?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Посты практикума "Пишем роман" находятся в открытом доступе:
их можно найти, пройдя по метке "Практикум "Пишем роман" 2016"!

В одном из комментариев к предыдущим материалам мне задали вопрос: существует ли алгоритм планирования «крючков»? А если да, то какой? Вопрос показался мне интересным. Отчасти потому, что для меня сформулировать хотя бы подобие такого алгоритма – серьезный вызов!

Сегодня мы продолжим наш разговор о плане и будем говорить о деталях.

Так что там насчет алгоритмов?

Алгоритмы формирования «крючков» можно разделить на две части.

1. Дедуктивный, то есть, логический.

«Если да, то… если нет, то…». Мы выстраиваем картину, делая предположение за предположением, и таким образом подбираемся к кульминации и развязке. Мы собираем кусочки мозаики, и итог может оказаться неожиданным. Патрик Джейн, главный герой сериала «Менталист», демонстрирует блестящее владение дедуктивным методом.

2. Интуитивный (эмпатический) метод.

Еще используют термин «редукция», то есть, «дедукция наоборот». Если вы смотрели сериал «Ганнибал», то помните следователя Уилла Грэма. Он «видит» и «чувствует» общую картину, а потом раскладывает ее на детали.

Как видит персонаж?

Планирование крючков может показаться сложным занятием. Мы представляем детально прописанную детективную линию: учесть все трупы, мертвые и не очень, всех подозреваемых, включая садовника, все свойства ядов, все калибры оружия, ОУЖОС!!! Теперь понятно, почему многие писатели ненавидят детективный жанр!!!

Не будем паниковать. Лучше зададим себе главный вопрос.

Как видит персонаж, с точки зрения которого мы раскрываем тот или иной виток сюжета?

Это будет нашей отправной точкой. Отсюда мы начнем планировать наши «крючки».

Пример

Детектив Говард Логан: «таков мой замысел»

Нет тела – нет убийства? Это не про Говарда. Говард знает, что было убийство, потому что он это чувствует. И в каком-то смысле этих слов видит. В расследованиях Говард использует интуицию. Он, как и Уилл Грэм, охватывает картину целиком, а потом, опираясь на чутье, ищет конкретные факты.

Грегори Хант: «дьявол в деталях»

Грег, в отличие от детектива Логана – логик, он использует дедуктивный метод. Когда-то он занимался сбором информации и знает, что в деталях нет мелочей. Он обращает внимание на повторения слов, на запахи, на мимолетные выражения лица, после чего складывает мозаику.

Итак, у нас два пути.

1. От начальной точки сюжета к результату.

2. От результата к начальной точке.

И наша задача – это прописать линию, проставив «крючки».

Какими бывают «крючки»?

Идеальный «крючок» - это момент, который не лежит на поверхности, и его заметит только внимательный читатель. Но, разумеется, нам нужны и более яркие сюжетные повороты.

Вот короткий список сфер, в которых можно расставить «крючки».

Имя либо прозвище персонажа

Как «крючок» в полном смысле этих слов использование символизма в именах и прозвищах не совсем актуально, но здесь можно дать определенный намек.

Вещи

Случайные находки в неожиданных местах, предметы, которые наводят на какие-то мысли.

Примеры

В дилогии «Лавандовый шлейф» агент «Интерпола» Уолтер Миллесон видит уголок очков в нагрудном кармане бизнесмена Патрика Хофманна, и этого уголка ему хватает для того, чтобы развить целую теорию.

Коробок с символикой ночного клуба, случайно увиденный Венерой Хэмбли в дилогии «Пробужденный», позволяет сделать очередной шаг в сложном и запутанном деле.

В романе «Мир между нами» Адам Фельдман видит татуировку на шее Афродиты Вайс, следы кошачьих лапок, и позже я обыгрываю эту татуировку.

Стечения обстоятельств

От якобы случайных встреч до якобы случайных событий.

Примеры

В дилогии «Пробужденный» Филипп Молл смотрит новости и видит репортаж об убийствах. Он говорит читателю о том, что убийства в большом городе – дело обычное, но вместе с тем ощущает что-то странное. Знал бы Филипп…

Грегори Хант (там же) приходит в банк для того, чтобы выплатить кредит раньше срока, видит, что Филипп Молл – единственный свободный служащий и готов подойти к нему, но звонок с работы и настойчивая просьба прямо сейчас приехать на место преступления нарушают его планы.

Поведение персонажей

Странные и не очень, логичные и не очень, характерные и не очень реакции и поступки. Взгляды, улыбки, жесты, позы, изменения во внешности.

Пример

Венера Хэмбли, покрасившая волосы в платиновый блонд в начале первой книги дилогии «Пробужденный», возвращается к привычному каштановому цвету. Для Венеры начинается новый этап в жизни, а для читателя – очередная фаза сюжета.

Теодора Барт в дилогии «Лавандовый шлейф» впервые звонит Патрику Хофманну сама, что символизирует очередной этап эволюции персонажей и начало внезапной любовной линии. Хороший план – это план, который летит к чертям!

Как «крючки» планируются на практике

Интеллект-карты – лучший инструмент для планирования «крючков». Почему? Уже говорили: все на виду, все под рукой. Детальное планирование линии – тот самый случай, когда действительно нужно записывать все-все-все, я не просто так назвала материал «Дьявол в деталях». «Крючки» вырастают и из образов персонажей, и из запланированных (и не очень запланированных) сюжетных ходов, а поэтому чем больше материала под рукой, тем лучше.

Наша задача – подвести читателя к кульминации и развязке, и сделать это по возможности непредсказуемо. Либо предсказуемо, но акцентировав внимание на деталях, тут уже все зависит от вашей идеи, вашего стиля и вашей цели. Некоторые читатели говорят, что предсказуемый финал – это не плохо, их интересует процесс. К таким читателям, кстати, отношусь и я, хотя непредсказуемая развязка мне тоже очень нравится.

Можно выделить следующие этапы процесса планирования линии.

1. Грубые штрихи. Яркие сюжетные повороты, которые продвинут линию.

2. Между ними – «крючки» помельче, не такие предсказуемые.

3. Когда планирование завершено, я просматриваю ветки интеллект-карты и думаю: не нужно ли что-нибудь добавить или убрать?

4. Я переключаю точку зрения. Если до этого мой персонаж думал логически, то теперь я превращаюсь в героя, который думает интуитивно. И наоборот. Как это выглядит теперь? Не вижу ли я чего-то лишнего? Не нужно ли что-то добавить?

Если мы воплотили идею и сказали все, что хотели, я перехожу к «внешней» оценке – смотрю на линию глазами читателя.

5. Я примеряю маску случайного читателя, который ничего не знает о нашем с Аней творчестве. Убрать лишнее? Добавить отсутствующее?

6. Пришел черед маски придирчивого и очень умного читателя, который видит любую неточность. Как это выглядит теперь?

7. И последний, но не с точки зрения важности – невнимательный читатель. Не нужно ли что-то пояснить, еще немного детализировать?

Практика

Готовы ли вы начать планирование «крючков»? Уверена, что так. Определяем точку зрения персонажа – и приступаем. Неделя на выполнение задания. И – до встречи в следующую пятницу!

Настя

Комментарии

( 13 слов — Сказать )
arico_samaa
2 апр, 2016 16:42 (UTC)
Вот как раз недавно имели спор с коллегой по перу, который возмущался "Обожемой, зачем такая куча деталей?! Почему у тебя персонажи не делают только то, что двигает сюжет?!"
А детальки, они могут еще и создавать этакое ассоциативно-атмосферное облако вокруг сюжета...
era_elto
3 апр, 2016 12:02 (UTC)
Тут нужно учитывать, что люди читают с разными целями. Я, к примеру, люблю детали, люблю собирать их и восстанавливать картину целиком. А кто-то не любит, кому-то подавай четкость и отсутствие деталей )
arico_samaa
3 апр, 2016 13:44 (UTC)
Вот у меня муж то же самое сказал))
era_elto
4 апр, 2016 07:50 (UTC)
Мужчины, кстати, обычно не любят детали )
arico_samaa
5 апр, 2016 17:31 (UTC)
Хе, хе)) Вот у меня перед глазами обратный пример)) и в Сети полно обратных - кстати, тот критик, которому не понравились детали, женщина))
era_elto
5 апр, 2016 18:06 (UTC)
У меня тоже есть обратный пример - Аня не любит детали ) с писательской точки зрения, правда, не с читательской. Вообще статистика, конечно, самая красивая ложь, но если мы зададимся целью и соберем пару фокус-групп, то, полагаю, теорию все же подтвердим. Кстати, любопытная тема. Не хочешь написать об этом пост? С опросом?
arico_samaa
6 апр, 2016 17:27 (UTC)
Интересная мысль. А хочу!
Во-первых, в рамках какой рубрики это стоит делать, какие выставлять тэги?
Во-вторых, минимум текста?
В-третьих, я не умею вставлять опросы(((
era_elto
7 апр, 2016 10:30 (UTC)
>> Во-первых, в рамках какой рубрики это стоит делать, какие выставлять тэги?

Нужно поставить метку "Вопрос дня", можно публиковать в любой день.

>> Во-вторых, минимум текста?

Пара-тройка абзацев, то есть, где-то тысяча с хвостиком знаков. Но вообще минимума нет, пройди по метке "Вопрос дня" и глянь - посты ооооочень разные.

>> В-третьих, я не умею вставлять опросы(((

О, это очень просто )



Вот так ) А потом только и остается, что заполнить опрос )
arico_samaa
7 апр, 2016 15:41 (UTC)
Ага. понятно))
Сейчас как раз нарисовался отдых - займусь))
imlu_hagen
4 апр, 2016 23:53 (UTC)
Как здорово! Спасибо огромное! Завтра на свежую голову начну реализовывать твои рекомендации на практике:)
era_elto
5 апр, 2016 18:51 (UTC)
Не забудь потом поделиться результатами! :)
imlu_hagen
24 апр, 2016 19:14 (UTC)
Значительно веселее дело идет, когда смотришь на подсказки: "Вещи", "Стечения обстоятельств" и т.д. Уже несколько крючков с списке есть, спасибо тебе!
era_elto
25 апр, 2016 05:48 (UTC)
Да, подсказки - они такие ) Я всегда держу под рукой список, когда планирую )

На здоровье! Очень рада, что это тебе пригодилось! :)
( 13 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com