?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


ПРЕДЫДУЩИЕ ПОСТЫ ПРАКТИКУМА "ПИШЕМ РОМАН"

Данная статья завершает цикл наших бесед о том, как работают с крупной формой. Безусловно, мы обговорили не все, поднимали только основные и самые важные темы. Остальное – практика! Много, много, много практики и ежедневной работы, в процессе которой вы держите в голове цель.

«Мы не ищем легких путей!»

Мне не раз доводилось наблюдать за писателями, которые намеренно усложняют себе работу. К счастью, мы живем в компьютерную эру, и в море писательского софта можем выбрать то, что нам подходит. А потом освоить выбранную программу и работать в свое удовольствие.

Вот несколько рекомендаций, которые я могу дать. Они разномастные, но я решила собрать их в один список.

1. Выберите хороший текстовый редактор.

Никто не спорит с тем, что письмо от руки – это вдохновляющая штука. Но мало кто из нас может позволить себе проводить за творчеством два-три часа ежедневно, а потом еще и тратить время на перепечатывание материалов. Работа в хорошем и удобном (это важно) текстовом редакторе экономит наше время. Но вот эта записная книжка в красивой обложке нужна обязательно. Ведь для некоторых она является универсальным инструментом для сбора идей!

2. Кстати, про универсальные инструменты для сбора идей.

Я, будучи маньяком по части хай-тека и новомодных девайсов, предпочитаю фиксировать все в электронном виде. Для этого есть масса программ, но идеальная, на мой взгляд – это Evernote, многофункциональный блокнот с опцией синхронизации. Он у меня установлен и на обоих компьютерах, и на смартфоне, и на планшете. Там я храню все, начиная с рецептов и заканчивая мелкими набросками и идеями.
3. Организуйте рабочее пространство с умом.

Да, знаю, я всех уже заколебала со своим порядком в папочках (особенно Аню – ведь мы вместе работаем, и она слышит это регулярно), но не устану повторять: залог плодотворной работы – четкая и одновременно гибкая система организации. Если речь идет о крупной форме, то файлов у вас будет много. Следовательно, их нужно организовать с умом: чтобы не было «ой, куда я подевал этот файлик? Ой, кажется, у меня пропала половина рукописи, не понимаю, как такое могло произойти».

Вот так мы организовываем наши папки с крупной формой.

- файл с рукописью в работе. Мы пишем главы в отдельных файлах, а потом туда всю эту радость вставляем;

- отдельная папка для вставленных частей;

- отдельная папка для справочных материалов;

- отдельная папка для набросков;

- отдельная папка для вдохновляющих материалов – к примеру, для красивых картинок.

4. Самое плохое число – единица.

Иными словами, самая плохая идея – это свято верить в неуязвимость и железобетонность жесткого диска. Не важно, сколько стоил ваш компьютер: железо имеет свойство подводить в самый неподходящий момент. Облачные хранилища – лучший выход из ситуации. Установив GoogleDrive или Dropbox (или что-нибудь еще), вы навсегда избавитесь от паники «моя рукопись может пропасть!!!». Любителям флешечек: это не самый надежный носитель. Если вы имеете что-то против облачных хранилищ, лучше сделать выбор в пользу внешнего жесткого диска с приличным объемом. Хорошего! Это выгодная инвестиция.

5. Сохранение – это важно!

Думаю, всем нам знакома ситуация: вы вдохновенно пишете, и тут компьютер внезапно отключается. К примеру, ему стало жарко, и он решил передохнуть. Вы в ужасе включаете машину заново и открываете файл. Но в версии для восстановления не хватает куска в три, а то и больше тысячи знаков. Для того, чтобы такие сюрпризы случались пореже, нужно в настройках программы установить интервал автоматического сохранения – к примеру, одна минута или три минуты. И, естественно, выучить магическое сочетание клавиш Ctrl+S (как на «яблочках», я не знаю, к сожалению, но, думаю, знатоки подскажут).

6. Делайте широкие поля.

Британские ученые доказали… шучу. Дело тут не в британских ученых. Чем шире поля, тем легче воспринимается текст. И тем удобнее с ним работать.

7. Делайте оглавление.

Если вы до сих пор не научились делать автоматическое оглавление, пришло время освоить эту науку. Оглавление облегчает навигацию по документу, экономит ваше время и вашу интеллектуальную энергию.

8. Не только наброски.

Но и кое-что еще. А именно – разнообразные списки, актуальные для той или иной рукописи. Такие, как:

- список персонажей с именами и краткими пояснениями (от внешности до того, какую роль они играют в истории);

- список мест действия, если он необходим (у нас в «Советнике», к примеру, было несколько городов, причем выдуманных; в таком случае читателю следует объяснить, что к чему);

- краткое содержание каждой главы. Особенно здорово делать это в Scrievener, там есть карточки, похожие на картотечные. Если вы используете Word, заведите отдельный файл. Иногда нужно вспомнить, что было во второй главе первой части, а сейчас вы пишете пятую часть. Не держите сюжеты в голове, освободите ее для работы – а остальное выпишите.

Его величество черновик

У каждого писателя свой стиль работы, свой слог, свои причуды. И с черновиками мы работаем по-разному. Со временем вы выработаете собственную методику, удобную для вас и подходящую именно вам. Я же расскажу о том, каким образом работаем с черновиками мы. Этот способ можно взять на вооружение, впоследствии построив на нем что-то свое.

Первый черновик

Я говорю о нем «грязный». Первый черновик мы пишем быстро, не останавливаясь, и не правим в процессе. Потому что стоит нам остановиться и начать править – и тут же придет желание переписать то, и это, и это. И в итоге мы разозлимся или расстроимся, выбросив роман к чертям или отложив его в стол до лучших времен (читай: для того, чтобы никогда не доставать).

Это нужно повторять и повторять. Никогда не правьте первый черновик до тех пор, пока не напишете слово «конец».

НИКОГДА.

Будет хотеться, я знаю. Вас будут уговаривать: вот тут нужно сменить то и то, если вы покажете рукопись кому-то еще. Кстати, без особой необходимости показывать первый черновик не стоит. Но если вы – решительный товарищ, вот мантра для вас: «Это первый черновик, рукопись еще не закончена, советы мне не нужны, пока я сам их не попрошу». Умные люди поймут, а остальные… ну, словом, это уже не ваши проблемы. «Остальных» в этом мире много, особенно среди писателей. Вас обвинят в том, что вы не хотите учиться, что вы не умеете воспринимать критику и не уважаете божественное мнение мэтров. Слушайте и улыбайтесь. Лично мне кажется, что такие люди очень забавные.

Второй черновик

По завершении первого черновика мы празднуем – чин-чин – и откладываем рукопись на две-три недели. Глаза отдохнут, голова проветрится. Это – время для первой правки. В основном, косметика и немного стилистики, хотя некоторые умудряются (в хорошем смысле!) делать серьезную и глубокую правку.

Писатели делятся на два типа. Одни любят редактуру, вторые ненавидят. Я ее ненавижу. У тех, кто любит, как мы все понимаем, проблем не возникает. А тем, кто не любит, могу дать совет. Сразу же после того, как вы завершили первый черновик, возьмите календарь и обведите зеленым кружком день начала первой правки. А потом обведите красным кружком дедлайн. К примеру, править вы начнете первого июля, а закончите четырнадцатого июля. Первого июля обведено зеленым кружком – зеленый свет, бро! Четырнадцатое июля обведено красным кружком – сдохни, но успей, бро!

В каждом деле есть что-то, что мы любим. В каждом деле есть что-то, что мы ненавидим. Писательское творчество – не исключение. Бывают моменты, когда ненавистные вещи нельзя передать другим. Следовательно, их нужно делать. И, так как мы любим откладывать нелюбимые дела в долгий ящик, нам необходим дедлайн. Чтобы все было сделано точно и в срок.

Третий черновик

После того, как мы закончили вычитку первого черновика, превратив его во второй черновик, рукопись отправляется на покой. На этот раз, речь идет о приличном сроке – два-три месяца. Я думаю, это самое оптимальное: глаза не просто отдыхают, вы сможете посмотреть на книгу как бы со стороны. Это – время глубокой сюжетной правки. На свет вылезают событийные несоответствия, «хвосты», рояли в кустах и прочие прелести жизни.

Какой совет я могу дать тем, кто находится на стадии второй вычитки? Такой же, что и в прошлый раз. Если вы не любите правку, установите дедлайн. Также могу сказать, что на стадии второй вычитки важно сконцентрироваться на редактуре. Очень нежелательно работать с другими рукописями параллельно, они собьют вас с курса, отвлекут от главного. Не ведитесь на то, что писательство как таковое и правка – это два разных процесса, и их можно сочетать!!! Хотя, конечно же, можете протестировать себя. Но лично я против многозадачности.

И напоследок: напутственное слово

Я рада, что у меня была возможность провести этот практикум. Рада тому факту, что он был открытым. Это похоже на открытый семинар в университете. Хотите – приходите, хотите – нет. Хотите – делайте задания и участвуйте, хотите – нет.

Я принадлежу к числу людей, которые не упускают возможности, даже если та или иная авантюра связана с риском. Не потому, что люблю рисковать – хотя и это тоже, не отнять – а потому, что Вселенной нравятся не упускающие возможности люди. Она подкидывает им все новые и новые варианты: добиться успеха в той или иной области, прокачать слабые стороны, сделать сильные стороны более мощными, реализовать потенциал, помочь другим. И, достигнув определенной высоты, мы понимаем: возможности нужно не только не упускать, но и создавать.

Словосочетание «создать возможность» хорошо описывает и мою наставническую деятельность в рамках Клуба, и мою тренерскую деятельность по жизни. Мне не нравится фраза «я учу людей». Я думаю, что людей невозможно научить. Можно дать им возможность получить знания. Мы делаем сознательный выбор: либо учимся, либо нет. Это актуально для всех сфер жизни. Актуально и для нашего практикума.

Во-первых, я хочу поблагодарить вас за то, что вы дали мне очередную возможность поделиться знаниями. Наставническая деятельность для меня – не одностороннее движение, я многому учусь у людей, с которыми работаю, и у вас я тоже многому научилась – спасибо вам. Во-вторых, я хочу сказать вам кое-что важное. Кое-что, о чем мы знаем, но в нужные моменты почему-то забываем.

Жизнь – это автомобиль с одной-единственной передачей: «вперед». Вы не можете вернуться назад. Не можете припарковаться на обочине. Вы постоянно в движении. Станции «сделаю, когда будет время» не существует. И прошлое, и будущее – это несуществующие категории, которые реальны только в нашей голове.

Если в вашей жизни появилась возможность, это означает только одно: за нее нужно хвататься всеми руками и ногами. Этот мир работает по четким и понятным законам, и все происходит вовремя. Возможности приходят потому, что на определенном уровне – духовном – мы к ним готовы. У каждого из нас достаточно сил, умений, опыта и смелости для того, чтобы схватить эту возможность и никому не отдавать.

За годы преподавания в самых разных сферах я не раз видела, как самые обычные люди меняются на глазах, добиваясь удивительных результатов. Я не считаю это своей заслугой, и причину объясняла выше: я не учу людей, а даю им возможность получить знания. Я искренне верю в то, что каждый человек, живущий на этой Земле, способен совершать невозможное. В этом я убеждалась не раз на собственном примере – и видела десятки чужих примеров.

Все вы – целеустремленные люди с яркой индивидуальностью и огнем в душе. Тот факт, что вы читаете эти строки, означает хотя бы одно: вам не все равно, вы готовы меняться, готовы учиться, готовы отдавать и работать. И хочу вам сказать, что это здорово, потому что таких людей в мире всего лишь пять процентов. Остальные просто сидят и ждут: «сделаю, когда будет время/когда фазы луны сойдутся поудачнее».

Живите с огнем, создавайте возможности и передавайте его другим!!!

С любовью,

Настя


Комментарии

( 19 слов — Сказать )
phontanka
10 июн, 2016 06:35 (UTC)
спасибо большое, Настя!
era_elto
10 июн, 2016 11:00 (UTC)
На здоровье :)
liandra_vencen
10 июн, 2016 08:33 (UTC)
Присоединяюсь: огромнейшее спасибо! Океан вам вдохновения и вселенную душевных сил.
era_elto
10 июн, 2016 11:01 (UTC)
Всеееем нам вдохновения. И готовности к последующему обучению :) И к практике, конечно же :)
miradella
10 июн, 2016 08:45 (UTC)
Спасибо большое!)
era_elto
10 июн, 2016 11:01 (UTC)
Не за что :) Буду очень рада, если что-то из материалов пригодится :)
arico_samaa
10 июн, 2016 14:07 (UTC)
Блин. Автооглавление - это же штука! Хорошая идея, сегодня же сделаю))
Вдохновляющих картинок у меня гига четыре уже набралось...))
era_elto
10 июн, 2016 17:37 (UTC)
>> Блин. Автооглавление - это же штука! Хорошая идея, сегодня же сделаю))

Будешь смеяться, но я научилась делать это только с год назад. Причем в сфере, которая с писательством или набором текста не связана ну никак ))) По редакторской части. Подумала и удивилась - странно, что я такого никогда не делала, все руками да руками.

>> Вдохновляющих картинок у меня гига четыре уже набралось...))

Наши люди! :)
arico_samaa
10 июн, 2016 19:05 (UTC)
Меня научили в аспирантуре. Но до недавнего времени я думала, что это все фигня))
А теперь большой роман пишу, причем не по частям, а "одним куском". Тут надо, наверно.
era_elto
11 июн, 2016 07:56 (UTC)
Да, я думаю, что это не помешает. Как минимум тебе в процессе работы будет удобнее ориентироваться.
arico_samaa
11 июн, 2016 18:38 (UTC)
Обязательно сделаю!
garetty
10 июн, 2016 16:47 (UTC)
Присоединяюсь к благодарностям! Материалы были полезные, думаю, я к ним ещё буду возвращаться:)

А-а! Настя, я, наконец, поняла, в чём наша разница в редактуре! У меня нет второго черновика! Первый, он же единственный. Потом перерыв не больше недели, чтобы эмоции утихли, а события текста не успели выветриться из головы. В эту неделю я стараюсь даже не думать о тексте от слова совсем. Надо достигнуть такого блаженного состояния, когда отчётливо помнятся только основные события и мотивы героев, а все детали и связки забываются. На этом этапе уже в голове отсеиваются ненужные связки, пропущенные фрагменты и детали: то, что внутренне хоть немного не сочетается с текстом, за неделю забывается. А что не забылось - надо срочно вписывать, иначе забудется. И я начинаю править уже набело. После долгой, вдумчивой работы с текстом (на повесть в 60 вордовских страниц у меня уходит месяц или больше) получается уже готовая вещь. Вот её я и откладываю на месяц, чтобы забыть всё окончательно. Потом возвращаюсь только для того, чтобы вычистить запятые и мелкие огрехи со словами и выражениями. Иногда я на этом этапе немного усиливаю или уменьшаю уже сделанные акценты. Это ювелирная работа, для неё действительно нужен свежий взгляд.
era_elto
10 июн, 2016 17:38 (UTC)
Мурр :) Возвращайся, они отсюда никуда не денутся :)

МЕСЯЦ! РЕДАКТУРА! В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА!!! Ой все. У меня от одной мысли об этом температура поднялась :)))))
garetty
10 июн, 2016 19:23 (UTC)
Ржунимагу!))))))) Ну, мы же разные, да!
Но по факту у меня выходит всего по часу в день за утренним чаем. Потом занимаюсь другими делами, а в голове автоматически выстраивается план на следующий кусок работы. Тут главное, не прерываться.
era_elto
11 июн, 2016 07:58 (UTC)
Это я понимаю :))) Но все равно, здорово, когда люди редактуру любят, если отвлечься от шуток. Как ни крути, от этого ни один писатель еще не смог убежать :)

Не прерываться - даааа. Это точно. Причем не только в этом, но и в других сферах :)
kirena_kirena
10 июн, 2016 18:36 (UTC)
Я тоже рада, что у меня есть такая возможность приобщиться не только к вашему опыту, но и к вашему заразительному энтузиазму. Спасибо за практикум!
era_elto
11 июн, 2016 07:47 (UTC)
Спасибо Вам за участие :) Верю в то, что это было - и будет! - полезно :)
Галина Кирсанова
15 июн, 2016 12:09 (UTC)
Спасибо огромное
Очень-очень благодарна за полезнейшим материал.

Спасибо Вам. Еще раз с удовольствие перечитала все.
era_elto
15 июн, 2016 15:43 (UTC)
Re: Спасибо огромное
На здоровье :) Рада, что материал оказался полезен :)
( 19 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com