звездочки, потом - короткая часть, потом - снова звездочки и следующая часть. Есть читатели, которые ненавидят звездочки лютой ненавистью, но я считаю, что это очень удачный прием. Он расставляет акценты, иногда придает особое напряжение повествованию.
sava_ya
3 фев, 2016 13:24 (UTC)
Спасибо, вы меня прямо успокоили ) А то сильно напрягали эти вопросы. Теперь можно дать волю фантазии и развернуться )))
stacie_elberg
3 фев, 2016 20:01 (UTC)
Да, верно. Зацикливаться на фиксированном размере глав и на вопросах о том, какое и где должно быть количество знаков, не стоит. По сути, это не важно совсем, только для публикации произведений. Но там история совсем другая.
sava_ya
4 фев, 2016 03:44 (UTC)
До публикаций мне ещё как до Китая. Видимо. и там будет ждать множество открытий чудных )))
А можно вопрос по проекту "Новые сказки на зимний лад": когда сборник будет готов примерно?
stacie_elberg
4 фев, 2016 17:44 (UTC)
Можно, и не только примерную :) Есть точная дата анонса, 29 февраля. Мы всегда указываем дату анонса в правилах. Чтобы авторы знали, к какому числу ждать сборник :)
sava_ya
5 фев, 2016 03:25 (UTC)
Значит, я что-то пропустила или забыла. В первые полтора месяца моего писательства у меня голова кругом от обилия новой информации идет.
Буду с нетерпением ждать.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
3 фев, 2016 09:31 (UTC)
Ну, линии и герои есть и в рассказах тоже, пусть их и меньше. Что проще - создать напряжение и раскрыть характеры в рамках пятнадцати тысяч знаков или в рамках десяти авторских листов? Я думаю, что последнее. Для меня как для автора, который ставит в центр повествования персонажа и его переживания, рассказ до сих пор является очень, очень сложным жанром. И, как человек, который судил не один конкурс рассказов, могу сказать: он мало кому удается. Создать должное сюжетное напряжение не так уж и сложно (при условии постоянной работы, естественно), но герои являют собой жалкое зрелище. Особенно часто этим грешат авторы фанфиков и, как я их называю, "псевдофанфиков", то есть, рассказов, в которых авторы осознанно или неосознанно берут за основу атмосферу произведений известных писателей. К сожалению, тут нет "или-или". И сюжет, и персонаж. Если персонаж подкачал, сюжет не спасает. Но если мы говорим о прозе крупнее пятнадцати тысяч знаков, то здесь уже есть, где развернуться, это бесспорно.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
3 фев, 2016 19:59 (UTC)
То есть, все участники конкурсов - графоманы?

>> Это миф, что написать рассказ труднее, чаще надуманные сложности.

Отчего же миф. Я знаю много примеров. В первую очередь, свой собственный :) Кстати, аргумент "на 10 авторских листах много "воды" очень популярен :) Здесь все зависит от мастерства. Плюс есть такая штука, как банальное "это не мой жанр". Есть авторы, для которых новелла - не их жанр, и рассказы они пишут очень и очень редко.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
4 фев, 2016 17:41 (UTC)
>> Ой, я не говорила, что все участники конкурсов - графоманы, давайте не будем додумывать

Я ничего не додумывала, просто именно так эта фраза и прозвучала :) Графоманы среди них есть, конечно, и много. Но есть и хорошие работы. Вот только конкурсы - по крайней мере, подавляющее большинство сегодняшних конкурсов - увы и ах, побуждают молодое поколение писателей к чему угодно - но только не к написанию качественных работ...

>> С тем, что рассказ написать сложнее романа, я в корне не согласна.

Каждый и его опыт. Это можно заметить, почитав комментарии к этому посту :)
arico_samaa
3 фев, 2016 16:45 (UTC)
Как мне с недавних пор стало казаться, малая проза - хорошая малая проза, а не первые, пробные, неуверенные шаги по литературной стезе - признак зрелости писателя. Признак того, что он нашел для себя те слова, которые по емкости равны нескольким страницам текста каждое.
Раньше я вообще не могла писать малую прозу. Не было таких вот коротких слов, экономных штрихов. Терпеливо писала длинные романы, страдая и мучаясь оттого, что эпизоды максимального напряжения, которые блистают, звучат и резонируют, оказываются в меньшинстве по сравнению с эпизодами, в которых чисто технически нужно что-то объяснять. Последнее было скучно до чёртиков и писать, и читать у других авторов, и розовой мечтою для меня было написать роман, состоящий из одних только "блистающих" эпизодов. А недавно оказалось, что рассказы только так и пишутся))
stacie_elberg
3 фев, 2016 19:51 (UTC)
Плюсую по всем пунктам, и плюсую отчаянно :)
( 17 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com