?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Приветствую, дорогие друзья.

В рамках прошлого занятия мы говорили о том, что такое интеллект-карты, зачем они писателю и что, собственно, с ними делают. А также осваивали правила работы с рукописными интеллект-картами и коснулись важной для многих из нас темы: в чем же разница между цифрой и картой, нарисованной в компьютерной программе?

Наша сегодняшняя тема - сугубо техническая, но этого материала очень не хватало в рамках первого практикума. И я решила посвятить одну неделю работе с программой XMind. Самое основное - то, что понадобится нам дальше.

Но для начала - кое-что, о чем меня очень часто спрашивают. И я каждый раз даю пояснения, потому что это очень важно.

Зачем учить "горячие клавиши"?

Я - фанат "горячих клавиш". Осваивая новую программу, я распечатываю список "горячих клавиш", после чего довожу навык до автоматизма. Кое-кто думает, что я сошла с ума, а кое-кто думает, что я - лентяй и не хочу делать лишних телодвижений. Давайте прямо и честно ответим на вопрос: зачем же нам нужно учить "горячие клавиши"?

Ответ прост. Пишете вы в Word или строите интеллект-карту - не суть важно. Важно другое. Писатели почти всегда думают быстро, и наши пальцы - руки, если говорить точнее, потому что есть не только клавиатура, но и мышка - элементарно не поспевают за мыслью. Пока мы переключимся туда-сюда... пока то да се... пока мы будем отвлекаться на те самые лишние телодвижения... все, мысль ушла. А у некоторых из нас, скажем прямо, серьезные проблемы с концентрацией. Но даже если у вас нет проблем, "горячие клавиши" значительно облегчают жизнь. А еще на вас будут смотреть и говорить "вай, как вы это делаете, у вас что, клавиатура волшебная?". Одним словом, здорово, с какой стороны ни посмотри.

Итак, приступим. Программа XMind, основы.

Перво-наперво, я рекомендую вам закрепить ярлык программы на панели задач. Пришла мысль, хотите зафиксировать ее - сразу кликаем по ярлыку, а не ищем в меню "Пуск" и не сворачиваем окна для того, чтобы найти его (ярлык) на рабочем столе.

01_Панель задач.PNG

Главный экран программы. Несколько типов интеллект-карт на выбор. Для практикума - да и не только - я советую выбирать первый, самый простой. Таблицы - это вообще не про интеллект-карты, а все остальное - баловство, которое отвлекает от мыслительного процесса.

02_Главный экран.PNG

Выбираем шаблон.

03_Выбрать шаблон.PNG

И открываем его.

04_Центральный раздел.PNG

"Горячие клавиши", открывающие новую карту - Ctrl+N.

Разделы добавляются с помощью нажатия Enter.

05_Добавление разделов.PNG

Подразделы - с помощью нажатия клавиши Insert.

06_Добавление подразделов.PNG

В любой момент можно свернуть любые ветки с помощью нажатия клавиши F6.

07_Скрыть раздел.png

И вот так выглядит результат.

08_Скрытый раздел.PNG

Иногда возникает потребность в дополнительных листах карты - к примеру, хочется что-то отделить от основного содержимого. Нет ничего проще. Добавляем новый лист с помощью сочетания клавиш Ctrl+Alt+T.

09_Новый лист из раздела.png

Вот так выглядит карта с несколькими листами.

010_С добавлением листов.PNG

Квадратик зеленого цвета с темно-зелееной стрелкой - это переход на другой лист.

Вот так выглядит меню, которое мы используем чаще всего.

011_Вставить общее меню.png

Пройдемся чуть-чуть по меню? Почему бы и нет. Так выглядит сноска (Alt+Enter).

012_Сноска.PNG

Также мы можем вставить изображение из файла (Ctrl+I). К примеру, если вы работаете над интеллект-картой, посвященной персонажу.

013_Вставить изображение.png

014_Изображение внутри.PNG

Изображения можно вставлять как в центральное "облако", так и во все остальные разделы - включая подразделы.

Отношение - это стрелка, которая ведет от одного раздела к другому. На ней есть специальное поле для комментария. Отношение мы вставляем с помощью клавиш Ctrl+L.

015_Отношение.PNG

С помощью границы (Ctrl+B) мы можем выделить определенный участок интелект-карты. Границы можно двигать.

016_Граница.PNG

Резюме (Ctrl+J) - это фигурная скобка, которой можно объединить несколько разделов. В отличие от границы, на ней есть поле для комментария.
017_Резюме.PNG

Вложение ("горячих клавиш" тут нет.... пока) - это полезная опция. Вы можете прикреплять к карте не только изображения, но и файлы Word, и что бы то ни было еще. В моем случае это одна из глав романа, над которым я сейчас работаю.

018_Вложение.PNG

Ярлык (F3) - это заметка, которую можно прикрепить к нижнему краю любого раздела. Он остается открытым.

019_Ярлык.PNG

Заметка (F4), в отличие от ярлыка, закрывается.

020_Открытая заметка.png

021_Закрытая заметка.PNG

Обратим внимание на меню в правой части программы. Там можно видеть интеллект-карту целиком в схематичном виде.

Карта слева.PNG

Размер меню регулируется. Можно либо посмотреть карту целиком...

Карта размер регулируется.PNG

Либо посмотреть целиком нижее меню. Можно менять форму раздела, цвет и толщину линий, а также использовать смайлы/маркеры, коих там приличный набор.

Меню.PNG

Маркеры.PNG

Структура. То есть, расположение разделов. Немаловажная штука.

022_Структура.png

И, конечно же, гиперссылка. Иногда нужно сослаться на какой-то материал в Интернете.

023_Гиперссылка.png

Дополнения от garetty

Добавлю кое-что, может, кому пригодится. Когда мы вызываем меню правок кнопкой мыши, рядом с обозначением функции всегда есть обозначение горячей клавиши. Стоит посмотреть, совпадает ли оно с тем, что в этом уроке говорила Настя. У меня, например, совпадает не всё.

При двойном щелчке левой кнопкой мыши на любом месте поля карты появляется "плавающий раздел", который можно двигать, куда угодно.

Подразделы ещё можно создавать кнопкой Tab

Знак * - развернуть все ветки
Знак / - свернуть все ветки

Время практики

На этой неделе задание будет простым - дадим возможность догнать нас (я имею в виду, выполнить задания предыдущего урока) тем, кто присоединился после начала практикума. Что необходимо сделать до следующей пятницы? Выучить "горячие клавиши", как вы, полагаю, уже догадались, и успеть немного потренировать навык. Я не буду это проверять, естественно. Это нужно вам! Прежде всего. Следовательно, вы учите для себя. Вклад в себя - самая лучшая инвестиция.

Желаю всем удачи с заданиями. Увидимся ровно через неделю!

С любовью,

Настя


Комментарии

( 24 слов — Сказать )
bocharov_const
1 июл, 2016 10:38 (UTC)
Настя, спасибо большое!
Вижу - проделали немалую работу.
Клавиши горячие - выпишу и буду учить. :) Кое-какие знаю, конечно. В основном, это "общевиндовые" клавиши - Ctrl+Z, Ctrl+Y, Ctrl+C, Ctrl+V etc.
У меня есть 2 вопроса:
1) Зачем нужно вложение, если эти функции с лихвой перекрывает ссылка?
2) Очень не хватает спелл-чекера. Особенно в заметках. Думал, просто что-то не настроил. Ан нет, у вас тоже не работает. Как вы решаете проблему? (врожденную грамотность не предлагать. :) )
era_elto
1 июл, 2016 11:23 (UTC)
1. В первом случае вкладывается документ :) Во втором - web-ссылка.

2. М-м-м... можно перечитать несколько раз и убедиться, что нет опечаток :) А еще можно проверить в Word, он подчеркнет, если что. Просто я не пользуюсь спелл-чекером даже в Word, он мне не нужен. Пишу я грамотно, а опечатки, если таковые имеются, исправляет Аня при вычитке :)
bocharov_const
1 июл, 2016 11:39 (UTC)
1. Настя, не web-ссылка, а просто ссылка. В т.ч. на файл и на раздел. Пользоваться ссылками, на мой взгляд, более профессионально - т.к. изменяешь только файл, на который ссылка, и измененный файл увидят везде, где на него ссылаются. В том же случае, когда файл внедрен, его придется изменять во всех внедренных местах. И еще надо помнить - в каких!
Но, поскольку разработчики возможность внедрения включили, хочется понять - зачем.

2. ОК. Ну тогда, хотя бы отключить спелл-чекер вообще! Дело же не в том, что спелл-чекера нет, он есть, просто не для русского языка. И вот эти красные подчеркивания буржуйского спелл-чекера выбешивают. Такое возможно?
era_elto
1 июл, 2016 11:58 (UTC)
1. М. Минутку. Давайте поймем, о чем речь. Если мы говорим о ссылке на файл, то если Вы в нем делаете изменения, то не важно, в каком разделе интеллект-карты (или интеллект-карт). Если мы говорим о вставке нового раздела (и тогда в "материнском" разделе будет ссылка) - аналогично. Если Вы говорите о чем-то другом, то, пожалуйста, уточните. Вероятно, мы с Вами просто не так поняли друг друга :)

2. Спелл-чекер можно отключить. "Редактировать" - "Параметры" - "Проверка правописания" - снять самую верхнюю галочку. И у меня есть к Вам небольшая просьба, Костя. Давайте будем избегать слова "буржуйский". Мне это неприятно, во-первых, потому, что я сама живу не в России, а, во-вторых, потому, что само это слово имеет ярко выраженную националистическую окраску. На просторах этого сообщества такое неприемлемо.
bocharov_const
1 июл, 2016 12:18 (UTC)
1. Цитата:
> Вложение ("горячих клавиш" тут нет.... пока) - это полезная опция. Вы можете
> прикреплять к карте не только изображения, но и файлы Word, и что бы то ни было еще. В
> моем случае это одна из глав романа, над которым я сейчас работаю.

Вот про это "вложение" я говорил. Если вы имели ввиду здесь "ссылка на файл" то я вас неправильно понял. Возможно потому, что перед этим вы говорили о внедрении рисунка в карту.

2. Про отключение спелл-чекера - спасибо большое, отключу.
Про "буржуйский". Настя, чувствую, что наступил опять на одну из ваших мозолей. Когда вы начинаете говорить об "окрасках" - жди беды для вашего визави. Видимо, от волнения вы начинаете даже путать слова на ярлыках, которые навешиваете. Уж если на то пошло, слово "буржуй" имеет не националистическую, а классовую окраску. И в моих устах - не более чем шутка юмора. Про "буржуйские" языки мы шутили еще во времена очень средней школы. Было это, страшно сказать - четыре с половиной десятка лет назад. И негатива в этих шутках не было никакого. Если не считать сложности постижения. :)
Так что, Настя, без обид.
era_elto
2 июл, 2016 09:41 (UTC)
>> Вот про это "вложение" я говорил. Если вы имели ввиду здесь "ссылка на файл" то я вас неправильно понял. Возможно потому, что перед этим вы говорили о внедрении рисунка в карту.

Нет, рисунок - это другое :) Я говорила о вложении файла. В меню это две разные опции, если Вы откроете карту и посмотрите, то поймете, что это так :)

Да, Костя, без обид. Только, пожалуйста, воздерживайтесь от подобных высказываний, когда беседуете со мной. Хорошо? :)
kirena_kirena
1 июл, 2016 12:38 (UTC)
Спасибо! Несмотря на то, что пользуюсь давно, узнала кое-что новое. Возможно зря я не люблю горячих клавиш) во всяком случае протестирую. Не очень поняла, каким образом применять сноски и ярлыки, то есть для чего. Надеюсь, про это ещё будет дальше. Пошла тренироваться.
era_elto
2 июл, 2016 09:44 (UTC)
>> Не очень поняла, каким образом применять сноски и ярлыки, то есть для чего.

Для пояснений. Если нужно что-то приписать к разделу, но не вписывать в сам раздел. Это будет понятно в процессе работы. На практике выяснится :) К примеру, я применяю ярлыки, а сноски - нет. Кто-то применяет и то, и то :)
vysochina_lera
2 июл, 2016 09:44 (UTC)
Когда осваивала XMind, все думала, как он похож на Scrivener! Особенно вот эта структура, где всю карту можно видеть справа. И, конечно, что можно прикреплять файлы/писать комментарии.
era_elto
2 июл, 2016 09:57 (UTC)
Совершенно верно :) мало того - они прекрасно идут в связке. Это идеальный боекомплект для писателя :))
vysochina_lera
2 июл, 2016 10:23 (UTC)
А вы разделяете так: в XMind структура, идеи и пр., в Scrivener сам текст, наброски и синопсис - или иначе?
era_elto
2 июл, 2016 12:31 (UTC)
Да, верно, так и есть :)
vysochina_lera
2 июл, 2016 10:21 (UTC)
Вопрос
Можно ли в XMind копировать карты?
Я имею ввиду, записываешь карту героя - и хочешь сделать карту для другого героя. Разделы: "Прошлое", "Конфликты" и т.д. подходят для всех. Можно ли их скопировать с одного листа и вставить в другой?
era_elto
2 июл, 2016 12:29 (UTC)
Re: Вопрос
Конечно :) Просто копируете и вставляете :) И, если не ошибаюсь, это можно сохранить как шаблон. Попробуйте. Я просто копирую обычно :)
garetty
7 июл, 2016 12:48 (UTC)
Мне тоже нравится наиболее часто используемые функции вызывать горячими клавишами))

Добавлю кое-что, может, кому пригодится. Когда мы вызываем меню правок кнопкой мыши, рядом с обозначением функции всегда есть обозначение горячей клавиши. Стоит посмотреть, совпадает ли оно с тем, что в этом уроке говорила Настя. У меня, например, совпадает не всё.

При двойном щелчке левой кнопкой мыши на любом месте поля карты появляется "плавающий раздел", который можно двигать, куда угодно.

Подразделы ещё можно создавать кнопкой Tab

Знак * - развернуть все ветки
Знак / - свернуть все ветки

Edited at 2016-07-07 12:50 (UTC)
era_elto
8 июл, 2016 13:55 (UTC)
Добавила в пост, ибо важно! :)
liandra_vencen
8 июл, 2016 05:14 (UTC)
Горячие клавиши выписала (принтер бедненький упокоился недавно).
С программой наигралась - очень понравилось. Однозначно буду использовать и дальше.
что-то по горячим у меня не получилась сноска.
Еще заметила, что общевордовские горячие сочетания клавиш тоже работают. особенно актуально для меня
Ctrl+Z - отменить последнее действие

Оффтоп: :). По професии я школьный психолог и часто работаю с раздаточными материалами и никогда не задумывалась об их продуктивности. В этом году моя старшая дочь идет в школу и школьный психолог выдала нам тоже отпечатанные рекомендации сплошным текстом. Я, как мама столкнулась с тем, что этот текст вообще не воспринимается. А при работе с ментальными картами осознала насколько проще и понятнее, а главное более запоминающимися будут рекомендации, если их давать в виде хорошей интеллект-карты - целую кипу текста можно можно вместить в десяток слов и картинок.
era_elto
8 июл, 2016 14:01 (UTC)
>> что-то по горячим у меня не получилась сноска.

У меня на стационарном, кстати, тоже отчего-то не получается. Думаю, это зависит от каких-то особенностей той или иной машины %)

>> Ctrl+Z - отменить последнее действие

Да, это важное сочетание :)))) Согласна на все сто :)

>> А при работе с ментальными картами осознала насколько проще и понятнее, а главное более запоминающимися будут рекомендации, если их давать в виде хорошей интеллект-карты - целую кипу текста можно можно вместить в десяток слов и картинок.

Да, это большой плюс карт - что можно придать абсолютно нечитабельным вещам понятный вид, в котором эти вещи можно воспринимать :)
nika_anikeeva
8 июл, 2016 05:54 (UTC)
Спасибо огромное!
Начала разбираться. И даже сделала первую, правда, очень простую карту. Увлекательно. И правда, от руки так много не нарисуешь :)
liandra_vencen
8 июл, 2016 12:23 (UTC)
Так много не нарисуешь и, главное, так разборчиво. я когда от руки рисую, то у меня все друг на дружку лезет и чему-то не хватает места...
era_elto
8 июл, 2016 14:03 (UTC)
Это не только у Вас, это у всех. А если еще почерк крупный, так вообще беда. А в цифровых картах удобно. Лист бесконечный :)
nika_anikeeva
8 июл, 2016 19:34 (UTC)
Точно. Порой даже А4 не хватает. А рисовать их на А3 как-то бессмысленно, мне думается.
era_elto
9 июл, 2016 10:04 (UTC)
Потом некуда девать эти А-3. Ведь им еще место найти надо, чтобы перед глазами были, и чтобы работать с ними :)
era_elto
8 июл, 2016 14:02 (UTC)
Совершенно верно. Электронный формат удобнее в разы :)
( 24 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com