?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Когда Стефан Цвейг писал роман «Мария Стюарт», он уже был известным публикующимся писателем, за плечами которого были и сборники стихов, и новеллы. Вообще, его очень сложно назвать приверженцем какого-то одного жанра. Свое знакомство с этим автором я начала с исторического романа о жизни шотландской королевы Марии.

Известно, что в основу книги легли многие исторические документы. Но получилось отнюдь не сухое изложение, а пряная смесь из фактов и художественных дополнений, которые сложно назвать выдумкой. У биографических романов можно сразу же выделить основную мысль – жизнь и бытие основного героя. Но здесь, мне показалось, Цвейг хотел донести еще одну идею, а именно, о том, что любое наше решение имеет последствие. И не всегда мы может это последствие предугадать или даже напрямую связать с тем, что закрутило то колесо судьбы, из-за которого и случают те или иные события.

Мария Стюарт, по версии Цвейга, жила не столько своим умом, сколько чувствами. Именно минутные порывы очень часто влияли на ее решения и действия. Наверное, не стоит впадать в оценочные суждения по этому поводу, просто именно так она и жила. Она хотела любви, большой, чистой, взаимной. И каждая новая неудача в личной жизни только усугубляло это желание. Поэтому часто в ее действиях и словах сложно было уловить логику, особенно политическим советникам, которые редко видели за королевой женщину.


С композиционной точки зрения роман представляет особый интерес потому, что по ходу повествования можно неожиданно понять, что героини здесь две – сама Мария, а также ее заклятая подруга и сводная сестра Елизавета. А если вдуматься, то Мария скорее второстепенный персонаж. По крайней мере, мои симпатии после прочтения книги остались именно на стороне королевы-девственности. Каждая завидовала тому, что было у другой. Мария любила, познала материнство и даже вышла замуж за любимого мужчину, но так и не стала королевой Англии. Елизавета же не смогла построить свое женское счастье, зато годы ее правления до сих пор называют «золотым веком» Англии. Кстати, чтобы закрепить прекрасное послевкусие той эпохи, которое остается после книги, я даже пересмотрела двухсерийный фильм «Королева-девственница». В сочетании с романом получается великолепный дуэт еще потому, что таким образом можно проследить за теми, кто стоял бок о бок с королевами. Например, Уильям Сесил, которого Елизавета считала одним из самых верных и преданных своих друзей и советников, со стороны Марии Стюарт виделся довольно неприятным типом, который сыграл не последнюю роль в ее казни.

Особое впечатление производит то, как автор описал смерть шотландской королевы. Задокументированные факты того важного дня он разбавил тем, что рисовало его воображение, когда он читал хроники. Он как художник рисовал сцену, не забывая, а даже делая особый упор на детали. Благодаря этому можно не только узнать, как лишилась жизни Мария, но и что она чувствовала и как видели это те немногие свидетели.


Не стоит ожидать от этой книги глубокого политического анализа тех лет или даже исторических хроник. Эта книга в первую очередь об интересной, витиеватой судьбе женщины, полной приключений. Цвейг ни в ком случае не оправдывает опрометчивые поступки своей героини. Иногда можно даже уловить легкие нотки сарказма в его повествовании. Он постоянно подчеркивает, что королева редко полагалась на свой опыт и редко рассуждала, включая в первую очередь в свои расчеты чувства. В книге можно увидеть даже подобную насмешку: «Бывает, что за день человек выучиться тому, чему его не научили месяцы и годы». Посоветую книгу не только любителям биографий, но и тем, кто предпочитает читать приключенческие романы.

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com