?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

План романа.jpg

Приветствую, дорогие друзья.

В добрый час! Мы начинаем следующую неделю нашего практикума по интеллект-картам. Наша тема на последующие два-три урока – план романа. Большая тема с массой нюансов, которые при всем желании невозможно охватить целиком. Но мы очень постараемся. Именно поэтому я выделяю для плана не одну, как было в прошлом практикуме, а несколько недель.

Такова наша примерная программа.

1. Сегодня мы поговорим о составляющих романа (и плана, конечно же) и рассмотрим ключевые моменты работы над планом, на которые следует обращать внимание. В частности, мы попробуем решить следующий вопрос: куда бежать и что делать, если детальный план отбивает у вас охоту писать, но без плана, как ни крути, двигаться дальше нельзя?

2. На следующей неделе мы углубимся в обсуждение темы работы над планом романа. В этом после я уделю внимание вашим вопросам, которые, думается мне, появятся у вас после выполнения задания этой недели.

3. И еще через неделю мы будем учиться работать с планами дилогий, трилогий и циклов. Тема, которую я обошла стороной в прошлом практикуме.

Надеюсь, вы готовы. Погнали!

У меня появилась идея!..

Как любит говорить Аня (мой соавтор), когда появляется идея, это не к добру, ибо ничем хорошим не закончится. В том смысле, что очередной персонаж выпросил историю, и будет роман. Или же никто историю не выпрашивал, просто одна из нас проснулась рано утром и решила, что настало время написать детектив/роман с вампирским сексом/какой-нибудь милый треш. Иначе говоря, любая вещь начинается с идеи.

Когда мы слышим слово «идея», то сразу думаем о чем-то заоблачном. «Идея-то у меня появилась, но как знать, что она стоящая?..». И в прошлом практикуме по интеллект-картам, и в практикуме «Пишем роман» я классифицировала идеи следующим образом:

1. Хочу, чтобы было красиво!

То есть, идея с упором на атмосферу. У вас вполне может появиться мысль вроде «хочу написать атмосферный исторический роман». Сюда же можно отнести атмосферный вампирский роман, к слову сказать. Сначала – атмосфера, а потом и персонажи подстраиваются. Они сами приходят под идею. Правда-правда. Я знаю, о чем говорю, поверьте, знаю.

2. Хочу, чтобы экшн!

С этого начался роман «Обмани смерть». Страшно подумать, сколько я лелеяла мечту написать детектив про хакеров. Отчасти моя мечта исполнилась, когда мы написали дилогию «Лавандовый шлейф», но там основной темой детективной линии были наркоторговцы, а не хакеры. Один из персонажей «Лавандового шлейфа» решил не отчаиваться и тихонько выпрашивал свою историю. И довыпрашивался: выяснилось, что история эта вовсе не его, а он типа мимо проходил, несмотря на то, что вроде бы как главный персонаж, по крайней мере, один из. Итак, если вы хотите, чтобы все стреляли, курили на каждой странице и ругались (и не забудьте роковых женщин, это обязательно), то это тоже вполне себе идея. Так рождаются многие детективы. А персонажи, опять же, приходят сами.

3. Хочу, чтобы философская мысль.

Именно то, о чем все думают, когда слышат «идея». Философских мыслей может быть масса. Добро против зла, мораль против аморальности, счастливые бедные против несчастных богатых и так далее, и тому подобное. Социальные темы в этом случае – кладезь идей, потому что они близки многим. Читатель так и говорит: «Эти персонажи словно живут в моем мире, хотя фэнтезийные, и проблемы у нас похожи». Нельзя обойти стороной и тему смысла жизни во всех ее вариациях.

Промежуточный итог

Идею произведения, с которой начинается все, можно разделить на три типа:

1. Атмосфера – все медленное и красивое.

2. Экшен – все быстрое и не всегда культурное.

3. Философское – заставляет читателя думать и созерцать.

Разумеется, идея в произведении может быть не одна. Скажем так – в подавляющем большинстве случаев идей несколько, в процессе работы над романом вы раскрываете дополнительные мотивы, и частенько это происходит неосознанно.

Вопрос, который нельзя обойти стороной: так ли это важно – знать идею произведения? Что же, если я не понимаю, о чем пишу, значит, я графоман? Идея произведения – это курс, которым вы идете. В начале работы вы задаете себе определенные рамки, пусть и гибкие. Отсутствие таких рамок – ошибка, которую совершают многие начинающие авторы в процессе написания первого романа. И именно поэтому – зачастую поэтому – переписывают произведение несколько раз. Очень важно концентрироваться на идее и не забывать о ней. Она придает книге форму. А для вас, как уже было сказано выше, она служит компасом.

Как вы яхту назовете…

Некоторые авторы недоумевают: почему так важно придумывать произведению черновое название? Вот допишу – а потом назову. И вообще, у меня серьезная проблема с названиями, пока придумаю. А если идея трансформируется в процессе, а название перестанет ей, этой идее, соответствовать? А если, если, если… вот назову файл «История» - и фиг с ним.

Один из самых важных моментов в работе писателя – создать связь со своим произведением. Согласитесь, сложно писать книгу, которая кажется вам чужой. Есть что-то магическое в черновом названии. Я воспринимаю его как заклинание. Говорить «я работаю над романом «Обмани смерть» приятно, а вот начинать мямлить в ответ на вопрос «что вы сейчас пишете» - это не дело. Если вы никому не рассказываете о своей работе – пусть так. Придумайте черновое название для себя. Звучит странно, вероятно, глупо, а местами даже похоже на суеверие, но это правда. В черновом названии есть магия. И работа над книгой, получившей имя, пойдет бойко (хотя обещать, что обойдется без сложностей, не буду, понимаете сами).

Как придумать название? Вопрос на миллион, особенно если учесть, что у меня с названиями вечная проблема. Я поступаю следующим образом: открываю интеллект-карту с планом романа (или с наброском для плана), открываю ветку «Название» и быстро составляю список из десяти фраз или слов, которые приходят в голову. Сконцентрируйтесь на идее книги и просто пишите. Не анализируйте и не говорите себе «ой, это название тупое», Когда список из десяти названий будет готов, выберите подходящее. А если выбор этот затруднителен, попросите помощи у друзей в ЖЖ или в одной из социальных сетей. Практика показывает, что люди любят подобные опросы и участвуют в них с большим удовольствием.

Промежуточный итог

Черновое название очень важно для книги, так как в противном случае вы не будете ощущать связи с произведением, над которым работаете. Составьте в интеллект-карте список из десяти названий и выберите наиболее понравившееся.

Точка отсчета: персонаж и дилемма

Классическое построение романа таково: завязка, кульминация, развязка. На бумаге все выглядит здорово, но на практике мы сталкиваемся с определенными сложностями. Как именно формировать эти этапы? На что обращать внимание? С чего вообще начать?

Я принадлежу к числу тех авторов, которые ставят во главу угла персонажа. Даже если вы со мной не согласны, вот тут, полагаю, согласитесь: если вы вводите в произведение героя, то не для атмосферы и не для мебели. Он должен действовать и меняться. И гораздо проще – и действеннее! – планировать, если вы исходите из этого суждения. Основных элемента два: персонаж и дилемма. И основных этапа тоже два: начальная точка и конечная точка.

1. Начальная точка. Здесь персонаж сталкивается с дилеммой, разобраться с которой он может только в одном случае: если изменится и предпримет какие-то действия.

2. Конечная точка. Здесь персонаж, уже изменившийся, должен оказаться в итоге.

Завязка. Столкновение персонажа с дилеммой.

Кульминация. Главная критическая точка в «борьбе» персонажа с дилеммой, переломный момент.
Развязка. Результат.

Пример

Да, Уолт уже давно не главный герой «Обмани смерть», но давайте ненадолго представим, что это так.

Завязка. Хороший и честный Уолт получает дело неуловимого наркоторговца, которого впоследствии с его легкой руки кличут Шифровальщиком.

<Много событий и «крючков»>

Кульминация. В жизни Уолта происходит трагическое событие, которое заставляет его засомневаться в том, что быть хорошим и честным в борьбе против Шифровальщика – это правильный путь.

Развязка. Уолт делает то, о чем не смел и подумать в начале романа.

Промежуточный итог

Грубый план произведения следует начинать с формирования линии одного (или нескольких, если они идут в связке, и линий тоже несколько) персонажа. Мы определяем начальную и конечную точки, после чего прописываем то, что между – опять же, грубыми штрихами (см. пример). В детальном плане на этом этапе смысла нет, хотя, скорее всего, интеллект-карта «сама попросит» вас добавить пару-тройку веток к тому или иному этапу. Не стесняйтесь, добавляйте. Ведь потом всегда можно убрать или, наоборот, добавить.

Важно! Даже если вы пишете атмосферный роман или книгу с перестрелками и крутыми детективами, не забывайте про персонажей и их дилемму! Эволюционировать должны все, несмотря на то, что эту тему мы еще не обсуждали, все впереди.

Как быть, когда деморализует план

Довольно часто подробные планы оставляют у нас ощущение уже написанной истории. Мы так выкладываемся в процессе планирования, что сил на дальнейшую работу не остается. А вдохновения и мотивации – так тем более. Но умом понимаем, что роман с несколькими сюжетными линиями и десятком персонажей нельзя создать «из головы», не потеряв нужные нити. Как быть?

Если вы принадлежите к числу людей, которых деморализует подробный план, добро пожаловать в наш клуб. Я ненавижу детальные планы. Да что там: работать с планом как следует я научилась только в период соавторства, ибо в соавторстве без плана совсем, совсем никак. И вот какие варианты я могу вам предложить.

1. План «хрен знает о чем, только я понимаю».

Разметка глав и частей грубыми штрихами, упоминание пары-тройки важных событий. «Встречается с…», «видит…», «понимает…» и прочая-прочая. То есть, набросок плана.

2. Вообще не план.

То есть, ключевые события плюс несколько отходящих от них веток. Как я иногда говорю, ассоциативный план: вы оставляете себе простор для размышлений. Когда приходит черед очередной главы, вы открываете карту и прописываете конкретные события для нее (главы).

3. Выделение сюжетных линий.

Частенько план нам требуется потому, что в книге несколько линий. Только и остается, что создать в карте ветки для этих линий и прописать основные события. А потом в начале работы открывать карту и брать оттуда события для очередной главы.

4. И, наконец, мой любимый: план по персонажам.

Выше я говорила, что ставлю персонажей во главу угла. Здесь – то же самое. Вы не прописываете события вообще – зато прописываете дилемму персонажа, детально или не очень, как вам угодно. События сами «приклеиваются» к такой линии. Проверено.

Промежуточный итог

Если детальный план деморализует вас, это не означает, что вы не сможете написать сложное произведение. Просто нужно выработать для себя подходящую систему работы. Пишите план, состоящий из ключевых точек, план по персонажам, план по сюжетным линиям или же составляйте грубый набросок плана. И не забывайте: картина будет меняться! Так что вы на коне. В отличие от людей, которые не могут работать без четкого плана. Гибкость и постоянная готовность к переменам – наше все.

Задания

Размышляем


Как вы работаете над крупными произведениями сейчас? Какие планы составляете, подробные или не очень? Чего вам не хватает в этих планах, на ваш взгляд? Чем интеллект-карты могут вам помочь в этой ситуации?

Практикуемся

Составляем набросок плана романа, мои дорогие товарищи. И вот составляющие вашей будущей интеллект-карты.

1. Идея произведения. Не одинокая ветка с идеей, а ветка плюс пояснения и развитие идеи, разумеется.

2. 10 черновых названий.

3. Завязка-кульминация-развязка. Помним: две ключевые точки, начальная и конечная.
Форма, как водится, свободная. Посмотрим, как продвигается ваша работа по изучению возможностей интеллект-карт!

Желаю всем удачи с заданиями – и до встречи через неделю.

С любовью,

Настя

Комментарии

( 14 слов — Сказать )
vysochina_lera
5 авг, 2016 11:32 (UTC)
Теоретическая часть
1. Как вы работаете над крупными произведениями сейчас?
Я пробовала для себя работу над планом - и поняла, что мне больше нравится делать одновременно план и наброски. Например, я зарисовываю ключевые события предыстории, иногда составляю историю целого народа - это помогает приманить новые идеи. Часто приходят озарения, новые философские идеи книги. К тому же, страх не написать книгу исчезает - ты ее уже пишешь.

2. Записывать идеи
Полностью согласна с этим! Если ты не знаешь, какую книгу хочешь написать, - как ты ее напишешь? Я делаю также с героями по ходу написания книги: записываю, какими я хочу их видеть. Это хорошее средство придания им необычности.

3. Какие планы составляете, подробные или не очень?
Я записываю важные события кратко. Из разряда: "узнал", "спасли", "победили". Люблю прописывать причины действий героев - особенно, когда имею о них смутное представление (сразу понимаешь, как и что будут говорить герои друг другу, как будут действовать). Так наглядно видно, куда движется герой. Иногда приписываю философское понимание происходящего - "возвращение к началу", "познание" и т. д.
Подробный план - это, на мой вкус, уже готовая история. Зачем тогда писать книгу?
Я и план-то составляю, чтобы была уверенность что это приключение придет к интересному концу наиболее оригинальным путем. Если же в приключении возникают новые герои и ситуации - добро пожаловать в план!

4. Чего вам не хватает в этих планах, на ваш взгляд? Чем интеллект-карты могут вам помочь в этой ситуации?
Картинок бы еще добавить для каждой главы, но искать их в Интернете долго. Может быть, самой нарисовать? Интеллект-карты удобны тем, что все наглядно, можно приписывать забавные замечания сколько душе угодно и приклеивать картинки.
era_elto
5 авг, 2016 17:19 (UTC)
Re: Теоретическая часть
>> Я пробовала для себя работу над планом - и поняла, что мне больше нравится делать одновременно план и наброски. Например, я зарисовываю ключевые события предыстории, иногда составляю историю целого народа - это помогает приманить новые идеи. Часто приходят озарения, новые философские идеи книги. К тому же, страх не написать книгу исчезает - ты ее уже пишешь.

Да, это очень хороший метод. Сразу начинаешь процесс, не отходя от кассы :)

>> Я и план-то составляю, чтобы была уверенность что это приключение придет к интересному концу наиболее оригинальным путем.

Наши люди! :)

>> Может быть, самой нарисовать?

Как вариант. Кстати, идея отличная. Это оживит карту еще больше, сделает ее более полезной.
nika_anikeeva
7 авг, 2016 12:24 (UTC)

ага, точно, план у меня почему-то всегда тормозит, хотя, понимаю, что он реально нужен

era_elto
7 авг, 2016 16:37 (UTC)
Да, все так :) Поэтому можно просто задавать направление, не обязательно делать четкий и конкретный план с деталями и прочим.
Галина Кирсанова
8 авг, 2016 13:25 (UTC)
Выполнение задания. Интеллект-карты для писателей 2.0. П
Задания

Размышляем

Сейчас собираюсь подступиться ко второму черновику романа. Он уже давно отлежался и пора начать его «реанимировать». В процессе вылёживания возникло много вопросов и появились места, которые хочу подтянуть и переделать, а еще доработать сюжетные линии.
С планами у меня беда, я в них повесаю – я начинаю план, а скатываюсь до описания сцен и даже диалогов. Получается, что я увязаю в этом и получается не очень интересно, т.к. от сути я отклоняюсь. Поэтому ИК для меня идеальны – наглядность, кратость, все сразу перед глазами и на своих местах.

Практикуемся

Составляю. С идеями не все гладко – вычленяю основные мысли из того, что хочу донести. Часто бывает так: хочу написать о том, как… А какая основная мысль…? Это вопрос.
ИК с удовольствие осваиваю. Очень удобная штука.
era_elto
9 авг, 2016 15:33 (UTC)
Re: Выполнение задания. Интеллект-карты для писателей 2.0
Жду карту )
vysochina_lera
12 авг, 2016 16:33 (UTC)
Практическая часть
https://www.dropbox.com/s/2ecolmwy53molmy/%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BA.xmind?dl=0
Моя карта "Замок в еловом лесу" - надеюсь, ссылка работает. Сделать завязку и развязку было просто - как и предысторию (над ней я думала дольше). Над основной частью я сейчас работаю - записываю идеи и уточняю их. Задание про названия я делать не стала - обычно они приходят мне в голову сами, так что с этим проблем нет.

С планом романа, в целом, все понятно. Вопросы вызывают герои - сейчас я склоняюсь к тому, что придумать их в интеллект-карте невозможно. Лучше сначала написать кусочек, узнать их, а потом записывать подробности в карту. Может быть, у вас есть для работы с героем какой-нибудь интересный метод?


Edited at 2016-08-12 16:37 (UTC)
era_elto
12 авг, 2016 17:45 (UTC)
Re: Практическая часть
Для работы с героем методов много :) Часть я давала в практикуме "Пишем роман" :) Можно пойти по ссылке там, где метки, глянуть. По сути, для интеллект-карт он тоже подходит. Если руки дойдут, потом напишу что-нибудь об этом еще в литмастерскую.

Карта огонь! Вот это основательность. Снимаю шляпу!
liandra_vencen
16 авг, 2016 14:00 (UTC)
Re: Практическая часть
Карта просто волшебна!
vysochina_lera
16 авг, 2016 15:05 (UTC)
Re: Практическая часть
Приходите почитать воплощение замысла :-)
liandra_vencen
17 авг, 2016 05:07 (UTC)
Re: Практическая часть
я с удовольствием, тем более мне было бы очень интересно посмотреть, как этот план воплощается в книге.
Куда идти :).
vysochina_lera
17 авг, 2016 17:11 (UTC)
Re: Практическая часть
Если я выложу книгу, как планирую, то новости и ссылки появятся в моей группе https://vk.com/valeria_vys Заходите в гости! Буду рада :-)
liandra_vencen
16 авг, 2016 13:57 (UTC)
Здрасте :).
У меня случились небольшие каникулы в родных местах, поэтому я немного поотстала, но очень рада, что не так уже и сильно!
Вот только-только с утра приехала. Начнем с теории:

Размышляем
Как вы работаете над крупными произведениями сейчас?
На данный момент, я уже работаю по плану. :) Я люблю планы и они у меня детальные, хотя временами, я их и не придерживаюсь.

Соглашусь, что после детального плана возникает чувство завершенной истории, но мой достаточно вылежался, чтобы ее захотелось освежить.

Какие планы составляете, подробные или не очень?
В основном мои планы это перечисление того, что происходит, но иногда в них вкрадываются и наметки диалогов или еще чего, что запросится, поэтому план в виде ИК более удобен в этом отношении.

Например, вот план одной из глав:
1. Утром после завтрака приходит хозяин, на пребольшое удивление трезвый
2. Забирает парней( и рыжего, и Кира, и других) на уборку урожая яблок (на вино или как).
3. Непонятно относится почти по отцовски, но Кирану это не нравится
4. Киран ненавидит его.
5. С удовольствием работают: и тот, и другой.
6. Хозяин стучит тростью. (привычка)
7. Кир ворует фрукты, припрятывает.
8. Его сдает рыжий
9. Позорное разоблачение
10. Ожидает наказания
11. Но хозяин не сердится "хочешь взять возьми, только спроси". И протягивает ему.
12. Кир выбрасывает, растаптывает – ничего просить он не собирается.
13. – дерзить смеешь – бьет по лицу
14. Выдерживает удар, смотрит с ненавистью
15. – убийца – может, и меня убьешь
16. Убегает

Чего вам не хватает в этих планах, на ваш взгляд?
Проблема в том, что часто это огромная простыня текста, я пункты по чуть чуть вычеркиваю, и все.
Еще заметила, что такой план помогает проследить основной сюжет, в нем нет места для предысторий, углублений персонажей, мира, а если и это туда впихнуть, то получается не план, а что-то необьятное, и тут на меня накатывает паника.

Чем интеллект-карты могут вам помочь в этой ситуации?
Думаю, они помогут посмотреть на план под разными углами зрения, учесть все аспекты, которые мне бы хотелось учесть, и избавить меня от панического чувства, что я что-то напутаю и/или забуду.
era_elto
17 авг, 2016 15:44 (UTC)
>> Чего вам не хватает в этих планах, на ваш взгляд?

На первый взгляд - некоторой завершенности, "разрешения" ситуации.

>> Думаю, они помогут посмотреть на план под разными углами зрения, учесть все аспекты, которые мне бы хотелось учесть, и избавить меня от панического чувства, что я что-то напутаю и/или забуду.

Да, вполне могут в этом помочь :)
( 14 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com