?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


С некоторых пор я жду пятницы с таким же нетерпением, как читающие посты «Писательской магии» участники. Еще бы нет! У нас образовался самый настоящий практикум по работе с крупной формой. Спонтанный практикум, открытый для всех... Что может быть лучше возможности чему-либо научиться, особенно для творческого человека?

Итак, мы беседуем о больших-больших вещах. О тонкостях работы с ними. Давайте вспомним, о чем мы говорили раньше.

Мы выяснили, что идея – это тот фундамент, на котором строится роман.

На прошлой неделе мы начали разговор о планировании романа. Но начали не с плана как такового, а с персонажей. Почему? Потому что сюжет может быть крутым, но если персонажи подкачают, то таковой нас не спасет.

В этом материала я пообещала, что темой следующей статьи будут сюжетные линии. Но мы не рассмотрели один очень важный аспект. Уникальная личная атмосфера героя.

Зачем ты, персонаж?

Когда мы только ступаем на писательский путь, нас одолевает желание рассказывать истории персонажей. Рассказать еще одну. И вот про этого тоже расскажу! И вот этого персонажа тоже не помешало бы включить в произведение… в итоге мы находим себя среди целой стаи героев, которые не только не взаимодействуют друг с другом, но и выглядят как… мебель. И хорошо, если только второстепенные! Порой «мебельный вид» принимают и рассказчики. Читатель переворачивает страницу. Потом – еще, еще и еще. Что хотел сказать автор? Ну да, мы все стремимся рассказать историю, но… «зачем все эти люди»?

Опытные авторы знают, что иногда персонажи вклиниваются в повествование самостоятельно. Они приходят и заявляют: «Привет, детка! Я пришел! Мне тут местечка не найдется?». Это в лучшем случае. А в худшем – и так бывает чаще всего – они берут бразды правления в свои руки и начинают хозяйничать. А потом, неровен час, собственную историю выпросят. Да не одну! Кое-кому не помешает губозакаточная машинка, верно? Неверно. Легче отложить ручку и не писать вовсе, чем пойти против воли таких товарищей.

Некоторые писатели уверены в том, что непослушный герой – это плохо. И, дескать, автор должен контролировать все от и до. Но я так не думаю. Нет ничего плохого в появлении новых персонажей. Это означает, что история пишется, что книга живет и дышит. Наша цель – не ставить самому себе палки в колеса, а направить героев, создав нужные связи и сюжетные ходы.

Случайный, не случайный…

Писатель должен быть очень мужественным человеком. Ибо он не знает, кто явится на страницы его книги завтра. А, может, уже сегодня. Персонажи не предупреждают письмом или звонком. Впору сказать о них «случайные», но…

У любого героя в произведении есть свое место. Любой герой вплетен в сюжет. Любой герой работает и эволюционирует. Иначе он – мебель, от которой нужно избавиться. Порой мы убираем главу за главой, безжалостно уничтожая следы ненужного пришельца. Начинающие писатели часто задают вопрос: есть ли способ отличить «качественного» героя от «мебельного»? А если есть, то можно ли превратить «мебельного» в «качественного»? Читая произведения, населенные яркими персонажами, мы порой думаем: не магия ли? Магия, подвластная каждому.

Уникальная личная атмосфера персонажа

Для того, чтобы понять, о чем идет речь, снова обратимся к произведениям с яркими персонажами. В практикуме «Интеллект-карты для писателей» я приводила пример доктора Ганнибала Лектера, а также примеры героев книг Джоанн Харрис. В чем их прелесть? В том, что они детально прописаны, это безусловно. Но главный момент – это созданная вокруг персонажа атмосфера. Именно ее, эту атмосферу, с таким мастерством поймал сэр Энтони Хопкинс.

Герой воздействует на читателя на нескольких уровнях. Читатель следит за ним, сопереживает. Размышляет над его поступками после того, как перевернул последнюю страницу. Но о некоторых персонажах забывают, а кое о ком помнят. Не потому, что сюжет был захватывающим. Не потому, что образ был тонко прописан с психологической точки зрения. А потому, что писателю удалось воздействовать на самый глубокий уровень восприятия читателя.

У нас есть пять органов чувств (и, как говорят, шестое…). Мы ощущаем запахи, вкусы, неровности поверхностей, видим красивые и некрасивые вещи, слышим приятные и неприятные звуки. Именно в этой плоскости нужно работать, когда мы создаем уникальную личную атмосферу персонажа. «С чем у вас ассоциируется данный герой?», спрашивает читатель (спрашиваете вы у самого себя). Сконцентрируйтесь и назовите пятерку «самых-самых» персонажей из книг других авторов, заставьте воображение поработать. По-настоящему яркие герои «сидят в нас» на уровне ощущений и ассоциаций.

У нас с Аней за четыре года работы над Миром Темной Змеи персонажей набралось достаточно. Удачные и не очень. И у удачных всегда есть четкая, ощутимая атмосфера. Чаще всего я, работая с ее созданием, акцентирую внимание на каком-то из органов чувств.

В случае Винсента (первого «нечеловеческого» персонажа Мира) это зрение. Винсент – художник. Он видит детально, красочно, глубоко, различает мельчайшие оттенки… порой видит то, чего нет, не без этого, но его характер опирается на зрительные образы, и персонаж регулярно это проговаривает.

В случае доктора Вивиана Мори это осязание и слух. Доктор любит «потрогать» окружающий мир, и даже в его прямой речи он как бы прислушивается к происходящему внутри себя.

В случае Эрфиана это обоняние, самое таинственное из наших чувств. Для того, чтобы акцентировать внимание на запахах, он даже «затемнил» атмосферу дилогии «Советник».

Эта неделя будет посвящена работе с атмосферой персонажа. Какова она в случае ваших героев? Попробуйте применить мой метод на деле и опирайтесь на органы чувств. Мы чувствуем запахи, вкусы, неровности поверхностей, слышим звуки, ощущаем окружающий мир с помощью прикосновений. Помните об этом! Пусть ваши персонажи посвятят вас в детали.

Мы встретимся ровно через неделю и начнем – наконец-то! – разговор о планировании романа. План, план, план! Уже совсем скоро!

Но не до того, как вы основательно займетесь уникальной личной атмосферой персонажа. Желаю удачи!

Комментарии

( 4 слов — Сказать )
sava_ya
26 фев, 2016 14:02 (UTC)
Не уверена, что я правильно поняла задание, но вот сегодня у меня родился такой персонаж:

Да и старик, который сидел напротив меня, весьма походил на лесного гнома, хотя, может так и должен выглядеть хозяин антикварной лавки. Его щуплое тельце утопало в необъятной шерстяной кофте крупной вязки. Копна удивительно густых для его возраста совершенно белых волос была похожа на примятое облако тополиного пуха. На лице, похожем на печеное яблоко, больше всего выделялись кустистые брови, которые, казалось, жили своей жизнью и то и дело ходили ходуном.
Вот и сейчас они совершили замысловатый пируэт, и из под их тенистой сени пытливо блеснули маленькие чёрные глазки. Старик явно ждал, что я попрошу его продолжить.
era_elto
26 фев, 2016 20:07 (UTC)
Мне нравится! :)) Хотя по одному кусочку сложно судить, атмосфера как таковая раскрывается в рамках всего произведения. По кусочкам, штрихами. Как и сам персонаж :)
kirena_kirena
30 мар, 2016 19:04 (UTC)
Вы мне прямо второе дыхание открываете. А то у меня герой выскакивает уже с историей, и я радостно в галоп. Пару глав проскочили и встали намертво, а тут новый герой нарисовался, краше прежнего. Только история у него уже другая. А оказывается, надо сначала к нему присмотреться, прислушаться, принюхаться, притереться... Всё как в жизни. Вроде бы очевидная вещь, но как-то не приходило в голову.
era_elto
3 апр, 2016 11:51 (UTC)
Частенько нам надо, чтобы кто-то озвучил очевидные вещи :) И мы тогда говорим: ой, и как я раньше об этом не подумал?.. У меня такое бывает даже в процессе работы над статьями. Пишу план, записываю какую-то мысль, вроде простая-простая... а потом - блииииин, как я об этом не подумала?.. )) Как я раньше этого не понимала? Ну и ну.
( 4 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com