?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Предыдущие посты практикума можно почитать, пройдя по метке "Пишем роман"

Марина Москвина, книгу которой я сейчас читаю, говорит, что писатель – это профессиональный ученик. Мы постоянно учимся и впитываем новую информацию во всех ее формах. Чем больше у нас опыта, тем больше мы учимся.

Ни одно произведение не рождается в закрытой Вселенной, даже если вы работаете над собственным миром, в котором живут только уникальные персонажи, авторские расы. А поэтому и чтение как таковое, и работа со справочными материалами – для писателя дело обычное и привычное.

Сбор материала: как подступиться?

Вы задумали роман, для которого необходимо собрать определенный материал на определенные темы. Возникает закономерный вопрос: как организовать процесс?

Подружитесь с поисковиком

Это умение жизненно необходимо писателю. Так же необходимо, как безупречное владение программой Microsoft Word. Раньше мы должны были идти в библиотеку за материалами, но теперь в сети есть ВСЕ. Да, я не преувеличиваю и не приукрашиваю. В сети есть ВСЕ.

Освойте синтаксис как минимум двух поисковиков – Yandex и Google, разберитесь с параметрами выдачи результатов и научитесь формулировать запросы. И запомните: нет такого – «я не нашел этого в сети».

Выучите английский язык

К сожалению, полноценная жизнь на планете Земля в двадцать первом веке без хорошего знания английского языка невозможна. Вы словно сидите в темной пещере глубоко под землей. По сути, вы добровольно отрезали две трети своего мира. Фразу «я не знаю английский язык» можно приравнять к фразе «я не знаю, что такое Интернет».

Зачем автору английский, если он пишет по-русски? Материалы, которые вы находите в сети, не всегда переведены на русский. Зато на английский много чего переведено, так как он международный. У вас появится доступ не только к редким книгам, блогам известных авторов и уникальным документам, но и доступ к людям, с которыми можно напрямую проконсультироваться на тот или иной предмет.

И, конечно же, не забудем серфинг по официальным сайтам других стран или каких-то организаций. Например, мне пару дней назад понадобилась информация об американском УБН (управление по борьбе с наркотиками). Увидев куцую статейку на русском в Wiki, я поняла, что к чему, и пошла напрямик, на сайт. Все вопросы решились за тридцать минут.

Помните: чем больше языков вы знаете, тем шире ваш мир, тем больше у вас возможностей. И английский среди этих языков – самый, самый, самый важный!

Освойте интеллект-карты

Лучшего инструмента для структурирования материала просто не существует. В одном файле вы можете собрать информацию для ВСЕЙ книги. Я использую две программы: XMind и MindJet. Первую я рекомендую тем, кто только начинает знакомиться с методом, потому что у нее простой интерфейс и отличный функционал. Вторая чуть сложнее, но удобнее в использовании с точки зрения «горячих» клавиш.

Познакомьтесь с зеленым слоном

Нет, это не растолстевшая зеленая фея, а программа Evernote, многофункциональный блокнот. Я использую его уже не один год и плохо представляю, как жила раньше. Зачем нужен зеленый слон? Много для чего. Но в контексте нашей беседы – для сохранения материалов.

Волшебное разрешение для браузера Google Chrome под названием Evernote Clipper позволяет с помощью пары кликов мышью сохранить любую информацию в нужный блокнот. Всякое лучше, чем потворствовать плохой привычке множить закладки в браузере, а потом с матом и проклятиями искать среди сотен непонятных страниц. А если вы установите зеленого слона на планшет или смартфон, то получите возможность читать материалы оффлайн.

Наш походный набор готов. Можно приступать к работе.

Сбор материала: как это происходит на практике

Систем сбора материала существуют тысячи. Об этом можно почитать и даже что-то смоделировать, но я считаю, усложнять не стоит, вряд ли для вашей вещи понадобится море информации. Вот главное, и, пожалуй, единственное правило, которого следует придерживаться в этой работе:

Как можно меньше лишних телодвижений.

Как мы уже говорили выше, в сети есть все, и потеряться в этом обилии информации проще простого. Процесс следует организовать так, чтобы вы четко знали, что вам нужно.

От общего – к частному

Перво-наперво, нужно определить эпоху, о которой пойдет речь. Даже если мы говорим об авторах фэнтези, которые работают с собственным миром, исторические элементы в произведениях обязательно присутствуют.

Определите степень достоверности

Как известно, авторов можно разделить на два типа (грубо): одни любят достоверные детали, а другие обходятся с деталями вольно.. Почему важно определить степень достоверности на первых порах? Для того, чтобы пояснить себя, приведу пример.

Действие дилогии «Советник», которую мы с Аней не так давно закончили, происходит в древности, во втором тысячелетии до нашей эры. Во время планирования передо мной стояло много вопросов: деньги, еда, драгоценные камни, лекарственные травы, одежда, города, имена, обычаи… Работа с древними временами с точки зрения историка – это Ад, так как источников почти нет, по крайней мере, достоверных. Я вышла из положения просто: мы придумали свою денежную систему, свои металлы, свои драгоценные камни и свои города.

Работать с современностью, конечно же, гораздо сложнее. Здесь пространства для маневров у нас меньше. Хотя, как по мне, это даже интереснее.

Что вы уже знаете?

Писатели склонны недооценивать свой кругозор. Чаще всего у нас уже есть определенные знания в той сфере, о которой мы планируем писать. А даже если и нет, писатели – товарищи любопытные, и, скорее всего, вы интересовались этой сферой. Не ленитесь и выпишите все, что вы уже знаете по данному предмету. Интеллект-карты для этого подойдут как нельзя лучше.

Векторные вопросы

Поиск информации часто увлекает нас, и мы, охваченные желанием прочитать все и прямо сейчас, прыгаем со страницы на страницу. Так недолго и забыть о том, что именно мы ищем… а знаем ли мы, что ищем?

В методике поиска, которой пользуюсь я, есть понятие «векторный вопрос». Пришло время сконцентрироваться на будущей рукописи и спросить у себя: что мне важно узнать в первую очередь? Прямо сейчас?

Вот так звучат мои векторные вопросы для романа «Обмани смерть», над которым я сейчас работаю.

1. Классификация синтетических наркотиков (общая, потом – выделить интересующие сферы).

2. УБН – структура (звания!!!), деятельность, методы.

3. Наркоторговцы, пойманные/еще не пойманные Интерполом в период 2002-2009 года (сузить зону поиска): детали деятельности и биографии, если поймали – как, когда и каким образом.

4. Методы борьбы Интерпола с кибер-преступлениями в период между 2000 – 2009 годами (сузить зону поиска).

Да, писателем быть весело.

Даже если ваши вопросы проще моих, над ними в любом случае следует работать постепенно. Проработали один – перешли ко второму, проработали второй – перешли к третьему и так далее.

Просматривайте информацию, сконцентрировавшись на вопросе

Просматривайте страницы по диагонали в поисках нужных сведений. Нашли – углубитесь в чтение и сохраните фрагменты, которые покажутся вам важными. «Нужно читать сначала и до конца» - это устаревший и очень вредный миф. Вы только сделаете дурную работу и потратите кучу времени впустую.

Структурируйте все с самого начала

Творческий хаос «теряюсь в выписках» - это романтично, но непрактично. Зеленый слон помогает создать хорошую структуру: в нем есть не только блокноты и подблокноты, но и метки.

Помните о достоверности информации

Не все сведения в сети правильные и достоверные, об этом важно помнить, даже если вы обходитесь с деталями вольно. Wiki – хорошая тетка, но, являясь свободным источником информации, пополняемым пользователями, может использоваться исключительно как отправная точка для последующих поисков. Если вам в определенных сферах нужна достоверность, лучше потратить чуть больше времени и найти два-три (а можно и больше) источника, которые подтверждают сведения.

Отделите необходимое от «может пригодиться»

В процессе сбора материала для «Советника» я отыскала огромное количество сведений о парфюмерии: благовония, масла, травы и прочие любопытные вещи. Работать с информацией в таких количествах сложно, поэтому нужно отделить необходимое от «может пригодиться». Отделить физически. Так, «может пригодиться» отправилось в мой блокнот Evernote, а необходимое осталось в интеллект-карте с планом романа.

Фиксируйте вопросы, если они у вас появляются

А они появляются. Так, в процессе работы над дилогией «Лавандовый шлейф» у нас возник вопрос по поводу синтетических ядов. И это только один из примеров. Нужно всегда держать руку на пульсе и фиксировать вопросы. Может быть, они отпадут сами собой, а, может, и нет.

Время практики

Сегодня мы работаем с векторными вопросами. Что вам нужно знать для вашей рукописи? Кстати, я очень обрадуюсь, ели вы расскажете мне о процессе поиска нужных сведений. А также о том, какие проблемы и вопросы возникли у вас в связи с этим.

Желаю всем удачи с заданиями – и до встречи через неделю!

Настя

Комментарии

( 3 слов — Сказать )
arico_samaa
6 май, 2016 13:43 (UTC)
Ухаха... Вот у меня был пост в тему:
О специфических запросах
Вот щас сижу и думаю. Наверно, те, кто, естественно, за всеми нами следит и записывает всё, что мы ищем в Интернете, с меня положительно охреневает...
История моих запросов в Гугл:
- несколько дней назад - "Педофилия", "Гомосексуализм" (ничего такого, на самом деле, нужна была работа по философским основам нетрадиционной сексуальности)
- вчера - сегодня - "Как заключали договор с Дьяволом" (и опять же, ничего такого, мне для рассказа нужно...)

Меня скоро заберут, ахаха Х-)

era_elto
7 май, 2016 07:58 (UTC)
Ггггг ))))) вот да, это любопытная тема ) я вчера искала информацию о психотропных средствах и опытах над людьми )))) веселая жизнь у писателей, что сказать )
( 3 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com