?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Коллеги как-то в шутку сказали мне: «Ты своих писателей учишь разным умным вещам, а основной – компьютерной грамотности для писателей - не учишь. А почему так?». И я подумала: а действительно, почему? Вот и появилась у нас новая рубрика. Я буду вести ее не регулярно, но с днем уже определились – суббота.

Актуально ли это для писателей? Еще как. Компьютер упрощает и ускоряет работу, а писатели, знаете ли, работают на «обычной» работе, как и все прочие. И времени для того, чтобы с умным видом сидеть над рукописным текстом, у нас обычно нет. Точнее, его почти никогда нет.

Какие же навыки необходимы писателю, который хочет стать – не больше и не меньше – писателем, уверенно использующим ПК в своих творческих целях?

Рабочая среда

1. Монитор.

Печатать на маленьком ноутбуке, держа его на коленях – это уютно, но приводит к ухудшению зрения и синдрому воспаленных глаз. Вот мой добрый-добрый совет и писателям, и тем, кто много работает за компьютером: если речь не идет о ноутбуке (стандартного размера), озаботьтесь покупкой хорошего (!!!) монитора с большой диагональю. Сегодня выбор огромный, а консультанты в магазинах услужливые. И еще в сети есть форумы, на которых можно проконсультироваться удаленно.

Не экономьте на мониторе.

2. Клавиатура.

Клавиатура должна быть такой, чтобы вам было удобно печатать. Она может быть и эргономичной, и «крупной», и почти плоской. Следует избегать двух вещей: миниатюрных клавиатур (как для планшетов), от которых устают и глаза, и в конечном итоге руки, и совершенно плоских, как у ноутбука. Для длительной работы плоская клавиатура подходит плохо. Поэтому к ноутбуку лучше что-нибудь прикупить. Тем более что сегодня все удобное и беспроводное.

3. Положение монитора.

Думаю, все это знают, но все же. Не стоит сидеть, уткнувшись носом в монитор. А идеальное положение монитора – это чуть-чуть выше уровня глаз. Если вы, как и я, относитесь к любителям писать в кровати, у меня для вас есть отличное решение: подставка для ноутбука с высокими ножками. Я приобрела такую в IKEA чуть больше года назад и страшно довольна. Стоят они недорого.

«Походный набор» - всегда под рукой

Каждый писатель рано или поздно формирует для себя «походный набор» программ, которые использует чаще всего. Вот мои:

- Scrievener (многофункциональная программа для писателей);

- Microsoft Word;

- XMind (интеллект-карты);

- Mindjet Manager (тоже интеллект-карты, но с другим функционалом);

- Evernote (многофункциональный блокнот);

- Adobe Photoshop;

- Adobe InDesign (программа для дизайнерской верстки);

- родной инструмент операционной системы «Ножницы». Ее мы с Аней используем в те моменты, когда нет возможности поговорить по Skype и транслировать содержимое экрана. В процессе планирования мы вырезаем нужные кусочки и посылаем их друг другу как картинки.

«Походный набор» лучше всего располагать на панели задач (нижняя горизонтальная панель) – так у вас будет доступ к программам даже при условии огромного количества открытых окон. Для чего это нужно? Для экономии времени. Вы просто нажимаете нужную кнопку – и готово.

Итак, навыки.

Десятипальцевый метод слепой печати

Безусловно, можно набирать тексты и двумя пальцами. И делать это быстро. Но печатать вслепую и десятью пальцами лучше, быстрее и приятнее. Руки поспевают за мыслью, вы сконцентрированы на тексте, а не на процессе печати. 350-370 знаков в минуту – хорошая скорость, которая позволяет набирать в среднем 10 000 знаков за час. Для кого-то это полноценная глава.

Десятипальцевому методу слепой печати можно обучиться в сети. С моей точки зрения, этот навык необходим всем, кто работает с компьютером. И очень странно видеть, когда в каком-нибудь офисе люди набирают текст в час по чайной ложке, а потом собираются вокруг вас и зачарованно наблюдают за тем, как ваши руки порхают над клавиатурой…

Microsoft Word

Я исследовала другие программы для набора текста – к примеру, Open Office – но ни одна из них и рядом не лежала с Word.

Word - единственная, пожалуй, программа, которую писателю следует изучить от и до. Потратьте энное количество времени и поройтесь во вкладках. В Word ничего страшного нет, зато есть много интересного. Научитесь делать оглавление, сохранять документы в разных форматах, оставлять комментарии к файлу, использовать отслеживание правок и примечания, вставлять сноски (они бывают разными), искать и т.п.

Вообще Word и писатели – разговор отдельный, это заслуживает отдельного материала… добавить могу только одно: желательно (очень!) использовать одну из последних версий программы.
Основные понятия о форматах файлов

Текстовые форматы, в которых по умолчанию сохраняет Word, могут быть разными. *doc занимает больше места, чем *docx, как вариант, и первый не поддерживает некоторые функции второго. Важно знать, что такое PDF, чем отличается epub от fb2, и что такое, черт их всех побери, djvu.

Речь идет и о форматах изображений, как мы понимаем – ведь мы не только пишем? Пусть вопрос «чем отличается png от gif, и при чем тут вообще jpeg» не вгоняет вас в ступор. Размеры, единицы, в которых они измеряются – это тоже сюда.

Основы работы в Photoshop (или другом графическом редакторе)

Без работы с изображениями современному писателю не обойтись, и лучше бы нам как можно скорее подружиться с графическим редактором.

В сети много бесплатных курсов по основам Photoshop, и идеальный вариант – это пройти такой. На мой взгляд, в графическом редакторе писателю необходимо:

- умение менять размер изображения;

- умение кадрировать изображение (к примеру, как сделать картинку 100 на 100 пикселей, если вы делаете юпик для ЖЖ);

- умение вертеть изображение так и сяк;

- умение менять размер холста;

- умение работать со слоями и знать основные режимы наложения;

- знать основные правила коллажирования;

- умение работать с текстом. То есть, шрифты как таковые (кстати, желательно знать, как устанавливать новые шрифты на компьютер), а также добавление тени, обводки, наложение цвета, подсветку и прочие любопытные вещи;

- умение работать с фильтрами.

Photoshop тоже лучше брать в одной из последних версий.

Основы веб-дизайна

Сочетания цветов, сочетания шрифтов, «холодные» и «теплые» цвета. К примеру, такая простая штука, как обводка текста, иногда спасает и баннер, и глаза вашего читателя.

Веб-дизайн здесь – это не программирование. Но…

Основы HTML

Если к вам когда-нибудь обращались с просьбой «подкрути-ка мне этот текст – вот чтобы был выровнен по обеим сторонам, и чтобы заголовки были такие, и такие», и вы писали пару-тройку тегов за две минуты, а на вас потом смотрели как на бога, вы меня поймете!..

А теперь – серьезно. Возможно, у вас уже есть свой сайт. А, возможно, и нет. Но факт остается фактом: текст нужно приводить в удобоваримый вид, чтобы читатель не сломал глазки.

Основы HTML, на мой взгляд, сегодня нужны всем, даже при учете того, что удобные редакторы на сайтах нам помогают. Но, предположим, в ЖЖ нет выравнивания посередине – и я пользуюсь тегами. Такое знание позволяет «подкрутить» кривой текст, потому что вы знаете, что именно нужно изменить. Или, может, вы хотите сделать бегущую строку? Или мудреную таблицу?

HTML прост и логичен, изучить его сложности не составит.

Хорошее знание площадок, на которых расположены ваши сайты

Даже если у вас есть программист, вы должны иметь понятие о том, что и как происходит на вашем сайте. Если речь идет о ЖЖ, то следует знать, к примеру, как делать отложенные записи, как менять дизайн, где и что подкручивать, в каком формате и куда вставлять баннеры в сайдбар, как пользоваться promo и так далее, и тому подобное.

Если речь идет о других сайтах, к примеру, расположенных на Wordpress, то нужно знать, что такое доменное имя, что такое хостинг, что такое ftp. Если вы поднимаете руки и делаете шокированный вид при мысли о том, что нужно выложить отложенную запись или не знаете, как создать галерею в Wordpress, вы похожи на хозяина большого дома, который не имеет никакого понятия о своих владениях.

Хранение и защита данных

Здесь можно вспомнить писателей, которые утверждают, что рукописи от руки – это надежнее электронных рукописей. И в какой-то мере согласиться. Если тетрадь может потеряться и потом будет быстро восстановлена, то оцифрованная информация порой пропадает в огромных количествах: компьютеры сгорают, пароли забываются, flash-память внезапно начинает тупить…

1. Никогда не храните важные вещи на жестком диске компьютера.

Никогда.

Никогда.

Никогда.

К слову, худшее место для хранения таких вещей – это рабочий стол. Используйте облачные хранилища: Dropbox, GoogleDrive, YandexDisk или что бы то ни было еще.

2. Будьте осторожны с памятью flash.

Лучше приобретите внешний жесткий диск. Флешки – это очень мило, но у них слишком много недостатков. Даже если вы приобрели флешку крутой фирмы.

3. Меняйте пароли выбранных облачных хранилищ раз в полгода, и комбинации придумывайте сложные.

Лучше всего использовать для таких целей специальную программу, выбор большой, практически все бесплатные.

4. Даже если вы не боитесь Большого Брата, пароли лучше хранить вне компьютера.

Идеальное место – ваша голова.

5. Ставить пароли на файлы – плохая идея.

Если запароленных файлов много, вы рискуете что-то забыть. Но если вы все же боитесь Большого Брата и запираете все файлы, во избежание седых волос и умерших нервных клеток обзаведитесь программой-дешифровщиком. Таких в сети тоже много, в основном, платные, но есть и бесплатные. Бесплатные – всегда законные. Почти всегда (все зависит от того, как будете применять).

И напоследок – кое-что горяченькое.

«Горячие» клавиши

Штука, важность которой сложно переоценить. Штука, которой мало кто пользуется. А зря.
Речь идет не только о Word, но и о компьютере в целом. «Вырезать», «Вставить», «Скопировать» и не только. Выучить их просто: распечатать список и постепенно осваивать на практике, применяя день за днем. Рано или поздно это войдет в привычку, и вы будете спрашивать себя: блин, и как я раньше жил без «горячих» клавиш?

А вы владеете вышеперечисленными навыками, друзья? Может, вы хотите что-нибудь добавить?

Настя

Комментарии

( 7 слов — Сказать )
kirena_kirena
16 апр, 2016 10:50 (UTC)
В целом согласна, но как говорится, с оговорками и дополнениями.
По поводу монитора могу сказать, что большой экран угнетает мой мозг, но замечаю это только когда обнаруживаю, что уже несколько часов занимаюсь ерундой. Тогда как маленький 9-ти дюймовый экранчик помогает сконцентрироваться на тексте. Думаю попробовать на большом экране FocusWriter.
Scrivener - однозначно. Перебрала много аутлайнеров с иерархической структурой, остановилась на нём. Хотя поначалу показался слишком навороченным, но интерактивный учебник за полчаса исправил это впечатление. Не хватало только ленты времени, но сейчас можно синхронизировать с AEON Timeline.
Для быстрых заметок нравится Блокнотик, то есть тот же Блокнот, только лучше и с древовидной структурой.
Помимо интеллект-карт люблю концепт-карты (связей или отношений) и инструмент yEd, в котором есть волшебная палочка, превращающая запутанный клубок в стройную схему.
По поводу работы с изображениями первые три пункта (обрезку, поворот-отражение, изменение размера), а также быстрое улучшение качества, удаление красных глаз, конвертацию в другие форматы делает штатный Microsoft Office Picture Manager, причём в отличие от других редакторов одним движением. С коллажированием, конечно, уже к Фотошопу, но он теперь вроде стал облачным по подписке? Вообще поняла, что мне не интересно торчать в фотошопе (или наоборот, слишком интересно) со всеми этими фильтрами, плагинами, кистями можно ковыряться целыми днями, так что я выбрала текст. Что попроще делаю в Gimp, а обложку лучше закажу.
По поводу облачных сервисов думала даже писать сразу в Гугл-доках, там и структура есть, и удобно совместно работать над одним документом, но нужно быть онлайн.
По поводу HTML одно время носилась с созданием сайта, потом охладела по тем же причинам, что и к Фотошопу, но минимальные навыки остались.
Кстати, совсем не затронут вопрос редактирования видео. Как вы относитесь к буктрейлерам? Вроде интересно, а в чём практическая польза пока не поняла. Подразумевается, что человек, посмотрев трейлер, захочет прочитать книгу, но тогда сначала нужно раскрутить видео - замкнутый круг получается.

era_elto
16 апр, 2016 11:38 (UTC)
>> По поводу монитора могу сказать, что большой экран угнетает мой мозг, но замечаю это только когда обнаруживаю, что уже несколько часов занимаюсь ерундой. Тогда как маленький 9-ти дюймовый экранчик помогает сконцентрироваться на тексте.

Для концентрации на работе маленький, безусловно, лучше подходит, тут соглашусь :)

>> Помимо интеллект-карт люблю концепт-карты (связей или отношений) и инструмент yEd, в котором есть волшебная палочка, превращающая запутанный клубок в стройную схему.

Это интересно ) А можно поподробнее? Желательно, постом в этой же рубрике, в следующую субботу? Вообще, как я вижу, Вам есть, чем поделиться! Что скажете? Хотите? Я уверена, что это будет интересно нашей аудитории.

>> По поводу работы с изображениями первые три пункта (обрезку, поворот-отражение, изменение размера), а также быстрое улучшение качества, удаление красных глаз, конвертацию в другие форматы делает штатный Microsoft Office Picture Manager, причём в отличие от других редакторов одним движением.

Кстати, а как он, действительно удобен? Я слышала о нем много всякого разного :) Лично мне Photoshop удобнее с чисто дизайнерской точки зрения: я в нем делаю все-все-все, что касается визуальных материалов для проектов, и хорошо знаю программу, так что здесь, можно сказать, в моем случае дело привычки.

>> С коллажированием, конечно, уже к Фотошопу, но он теперь вроде стал облачным по подписке?

Этого сказать не могу, к сожалению. На ноутбуке у меня портативная версия, а в остальном - лицензионные :) На самом деле, тот случай, когда лучше заплатить, если программа используется постоянно и активно. А если от случая к случаю - тогда возможны и другие варианты.

>> Кстати, совсем не затронут вопрос редактирования видео. Как вы относитесь к буктрейлерам? Вроде интересно, а в чём практическая польза пока не поняла. Подразумевается, что человек, посмотрев трейлер, захочет прочитать книгу, но тогда сначала нужно раскрутить видео - замкнутый круг получается.

Отношусь хорошо, планирую освоить, но на данный момент это не в приоритетах. Практическая польза в том, что люди предпочитают не читать, а смотреть картинки или короткое видео. Но - да, раскручивать нужно в любом случае. И тут уже разговор о других навыках ))))
kirena_kirena
16 апр, 2016 12:17 (UTC)
Что-то не разберусь как тут цитировать)
>> Кстати, а как он, действительно удобен? Я слышала о нем много всякого разного
Это даже не редактор изображений, а просмотрщик. Обрезать и улучшить картинку можно за несколько секунд. Каждый раз только ради этого залезать в редактор неохота. После переустановки винды без офиса мне его очень не хватало. А тот же Word, например, заменила Опен Офисом довольно безболезненно, хотя, конечно, уровень не тот.
>> Это интересно ) А можно поподробнее? Желательно, постом в этой же рубрике, в следующую субботу?
Там на пост может и не потянет: две картинки "до" и "после", но сделаю, что смогу)
era_elto
17 апр, 2016 16:46 (UTC)
>> А тот же Word, например, заменила Опен Офисом довольно безболезненно, хотя, конечно, уровень не тот.

Open Office - славная прога очень :) легкая, для тех, кто не использует много функционала из Word. Я тестила ее некоторое время назад.

>> Там на пост может и не потянет: две картинки "до" и "после", но сделаю, что смогу)

Не скромничайте, любой опыт полезен ;) жду пост! :)
era_elto
16 апр, 2016 11:39 (UTC)
Про видео могу сказать вот что: это тот случай, когда лучше заказать профессионалу. Особенно если автор (как мы с Аней) работает и с продвижением, и с обложками, и с группами в соцсетях самостоятельно. Здесь все упирается во временные ресурсы. Нам элементарно некогда этим заниматься.
bodeh
16 апр, 2016 11:04 (UTC)

Еще один крайне важный навык - отключение интернета и умение записывать вопросы "на потом", чтобы не отвлекаться от текста.

era_elto
16 апр, 2016 11:39 (UTC)
Вот да, волшебная кнопочка отключения wi-fi на ноутбуке и блокнот Evernote, работающий оффлайн - наше все, плюсую ))))
( 7 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com