?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

1. Как доводить начатое – то есть, рукопись – до конца?

2. Первый роман: миссия выполнима.

3. С чего начинается крупная вещь?

4. Работа с персонажем: начало.

5. Уникальная личная атмосфера персонажа.

6. План романа: завязка.

7. Детализируем персонажей.

8. Создание сюжетного напряжения и формирования «крючков».

Если вы выполняли задания и усердно практиковались, то уверовали в свои силы и поняли, что роман – это не так страшно, как кажется. На самом деле, все просто. Если не усложнять.

Мы знаем, как работать с завязкой. Знаем, как формировать «крючки» и создавать с их помощью сюжетное и эмоциональное напряжение. Пришло время поговорить о следующем этапе плана – о кульминации. И разговор наш мы начнем с работы над ключевой областью любого произведения. С эволюции персонажа.
Эволюция персонажа и кульминация? WTF?!

Писатели понимают, что персонажи должны меняться – иначе они становятся скучными, и читатель бросает книгу. Писатели понимают, что в произведении есть кульминация. Но почему-то некоторым из нас не приходит в голову очевидная вещь: кульминация – это не только сюжет. Персонажи тоже «вливаются» в кульминацию, потому что именно они этот сюжет двигают. В противном случае их бы в книге не было, и мы бы писали о стульях и столах.

Если в вашем произведении три, четыре и более героя, планировать их эволюцию нужно с особой тщательностью. И никого не забыть и не обделить. При мысли о том, сколько деталей нужно прописать, да еще в плане, ведь мы не принялись за произведение как таковое, волосы на голове встают дыбом.

Что? Всех? Прописать? Детально?! Настя, ты маньяк?!

Детально прописывать всех персонажей не нужно. И бессмысленно. Потому что они взаимодействуют между собой в произведении, а это важнее. Именно о взаимодействии персонажей мы и поговорим.

Лайфхак: фотографии «до» и «после»

Если вы пишете первый роман – либо начали совершенно отдельную историю, все персонажи новенькие и свеженькие – то невольно появляется вопрос: с чего начать прописывать это самое взаимодействие? Мы уже использовали метод двух точек, «дано» и «результат». Здесь мы тоже его применим.

Фотография «до»: как выглядит (с психологической точки зрения) персонаж в начале произведения.

Фотография «после»: как выглядит персонаж в финале произведения.

Похожее задание у нас было. Если вы его выполнили, то вы на коне! Осталось чуток подкорректировать ваши ответы.

Пример

Фотография «до»:

Венера Хэмбли, персонаж дилогии «Пробужденный» - милая мимимишечка, которая помогает всем и каждому, начисто забывая о себе, и обладает уникальным талантом оправдывать всех и вся. «Отец так и не женился на маме потому, что есть мужчины, которым не хватает одной женщины, он не виноват». «Начальник подбивает клинья потому, что у него проблемы дома, и вообще он сложный человек, он не виноват».

Фотография «после»:

Венера понимает (не без пинка Вселенной, естественно), что у нее есть своя жизнь, и неплохо было бы уделить ей внимание. Будет ли она мимимишечкой? Поглядим…

Взаимодействие персонажей: чек-лист

Кто скучал по чек-листам? Они снова с нами!

В нашем чек-листе есть главный персонаж, «хозяин», и другие персонажи, с которыми он взаимодействует. В работе нам необходимо учесть следующее.

1. Характеристика другого персонажа.

2. Отношения, которые связывают его/ее с «хозяином» чек-листа.

3. Раскрытие образа «хозяина» чек-листа.

4. Раскрытие образа того персонажа, о котором мы ведем речь в этом чек-листе.

Пример

Ну, если уж мы заговорили о Венере – продолжим. Здесь она – «хозяин» чек-листа. О «другом персонаже», Грегори Ханте (далее – просто Грег, мы ведь уже друзья, так?), мы говорили еще в прошлом материале. Привет, Грег, мы увиделись снова.

1. Первая ассоциация, которая приходит мне в голову при мысли об образе Грега – «странник». Он – человек без корней, оставивший позади одну жизнь и начавший другую. Он до смерти боится принять свое прошлое и очень хочет, чтобы поскорее наступило светлое будущее, но так бывает только в хороших сказках. В итоге Грег завис между прошлым и будущим и уверяет себя в том, что живет в настоящем, но это не так, и в глубине души он это прекрасно понимает, а поэтому цепляется за единственную более-менее реальную вещь – за свою работу.

Он живет и дышит ей, думает о ней двадцать четыре часа в сутки и семь дней в неделю. Плохая идея, если вы – полицейский, и живете в большом городе, и практически каждый день сталкиваетесь со смертью и жестокостью. Неудивительно, что Грег несколько неуравновешен, не понаслышке знает, что такое приступы гнева и уже давно разучился чувствовать чужую боль, не говоря уж о том, чтобы завести какие бы то ни было отношения, кроме обычных приятельских.

2. Венера и Грег – коллеги, они совместно работают в отделе, сотрудники которого занимаются раскрытием особо сложных и запутанных преступлений. Венера занимается составлением психологических портретов преступников и, видимо, любит сложные задачи, потому что специализируется на маньяках всех сортов. И отлично справляется с этим делом.

Венера умеет «вживаться» в образ преступника и понимает, что он чувствует и как думает. Грег отлично дополняет ее, потому что он – логик, способный замечать мельчайшие детали и на их основе составлять цельную картину. Они – прекрасная команда, хотя их руководитель, детектив Говард Логан, считает их недотепами. Руководителю всегда виднее!
3. До Грега у Венеры не было напарников, так что такой формат работы для нее в новинку. Она видит в нем, как и в подавляющем большинстве окружающих, бедного и несчастного человека, которого необходимо пожалеть, но Грег ее жалости не принимает, и Венера интуитивно это чувствует. Такое для нее тоже в новинку.

Они очень разные и ищут точки соприкосновения, пытаются понять непредсказуемые реакции и поведение друг друга. В результате именно Грег обеспечивает Венере первый толчок к осознанию того, что пора бы уже пожить для себя, хватит жалеть окружающих и делать вид, что ты довольна.
4. Венера для Грега являет собой пример «так жить НЕ НАДО». Во время их первой встречи он обращает внимание на ее способность искать оправдания некорректному поведению других, и это приводит его в недоумение. Положа руку на сердце, скажем, что Грег чуть-чуть влюблен.

Эти чувства пугают его и кажутся ему неуместными, но благодаря им он понемногу выбирается из своего кокона. Уже во второй части первой книги он произносит вещи вроде «может, стоит прислушаться к совету Венеры и…». Что же, посмотрим, что будет дальше!

Персонажи: распространенные ошибки

Вот три самые распространенные ошибки в работе с персонажами, которые время от времени допускают все. Даже крутые опытные авторы. Это случается с каждым… такое бывает.

1. Мертвый персонаж.

Проще говоря, не эволюционирующий. Мой первый роман – кладезь мертвых персонажей. И главный герой – не исключение. Яркий пример того, что кульминацию и развязку формируют не только события. Не повторяйте этого дома! То есть, в своих книгах. Следите за эволюцией характеров очень внимательно. Могут пострадать события, но эволюция характеров страдать не должна. Этого вам читатель никогда не простит. Держите фотографии «до» и «после» под рукой, когда планируете роман – и когда работаете с текстом. Страдания персонажам! Страдания! Еще больше! Катарсис – наше все! Шучу, конечно. Но, по большому счету, именно страдания дают героям особенно качественные пинки.

2. Синдром Тринити.

Так в киноиндустрии называют «болезнь» персонажа, который служит «костылем» для эволюции главного героя, но сам не развивается. Полагаю, все знают Тринити, подругу Нео из «Матрицы». Умница и красавица, которая, казалось бы, должна блистать, но в итоге… что вы помните о Тринити? Я помню только эпичные сцены. И это хорошо, когда кино. Но у нас не кино, а книга.

Здесь проработка взаимодействия персонажей играет ключевую роль. Жизненно важно удостовериться, что герои именно взаимодействуют, а не служат красивой рамкой для кого-то. Я почти попала в эту ловушку, работая с дилогией «Советник», но Вселенная сделала мне подарок: пришлось работу приостановить и взяться за совместные соавторские вещи. Позже я вернулась к книге, и писательское чутье зашептало на ушко: «здесь что-то не чисто». В итоге я отошла от плана и убрала ряд событий, но персонажи не пострадали. По крайней мере, те, кого советник Эрфиан милостиво оставил в живых…

3. Персонаж-самолюбование.

Таких засланных казачков различить сложно, если у вас нет опыта и писательского чутья. Утешу вас: все авторы когда-то создавали таких. И не одного. И время от времени продолжают их создавать, но в процессе раскрытия образа подчищают или добавляют детали. Если такой товарищ – второстепенный герой, то это еще полбеды. Но когда он главный или один из главных, это катастрофа.

Итак, что же это за зверь – персонаж-самолюбование? Это идеальное существо с бесконечно длинными ногами, шелковистыми волосами, к которым так и хочется прикоснуться, точеными чертами лица, тонким вкусом во всем… которое АБСОЛЮТНО ничего не делает. Оно пришло только для того, чтобы показать себя и покрасоваться. Начинающие писатели красочно и детально описывают таких героев, а потом читатель понимает, что его обманули. Ну, красивый и умный. И что, и что? Какую роль он играет в сюжете? Ну и что, что в него все влюблены? Что дальше? И вот. Читатель отложил книгу и ушел.

В первых книгах писатель чувствует непреодолимый соблазн множить таких товарищей. «Но ведь как, у меня появился такой персонаж, он замечательный… ему обязательно нужно в эту историю! Не знаю, почему, но нужно!». Не вопрос. Нужно? Хорошо. Вписывайте. Но только после того, как внесете персонажа в план. Разложите все по полочкам. Спланируйте его эволюцию – хотя бы грубыми штрихами. Помните: красивая мебель остается мебелью!!!

А напоследок я открою вам страшный секрет. Но только если вы пообещаете, что никому-никому-никому об этом не расскажете. Доктор Вивиан Мори, персонаж двух моих книг, который потом перешел в «Хроники», и который так нравится Ане, тоже начинался как персонаж-самолюбование…

Время практики

Оно пришло! Сегодня мы работаем над детализацией взаимодействия персонажей. Начните с одной пары, но для чистоты эксперимента и получения лучшего результата, естественно, нужно взять больше.

В следующий раз – она. Кульминация. Я предвкушаю. Надеюсь, и вы тоже. Желаю всем удачи с заданиями!

Настя

Комментарии

( 7 слов — Сказать )
arico_samaa
8 апр, 2016 14:32 (UTC)
" Это идеальное существо с бесконечно длинными ногами, шелковистыми волосами, к которым так и хочется прикоснуться, точеными чертами лица, тонким вкусом во всем…" - Оооо, КАК я люблю таких идеальных персонажей вводить, цеплять к ним нежные чувства главгероя/героини, а потом УБИВАТЬ (здесь был кровожадный смех) А, или делать их при ближайшем рассмотрении козлом-таким-козлом))

"«болезнь» персонажа, который служит «костылем» для эволюции главного героя, но сам не развивается" - о, а второстепенный перс с таким функциями не кажется мне особо "больным"... и да, я такой перс обычно не развивается, а постепенно раскрывается. Это плохо?..
era_elto
8 апр, 2016 14:49 (UTC)
>> А, или делать их при ближайшем рассмотрении козлом-таким-козлом))

Тогда это уже не тот тип персонажа ))) Эти все хорошие и крутые до конца и по всем фронтам )

>> о, а второстепенный перс с таким функциями не кажется мне особо "больным"... и да, я такой перс обычно не развивается, а постепенно раскрывается. Это плохо?..

Если персонаж статичен - нехорошо. Если развивается, а раскрытие - это в каком-то смысле этих слов тоже развитие - то вполне себе хорошо )
arico_samaa
11 апр, 2016 17:25 (UTC)
Оо, хорошие и крутые по всем фронтам это скучно(( И нетнетнет, мой Мер не Мэри-Сью, не Мэри-Сью, совсем-совсем не Мэри-Сью...

Ну, может, иногда полезно показать у какого-то персонажа развивающийся момент на фоне другого, у которого в этом плане уже все "сложилось", чтоб контраст создался, нэ?
era_elto
12 апр, 2016 09:15 (UTC)
>> Ну, может, иногда полезно показать у какого-то персонажа развивающийся момент на фоне другого, у которого в этом плане уже все "сложилось", чтоб контраст создался, нэ?

Момент - ключевое слово ) момент можно, но когда это превращается в систему, у читателя возникает неприятное чувство, что главного героя обслуживают остальные :)
arico_samaa
13 апр, 2016 15:01 (UTC)
Нуу, согласна))
sava_ya
8 апр, 2016 15:58 (UTC)
А если герой проходит испытание в том смысле, что у него появляется возможность просто убить своего главного обидчика, но он решает не пачкать руки кровью - это развитие персонажа?
Или ему хочется действовать, но его просят подождать, чтобы по другому разрулить ситуацию. Ну, например. Героя заточили в башню по ложному обвинению, за которое грозит казнь, он придумывает план побега, но тут другой персонаж просит его повременить с побегом и подождать,пока он соберёт доказательства в его защиту. То есть, если ГГ сбежит, проявит активность - он подтвердит свою якобы виновность. Если будет ждать, то он как бы играет пассивную роль и надеется на других.
Тут есть развитие?
era_elto
8 апр, 2016 17:24 (UTC)
Тут уже вопрос в том, с какой стороны это раскрывает характер. Нужно тоньше показать психологию персонажа изнутри, чтобы читатель понял. Но если отвлечься от этих деталей - да, я думаю, что это развитие. Точнее, толчок к развитию, который автор либо раскроет, либо нет )
( 7 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com