?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


У актеров есть амплуа. У певцов – определенный стиль. А что насчет писателей? Есть ли у них своя ниша, стиль, амплуа? Конечно, есть! Так мы ответим, если нам не дадут времени поразмышлять. Есть детские писатели. Есть «взрослые» писатели. Есть писатели, которые работают на подростковую аудиторию (этот жанр называется young adult).

Есть писатели, которые трудятся в рамках придуманного ими мира – к примеру, Джордж Мартин, создатель «Игры престолов». Стивен Кинг заслуженно получил звание короля ужасов и не планирует с ним расставаться еще как минимум лет десять (с вас – десять романов, Мастер, как минимум). При упоминании имени Денниса Лихэйна у нас возникает ассоциация с нуарными детективами. Но… можно ли говорить о подобной нише «амплуа»?

В заголовке этого материала вы видите словосочетание «золотая жила». Я выбрала его не случайно, и термин это придуман не мной, а Джулией Кэмерон. Почти все знают, что «Путь Художника» - не единственная ее книга о творческом возрождении. У нее есть продолжение под названием «Золотая жила». Если о «Пути Художника» я часто говорю «курс творческого выживания», то о «Золотой жиле могу сказать: «Углубленный курс творческого возрождения». В книге есть много любопытных заданий, главное из которых, конечно же, работа над историей жизни, но есть и несколько мелочей, заслуживающих внимания. Одна из них – поиск золотой жилы.

Упражнение, вариант которого приводился и в «Пути Художника», выглядит так.

1. Составить список из десяти любимых фильмов.

2. Составить список из десяти любимых книг.

3. В каждом из списков найти общие темы и мотивы.

4. Сравнить темы и мотивы обоих списков.

5. Порадоваться результату.

Мне нужно было пройти «Золотую жилу» дважды и провести первый поток курса «Путь Художника», чтобы понять, что золотая жила – это не про жанр и не про амплуа.

Если вы внимательно приглядитесь к сюжетам и персонажам Джорджа Мартина, то заметите, что он тяготеет к определенному типу сюжета и определенным типажам. Стивену Кингу нравится ставить обычных людей в необычные ситуации, а также он часто поднимает тему наркотиков, психических расстройств и семейных отношений. Деннис Лихэйн без ума от неуравновешенных героев с изломанной судьбой. Да, конечно, эти люди работают в рамках единого жанра, но есть и другие примеры.

Тот неловкий момент, когда автор, ассоциирующийся у вас с нежными, чисто женскими любовными романами, внезапно принимается за эпическую фэнтези-сагу, а писатель, за много лет изучивший все тонкости психологического триллера и с особым трепетом относящийся к чокнутым на всю голову маньякам, выдает милую детскую сказку. Кстати, далеко не пойдем – Стивен Кинг не так давно удивил своих фанатов «непривычным» жанром. Что это было, доктор?..

Я лично знаю людей, которым одинаково хорошо удаются и детские вещи, и детективы с реками кровищи и расчлененными трупами. И первое, и второе они пишут с огромным удовольствием, не терзаясь мыслями вроде «ой, это ведь не мой жанр!». Мы привыкли к мысли о том, что автор должен работать в определенном жанре. К счастью, в творчестве нет форматов. Термин «золотая жила» относится к определенному типу историй и персонажей, а также к определенному типу идей. Их можно реализовывать как угодно и где угодно. Именно это хотела показать Джулия Кэмерон, предлагая нам сделать упомянутое выше упражнение.

Вот так выглядит моя золотая жила.

Неуравновешенные люди (и не люди тоже)

Лидируют здесь, как ни странно, не маньяки, а люди, переживающие личную драму. Чем драматичнее и тяжелее, тем интереснее раскрывать характер. Я всегда неровно дышала к психологии, хотя психологию как таковую не считаю наукой по ряду причин. Переживающим личную драму людям есть, что рассказать. Также это отличная почва для внедрения определенной морали в произведение.

Одиночество людей (и не совсем людей), которые отличаются от других

Одаренные и непонятые, богатые и непонятые… здесь важен акцент на отношениях этих людей с социумом, а также акцент на их ощущениях в связи с происходящим. В моем личном списке лидирует Винсент, который гений во всем, за что берется – и который страдает от этой гениальности, так как до сих пор не научился с ней обращаться. Тема одиночества «непохожих» людей близка многим авторам. Ведь именно благодаря этому некоторые из них начали писать…

«Больные» отношения

Этот элемент присутствует во всех моих досоавторских романах. Я принесла его и в соавторский мир. Самое главное в работе с «больными» отношениями – грамотно все разрулить и не оставить у читателя ощущения пустоты, а помочь ему уяснить определенные вещи. И я до сих пор надеюсь, что в досоавторских вещах у меня это получалось… хотя абсолютной уверенности нет. Тема сложная и скользкая. Но ведь интересная!

Сложная задача

Писать простые вещи скучно. Если вы, конечно, не решили отдохнуть и оторваться по полной программе, написав что-нибудь легкое и юмористическое. Я – фанат сложных, закрученных сюжетов, фанат сложных дилемм, которые персонажам предстоит разрешить. Я испытываю огромное удовольствие даже во время планирования таких линий, а о работе как таковой говорить не приходится.

Неоднозначные персонажи

Как-то я прочла меткий комментарий: «Персонаж должен быть серым». Не безликим, а таким, чтобы читатель не знал, как к нему относиться. Хороший? Плохой? Как расценивать тот или иной его поступок? Здесь на первый план выступают герои с гибкими моральными принципами (в идеале – с отсутствием таковых). Не один год я страстно мечтала написать персонажа, о котором читатель говорил бы: «Вот скотина, вот скотина, вот скотина!», а уже на следующей странице: «Обожаю его», а потом – снова: «Вот же гад!».

Но писатели знают, что всему свое время, и торопить события не стоит. Так, в прошлом году к нам на страницы забрел Эрфиан, который превратился в именно такого персонажа. По правде говоря, его создатель (я) думает, что он скотина. Тот самый случай, когда писатель не разделяет взглядов персонажа от слова «совсем». И с такими героями работать интереснее всего!

Поиск

Поиск себя, в первую очередь. Поиск своего места в жизни. Поиск истины. Поиск правды. Что сказать? С моей точки зрения, вся наша жизнь – это поиск. Так что неудивительно, что я часто об этом пишу.

А как выглядит ваша золотая жила, друзья? Можете ли вы выделить повторяющиеся мотивы в вашем творчестве?

Настя

Метки:

Комментарии

( 21 слово — Сказать )
kirena_kirena
27 апр, 2016 11:20 (UTC)
Интересное упражнение.
С фильмами всё просто,с ходу вспомнила больше двух десятков, которые пересматривала не по одному разу. Общий мотив: ГГ преодолевает невозможное, потому что он хороший парень (сила слабых в стойкости). Встречаются ещё мотивы обречённых отношений и влюблённого злодея (уязвимость силы), но реже, потому что фильмов таких меньше.
С книгами сложнее. Те, что перечитывались по много раз, полюбились давно и не совсем отражают мои нынешние пристрастия (мотивы судьбы и чувства долга), а остальное чтение смешалось в кучу.
Но третий список (моих историй) внёс уточнения. Среди героев преобладают аутсайдеры и психопаты (потерянные и заблудившиеся по жизни). Основной мотив: ГГ игрушка в руках неких сил (не обязательно высших), ищет дорогу домой (образно), короче -- одиссея. Вообще люблю мифологическую подоплёку, типа поженить условного Эдипа на условной Медее и посмотреть, что у них получится.
Получается, что в кино мне нравится одно, а в книгах другое. Это на тему экранизаций, потому что многие пункты должны были пересекаться в этой точке, но не пересеклись.
era_elto
27 апр, 2016 17:42 (UTC)
>> Вообще люблю мифологическую подоплёку, типа поженить условного Эдипа на условной Медее и посмотреть, что у них получится.

Муррррр ) вот, нашелся-таки кто-то, помимо меня, кому подобное по душе! :)))

>> Среди героев преобладают аутсайдеры и психопаты (потерянные и заблудившиеся по жизни)

Они замечательные, правда? :)
kirena_kirena
28 апр, 2016 12:43 (UTC)
>> Они замечательные, правда? :)
Про них и писать, и читать интереснее. Мне кажется, многие герои из этого теста, просто об этом прямо не говорится. Например, герои боевиков и дамских романов подаются как положительные, но по сути своей -- психи, с которыми в жизни не возможно было бы иметь дело. Зато в необычных обстоятельствах они выглядят круто и неотразимо, а в обычных их никто и не увидит. Ну не повезёт он тёщу на дачу)
era_elto
28 апр, 2016 17:33 (UTC)
Кто из нас не псих.... )))
sava_ya
27 апр, 2016 16:11 (UTC)
Я пока еще только ищу свои жанры. Но уже выводы могу сделать некоторые.
Очень люблю мистический реализм с большей или меньшей степенью мистики.
Сказки. Даже в своем первом большом рассказе на 80 тыс. знаков я обыграла тему сказок. Очень хорошо вышли истории, в которых реальность смешалась со сказкой. Просто брала истории из жизни и превращала в сказки. Например, про детские игрушки, которые живут у сына в комнате.
Удивилась, когда поняла, что ужастики я тоже могу писать иногда.
Темы - любовь, взаимоотношения, преображение человека, семья.
Ещё открыла, что даже в сказках носит меня в сторону русского фольклора. Люблю всякую нечисть ))) Особенно водяную всякую живность. Пока не поняла, почему так.

era_elto
27 апр, 2016 17:43 (UTC)
>> Например, про детские игрушки, которые живут у сына в комнате.

Это очень ценное умение, кстати - я говорю "видеть натуру". Очень мало кто так может, на самом деле!
arico_samaa
29 апр, 2016 06:29 (UTC)
А можно почитать тот рассказ, который об игрушках? Интересно стало))
arico_samaa
6 май, 2016 13:48 (UTC)
Блииин, это же просто волшебно! 0_0 Это супер-круто)))
arico_samaa
27 апр, 2016 18:26 (UTC)
Оооо. Об этом я могу говорить долго.

1. Дом, тема Дома. У меня через произведение либо живой и разумный дом, либо как-то иначе мифологизированный, какой-нибудь особый.
2. Дети и детство. Причем детских произведений я не пишу; я пытаюсь писать о детстве так, чтобы поняли и вспомнили взрослые.
3. Каждодневное, не "чудесное однажды внезапно и все офигели", а привычное видение чуда и магии. Я ниже скину отрывок текста, для иллюстрации.
4. Неоднозначные персонажи это тоже наше все)) Причем очень я люблю сначала рисовать такого всего из себя "каноничного" героя - злодея - влюбленную девушку - жалкого пародийного перса, а потом замутить ему такую подоплеку, что по-прежнему к нему относиться становится... сложно. Или неоднозначные сюжеты, по тому же принципу. Например, расстановка сил: захолустная деревня, энное количество трупов, местная милая и смелая девушка, недотепа-староста, жадный злой богатый местный житель, внезапно появившийся издалека суровый и мужественный рыцарь. Первая ночь, первая робкая любовь, зависть злого-богатого... а наутро опа! - рыцарь мертв, а злой-богатый берет, например, и все разруливает)) а виновата девушка, потому что она ведьма и сотонистка
era_elto
28 апр, 2016 17:41 (UTC)
>> 2. Дети и детство. Причем детских произведений я не пишу; я пытаюсь писать о детстве так, чтобы поняли и вспомнили взрослые.

Очень важная и нужная тема. Побольше бы такого!

>> Например, расстановка сил: захолустная деревня, энное количество трупов, местная милая и смелая девушка, недотепа-староста, жадный злой богатый местный житель, внезапно появившийся издалека суровый и мужественный рыцарь. Первая ночь, первая робкая любовь, зависть злого-богатого... а наутро опа! - рыцарь мертв, а злой-богатый берет, например, и все разруливает))

Первая мысль: рыцаря убила милая и смелая девушка ))))
arico_samaa
4 май, 2016 16:51 (UTC)
Ухаха))
Мне муж, когда читал произведение, тоже одним из вариантов назвал то, что это она сама устроила. Хотя там на самом деле все получилось... по-мартиновски.
era_elto
4 май, 2016 18:45 (UTC)
Реально вариант сам просится, ну :)))
arico_samaa
27 апр, 2016 18:36 (UTC)
Устало зевнув, солнце кануло в вечернюю тень. Смерклось. Ожил тревожный ночной шептун-ветерок. А в решимости Яны идти на охоту появилась маленькая червоточинка.
Она хмуро взяла из комода выстиранный костюмчик, все еще не признаваясь себе, что боится.
…Дорога, ночь и одиночество всегда ее успокаивали; потому что вместе они перестают быть просто дорогой, ночью и одиночеством.
Она бежала вдоль изрезанного трещинами края серой скалы, обрывавшейся в море. Отдаленно грохотало внизу; даже брызги сюда не долетали. Кромка взносилась вверх и вперед острыми серыми языками; словно тоже когда-то была волной, да так и застыла, не успев разбиться о свой берег.
Море было такое синее, что дух захватывало. Сверкали в глаза ослепительные солнечные веснушки на воде; от них хотелось щуриться и смеяться, как маленькой. В отдалении из середины островка тянулась к солнцу, как живая, тройная белокаменная башня маяка. Яна представила, как приятно коснуться теплой и гладкой, напитанной солнцем стены; протянула руку – и кончики пальцев встретили древнюю кладку.
Стоя на островке посреди моря, она отдыхала, прислонившись к маяку. Она редко забиралась сюда, на вершину миров. Но сегодня хотелось развеяться…
Вздохнув, она снова побежала; море исчезло, солнце потухло, ее окутали невесомые сиреневые сумерки. Ноги тонули в наползавшем лиловом тумане.
- Стой.
Негромкое слово хорошо поставленным ударом пригвоздило ее к месту. Туман расступился, пропустив дозорных.
- Наши границы нельзя переходить.
- Мне всегда было можно, - спокойно ответила Яна. Этот народ она знала, хотя общалась с нелюдимами без особой радости.
- А сегодня нельзя.
Яна сердито притопнула ногой по асфальту и скорчила в пространство злую рожицу. Благо никто не видел. Шуршали пальмы. Ветер пинал по черной полосе пакет из-под чипсов. Она как-то не заметила, как ее вышвырнуло из Сотворенной Фантазии.
«Тоже мне, пограничники хреновы…» - подумала она и вздохнула, отчего сквознячок пронизал ее сверху донизу. «Ну что ж… едем дальше».
Выбежав к заливу, она замедлилась. Потом еще немного. Похрустывала в темноте галька. Белая, гладкая галька. Как… как…
Яна поняла, что стоит на месте, приглядываясь к камням в мягкой горсти прибоя. Волна неспешно обкатывала до круглоты белые обломки костей. А другие, уже оглаженные, устилали пляж под ее ногами.
Яна качнулась назад; шурхнули под ногой камни. Просто камни, конечно, просто камни, согласилась она сама с собой. И все-таки – кости. Объедки того, жадного, растущего, зреющего… чего?
Пустые ладони жгло. Хотелось сжать в них хотя бы нож, ну и что, если толку от него не будет? Яна нагнулась поднять камень, галька скрипнула; ей показалось, что кто-то бросился на нее из темноты, как только она пошевелилась. Не дыша, Яна выпрямилась – никого не видно, но что-то – она знала – следит за каждым ее движением. Труднее всего было развернуться и уйти, подставляя этому спину…
Напряженно водя взглядом по сторонам, Яна начала, пятясь, отступать от воды.
era_elto
28 апр, 2016 17:43 (UTC)
Ах! Море-море... сколько в этом слове )
arico_samaa
4 май, 2016 16:50 (UTC)
Точно.
Хотя сама не люблю море.
sava_ya
29 апр, 2016 09:13 (UTC)
Очень насыщенный и образный текст. Реальный и осязаемый.
arico_samaa
4 май, 2016 15:52 (UTC)
)) Спасибо!
Это из тех, которые получились. Кстати, к нашему разговору про рассказывать - показывать.
garetty
28 апр, 2016 20:43 (UTC)
У меня во всех работах очень сильный религиозно-мистический мотив. Даже там, где магия. Не знаю, как сказать, чтобы было понятно... Это не вера героя в "доброго боженьку" и не чип и дейл ангелы спешат на помощь... Это когда герой путём напряжённой душевной работы находит личный стержень, который потом помогает ему самому выбираться из передряг, и других вытаскивать. Часто причиной этого поиска служит необычное событие, встреча с другим героем из словно бы другого мира (который потом часто становится наставником и вдохновителем). Ещё очень привлекает тема искренней дружбы и отношения Наставника и Ученика. Ещё тема Дороги как путешествия физического и духовного, и тема Музыки - как идеального мира для нашей души.

Вот, кстати, я со своей религиозной мистикой раньше очень заморачивалась: думалось, что приключенческая история для подростков и глубокая духовная философия - вещи несовместимые. И как же удивилась, когда нашла у В.П.Крапивина гармоничное сочитание этих тем! А ведь он пишет для аудитории гораздо младше!
era_elto
29 апр, 2016 19:06 (UTC)
>> А ведь он пишет для аудитории гораздо младше!

Кстати, ты замечала, что в сказках - в хороших таких, которые детские только на первый взгляд - всегда много таких мотивов?
garetty
30 апр, 2016 12:40 (UTC)
Разумеется! Сейчас мы от детства отъехали далеко, и трудно бывает согласиться, что у детей восприятие смерти, боли, веры и др. не такое, как у взрослых. Не меньше, но акценты заметно смещены. Некоторые "взрослые" темы дети и подростки понимают гораздо мудрее и глубже. И меня порой удивляет, когда на книжке про первоклашек стоит 12+
( 21 слово — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com