?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Знаю, знаю. В «Писательской магии» мы уже не первую неделю говорим о крупных вещах, и сегодня собирались начать разговор о планировании. Но в данном материале речь пойдет о другом. Это актуальная тема, для многих – больная. А для начинающих авторов – так и вовсе судьбоносная. Мы поговорим об эмоциях. Эмоции писателя. Эмоции читателя. Эмоции персонажа.

Мы говорим не о крутых детективах, написанных для суровой мужской аудитории, а о произведениях, неотъемлемой частью которых являются эмоции. Чувства героев, чувства читателя. То, что некоторые называют «розовые сопли». Если вы против «розовых соплей» и пишете для суровой аудитории, то данный материал не для вас. Если же ваши персонажи умеют чувствовать, то статья, смею надеяться, будет полезна.

Что важнее – чтобы читатель сказал «верно» или чтобы читатель сказал «верю»? Он должен осознать происходящее умом или почувствовать?

Ремесленник vs Творец

Людей, работающих с художественной прозой, можно разделить на две категории: ремесленники и творцы. Ремесленник – это рассказчик. Он передает истории так, как есть, не акцентируя внимание на описании чувств. Ремесленник говорит: «Это должно быть интересно. Это должно быть достоверно». Так работают, к примеру, с мемуарами и с автобиографией. Факты, сэр. Только факты.

Творцы не записывают историю, а создают ее. Они превращают обычное повествование в произведение искусства. Поясню, что я имею в виду под словом «искусство», которое произношу так часто. Для меня искусство – это, прежде всего, чувства. Отсутствие равнодушия. Оно было создано именно с этой целью: напоминать людям о том, что они живые и могут испытывать эмоции.

Безусловно, важно, чтобы читатель, слушатель или зритель о чем-то задумался, но чувства, на мой взгляд, являются решающим фактором. Грубо говоря, если вы не задели чем-то душу читателя, вы написали пустую вещь. Ну… либо это просто не ваша аудитория…

Кем быть лучше – ремесленником и творцом? Хорошо быть и тем, и другим. Главное – чтобы вас устраивала ваша роль. Проблема начинается тогда, когда вы, будучи ремесленником, чувствуете желание превратиться в творца, понимаете, что хотите подняться на новый уровень, расширить рамки. Но вас что-то останавливает. У этого чего-то есть имя. Оно звучит так:

«Как я могу описать чувство, которого никогда не испытывал?».

Так, не каждому из нас доводилось испытывать всепоглощающее чувство любви к другому человеку. Не каждый знает, что такое жертвенность, сложный моральный выбор, милосердие, приступ гнева. Но… но.

Это загадочное слово «эмпатия»

Если вы работаете с людьми или проходили тренинги, посвященные теме общения, то слышали словосочетание «эмпатическое слушание». Эмпатия – это умение поставить себя на место другого человека. Актеры, обладающие высоким уровнем мастерства, «присоединяются» к персонажу, становятся им. О писателях можно сказать то же самое.

В одном из материалов я писала о работе с персонажами, которых мы «достаем из себя». Это хлопотно и энернозатратно, но легкой жизни нам никто не обещал. Работа писателя во многом похожа на работу актера. Актер, репетируя роль, концентрируется не на достоверности, а на глубине чувств. Достоверность приходит сама собой, потому что она напрямую зависит от степени искренности. Вы можете быть самым достоверным на свете писателем, но без чувств читатель скажет «не верю». Увы и ах.

Чувство: вспомнить сильное переживание

Иногда, открывая рукопись и готовясь к работе над сложной сценой, мы чувствуем эмоциональный ступор. Я говорю «герой не хочет со мной разговаривать». И помню, как мучилась в период работы над первыми вещами.

«Откуда же это достать?!».

Мне нужно было упереться в стену для того, чтобы найти один из путей: вспомнить сильное переживание из прошлого. Речь не идет о катарсисе – достаточно момента эйфории или душевной боли. Нужно не восстановить в памяти тот период, а именно ощутить эмоции максимально глубоко. Это можно сравнить с нажатием на нужную кнопку: когда вы приводите себя в определенное эмоциональное состояние, вопросов «как написать то или это» уже не возникает, потому что текст идет сам собой.

А вам только и остается, что записывать. И – это очень важно – не анализировать в процессе не думать «ой, а правильно ли я употребил это слово?..». Только начали анализировать – и все. Настроение ушло. И понеслось: ой, я не знаю, как это делается…

Чувство: освобождение эмоций

В предыдущих материалах мы обсуждали тему якорей, маленьких помощников, настраивающих нас на нужный лад. Это могут быть предметы, вызывающие у вас воспоминания или определенные чувства. Беседа с определенным человеком – с соавтором, с близким другом. Это может быть писательский ритуал: к примеру, вы пишете только в кровати, только в любимом кресле или только за писательским ноутбуком, готовите себе чашку чая в любимой кружке и так далее.

Но, к сожалению, в плане эмоций якоря работают не всегда. Эмоции – это не привычка, здесь мы говорим о входе в особое состояние, и оно каждый раз разное, даже если наш писательский ритуал много лет остается прежним. Можно ли сделать якорь более творческим, более гибким? Конечно. Для этого есть другие виды искусства. Они хороши не только для того, чтобы «подпитаться» - полюбоваться на картины в галерее, посмотреть хорошее кино или почитать хорошую книгу.

Вот три самых мощных, на мой взгляд, творческих якоря.

1. Пластикодрама.

То есть, смесь актерской игры и танца, но чаще всего речь идет о сценке-миниатюре, сыгранной одним человеком. Мы подключаем и голос, и тело. Когда ты выходишь в центр круга или на сцену, кажется, что ничего не получится, но уже через секунду ты превращаешься в персонажа, которого изображаешь.

Миниатюры всегда эмоциональные, актеру нужно плакать, смеяться, менять тембр голоса, а иногда и превращаться в человека противоположного пола. За пять минут вы проживаете целую жизнь, и вас буквально распирает от эмоций. Как это работает дома? Перед зеркалом. Более эффективного якоря я не знаю.

2. Живопись.

Не так давно я открыла для себя интуитивную живопись. Все просто: вы берете краски, которые вам нравятся прямо сейчас, подходите к холсту (лучше выбрать большой холст) и рисуете все, что приходит в голову. Живопись хороша не только тем, что освобождает голову и подключает эмоции, но и тем, что позволяет переключиться на зрительные ощущения. Мы буквально «выносим» чувства и настраиваем себя на нужную волну. Когда мне предстоят сложные эмоциональные сцены, я рисую, а потом, через пару-тройку часов, сажусь за рукопись. Состояние поутихнет, но не потеряет своей остроты.

3. Игра на музыкальном инструменте.

Хороша тем, что помогает максимально уйти в себя, сконцентрироваться. Если вы – не музыкант, то для вас это, наверное, звучит странно, но факт… музыка углубляет восприятие. И подготавливает нас к тому, о чем я буду говорить ниже.

Чувство: достать эмоцию из себя

Да, ту самую. О которой вы ничего не знаете, и которую никогда не испытывали.

В «Писательских практиках» я в шутку называла этот способ «методом Уилла Грэма» (персонаж сериала «Ганнибал», эмпат). Он плох тем, что требует много сил и времени для размышления. И хорош тем, что так получаются самые глубокие (и самые достоверные) персонажи. Фраза «я никогда такого не испытывал» означает, что вы до сих пор не попадали в соответствующую ситуацию. Но никто не говорит, что вы не можете воссоздать ее в голове. Воображение – один из главных инструментов писателя.

Для этого нужно совершить невозможное: полностью отказаться от мысли о достоверности, не рассуждать, а опираться на чувства. Иными словами, довериться персонажу и послать мысли об эго и «ой, а что скажет критик» подальше. Об этом вы потом подумаете, сейчас вы пишете, так что не надо смешивать сладкое с кислым, это ведь не китайский соус!

Практикуемся!

Что ощущает ваш персонаж, оказавшись в данной ситуации? Точнее, нет. Не так. Что ощущаете вы? Потому что в тот момент, когда вы работаете над определенной сценой и говорите от лица героя, вы превращаетесь в актера, который играет его роль. Вы знакомы с ним, знаете его характер и его взгляды на жизнь (хотя персонажи постоянно удивляют, не без этого…). Как он поведет себя? Какие эмоции испытает?

Помните: в эмоциях нет логики. Они иррациональны. Нет «правильно» и «неправильно», нет «плохо» или «хорошо». Смерть не у всех вызывает слезы. Любовь не всегда приносит радость. Логика и достоверность – это просто линии, границы. Не позволяйте им обмануть вас. У чувств тысячи оттенков, и они всегда разные. Главное – чтобы читатель вам верил.

Настя

Комментарии

( 4 слов — Сказать )
lubavaalgiz
4 мар, 2016 16:59 (UTC)
спасибо
era_elto
4 мар, 2016 17:54 (UTC)
На здоровье :)
bocharov_const
5 мар, 2016 04:52 (UTC)
Спасибо, Настя!
Нужно.
И во время.
era_elto
5 мар, 2016 19:02 (UTC)
На здоровье, Костя :)
( 4 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com