?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Так уж получилось, что я буду администрировать мастер-группу "Редактура". В связи с этим, особенно в свете недавно прошедшего наНоРайМо (а у некоторых даже и двух подряд) стал очень актуальным вопрос редактуры зафиналенного произведения. Многие в данный момент занимаются именно этим - и некоторые приходят от этого в ужас.

В комментариях к постам, посвященным редактуре романа, я не раз встречалась в мнением "о боже, все ужасно, лучше все переписать с самого начала". Хочу сказать, что, с моей точки зрения, авторы таких мнений правы - и неправы. Да, в рукописи что-то может не устраивать автора. Да, что-то может быть даже ужасным. Но хвататься за голову и признавать, что ужасно абсолютно все и роман не имеет права на существование рано.

Итак, лично от себя могу предложить следующий вариант действий. Если вы прочли зафиналенное произведение и оно вам не понравилось - прежде всего надо определить, что не нравится. "Все" - не вариант, если "все" - это значит, этот коварный аспект пока еще скрыт и его надо обнаружить.

Вот, собственно, основные варианты:

1. Герои картонные - значит, они либо действуют недостоверно, либо недостоверно говорят

Тут рецепт разный для каждого из вариантов. Если в романе ваш герой поступил необоснованно - значит, мы еще просто не знаем причины, по которой он так поступил. Можно, не спеша переписывать роман, просто осветить причину, направить на нее прожектор читательского внимания - и все изменится))

Если герои недостоверно говорят - значит, можно просто подредактировать диалоги - изменить формулировки, может, добавить эллиптических конструкций (да, полные предложения с правильным порядком слов могут сильно "утяжелять"), проговорить вслух, послушать; проговорить вдвоем, послушать друг друга.

2. Сюжет невразумительный, глупый и нелогичный

Опять же: разбираемся, почему так кажется? Может, причина есть, просто она недостаточно явно прорисована?.. Может (см. предыдущий пункт) следует сделать поярче мотивацию героев?

3. Неудачная "раскадровка"

Пожалуй, самый сложный вариант. Не секрет, что в художественном произведении, как и в кинематографе, многое складывается из отдельных "лоскутков" - сцен. Если не нравится, как они организованы в единое целое - значит, либо стоит попытаться поменять их местами (помогает, на самом деле), либо сменить угол зрения. На пробу можно выбрать одну не нравящуюся сцену и описать ее с другой, третьей точки зрения... Возможно, мы натолкнемся на писательское открытие? ;)

4. Ужасный язык

Несмотря на зловещее звучание, решается эта проблема легче других. Некоторых пунктов я уже касалась в посте о лишнем; может быть, подчистив местоимения или сократив объяснения, вы посмотрите на свой текст и не узнаете его)) помогает также проговаривание отрывков вслух: что "не звучит" - заметно.

Добавления приветствуются!

https://vk.com/mgroup365

Комментарии

( 19 слов — Сказать )
vulpio_ennet
6 дек, 2016 21:39 (UTC)
ох, как тяжело мне браться за редактирование. Я сейчас погружена в роман куда глубже, чем когда его писала. Урывками, маленькими кусочками я прописываю, добавляю что-то, оживляю. Сейчас мое редактирование заключается в собирании мозаики. Не получается у меня заниматься ничем другим, кроме этого. Это можно назвать редактурой?
arico_samaa
7 дек, 2016 06:27 (UTC)
Ну, думаю, собирание мозаики (и склеивание, правильно?) - это часть редактуры, да. Достаточно сложная, кстати.
vulpio_ennet
7 дек, 2016 06:47 (UTC)
Да. Много сил забирает
arico_samaa
7 дек, 2016 07:29 (UTC)
Ну чо делать))
Галина Кирсанова
7 дек, 2016 04:55 (UTC)
Как метко подмечено! Еще недавно я бы сказала: у меня не хватает всего. Но сейчас заставляю себя не паниковать. Потихоньку учусь редактировать. Получается порой только по маленькому кусочку в день. Больше это напоминает танец с бубнами вокруг какого-нибудь абзаца. Медлительность меня удручает, но, ведь, получается же!!!!
arico_samaa
7 дек, 2016 06:26 (UTC)
Эээээ)) вот оно))

>>Получается порой только по маленькому кусочку в день. Больше это напоминает танец с бубнами вокруг какого-нибудь абзаца
Это абсолютно нормально)) редактура это не написание, это совсем другой темп)
streletc_art
7 дек, 2016 13:25 (UTC)
Ну вот у меня сложилась очень жестокая практика для тех случаев, где я затыкаюсь и чего-то не знаю: я просто это публикую )) Выложенный для публики кусок как-то волшебно меняет свою парадигму - его легче воспринимать со стороны.
Видимо автоматически происходит внутреннее переключение на свежий сторонний взгляд. Выложил для всех, начинаешь читать - как бы чужими глазами - и видишь недочёты.
Жестокий потому, что зачастую оказывается, что всё плохо, и надо что-то кардинально менять.
То есть, я могу рекомендовать только тем, кто спокойно поглядит правде в глаза и не будет жечь рукопись после прочтения ))
arico_samaa
7 дек, 2016 13:44 (UTC)
Хм, интересный способ, не пробовала))
streletc_art
7 дек, 2016 13:29 (UTC)
И да, оживление картонных героев - очень важная тема. Можно делиться способами и приёмами... и хорошо бы на примерах.
arico_samaa
7 дек, 2016 13:46 (UTC)
Мммм. Ну я обычно всегда задаюсь вопросом "почему?". Если герой так поступил, то не потому, что он злой-добрый-комический-трагический, а по конкретной причине.
И еще пытаюсь вводить "личные" детальки - это не то чтобы бэкграунд, но мелочи, добавляющие объемности - и обоснованности, опять же.
streletc_art
7 дек, 2016 13:59 (UTC)
Чаще всего потому, что он говорит точно так же, как и его собеседник и вообще все остальные.
arico_samaa
7 дек, 2016 16:39 (UTC)
Не поняла, это к чему? К недостаткам героя?
Да, речевая характеристика дело важное. Но, честно, я не так часто ее использую, как могла бы. Главное - естественность, а уникальность уже потом.
streletc_art
7 дек, 2016 16:45 (UTC)
Да, к теме картонных героев. Часто их картонность в безжизненности речей.
arico_samaa
7 дек, 2016 16:52 (UTC)
И в ней тоже.

Edited at 2016-12-07 16:52 (UTC)
streletc_art
7 дек, 2016 14:08 (UTC)
Кстати... насчёт поступков - вообще никогда не думала. Вот почему? Сама не знаю. Поступают герои как-то и поступают. Может, тоже надо все эти поступки провентилировать...
Но я обычно тоже куда-то выложу, друзьям, например, и уж друзья-то оторвутся, как это девушка поцеловала, хотя сама была больная ))) Нельзя ей было целоваться, инфекция )) Но обычно я ничего не меняю в поступках. Поступки у меня все происходят до правки. Поступки - это сюжет.
arico_samaa
7 дек, 2016 16:38 (UTC)
Ну да))
Возможно, это и есть первый ша на пути к построению сюжета)) я ведь тоже с этого начинаю))
streletc_art
27 дек, 2016 17:13 (UTC)
Я так поняла, нужно подать заявку ВК? Я там как Лариса Ритта и не представлена, как писатель. Там изначально планировалось всё для хенд-мэйда. НО если надо, я сделаю писательство.
arico_samaa
27 дек, 2016 18:46 (UTC)
Ну да, подавай. Я могу стормозить, тогда пинай меня здесь - я еще сообщества не администрировала. Посмотри правила.

О, хэндмейд? Это мы любить, это нас не тошнить)) кстати, зафренжу тебя;)
streletc_art
27 дек, 2016 20:27 (UTC)
Уже.
*Это мы любить, это нас не тошнить)
- гггг )) а меня, бывает, тошнить ))
у меня там заброшено, как всегда. надо в порядок приводить. Я на Прозе взялась убираться сейчас, и ВК тоже надо. Все-таки там живое всё.
( 19 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com