?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В начале этого поста я расскажу маленькую историю о том, почему мною была выбрана такая тема. Не далее как вчера вечером мы с Аней заговорили о том, что в сети мало материалов о соавторстве. Слово за слово – я открыла великий Google и приступила к поиску нужной информации.

Выяснилось, что статей о соавторстве предостаточно, но авторы подавляющего большинства из них с трудом представляют себе, что это за процесс. Кто-то пишет, опираясь на слухи, кто-то – на неудачный опыт (ну, это уже вполне себе), а кто-то – тупо из головы. Словом, дельных статей – раз-два и обчелся.

Время шло, мне нужно было садиться за следующую часть «Лавандового шлейфа», но Винсент упрямо не желал показываться на свет, мозг ерошили другие персонажи, и я испытывала явную тягу к тому, чтобы открыть рукопись «Советника», а еще лучше – Контактик и полайкать котиков, но, как вы понимаете, Ане в этом я признаться не могла.

А поэтому решила просмотреть еще одну статью – и потом за Винсента, ничего не поделаешь, надо – значит, надо. В этой статье, состоявшей из мнений разных писателей, имевший соавторский опыт, удачный или неудачный, я прочла упоминание о том, что работающие бок о бок авторы иногда ссорятся по поводу очень странных вещей. Вот так и родился этот пост.

Я была очень довольна, убедившись в том, что наш с Аней союз выгодно выделяется среди прочих по многим пунктам. Да что там – почти по всем пунктам. Это вот уже в который раз вернуло меня к мысли о том, что нам уже давно пора озаботиться книгой о соавторстве. Будет весело. Ну, это будет потом. А пока – к заявленной в заголовке теме. Мой топ-7 самых дурацких причин для ссоры с соавтором.

1. Разная степень занятости.

Мы с Аней это проходили не раз и даже не два раза. Сейчас у нас степень занятости примерно одна и та же, но никто не знает, что будет завтра. Я часто читаю на писательских форумах и в тематических группах вещи типа «обижаюсь на соавтора – он не уделяет должного внимания общей рукописи». Внимание, вопрос: почему бы вам вместо того, чтобы писать о своих обидах, не поразмышлять над тем, сколько внимания общей рукописи уделяете ВЫ?

А почему бы вам не плюнуть на размышления и не приняться за рукопись прямо сейчас? Ой, ну вы только не заливайте и не говорите, что якобы следующий кусок – соавтора, а не ваш, и вообще вам с рукописью делать нечего. А даже если и так – займитесь чем-нибудь другим.

Сделайте пару набросков. Выпишите идеи, которые роют ваш мозг, поищите вдохновляющие картинки, научитесь делать обложки, составьте интеллект-карту, досье персонажа. Садитесь работать, товарищи. И не забудьте осведомиться, как дела у вашего соавтора. Вероятно, ему нужна помощь и поддержка. Хотя бы на словах. Обидки? С обидками вы всегда успеете.

2. Порядок указания имен на обложке совместной книги.

Мысль мне в голову приходит только одна.

Вы. Это. Серьезно?

Это равносильно отказу от предложения руки и сердца, аргументированного нежеланием женщины брать фамилию будущего мужа. Какая, ко всем чертям, разница, чье имя будет стоять на обложке первым? Может, вы еще подпишете каждую главу отдельно? А, знаете, что? Нет, не только главу. Подпишите каждый кусок. И тогда читатель точно сойдет с ума.

Забавно, но упоминание о такой причине ссор между соавторами я встретила только вчера. И очень удивилась. Потому что мне в голову не приходила такая мысль, хотя мы с Аней работаем вместе уже почти три года. Мы даже побеседовали о том, что я указываю наши имена на обложках в разном порядке. Я сказала, что иногда делаю это намеренно, потому что есть личные книги в рамках «Хроник», но, в основном, случайно.

Написали роман на десять авторских листов, несколько месяцев работали бок о бок – и поссориться из-за того, что на обложке этого романа имена стоят не в том порядке? Ну что сказать. Бывает.

3. Разные «весовые категории».

Один из вас пишет пять лет, другой – пятнадцать лет. Как пример.

С трудом понимаю, в чем заключается сложность. В упомянутых выше статьях прочитала фразу «опытный автор не будет работать с новичком». Мне кажется, люди, которые пишут такие вещи, никогда не трудились в соавторстве. Либо бросили это гиблое дело очень-очень быстро. Ведь в чем фишка? У соавторов всегда разные весовые категории.

В начале эры соавторства у нас с Аней было разное количество завершенных книг. Мы работали в разных жанрах. Поднимали разные проблемы. Я вам скажу даже больше. Мы и сейчас поднимаем разные проблемы и делаем акцент на разных вещах. Но лично мне кажется, что это только упрочняет наш союз и делает работу более слаженной и качественной.

У кого из нас больше опыта? У каждой есть опыт в определенной сфере. Аня чувствует себя как рыба в воде, когда речь заходит об исторических романах. Я прихожу в ужас при мысли о том, что когда-нибудь за такое возьмусь, хотя иногда в мечтах возвращаюсь к одной задумке. Аня приходит в ужас при мысли о том, что нужно спланировать детективную линию. Я веду, когда речь заходит об этом.

Мешает ли это нам? Вовсе нет. Просто иногда нужно перестать пыжиться и признать, что вы не можете быть крутым во всем. Даже если вы ну очень опытный автор. В соавторстве твой опыт уже не играет никакой роли, детка. Это – чистый лист. Вы начинаете нарабатывать общий опыт. Пришло время убрать эго в пыльный сундучок.

4. Разный стиль.

Когда я слышу вещи вроде «у соавторов должен быть похожий стиль», то – как бы выразиться поточнее, и чтобы цензурно? – испытываю недоумение. Совершенно очевидно: если два человека пишут вместе, то стили у них разные. В том и суть. Если вы хотите единого стиля, работайте самостоятельно. У нас с Аней не просто разные стили, а очень разные. Даже сегодня, когда мы уже притерлись и неосознанно перенимаем друг у друга обороты и отдельные слова.

Соавторская книга – на то и соавторская книга, чтобы там выделялись стили. А если два человека, работающие над одним и тем же произведением, обладают яркой индивидуальностью, то тем более. Нет, ну мы, конечно, время от времени упрекаем друг друга в шутку – «очередная КОРОТКАЯ глава» (читай: Настя снова написала чертову простыню на авторский лист, это все Винсент виноват) – но чтобы выяснять отношения по этому поводу? Ссориться?.. Нет, спасибо. Уж лучше мы спланируем очередной роман. Это полезнее и веселее.

5. Дележка персонажей.

Детский сад для писателей, первая группа, в подготовительную вы попадете только в следующей жизни. А если серьезно, то здесь мы снова возвращаемся к моменту «пришло время убрать эго в пыльный сундучок». Многие писатели говорят «я хочу работать в соавторстве», но некоторые вещи снаружи не видны. О них можно узнать только в том случае, если вы отчалили и пустились в плавание. Иными словами, обзавелись соавтором и приступили к делу.

Если вы чувствуете желание что-то поделить со своим партнером – «я тебе это не отдам!» или «нет, я это не приму, работай над этим сам!» - то вот вам мой добрый совет: либо уберите эту мысль подальше и никогда к ней не возвращайтесь, либо сразу расстаньтесь с соавтором. Потому что здесь никто и ничего не делит.

Здесь нет «моя работа» и «твоя работа». Здесь все общее. Да-да. Все. Не только восторженные посты в Facebook «мы зафиналили роман на десять авторских за полтора месяца», но и писательский ступор, и усталость, и переживание по поводу молчаливой аудитории, и даже работа с персонажами, которые выносят мозг.

Дележка персонажей? Ну да. Я не люблю писать женщин. Дайте мне мужиков, да побольше. Но писательский труд – это занятие, в котором жизненно необходимо расширять собственные границы. А соавторский труд обязывает к тому, чтобы делать это вдвое чаще и вдвое решительнее. Это пугает и иногда вгоняет в ступор, не спорю.

Но коли для вас важнее сохранить за собой монополию в сфере, где по определению не может быть монополий - выбор ваш. Нет в соавторстве ваших и чужих глав и персонажей. Иначе это не соавторство, а просто «мы вместе пишем книгу». А это, товарищи, не одно и то же. Совсем нет.

6. «Не порти моего плохого мальчика ванильными цветочками».

Есть соавторы, которые не делят персонажей. Им по душе хардкор. Споры на тему «как должен выглядеть тот или иной герой». Здесь сталкиваются лбами не только соавторы, но и люди, которые «просто пишут вместе книги». И здесь нам уже не до шуток, потому что такие столкновения – вполне реальная проблема. Проблема – а заодно и проверка на прочность.

Если я расскажу вам, сколько Аня издевалась над моими персонажами, вы начнете плакать. Она наложила лапу даже на двух героев, которые появились еще до «Хроник». Когда она забрала Лорену, я не особо переживала, потому что Лорена для меня не была особо важной дамой. Но когда она заграбастала Вивиана… ну, знаете! Я вам не буду рассказывать, что она решила делать с ним потом, потому что если вы сейчас плачете, то после моего рассказа начнете рыдать в голос.

Расстроило ли это меня? Нет. Злилась ли я? Нет. Хотя с Вивианом у меня отношения особые, он был персонажем двух моих книг, и он по праву занимает ведущее место среди героев, созданных мной до соавторства. Думаю, здесь наше отличие от подавляющего большинства работающих вместе писателей наблюдается лучше всего. Мы с легкостью отказываемся от мысли «мое», потому что не просто выдаем главу за главой, роман за романом.

Нас объединяет общее видение творческого проекта в целом, общая идея. Здесь идея – это высшая цель. А поэтому и темы «не порть моего персонажа» не наблюдается. Во-первых, нет «мой» и «твой». Во-вторых, нет такого – кто-то кого-то портит. Все персонажи работают на общую идею, будь то идея конкретной рукописи или что-то еще.

С этой точки зрения беседы о том, как ведет себя и как выглядит в том или ином контексте конкретный персонаж, особенно важны. Если вы где-то проглядели логику или элемент в психологическом становлении героя, соавтор подскажет. И наоборот – если соавтор проглядел, подскажете вы. Словом, если портить персонажа, то вместе! Шутка.

7. Соавторская критика.

Некоторым писателям одна только мысль о критике причиняет боль. Что уж тут говорить о критике от соавтора, которому – по крайней мере, так подразумевается – вы доверяете самое личное, впускаете его в свой мир, а он впускает вас в свой. Тут недалеко и до «ой все, писать я больше не буду, потому что вся моя работа – полный отстой». Но… ничего не поделаешь. Иногда нам приходится выслушивать критику соавтора. И она не всегда бывает конструктивной и милой.

Совета здесь можно дать два. Во-первых, что бы вы ни говорили друг другу, помните о том, что у вас есть общая цель. И она в разы важнее мелких препирательств. Даже если они сегодня не кажутся вам такими мелкими. Никто не любит, когда ему указывают на слабые места или давят на больную мозоль. С другой стороны, так мы понимаем, над чем работать. Опять же, следует принимать во внимание тот факт, что у соавторов разный опыт, и это нужно использовать. Вы не разбираетесь в чем-то? Разбирается соавтор. И наоборот.

Во-вторых, помните о том, что все мы – живые люди со своими эмоциями и проблемами. Все мы можем уставать, переживать тяжелые периоды. Зачастую мы воспринимаем слова как обидные, тогда как другой человек и вовсе не хотел нас обидеть. И зачастую мы – давайте посмотрим правде в глаза – не придерживаем язык вовремя и говорим то, чего говорить не следовало.

Даже если вы работаете со своим соавтором целую вечность, старайтесь абстрагироваться от усталости и отрицательных эмоций и не давать всему этому выход в критических замечаниях. Разделяйте творчество и личные отношения. Здесь творчество – это дело, работа, где подобным выпадам места нет. Чувствуете, что не можете держать себя в руках? Скажите прямо: «я не в духе/устал/хочу побыть один/хочу поговорить/хочу поныть». Вас никто не покусает.

Есть ли в сообществе люди, работающие в соавторстве? А люди, имеющие соавторский опыт, хороший или негативный? По каким причинам, на ваш взгляд, могут поссориться соавторы?

Комментарии

( 2 слов — Сказать )
koheiri_chan
3 фев, 2016 06:08 (UTC)
У меня был опыт работы в соавторстве, с двумя разными людьми.
В первый раз всё вообще было отлично, по поводу текста мы не поссорились не разу. Потом, правда, жутко разосрались, но это уже к писательству отношения не имело :)
Со вторым соавтором мы написали два текста. Здесь мы уже препирались часто. Одним из поводов для ссор была именно разная степень занятости. Вернее, не занятости, а, ну не знаю, наличия сил. Короче, соавтору вечно было лень\не до того\нет времени\нет вдохновения. Заканчивалось это тем, что сначала я писала все свои куски, а потом приходила к ней домой, садилась за её комп и под её подсказки писала все её куски. Второй проблемой была редактура. Соавтор обижалась, когда я редачила её главы. Я же это делала потому, что она, опять же, никак не могла себя заставить заниматься этой нуднотой. Ещё одним поводом для ссор было то, что я постоянно меняла сюжет, да так, что иногда приходилось всё переписывать. У соавтора уже всё распланировано, а тут такая радостная я: "Нейро, мне приснился новый кусок! Меняем всё!", ну, в общем, да. Скандал )) И, конечно, тараканы и самокопания то одной, то второй. И приступы демонстративного самоедства у обеих. Ну тут, в общем, понятно: нытьё одного соавтора и второго бесит, и ему мешает работать.

Причём мы обе уже года два не пишем, потому что обе по уши в актёрских соплях и в квесте с поступлением - а проблемы остались всё те же, вот что смешно. Играем-то вместе :)
stacie_elberg
3 фев, 2016 09:36 (UTC)
Здесь очень важно желание людей работать совместно. Когда общее дело действительно важно, есть стимул меняться, идти на компромиссы. И, конечно, важен одинаковый темп изменений и личностного роста. Проще говоря, нужно взрослеть в одинаковом темпе :)) В самом широком смысле слова "взрослеть". Мне кажется, что здесь находится корень подобных проблем 99 процентов соавторов.
( 2 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com