?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Когда речь заходит о творческих кризисах, опытные авторы имеют привычку включать циника.

Творческих кризисов не бывает, это все выдумки.

Нет такого - "не пишется", приклей жопу к стулу и пиши.

Если ты не можешь заставить себя писать, значит, ты никакой не писатель, не профессионал!


Если вы - начинающий автор, и вам говорили нечто подобное, спешу вас утешить: эти товарищи нагло врут.

Мы все временами ленимся, по несколько дней не садимся за рукопись, с трудом подбираем слова, рыдаем над еще не готовой книгой, оказываемся в сюжетном тупике, ругаемся матом на персонажей. Это неотъемлемая часть работы писателя. Не ждите, что все в творчестве будет радужно двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю. Творчество - это постоянный рост, как и все в нашей жизни. Если мы не будем падать и терпеть неудачи, то перед нами не откроются возможности.

Творчество - это вызов, сложные задачи из серии "понятия не имею, как это делается - ввяжемся, а потом разберемся". При таком раскладе падение в ямы и разочарования - вещи неизбежные. Верю ли я в то, что на свете существуют писатели, у которых ни разу не было творческого кризиса или писательского блока? Верю. Если они сейчас работают над десятой книгой, то она ничем не отличается по уровню от первой книги. Потому что люди, у которых всегда все хорошо, стоят на месте.

Творческих кризисов и писательских блоков не нужно бояться. О них нужно как минимум знать. Если вы находитесь в начале писательского пути, то познакомитесь и с идейным ступором, который является после завершения первого романа, и с апатичным состоянием, которое возникает после первого разгромного отзыва. Вы будете переживать по поводу отсутствия читателей. Вы зададите себе вопрос "зачем я пишу?". Вы обязательно спросите: "писать на публику или рассказывать свою историю так, как я хочу?". Эти вопросы писатель задает всегда. Да, даже если у него за спиной с десяток романов.

Сегодня мы поговорим об одном из самых "популярных" писательских блоков - о кризисе середины романа.

Пишу - плохо, не пишу - еще хуже

Кризис середины романа настигает нас в самый разгар работы. Еще вчера я писал как сумасшедший, а тут ступор! Сюжет кажется дурным, идеи кажутся пустыми, персонажи кажутся тупыми. Черт, я никогда не закончу эту рукопись... потому что она мне УЖЕ надоела! Я никогда не стану писателем!!! И буду писать только посты в ЖЖ!

Самое неприятное заключается в том, что желание писать у нас не пропадает. По крайней мере, на первых порах. Мы готовы работать. Готовы работать над чем угодно - но только не прикасаться к этому поганому роману, который уже вызывает у нас тошноту, головокружение и приносит кошмары. Мы хватаемся за старые идеи, начинаем воплощать их, но рано или поздно откладываем начатое, потому что чувство вины - "роман-то стоит!" - не дает жить и творить спокойно. Нам неприятно говорить о творческой работе. Нас раздражают творческие успехи других. В итоге ситуация выглядит так: пишу - плохо, не пишу - еще хуже.

Если вы оказались в яме, первым делом перестаньте копать

Первое, что вы должны сделать в подобной ситуации - перестать себя накручивать. "Я никогда не закончу, я никогда не стану писателем" - звучит драматично, но делу не поможет, а только усугубит положение. "Я ленивый козел" - это звучит еще драматичнее, но толку еще меньше, чем от предыдущей фразы. Хотя, если вы хотите довести себя до ручки и бросить писать навсегда, вероятно, стратегия выбрана верно.

Итог: не вините себя и не раскачивайте, это лишняя трата эмоциональной и интеллектуальной энергии.

Прислушайтесь к себе

Кризис середины романа - это эмоциональный откат, который приходит после периода активной творческой работы. Характеристики говорят сами за себя: безразличие к работе, апатия, неприятие и прочее. Мой друг, ты устал, шепчет наше творческое "Я". Всем нужна передышка, вот и ты передохни. Творческое "Я" всегда говорит дело.

Итог: не бойтесь забить на все и потупить. Ешьте мороженое, смотрите сериалы, читайте книги. Это возвращает к жизни.

Ищите понимающие уши

Часто вижу в сети фразу "писательство - дело одинокое" и все думаю: какой обиженный гордец придумал эту хрень?.. Поддержка нужна всем. Особенно - творческим людям. И ОСОБЕННО - творческим людям, которые переживают кризисные ситуации. Если вы не просите о поддержке, это не означает, что вы сильный. Это означает, что вы боитесь кому-либо довериться. А страх делает нас слабыми. Для того, чтобы обратиться за поддержкой, нужно большое мужество. Умение доверять - это сила, которую многие недооценивают. А зря.

Поговорите с человеком, который сможет вас выслушать. В идеале - понять и поддержать, пусть даже молча. Это может быть коллега по перу, хороший друг или просто человек, которого вы уважаете. Вы удивитесь, но вокруг много людей, готовых вас поддержать. Наше сообщество создавалось Аленой ради достижения нескольких целей, и цель собрать здесь понимающих и способных поддержать друг друга людей - одна из главных, на мой взгляд. В подзамочных постах с воскресными отчетами многие делятся своими проблемами, делают это открыто и не боятся осуждения, потому что здесь никто никого не осуждает - за подобным можно пойти на другой ресурс, слава богу, такого в сети полно.

Итог: найдите понимающие уши и присядьте на них как следует. Выговоритесь, поплачьте, прокляните все и вся. Хотеть поддержки, обращаться за поддержкой и получать ее - это естественное право любого человека.

Помогите тем, кто нуждается в помощи

В периоды творческих кризисов мы сконцентрированы на себе. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на странную штуку: когда мы кому-то сопереживаем, наши проблемы кажутся нам не такими серьезными? Люди, которые занимались благотворительной деятельностью - помогали инвалидам, разговаривали с больными раком детьми - знают, о чем я. Казалось бы, нелогично: вы наревели слез на три ведра, глаза красные, но чувствуете себя так, словно спасли мир. А на самом деле просто поняли, что вы в этом мире - не один такой страдалец. Более того - есть люди, которые страдают еще больше, они нуждаются в вашей помощи и поддержке, и вы можете их поддержать.

Логика проста: точка силы находится там, где мы концентрируем свое внимание. Если нам нужны силы для того, чтобы выбраться из эмоциональной ямы, как уже было сказано выше, нужно перестать копать и всеми силами пытаться из нее выбраться. Лучший способ это сделать - переключить внимание на других.

Итог: для того, чтобы получить эмоции, нужно их отдать.

Отложите роман

Во время творческих кризисов мы любим расцарапывать раны. Расцарапывание ран делает из нас страдальца, которого все жалеют, но из творческого кризиса выбраться таким способом не получится.

Итог: у каждого писателя есть право:

  • Отложить роман на неопределенный срок.


  • Бросить роман к чертям.


  • Писать два романа одновременно.


  • Писать дурацкие романы.


  • Писать отвратительно дурацкие романы.


  • Начинать новый роман, если душа требует этого в период творческого кризиса.


  • А также делать все, что ему заблагорассудится. И не думать о том, что скажут другие.



Станьте глухим к критике

К любой. Даже к конструктивной.

Я считаю, что творческие люди должны, просто обязаны развить в себе умение быть глухим к критике в определенные моменты. Критиков это, конечно же, обижает. Особенно тех, которые критикуют, ставя перед собой цель вас задеть. Говоря об этом, я использую термин Джулии Кэмерон "творческое самоуважение". Он означает, что у вас есть границы, и вы не позволяете окружающим их переходить. Как реагировать на попытки тестирования границ? Это зависит от собеседника и от ситуации.

В подавляющем большинстве случаев работает гробовое молчание. Реже - стратегия "да, я согласен, со всем согласен, огромное вам спасибо за ценные замечания" (требует выдержки, но зато посмеетесь над реакцией вдоволь). А иногда приходится действовать жестко, потому что люди иначе не понимают. Я всегда выступаю за молчание. Хотя бы потому, что лень что-то печатать в ответ критикам...

Итог: что-что, я плохо пишу? Конечно, плохо. Что-что, персонажи плоские? Конечно, как скажете. Что-что, сюжет скучный? Конечно, скучный. Что-что, я со всем соглашаюсь? Конечно, соглашаюсь. Что-что, не хочу ли я выставить вас идиотом? Конечно, хочу... ой, простите, не хочу (вы отлично справляетесь и без меня).

Собирайте положительные отзывы и мелкие похвалы

У меня есть список, который так и называется - "похвалы". И я дополняю его время от времени. И иногда перечитываю, чтобы поднять боевой дух. Это возвращает к жизни. И всем от души рекомендую делать то же самое.

Итог: вас хвалят не за красивые глаза! Вас хвалят для того, чтобы вы потом это перечитывали!

Заведите дневник и будьте чутки

Первый на творческом пути кризис середины романа - это траур. Войска пали, войну проиграли, ворота открыли перед врагом без колебаний. Я свои творческие неудачи вижу буквально под увеличительным стеклом, и в период первого кризиса середины романа страдала почти физически. К счастью, у меня были Утренние Страницы, которым я рассказывала о своих страданиях. Они вывели меня из кризиса, подсказав странное решение: не можешь писать роман? Напиши предысторию романа! В итоге дней за десять я написала восемь средних глав. А для меня в тот период это было сродни прорыву. Я писала на одном дыхании, вдохновенно, персонажи говорили со мной сами.

Итог: заведите дневник и будьте чутки. Помните о том, что творчество - это не математика и даже не физика. Идеи приходят и уходят по своим законам. Иногда нам нужно бросить два романа для того, чтобы третий захватил нас с головой.

Время практики

Сегодняшнее задание будет не совсем обычным. Я предлагаю участникам практикума рассказать о творческом кризисе, который они переживали. Не обязательно о кризисе середины романа. Когда он настиг вас? Что вы чувствовали? Как выбрались из этого состояния?

С нетерпением жду ваших комментариев - и до встречи через неделю!

Ваша Настя

Комментарии

( 20 слов — Сказать )
Helen And-Mus'e
6 май, 2016 09:07 (UTC)
Всё верно. Спасибо за статью. Жаль, что не попался мне на глаза подобный материал, когда был у меня такой кризис. А он был. И не один. Несмотря на то, что работаю я над одной книгой. Это были ужасные ямы. И что важно, отчасти они были спровоцированы усталостью от проблем реальной жизни. Но история сама себя вытянула. Безжизненно "валяясь в яме", я вспоминала, перечитывала готовые удачные куски, заново проживала начало - когда история ко мне пришла. И это меня вытягивало из ямы. Я понимала, что не могу не написать эту историю, не имею право бросать.
И ещё я понимала, что творчество - мои крылья в жизни. Без него я нецелая, а с ним - полна.)) Вот когда это ощущение в первый раз мной осозналось - этот момент очень ярко врезался в память и потом во время падений мне помогал встать. И друзья, конечно, помогали, коллеги по перу. Ещё помогали старые хорошие отзывы.))
Сейчас так сильно я уже не падаю. Есть опыт. Я знаю свои силы, способности. Верю, что книга выйдет хорошая. И неспеша, но с упорством, изредка оступаясь, двигаюсь к финалу.)))

Ещё раз спасибо за статью.)))

P.S.: Ещё важно, что я поняла уже потом, после неоднократных падений и озарений, последовавших за ними. Такие кризисы - часто просто сигнал, свидетельство непродуманности истории. Когда я уяснила основную идею книги, увидела ясно главные конфликты, мотивы и цели героев - падения прекратились. Теперь есть чувство уверенности, вера в себя и историю. И случаются только небольшие моменты уныния (неизбежные в работе), когда я недовольна собой. Но больших кризисов уже не бывает.))


Edited at 2016-05-06 09:29 (UTC)
era_elto
6 май, 2016 11:56 (UTC)
>> Жаль, что не попался мне на глаза подобный материал, когда был у меня такой кризис.

Как часто мы это повторяем :)) И не только в том случае, если речь идет о писательских кризисах :)

>> И ещё я понимала, что творчество - мои крылья в жизни

Это очень важно. Об этом нужно помнить. В жизни все меняется, приходит и уходит. А творчество.... оно всегда с нами :)

>> Такие кризисы - часто просто сигнал, свидетельство непродуманности истории

Это далеко не всегда непродуманность. Скажу даже больше: зачастую это чрезмерная продуманность. Я иногда наблюдаю примеры авторов "пишу только по плану, шаг влево-вправо - расстрел, непослушные герои - это не герои виноваты, а автор плохой", которые застревают и не знают, куда идти. Довольно часто причина творческого кризиса - это чрезмерно активные попытки удержать себя в узде. Рано или поздно творчество из дисциплины, творчество по часам и прочие якобы эффективные, но на деле совершенно не нужные вещи доводят до писательских блоков. Причем авторы на месте стоят очень долго. Так как имеют привычку себя винить. "Соберись, тряпка, профессионал ты или нет?!" :)
Helen And-Mus'e
6 май, 2016 18:26 (UTC)
Ага, согласна про скованность планом. И про излишнее принуждение себя к работе - тоже.
era_elto
7 май, 2016 08:03 (UTC)
Да, это зло все. Которое мешает свободной творческой работе.
phontanka
6 май, 2016 09:18 (UTC)
Спасибо!
Меня терзает знакомое чувство (идея хороша, а я ее последовательно гублю несовершенным воплощением), поэтому прописанные в посте права -- "писать отвратительно дурацкие романы" особенно -- очень помогают.
era_elto
6 май, 2016 11:57 (UTC)
На здоровье, дорогая :)))

Я как-то писала статью для литературной мастерской, в которой советовала назвать рабочий файл с романом "Самый Дурацкий На Свете Роман". Из серии: ну вот, ты уже пишешь самый дурацкий на свете роман, детка, хуже уже не будет. Тк что давай-ка, садись и работай. :))))
charlie_gelner
6 май, 2016 11:34 (UTC)
Совсем недавно попала именно в это настроение - я тупой козел, а персонажи дурацкие, что уж говорить о сюжете :) Решила взять перерыв на неделю и не работала над книгой, даже не думала о ней. В среду села снова, и вот к этому моменту четыре главы просто вылетели из-под пальцев :) Уж за качество не ручаюсь, потому что впервые пользуюсь советом не редактировать, пока не допишу (кстати, спасибо Вам за этот совет!), но крылья снова расправились! :)
era_elto
6 май, 2016 12:01 (UTC)
>> Совсем недавно попала именно в это настроение

Судя по всему, апрель много у кого выдался таким, кстати. Хорошо, что все позади :)

>> Уж за качество не ручаюсь, потому что впервые пользуюсь советом не редактировать, пока не допишу

У меня для Вас есть приятные новости. Чем позже Вы принимаетесь редактировать вещь, тем лучше в итоге ее качество. В идеале нужно закончить черновик и отложить его где-то на пару недель, а еще лучше - на месяц. Поверьте человеку, у которого за спиной не один роман и три с хвостиком года плодотворной соавторской работы, я знаю, о чем говорю :))
arico_samaa
6 май, 2016 11:49 (UTC)
Вот да. Если понимаешь, что забрел куда-то не туда, лучший способ - отложить и подумать. Или даже не думать - решение может прийти само.
Заняться чем-нибудь другим. Сначала все хорошо идет)) Зато потом будем находить в папках старые начатые вещи, щелкать пальцами - "а ведь хорошая вещь, почему не дописал до сих пор?! - и заканчивать))
Не выбрасывать ни в коем случае!!
era_elto
6 май, 2016 12:02 (UTC)
>> а ведь хорошая вещь, почему не дописал до сих пор?!

Ого, ничего себе! У тебя часто случается такое? :)
era_elto
7 май, 2016 08:02 (UTC)
Как все же здорово, что тут собралось столько писателей, и у всех разные подходы и привычки. У меня, к примеру, это работает совершенно не так: чем дольше вещь лежит, тем меньше вероятности, что я за нее примусь. Вероятно, возьму идею и перефигачу как-нибудь, но шансов - один на миллион. Поэтому стараюсь, чтобы не лежало слишком долго ))) А если "отрезало" - то, скорее всего, уже все, не возьмусь.
arico_samaa
7 май, 2016 09:02 (UTC)
А))
А я вот очень часто возвращаюсь к старым сюжетам, хотя в первоначальном виде они остаются далекоо не всегда. Чаще тырю из них все ценное. Но вещь может просто лежать-полеживать лет пять, а потом созревает.
nehama_leah
6 май, 2016 11:57 (UTC)
Вау) Очень крутая статья и очень вовремя. Спасибо!
У меня как раз повисла основная сюжетная линия, которая больше на моей совести, чем на соавторской. При том все стало настолько ужасно, что я в очередной раз захотела роман бросить и забыть. Но... Меня спасли побочные сюжетные линии. Переключилась на них и работа пошла.
era_elto
6 май, 2016 12:03 (UTC)
Муррр :) Вовремя, это верно, давай уже оставим неписучестсь апрельскую позади :)

Побочные линии - наше все! :)
kirena_kirena
6 май, 2016 12:38 (UTC)
Да, тема на все времена) По кризисам я спец, последние несколько лет моя жизнь вечный кризис. Просто пока я пребывала в некоем анабиозе, то и причин для кризиса не было. А потом всё рухнуло и когда пыль осела, вдруг проснулись какие-то творческие амбиции, и теперь один кризис плавно переходит в другой, но каждый раз понимаю, что раздавила очередного таракана. Просто их очень много накопилось. Я уже даже поняла, что кризис - это естественное состояние роста. Кажется, вот разберусь со всеми проблемами и начнётся нормальная жизнь, спокойная и упорядоченная. Но ведь в этом хаосе и неопределённости и проходит настоящая жизнь. А светлое, налаженное и предсказуемое будущее без кризисов - это иллюзия.
Кризисы были разные. Вначале я просто цедила слова, боясь сказать лишнего. Потом меня душил перфекционизм. Потом я слишком разбрасывалась и решила, не начинать, нового, пока не допишу старого. Это казалось очень логичным, но закончилось тем, что в итоге я не писала ни того, ни другого. И подумала, что в таком случае проще бросить всё и вообще не писать, а заняться чем-то более полезным, но тут меня охватил экзистенциальный ужас. Тогда я решила, что слишком уж отождествляю себя с писательством, как будто без этого я никто. Ну и так далее...
В тот раз меня выручила Барбара Шер книжкой "Отказываюсь выбирать". Я завела по папочке для каждого своего незаконченного шедевра и периодически пополняю их. Папки не виртуальные, всё распечатываю, рисую схемы, пишу заметки и на дырокол - мне нравится перебирать это добро, всё всегда на виду и я не чувствую вины, что мои истории заброшены. С утра могу думать об одной, вечером - о другой, а писать третью.
Да и в это прекрасное сообщество меня привёл кризис, так что всё к лучшему)

Edited at 2016-05-06 12:48 (UTC)
arico_samaa
6 май, 2016 14:55 (UTC)
Ооооо да! Схемочки-артики-мысли-наброски-записки на полях;) у меня это добро скоро 50-гиговый диск переполнит))
era_elto
7 май, 2016 07:51 (UTC)
>> Кажется, вот разберусь со всеми проблемами и начнётся нормальная жизнь, спокойная и упорядоченная. Но ведь в этом хаосе и неопределённости и проходит настоящая жизнь. А светлое, налаженное и предсказуемое будущее без кризисов - это иллюзия.

Вот да. Очень хорошая и верная мысль. Согласна на все сто процентов.

>> Тогда я решила, что слишком уж отождествляю себя с писательством, как будто без этого я никто.

Что же в этом плохого? :)

>> В тот раз меня выручила Барбара Шер книжкой "Отказываюсь выбирать".

Прекрасная книга, правда, я еще в процессе, но с первых страниц поняла - МОЕ. А дневник сканера покорил сразу же. Я поняла, что именно этого инструмента мне и не хватает. И еще подумала - блин, но это ведь так просто, почему я сама до этого не додумалась!!! :)

>> Да и в это прекрасное сообщество меня привёл кризис, так что всё к лучшему)

У меня плохие новости. Если Вы у нас останетесь, с кризисами придется распрощаться ))))))))))))) По крайней мере, С масштабными и глобальными, творческими )))))))
miradella
7 май, 2016 07:57 (UTC)
Мне второе порою говорили, правда, в другой форме. А я вот думаю, что может стоит попробовать писать две идеи одновременно, но достаточно разные по жанрам. Потому что у меня был период, когда я работала над тремя разными вещами, где-то по странице в каждой писала в день. А потом подумала. что надо мне только над одним работать. В итоге тошнит и все кажется, таким ужасным.
А кризисы у меня бывают довольно часто. И почти все, что описано в статье со мной было, увы. Была одна девушка знакомая, которая меня так покритиковала, что я забросила роман в долгий ящик. Может быть, поэтому я так и боюсь кому-нибудь что-то показывать?
Чувствовала и отвращение. и нежелание НИЧЕГО больше не делать - ни писать, ни рисовать, ни чего-то иного, грусть, злость, тоску. В общем бешеный коктейль. И каждый раз мне кажется, что из состояния отвращения и ненависти и я уже не выберусь. А ведь были временами, когда меня не особо заботила критика и прочие вещи.
era_elto
7 май, 2016 08:12 (UTC)
>> А я вот думаю, что может стоит попробовать писать две идеи одновременно, но достаточно разные по жанрам.

Определенно стоит. Могу сказать по опыту, что многие авторы считают себя, как говорится, "писателем одного произведения". Звучит такая фраза: "Не хочу разбрасываться". Я сама когда-то рассуждала так. В итоге мы так увлекаемся вот этим вот "не разбрасывайся", что перестаем прислушиваться к себе. Когда приходят идеи, которые вот прямо нас зажигают, мы их отбрасываем и продолжаем работать над текущей вещью. И тут уже до творческого кризиса недалеко.

>> Была одна девушка знакомая, которая меня так покритиковала, что я забросила роман в долгий ящик. Может быть, поэтому я так и боюсь кому-нибудь что-то показывать?

Да, вполне вероятно. Вообще ситуация типичная, через это рано или поздно проходит любой автор. Лично я вижу в этом очередную ступень становления, иногда нам приходится переживать и вот такие отрицательные вещи, ничего не поделаешь :) И лучшее лекарство от этого - делать то, что пугает. То есть, выкладывать произведения и показывать их. Первое время будет очень страшно, конечно, но потом страх уйдет, появится более ровное отношение и к критике, и к самокритике, то есть, к восприятию своего творчества в целом.

>> А ведь были временами, когда меня не особо заботила критика и прочие вещи.

Тут есть вот какой момент, очень тонкий. "Не заботит критика" - это фраза с несколькими гранями. Не заботит потому, что мы уверены в себе? Или не заботит потому, что мы из принципа не воспринимаем чужое мнение, а, значит, в глубине души все же боимся, что нас раскритикуют? Опять же, я думаю, что здесь главная цель - постепенная выработка определенного отношения к своему творчеству, обретение внутреннего равновесия.
( 20 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com