?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Полагаю, две недели – это достаточный срок для того, чтобы ознакомиться с материалом и сделать задания. Тема актуальна для многих, а, значит, вы делаете задания с максимальной отдачей. Уверена, что вы выполнили все упражнения и с нетерпением ждете того момента, когда мы – наконец-то! – приступим к главному. То есть, к работе над планом романа.

Ура! Сегодня мы начинаем планировать роман!

Такие разные планы

Часто задаваемые вопросы (на кончике ножа).

Детальный план или по верхам?

Детальный план в самом начале составлять бессмысленно. Вы загоните себя в узкие рамки, и в конечном итоге у вас пропадет желание писать. В эту ловушку попадают начинающие авторы, следуя совету «новичок? Пиши подробный план!». Я против подробных планов. И уж точно против подробных планов на первом этапе работы с романом. Далее мы об этом поговорим.

На что опираться в плане – на события, на персонажей?

Правильным ответом было бы «зависит от жанра», но на практике сложно различить между событийным планом и планом «по персонажам». Даже в детективе есть герои со своими историями и характерами. Они не только ловят нехороших ребят и распутывают дела головокружительной сложности, но и взаимодействуют с другими персонажами. Следовательно, мы принимаем в расчет и события, и героев.

От руки, в Word, в программе интеллект-карт, в Scrievener?

Зачастую мы придаем техническим моментам писательской работы слишком много значения. Возводим их в культ. Страшно подумать, но на писательских форумах есть отдельные темы с десятками страниц, где авторы обсуждают странные вещи и задают странные вопросы. Между тем, ответ на эти вопросы один: «ПРАКТИКА!».

Мы уже говорили о том, что не стоит слепо копировать стиль работы других, и не важно, о чем идет речь, о писательстве как таковом или о технических моментах. То, что удобно другим, не обязательно будет удобно вам – да, даже если этот кто-то пишет гениальные романы.

Я набрасываю план от руки, а потом переношу его в интеллект-карту. В Scrievener я составляю карточки-главы, где детализирую сюжет. На мой взгляд, интеллект-карты идеальны для планирования. Попробуйте все методы и решите, какой вам подходит лучше всего.

С чего начинают план?

Давайте это обсудим.

Четкое формирование идеи

Об идее произведения мы говорили в одном из предыдущих материалов, и вы, конечно же, сделали домашнее задание, сложностей не возникнет. В работе с планом мы придаем идее форму, детализируем и конкретизируем. А поэтому жизненно необходимо понимать, зачем/о чем будет та или иная вещь. Идея – это фундамент. Без фундамента у вас не будет прочного дома.

Основная структура произведения

Формула любого произведения была и остается обманчиво простой: завязка, кульминация, развязка. Об этом можно прочитать в любом учебнике по писательскому мастерству. Там же нам говорят, как и что планируется. Пункты, подпункты, заголовки и подзаголовки. На мой взгляд, писатели часто все усложняют – особенно если речь идет о технических моментах. Наша цель – это план. Ну, и роман в дальнейшем, естественно.

Писательский лайфхак: две ключевые точки

Очевидный и простой, как и все лайфхаки. Когда речь заходит о плане романа, ваша сила – в минимальном количестве исходных данных. Чем больше пунктов в плане изначально, тем сложнее ориентироваться: вас тянет приписать сюда, и вот сюда, и детализировать тут, и детализировать тут. В итоге вы находите себя с кучей бумаг/с кучей веток в интеллект-карте, увязаете во всем этом, но ни на йоту не продвигаетесь.

Мы составляем планы следующим образом: определяем начальную и конечную точки сюжета. Здесь становится понятно, почему идея так важна. Если вы плохо представляете, о чем пишете, то определить такие вещи будет сложно. Параметра два:

Дано. С чего начинается событийный сюжет, и какова точка отсчета в плане персонажей?

Результат. На чем заканчивается произведение с точки зрения сюжета, и куда мы хотим прийти в плане персонажей?

Мы сделали треть работы. Мало того: мы сэкономили кучу времени и сил. Теперь у нас появился отрезок, который можно делить как угодно.

Пример

Я приведу пример вещи в процессе первых этапов работы. Это не роман, а, скорее, большой рассказ, но так даже лучше, потому что пример будет нагляднее. Да-да. Я пишу вместе с вами, оправдывая славный титул писателя-практика.

Дано. Омар – гениальный инженер, сотрудничающий с террористами. Дио – торговец информацией. Леон – охотник за головами. Даниэль – детектив из отдела информационных преступлений, занимающийся делом Дио. Омар крадет у Дио ноутбук, в котором, если верить словам торговца, находится что-то очень важное. Леон соглашается (пусть и не совсем добровольно) помочь в поисках Омара, хотя до этого долго искал его, но безуспешно.

Результат. На момент дилогии «Лавандовый шлейф» Омар является одним из трех приближенных к торговцу людей, так что история с ноутбуком разрешилась благополучно (пусть и не для всех персонажей…). Как нашли Омара? Как нашли ноутбук? Как обстоят дела с Даниэлем и с Леоном? Предстоит детализировать… персонажи знают!..

Формирование завязки

Первая точка, которую мы сформировали – это «дано». Проще говоря, конфликт. С него начинается любое произведение, и с ним мы работаем. Конфликт – это ситуация, которую персонажам предстоит разрулить.

Пример

В моем случае точек зрения несколько.

Леон. Беднягу Леона в прямом смысле этих слов притаскивают к Дио. Леон наслышан о торговце и нервничает, что неудивительно. Какое счастье! Ему просто предложили работу. Торговец рассказывает об Омаре, о ноутбуке и предлагает Леону приличную сумму денег. Леон дважды не думает, да и выбора у него нет…

Даниэль. Здесь Даниэль – идеалист, выбравший свою профессию с одной-единственной целью: искоренить зло. Имя «Дио» он впервые слышит еще в полицейской академии и решает, что нашел «свое» зло. Но в глубине души он понимает, что победа удовольствия не принесет, потому что жизнь потеряет смысл. Впрочем, осознать это он еще не успел. И охотится за неуловимым торговцем со страстью истинного фанатика. Даниэль был рад узнать об истории с ноутбуком. Он видит в этом очередную возможность: плохой парень понесет заслуженное наказание.

Марсела. Человек (не совсем, но это детали), которому торговец доверяет больше всех и полагается на нее с закрытыми глазами. Она не только очень способный программист, но и дипломат, что помогает сглаживать конфликты и разруливать сложные ситуации. Марсела – женщина без слабостей… почти.

Омар. Когда очередь дойдет до его части, Омар успеет сто двадцать пять раз проклясть злополучный ноутбук. Зачем он ему понадобился? Действительно ли он попал к нему неслучайно? И как он умудряется так долго скрываться от людей, которые могут найти все и всех – и находят, потому что это их работа?.. Скоро он нам все расскажет.

«Крючки» и ключевые моменты

Сформировав завязку, мы начинаем продвигаться к кульминации. Если мы не хотим, чтобы читатель отложил книгу после первых пяти страниц, то должны озаботиться поддержанием нужного уровня напряжения. Сюжетного и эмоционального.

«Крючки»

Займемся крючкотворством! Теперь вы знаете, что на самом деле означает это слово!

Итак, что такое «крючок»? Случайное действие персонажа. Случайный взгляд. Случайное слово. Случайный предмет, на котором автор – случайно – акцентирует внимание.

Пример

Примеры я приведу из практикума «Интеллект-карты для писателей»: там речь идет о произведении с достаточным количеством крючков.

Эстер видит заметку о смерти жены Антуана Дойла и решает, что нужно выразить соболезнования (очередная точка пересечения героев, которая позже приведет к сближению).

Агент Интерпола Уолтер видит в кармане Патрика Хофманна уголок очков (и проводит недостающие параллели между ним и торговцем информацией).

В ответ на вопрос о том, чем она сейчас занимается, журналистка Мирина отвечает, что сектой (что позже приведет к большой беде).

Случайности не случайны. В жизни – и в литературе тоже…

Ключевые точки

Переломные моменты произведения заслуживают отдельного разговора – и отдельной проработки. Это – шаги к кульминации, на них мы будем опираться в процессе работы. Если речь идет о ключевом моменте с участием нескольких персонажей, то лучше описать реакцию и эмоции каждого из них.

Примеры

Встреча Марселы и Омара. Омар взволнован: ты не можешь меня вечно прикрывать, надо же что-нибудь с этим сделать. Марсела уговаривает его прийти добровольно и отдать ноутбук: я все объясню и помогу тебе, вот увидишь, все будет хорошо. При этом Марсела гадает, как бы помягче объяснить шефу, что они любовники, и что все это время Омар мог скрываться только благодаря ей… драма, драма…

Разговор Леона и Андре, осведомителя Даниэля. Леон (который и так на нервах): что за нездоровая фигня вообще?.. Андре: я покажу тебе, где искать Омара, и помогу вам обоим убраться, потому что иначе живым из этой передряги ты не выйдешь.

Время практики

Практическое задание на этой неделе следующее: мы планируем начало нашего романа, определив точку отсчета и точку финала. Не забываем про конфликт, «крючки» и ключевые моменты. И, конечно же, готовимся к следующей пятнице.

Желаю удачи с заданиями!

Настя

Комментарии

( 30 слов — Сказать )
Helen And-Mus'e
18 мар, 2016 12:20 (UTC)
Только начала читать, но уже могу сказать: пожалуй, это самый толковый подход, что я встречала. Очень рада, что начала вас читать. Своего ума не хватает, так разобрать сюжет. Чувствую, надежды на прояснение истории прибыло.))) Уже набрасываю в тетради свой план.
era_elto
18 мар, 2016 19:52 (UTC)
Огромное спасибо. Приятно слышать :) Значит, не зря стараемся :)

>> Чувствую, надежды на прояснение истории прибыло.))) Уже набрасываю в тетради свой план.

Отлично! Добро пожаловать в наши стройные ряды! :)
sava_ya
18 мар, 2016 18:20 (UTC)
А результаты в коментах к этому посту выкладывать?
era_elto
18 мар, 2016 19:52 (UTC)
Всенепременно. С большим удовольствием изучу их :)
lubavaalgiz
19 мар, 2016 10:21 (UTC)
А как быть если основная проблема крупной вещи лично у меня состоит в том, что составив хотя бы легкий план всего произведения и определив концовку или несколько я полностью теряю интерес к этому произведению, не могу его писать не строчки, хотя до того как я продумала план и придумала концовку произведение меня будоражит, мне хочется его писать, смотреть его сюжет в фантазиях и узнать чем же все кончится. Моя проблема и заключается именно в том, что как только появляется план и финал, у меня появляется мертвое недописанное творение, которое я периодически брезгливо пинаю ногой, типа трупы в доме неприятное явление, вроде бы надо вынести и закопать, но ведь оно не целое в лишь мертвая лапа или голова. Ну вот посоветуйте ну что нибудь, приму даже абсурдные предложения.
sava_ya
19 мар, 2016 15:51 (UTC)
У мен пока мало опыта, но иногда именно желание довести произведение до задуманного финала и ведет через все сложности. Именно в середине происходит много чего интересного и неизвестного с самого начала, находятся интересные ходы, чтобы история закончилась именно так, как задумалось. В этом тоже есть свой кайф.
Хотя сейчас пишется история как раз без точно известной концовки...

era_elto
19 мар, 2016 20:08 (UTC)
>> У мен пока мало опыта, но иногда именно желание довести произведение до задуманного финала и ведет через все сложности

О, такое случается. Причем очень часто :) Тут лекарство одно: нужно концентрироваться на процессе. Несмотря на внутреннего вредителя, который нашептывает: "Надо финалить вещи, главное результат" )))
era_elto
19 мар, 2016 20:17 (UTC)
А о каком плане речь? Это подробный план или три строки?
lubavaalgiz
19 мар, 2016 21:49 (UTC)
Достаточно в уме придумать, увидеть версии развития и версии финала и как отрубает. Иногда пишу типа синопсиса на 1-2 страницы типа сделал то то поговорили с тем то может быть даже кусок диалога получили то то и финал. Что то похожее как с чужой книгой. тебе интересно ее прочесть за саму историю, а не за витьеватость фраз писателя описывающего цвет луны за окном. когда герой на нее уставился. И если тебе подробно рассказали что будет в книге ты уже вроде бы и не так стремишься ее прочесть, спойлер как бы. А вот когда я не знаю, что будет потом мне интересно это узнать, и тут всего один вариант написать это, потому что за меня мою книгу не напишет. Хотя в этом я иногда сомневаюсь, потому что вселенная видимо тыкает меня в это носом и шутит. Были приколы, когда я находила свои недописанные истории уже изданные другими авторами, например Нил Гейман в своем новом сериале Люцифер точно воспроизвел один из диалогов, место в котором этот диалог произносился и даже шутку из книги, которая у меня лежит недописанной уже почти два года.
(без темы) - era_elto - 20 мар, 2016 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lubavaalgiz - 20 мар, 2016 16:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 21 мар, 2016 11:08 (UTC) - Развернуть
imlu_hagen
20 мар, 2016 17:18 (UTC)
Можно писать не детальный план, а примерный, в котором будет место для двух или нескольких вариантов. Тогда в процессе вам будет интересно, к какому финалу придет произведение и как именно - кульминацию я тоже не прописываю уж очень подробно, только набрасываю, в чем там будет суть и кто будет присутствовать.
lubavaalgiz
20 мар, 2016 20:55 (UTC)
Сама проблема в любом плане, план это как бы проматывание киноленты вперед, медленно или быстро это уже детали. когда ты проматываешь чужое кино или книгу там все равно хочется насладиться самим процессом, даже если ты вдруг узнал кто убил садовника, а когда ты одновременно и создаешь и проматываешь, ты хочешь или не хочешь сразу пишешь всю историю или несколько ветвей разных вариантов, и получается как будто посмотрел кино или прочел книгу. И вот на этом меня отрубает что либо дальше делать, я как будто уже сделала получается, мое противоречие в ненадобности лишней работы вырубает меня вплоть до физического отруба - сажусь дописать и падаю на стол почти уснув, встаю - типа не буду писать и сна нет. Я понимаю, что для вас это по другому и вы пытаетесь мне помочь типа можно же в процессе изменить и будет по другому, а у меня в голове это как помыл пол,а тебе говорят типа, а ты помой еще раз по другому может получиться, и вот как то не хочется совсем. Это чувство сложно описать, но как смогла.
(без темы) - imlu_hagen - 20 мар, 2016 20:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirena_kirena - 30 мар, 2016 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lubavaalgiz - 30 мар, 2016 20:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - kirena_kirena - 30 мар, 2016 20:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lubavaalgiz - 30 мар, 2016 22:03 (UTC) - Развернуть
sava_ya
19 мар, 2016 18:57 (UTC)
У меня получается так.
Название: Тайна старого замка.
Идея: насильно мил не будешь.
Дано:
Грэм - вольный охотник благородных кровей, направляется в столицу северных земель. По дороге гостит в имении старого графа, друга его своего отца.
Лидия - любимая младшая дочь графа. влюбляется в Грэма и хочет заполучить его любой ценой. Когда Грэм остаётся равнодушен к её чарам и покидает замок, она сбегает вслед за ним с таким расчётом, что их обязательно догонят и вернут обратно, и она сумеет уговорить отца обвенчать их.
Леонид - второй сын старого графа, амбициозный молодой человек, который хочет вернуть славу потускневшему роду и стать полноправным хозяином имения. Появление Грэма и поступок сестры дли ему возможность осуществить давно лелеемый план.

Результат: Грэм спасается из всех передряг, остаётся свободен и холост.
Лидия остаётся ни с чем.
Леонид добивается своего, но может быть в конце погибает.

Крючки:
- Грэм, покидая поместье, думает, что больше не вернётся туда никогда.
- Уходя, он не заметил колыхнувшиеся шторы в комнате Лидии.
- Грэм оставляет деньги своему слуге, мальчику камердинеру.
- Грэм знакомится со священником
- Братья явно не торопятся спасать Лидию и догонять беглянку.

Ключевые точки:
- день, проведённый Грэмом и Лидией в деревушке Дорн
- пленение Грэма
- Лидия осознает свою ошибку, но уже поздно

Как-то так. Хотелось бы услышать коментарии, что понятно, что нет. Что упустила. Пока даже не уверена, что это будет роман. Как ляжет. Но история длинная, однозначно.
era_elto
19 мар, 2016 20:35 (UTC)
Ой-ой, а как же хэппи-эээээнд? Они были счастливы и поженилииииись? (
(без темы) - sava_ya - 20 мар, 2016 05:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 20 мар, 2016 12:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sava_ya - 20 мар, 2016 16:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 21 мар, 2016 11:09 (UTC) - Развернуть
imlu_hagen
25 мар, 2016 10:11 (UTC)
Практически все есть, кроме крючков. Знаю, что должны быть, но пока никак. Думаю.
Это я к тому, что задания выполняются, а не только читаются))
era_elto
25 мар, 2016 11:01 (UTC)
Очень хорошо! Рада, что материалы полезны )

Как ты думаешь, о крючках следует написать отдельный материал? У тебя есть какие-то конкретные вопросы?
(без темы) - imlu_hagen - 25 мар, 2016 11:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 26 мар, 2016 09:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - imlu_hagen - 26 мар, 2016 09:38 (UTC) - Развернуть
( 30 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com