?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Краткое содержание предыдущих серий:

1. Как доводить рукопись до конца?

Кое-какие советы. Простые. Вещи, о которых все знают. Или не знают?

2. Первый роман: миссия выполнима.

Мы морально готовимся к тому, чтобы написать крупную вещь. Для некоторых участников практикума это первая крупная вещь. Писатели называют этот период «эра первого романа» и связывают с ним самые трепетные и теплые воспоминания. Мы, опытные авторы, завидуем тем, кто сейчас проходит этот путь!!!

3. Крупная вещь: с чего начать?

Зачастую писатели не начинают романы только потому, что им не дает покоя простой вопрос: с чего начать? В этом «выпуске» практикума я говорила именно об этом.

4. Внезапно: персонаж!

Итак, с чего же начинают романы? Да с чего угодно. Иногда – с финала. Иногда – с наброска. Иногда – с фразы «он гладил ее бесконечные волосы». Совершенно не важно, с чего начинается роман. Но если персонажи «хромают», вас ничто не спасет.

5. Уникальная личная атмосфера персонажа.

В практикуме есть вещи, которые я могу назвать «авторская разработка» (моя, Анина, моя и Анина). Уникальная личная атмосфера персонажа – тот самый случай. В этой части материала мы учимся использовать для описания героя органы чувств. И свои, и читательские!

6. План романа: завязка.

В этой части материала мы говорим, в основном, о технических вещах. О важности системы. О том, что наличие четкой системы дает нам простор для творчества.

7. Детализация плана: прописываем персонажей.

Краткое досье героя с акцентами на неочевидных вещах. Вам придется хорошенько поразмышлять, а, вероятно, и устроить мозговой штурм! Будет весело!

8. Дьявол в деталях: формирование крючков.

Участники практикума занервничали: что-то мы все о персонажах да о персонажах. А сюжет? Здесь мы говорим о нем. О сюжете. О важной штуке под названием «крючки». Иными словами, занимаемся крючкотворством. Да, теперь вы знаете истинное значение этого слова!

9. Взаимодействие персонажей.

Тема урока прошлой пятницы. Мы выстраиваем сюжетные линии, опираясь на героев. Если вы пишете первый роман, то еще не знаете этого, но скоро поймете: герои выстраивают сюжет. Они ведут. Сюжет не ведет никогда, даже если вам кажется, что это так.

Хм. Девять пунктов. Кажется, сегодня у нас десятый материал! Юбилейный. А, значит, тема должна быть особенной. И я припасла для вас таковую. Материал по кульминации я опубликую в следующий вторник – будет у нас внеочередной день практикума.

Сегодня мы побеседуем о нашей аудитории. О том, почему она важна. О том, как ее искать. О том, как поддерживать отношения со своим читателем.

Эта страшная аббревиатура ЦА

Вряд ли существует вопрос, наводящий на писателя (не только начинающего) больший ужас, чем: «Для кого вы пишете?».

Мы любим впадать в крайности.

- мне все равно, для кого я пишу, главное – рассказать историю!

- когда я об этом думаю, у меня пропадает вдохновение!

- я пишу только для себя!

Есть популярное суждение: творческий человек не умеет продвигать себя. Хорошая новость: да, во всем, что касается маркетинга, продаж, брендов и прочих вещей, творческие люди частенько слабы. Плохая новость: это не означает, что вы не можете продвигать себя.

Сейчас я скажу несколько суровых правдивых вещей. Вы можете рассматривать это либо как руководство к действию, либо как информацию к размышлению – выбор ваш.

Мне все равно, для кого я пишу, главное – рассказать историю!

Вы хотите, чтобы ваша история нашла читателя. Нет, не лгите себе. Вы действительно хотите этого. И очень сильно. Даже если вас не трогают похвалы или критика (а они вас трогают, снова – не лгите себе), вам нравится получать реакцию. И вы заинтересованы в том, чтобы история достигала ушей читателя. Следовательно, вам стоит задуматься о том, как выглядит ваша целевая аудитория.

Когда я об этом думаю, у меня пропадает вдохновение!

Неотъемлемая часть писательской работы – общение с читателем. Он (писатель) задает вопросы, отвечает на вопросы, ведет дискуссии, интересуется мнением. Писатель и читатель питают и вдохновляют друг друга. Если у вас пропадает вдохновение при мысли о том, что нужно обрести читателя, то с вами что-то не так.

Я ни для кого не пишу, только для себя!

Если вы пишете только для себя, зачем же вы выкладываете в сети свои произведения, мой друг? Давайте наберем в легкие побольше воздуха и скажем себе правду: мы пишем не только для себя. Безусловно, главный импульс (кстати, главный не у всех) – это желание рассказать историю. Многие пишут потому, что не могут не писать. Но, как уже было сказано выше, существует другая грань.

Читатель. Аудитория. Люди, которые, что называется, потребляют наши истории и идеи.

Если вы выкладываете произведения в сети – даже если супер-пупер-закрытый блог для десяти человек – то вы пишете не только для себя. Вы хотите быть услышанным. И ничего плохого в этом нет. На мой взгляд, любое произведение искусства, будь то картина известного художника или первый рассказ начинающего писателя, должно увидеть свет. Творчество живет только тогда, когда находит адресат. Творческий человек без аудитории неполноценен.

Кто ты, мой читатель?

Итак, зачем определять целевую аудиторию? Не для того, чтобы подстраиваться под нее и писать на публику, как думают некоторые. Хотя это неплохой рецепт для того, чтобы аудитория свалила к чертям. Точнее, к другому писателю – конкуренция есть и в нашей сфере, да.

Причина проста: нужно знать людей, для которых вы пишете. Вы изучите их болевые точки, поймете, что им интересно, определите манеру подачи материалов в пабликах, в блогах и на литературных страницах. Такие маркетинговые инструменты, как обложки, баннеры и буктрейлеры (небольшие видеоклипы «по мотивам» книги), затачиваются под целевую аудиторию.

Можно заниматься хаотичным поиском – «чем больше информации, и не важно, какой, тем лучше». Можно нанять специалиста. Но, полагаю, вас не устраивает ни первое, ни второе – а если устраивает, то это материал не для вас.

Мы займемся любопытным делом, которое в сфере работающих с информацией людей называют «социальной инженерией».

Алгоритм логичен и прост.

1. Вы четко определяете свой жанр. Отвечаете на вопрос «о чем я пишу» как можно более пространно и детально.

2. Вы открываете Google или другую поисковую систему и тратите энное количество времени на:

- поиск пары десятков книг в вашем жанре и с похожей тематикой. В ход идет все – и такие сайты, как «Призрачные миры» (электронные книги разных авторов, в том числе, и тех, которые не публиковались на бумаге), и «живые» издательства;

- нескольких сообществ/форумов/блогов, где сидят любители этого жанра и книг похожей тематики. Лучше всего приналечь на книжные блоги и форумы ресурсов типа LiveLib.

3. Вы играете в агента Интерпола, который ловит хакеров. Или в меня в период армейской службы. А если серьезно, то вы определяете критерии поиска. Какую информацию следует найти?

По книгам:

- внешний вид обложек. Тона, сюжеты, детали, шрифты. Заголовки книг;

- аннотация. Условно они делятся на «мужские» (преобладают глаголы, действие) и «женские» (ставка на то, чтобы у читателя разыгралось воображение, много прилагательных), но это не означает, что «мужские» – это для мужчин, а «женские» – для женских. Читайте и мотайте на ус;

- названия и тематика серий, включая обложки (серийные);

- рекомендации. Кто рекомендует, как аргументирует;

- ознакомительные кусочки. Пытайтесь понять, почему автор выбрал именно их.

По сообществам, форумам и блогам:

- общие статистические данные (если они в открытом доступе): пол, возраст, образование, интересы, род занятий;

- о чем люди чаще всего дискутируют? Персонажи, сюжеты? Альтернативные сюжеты и финалы? Хотят ли они продолжение, и как это аргументируют, если да?

- что вызывает у людей возмущение, а что им нравится?

- обсуждают ли они писателя? Иногда авторы книжных блогов дают ссылки на паблики, аккаунты в Twitter или на страницы в социальных сетях, принадлежащие писателям. Обратите внимание на контекст, в котором автор блога дает ссылки.

Паблики, группы и страницы в социальных сетях заслуживают отдельного разговора. Когда я задумалась о том, что нужно изменить стратегию ведения нашего с Аней паблика ВКонтакте, то начала анализировать все подряд, но поняла, что смысла в этом нет. Хочу подчеркнуть, что в этой сфере я не профессионал, и все, что я тут пишу, основано исключительно на личном опыте.

К паблику стоит приглядеться, если:

- посты часто расшаривают (делятся ими), а количество расшариваний приличное;

- под постами есть комментарии, причем не «плюс один», а осмысленные;

- в опубликованных опросах активно голосуют;

- в темах обсуждения тоже все активно.

Если в группе или паблике много участников, это еще не означает, что ресурс активен... Иногда можно встретить группы и паблики, в которых больше тысячи, а то и двух тысяч человек, но при этом особой активности не наблюдается.

Обнаружив подходящий ресурс, мы можем приступать к работе.

- особое внимание следует обратить на брендовые материалы, то есть, на то, что напрямую относится к писательскому творчеству владельца группы. Оформление постов, тематика иллюстраций, присутствие или отсутствие аудио- или видеоматериалов. Нужно отследить реакцию пользователей на эти посты. Посмотрите, что чаще всего комментируют и каким образом, что расшаривают;

- обратите внимание на подачу автора и на то, как он ведет себя с аудиторией;

- как часто он обновляет паблик или группу?

- как часто публикует развлекательный или полезный контент?

- как часто делает репосты, и какие?

- как часто задает вопросы/публикует опросы?

- если делает какие-то акции, скидки или конкурсы, то, опять же, как часто, как это выглядит, и как реагирует аудитория?

- как оформлен паблик или группа? Есть ли меню, аватар? Сделано наспех – или это работа дизайнера?

4. Вы анализируете и систематизируете полученную информацию…

… и делаете выводы

Вот чем мы располагаем теперь.

1. Примерный портрет нашего среднестатистического читателя.

2. Кое-какие сведения о том, какая подача работает в этой среде.

Возникает справедливый вопрос: что же с этим делать? Ответ прост: внедрять. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь.

До того, как начать, продумайте стратегию

Примерный список рубрик с метками с учетом тематики контента, как вариант. Определите цели: вы хотите развлечь читателя? Вы хотите, чтобы он заговорил? Чтобы купил ваше творчество (в широком смысле этого слова)?

Ходите в гости к другим и заводите знакомства

Если вы сидите молча и ждете, что кто-то придет к вам – по меткам, из поисковика, просто мимо проходил – вы будете ждать вечно. Будьте активны в книжных блогах, на тематических сайтах или в тех же пабликах ВКонтакте. Не бойтесь оставлять комментарии в «крутых» группах и пабликах. Опыт показывает, что авторы далеко не всегда снобы – наоборот, им приятно внимание. А вам приятно внимание? Сделайте первый шаг, а не нойте, что вас никто не замечает.

Делитесь закулисьем

Сегодня писатель как никогда близок к читателю, и поэтому он (читатель) получил возможность заглядывать на авторскую кухню. В нашем с Аней паблике есть отдельная рубрика «За кулисами», в которой мы публикуем цитаты из наших диалогов. Это располагает читателя, помогает понять, что авторы – живые люди. А еще – психи-соавторы! Шутка (хотя…).

Делитесь планами

Книгу можно сравнить с конфетой. Если читателю понравилось, он придет еще. Что может быть лучше, чем известие о готовящейся конфетке? А известие о том, что конфетками вы обеспечите сладкоежку надолго?!

Рассказывайте истории

В своем личном паблике я часто делюсь мыслями о процессе работы над той или иной книгой, рассказываю о том, как появился тот или иной персонаж. В таком свете читатель увидит будущую рукопись совсем иначе, поймет глубже и произведение как таковое, и автора. Повторюсь: близость к аудитории очень важна, особенно сетевой век.

Выкладывайте цитаты из черновиков в работе

Да, детка! Те самые. Сырые. Только что написанные. Тепленькие и свеженькие. Если вы думаете, что читатель хочет получать все идеально чистым и готовым, то ошибаетесь. Это я говорю вам как человек, который выкладывал не одну книгу в ЖЖ, по главам, в процессе написания.

Задавайте личные вопросы

Порой в нашем паблике «Хроник Темной Змеи» появляются вопросы вроде «а вы пишете по ночам»? Люди любят внимание. Они любят высказывать свое мнение. И любят поговорить о себе. Даже если это «поговорить» - только кнопочка в опросе. В крупных группах и пабликах можно наблюдать следующее явление: темы опросов личные, но они привязаны к персонажам или сюжетам книг. По-моему, это тонкий ход, который можно и нужно взять на вооружение. Бродите по другим группам и пабликам и оценивайте их: что можно «стащить», реализовав на свой лад? Что-то сработает, что-то – нет, но в процессе мы учимся и получаем опыт.

Будьте вежливы и терпеливы

Иногда комментарии бывают негативными. Я не говорю про троллей, я говорю про критику. Иногда она неконструктивна. Мало кто умеет конструктивно критиковать и четко аргументировать свое мнение. Собирать хорошие отзывы и радоваться жизни может каждый. Но гораздо важнее научиться вежливо и корректно пояснять себя в тех случаях, когда вы сталкиваетесь с негативом.

Следите за качеством визуальных материалов

Под словом «качество» подразумеваются не только правильные цвета и хорошее разрешение, но и кое-что еще. В идеале лучше брать картинки с бесплатных стоков и использовать один фильтр для всех картинок, но если у вас нет желания и/или возможности это делать, не пускайте дело на самотек. Не берите «обтрепавшиеся» в сети иллюстрации, не делайте надписи на чужих работах. И – да. Ровные коллажи выглядят очень хорошо, чего нельзя сказать о разных по размеру иллюстрациях.

Вдохновляйте!

Я уже много раз говорила, что нас с Аней из большинства выделяет горящий внутри огонь. Мы постоянно в работе, полны идей и планов. Такая энергия заражает и заряжает других. Она распространяется не только на творчество, но и на остальные сферы жизни. Для нас писательство – это больше, чем писательство, и мы каждый день демонстрируем это на своем примере. Важно, чтобы читатель видел в вас не только автора историй, не только бренд, но и личность. Уникальную личность с яркой индивидуальностью. И все это у вас уже есть.

Сегодня я не буду давать практических заданий. Я предлагаю вам поразмышлять над прочитанным и сделать выводы. А потом – кто знает… вы решите действовать. Или, может, уже решили?

Настя

Комментарии

( 4 слов — Сказать )
jensana
15 апр, 2016 05:12 (UTC)

Хороший материал.
Я дуиала об этом, но так глубоко.
Наверное, сделать свою группу активной сложно. В моей тишина.


А предыдущие статьи потом не будут закрыты? У меня сейчас совсем нет возможности прочесть вдумчиво, но хотелось бы.

era_elto
15 апр, 2016 14:27 (UTC)
На данный момент убирать статьи не планирую. По крайней мере, до того момента, пока не закончу публиковать весь материал практикума. Но потом обещать не могу :)
imlu_hagen
24 апр, 2016 20:40 (UTC)
Спасибо! Есть над чем подумать.
era_elto
25 апр, 2016 05:48 (UTC)
Расскажи потом, к каким выводам ты пришла :)
( 4 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com