?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Наш внезапный практикум по работе с крупной формой продолжается. Кульминация и развязка. Казалось бы, что такого? Садись и планируй… или нет? Нет.

Кульминация – это точка максимума для всех линий произведения.

Развязка – это разрешение всех линий произведения.

Кульминация чаще всего является ожидаемой и предсказуемой: детектив наконец-то встречается с преступником, как вариант. Развязка же является неожиданной.

Нельзя просто так взять и…

Мы отметили начальную и конечную точку произведения. Набросали завязку. Создали несколько «крючков». Даже если мы не пишем по плану, у нас есть возможность обратиться к этому наброску на коленке и попытаться сориентироваться. Попытаться здесь – слово ключевое.

Если в нашей вещи больше трех персонажей и больше двух сюжетных линий, на определенном этапе мы начинаем паниковать. Я говорю «писательская паника». Она характерна для начинающих писателей, которые завершили не один рассказ, но за роман принялись впервые.

Я знаю, что будет в финале. Но как мне грамотно подвести события к кульминации, не растеряв должного напряжения? Я кручу-верчу все в голове, но когда сажусь писать… ну, плохо, одним словом.
Со мной что-то не так!

Есть популярное заблуждение: настоящий писатель должен держать все детали плана в голове. Это возможно, когда речь идет о рассказе или о небольшой повести. Но когда вы работаете над романом с несколькими сюжетными линиями и толпой персонажей, механизмы и системы меняются.

Во-первых, вы никому ничего не должны, помните об этом всегда – особенно в те моменты, когда другие будут вас в чем-то упрекать. Задача писателя – это рассказать историю, потом – другую, потом – еще одну, и чтобы эти истории становились все лучше и лучше. Если мы что-то и должны, так это получать кайф от процесса. И уж точно не должны следовать каким-то непонятным правилам, ибо методы работы у каждого разные, а главное – результаты работы. Мы писатели, а писатели пишут и дают результат.

Во-вторых, держать все детали плана в голове – это элементарно глупо, потому что вы лишаете себя простора для размышлений. Никто не говорит, что вы глупы, что у вас плохая память, недостаточная фантазия или кривая логика. Людям с хорошей памятью, отличной фантазией и прекрасно отлаженной логикой просто-напросто необходимо думать на бумаге. Если все факты находятся у вас перед глазами, а не в глубинах мозга, оперировать ими легче. Проще увидеть провисания сюжета, дыры в повествовании и несоответствия-нестыковки.

Детализируем план

Нельзя просто взять и подойти к кульминации! До этого необходимо убедиться, что мы учли все сюжетные линии и ходы. Вот простая система, которая поможет вам не теряться в данных.

Пример

В дилогии «Лавандовый шлейф» много сюжетных линий и приличное количество персонажей. Такие многоуровневые и многолинейные произведения невозможно планировать с помощью обычных списков. Очевидно, что нам требуется обзавестись инструментом с несколькими функциями. Мы планировали «Лавандовый шлейф» с двух сторон:

1. Прописывали самих персонажей и их функции в произведении.

2. Прописывали тонкости взаимодействия персонажей.

И на основе результата работы создавали основной концепт. Да, звучит пугающе, особенно если у вас нет соавтора, и это веселье грозит превратиться в долгие часы напряженного интеллектуального труда. Но все не так страшно, как кажется. Пройдемся по деталям.

Персонажи и их функции в произведении

К прописыванию персонажей нужно отнестись максимально серьезно и по мере продвижения работы над произведением детализировать соответствующие разделы плана. Это позволит вам, вдобавок ко всему прочему, отслеживать эволюцию персонажа, то есть, изменения героя – вы помните, что он не должен быть «мебельным»? Мы делим героев на две основные группы: главные и второстепенные. Иногда они получают и дополнительный ярлычок: «рассказчик».

Далее мы даем короткую характеристику персонажа. Вот краткий список, которым пользуюсь я.

1. Имя, короткое имя, прозвище.

2. Дата рождения и возраст на момент повествования.

3. Внешность: цвет глаз, цвет волос, рост и какие-то особые приметы.

4. Профессия на момент повествования – в смысле, как зарабатывает на жизнь (если зарабатывает, а если нет – чем занимается).

5. Очень краткое описание характера – факты, актуальные на данный момент, для начала работы.

6. Несколько фактов о персонаже – привычки, отношение к тем или иным вещам – актуальные на момент начала работы.

7. Функция/функции персонажа в произведении.

Пример

Так будет выглядеть мини-карточка вашего персонажа. Помните Леона и компанию? Сегодня мы поговорим о необычном герое этой вещи, который является главным, но раскрывается через остальных персонажей (так уж сложилось – напрямую он с нами не говорит). Знакомьтесь, Дио – тот самый, с которым Леон уже познакомился в самом начале произведения.

Торговец информацией, с 1990 года начавший строить собственную империю и весьма в этом преуспевший (год повествования – 2000). Сотрудничает со спецслужбами, террористами, криминальными авторитетами. Может достать все, что угодно, даже то, что невозможно достать, главное - чтобы платили подходяще. Ради дела можно пойти на все, в том числе, и на убийство, но делать все это нужно чужими руками.

Хакер, гениальный программист, химик, часто использует яды и психотропные средства собственного изготовления. Имеет хорошие навыки хирурга и всегда держит под рукой аптечку с необходимым минимумом лекарств и инструментов. «Я не лгу - я либо недоговариваю, либо не говорю ту правду, которая вам не нужна». Входит в первую десятку списка самых разыскиваемых преступников. Меняет внешность, рост, возраст, вес и имена с завидной частотой. Внимательно следит за жизнью Даниэля Кадена, искренне радуется за него и так же искренне сочувствует его несчастьям.

Всегда носит перчатки и солнцезащитные очки. Питает слабость к странной обуви. Любит читать детективы и играть в шахматы. В произведении является инициатором всего треша, но практически до последнего момента держится в тени и не раскрывает карты.


Мини-карточки следует составить для всех персонажей, даже для второстепенных. А если у вас внезапно появляется очередной герой, то составить и для него. Таким образом вы, во-первых, избежите случайных и мебельных персонажей, во-вторых, будете четко понимать их места в произведении и, в-третьих, построите четкий и прочный фундамент для последующего продвижения.


Время практики

Составьте не одну карточку персонажа, а как минимум две. Еще лучше – три. Поработайте и с главными, и с второстепенными. Ваша задача на этой неделе – сблизиться с персонажами. А с ними стоит сблизиться, если вы не хотите ненужных конфликтов вроде «муза ушла»! Шучу, конечно. Но познакомиться с героями определенно стоит.

Мы увидимся в следующую пятницу. Желаю всем удачи с заданиями!

Настя

Комментарии

( 22 слов — Сказать )
sava_ya
25 мар, 2016 04:48 (UTC)
О! Я, можно сказать, всю неделю работал над персонажами в том смысле, что пыталась разрешить вопрос: кто же из них двоих главный?

Затык вышел на пункте: главный тот, у кого происходит трансформация по ходу сюжета. Стала плясать от этого, ну не складывается вещь и все тут. Но потом прочла у Кристофера Воглера, что есть оказывается герой-катализатор. Он главный, но сам меняется мало, зато вызывает трансформации в других, второстепенных героях.

И все встало на свои места: главная идея, роли персонажей, взаимоотношения между ними, сюжетные ходы и финал. Ура, я примерно знаю, чем дело кончится!

Карточки персонажей обязательно сделаю. Уже поняла на практике, как это важно - прорабатывать структуру книги параллельно с написанием сцен. Интересный опыт.
era_elto
25 мар, 2016 08:05 (UTC)
Трансформация происходит у всех персонажей, главные они или нет. Героев-катализаторов может быть двое, трое или даже четверо :) Один герой-катализатор - это формула для сценариев. Хотя сегодня очень популярен "околокиношный" жанр в литературе. Тут уже вопрос в том, какова цель писателя, что он хочет раскрыть. Но герой, который мало меняется, у читателя практически не вызывает отклика. В кино у нас есть визуальная и звуковая составляющие, и в кино мы такое прощаем :) В литературе, по крайней мере, в современной литературе, от писателя требуется более высокий уровень мастерства.
sava_ya
25 мар, 2016 09:08 (UTC)
Безусловно, мой герой будет испытывать сильные переживания. Но в конце он останется при своих принципах. хотя его упорно будут склонять к исполнению чужой воли.
не уверена. что это можно назвать трансформацией. Скорее закалкой.
era_elto
25 мар, 2016 11:01 (UTC)
Закалка - это тоже хорошо ) Главное - чтобы была динамика характера :)
suny_anny
25 мар, 2016 06:16 (UTC)
интересно, надо попробовать сделать.
era_elto
25 мар, 2016 08:05 (UTC)
Желаю удачи! )
suny_anny
25 мар, 2016 08:19 (UTC)
спасибо большое)
sava_ya
26 мар, 2016 14:38 (UTC)
Ну, вот, например, так:
1. Грэмуальд или Грэм. Фамилию ещё не придумала.
2. Дата рождения не известна, возраст около 24 лет.
3. Глаза карие, брови широкие. волосы темно-русые, достаточно длинные, как у странника, которому негде особо стричься, лёгкая небритость или борода по той же причине. Высокий, крепкий, ловкий. Прекрасно владеет луком и холодным оружием.
4. Странник благородного происхождения, охотник, добывает редких и пушных зверей, чем и зарабатывает.
5. Был вынужден покинуть отчий дом и родину по ряду обстоятельств. Пережил разочарование в любви. Ярко выраженный тип Искателя. Избегает серьезных отношений с женщинами, но добр, справедлив, если видит, что может кому-то помочь без особых потерь для себя, то помогает. В странствиях убедился, что порой простолюдины заслуживают не меньшего уважения, чем иные знатные господа.
6. Привычки пока не знаю.
7. Главный персонаж истории. С ним и будут происходить все приключения.
era_elto
27 мар, 2016 07:37 (UTC)
Вполне неплохо для начала ) только в случае с ключевым персонажем я бы детализировала седьмой пункт. )
suny_anny
28 мар, 2016 15:36 (UTC)
а ты эти карточки делаешь на компе или от руки пишешь?
sava_ya
29 мар, 2016 05:41 (UTC)
Честно говоря. никак ) В голове. это первая попытка систематизировать информацию о герое )
Никак не могу себя заставить сделать тоже самое для остальных.
Хотя, про центральных персонажей я уже несколько листов исписала от руки.
Но системы никакой нет. Хаос и беспорядок.
arico_samaa
28 мар, 2016 15:05 (UTC)
Только вот думала, что надо бы прописать что-то вроде сопоставительной таблицы таких вот карточек для одной достаточно сложной вещи...
era_elto
28 мар, 2016 19:30 (UTC)
В таких случаях интеллект-карты рулят как никогда )
arico_samaa
2 апр, 2016 17:33 (UTC)
Возможно, не пробовал)) обычно как-то структура сюжета была попроще, а тут - внезапно - триллер с двумя временными линиями нарисовался...
era_elto
3 апр, 2016 12:04 (UTC)
С опытом сюжеты усложняются. И требуются новые инструменты. )
arico_samaa
3 апр, 2016 13:45 (UTC)
Да, пожалуй)) хотя я обычно как раз за сложностью сюжета не гонюсь...
era_elto
4 апр, 2016 07:52 (UTC)
Я думаю, тут не в погоне дело. По крайней мере, не в намеренной. Если писатель работает и пишет, то он неосознанно идет на взлет )
arico_samaa
5 апр, 2016 17:30 (UTC)
Ну, тенденция развития может идти и обратно - от сложного к упрощению))
era_elto
5 апр, 2016 18:03 (UTC)
Может, конечно. Но ведь это скучно. Лучше раз за разом покорять новые вершины. Брать идеи посложнее. По крайней мере, на мой взгляд ) Иначе какой смысл в процессе, если ты не растешь? :)
arico_samaa
6 апр, 2016 17:28 (UTC)
Не, я имею в виду - для развития есть ведь и другие направления, кроме усложнения сюжета? Сказать тремя словами то же, для чего раньше списал бы три тетради - это ли не развитие?..
era_elto
7 апр, 2016 10:31 (UTC)
>> Сказать тремя словами то же, для чего раньше списал бы три тетради - это ли не развитие?..

Как по мне, это как раз-таки рост )
arico_samaa
7 апр, 2016 15:39 (UTC)
И я ж про что;)
( 22 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com