?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Написать книгу - несбыточная мечта?..

Бытует мнение, что написать нехудожественную книгу проще, чем художественную. Как человек, который писал и первое, и второе, могу привести достаточно аргументов «за» и «против». И – нет. «У меня нет воображения/времени/усидчивости, а поэтому мне будет проще написать нехудожественную книгу» - это не один из них.

Нон-фикшн пишется быстрее, но рамки строже.

В работе над художественной книгой вы можете потеряться в сюжете, а в нон-фикшн вы идете по четкому плану.

Нон-фикшн имеет четкую цель, тогда как ответить на вопрос «зачем я пишу художественную книгу» бывает непросто.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но, полагаю, все поняли, что к чему.

ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ПИШУТ КНИГИ НОН-ФИКШН?

Для того, чтобы подтвердить свой статус эксперта, поделиться опытом и что-либо продать. Чаще всего продают услуги. Нехудожественная книга – это маркетинговый инструмент. Вы продаете себя.

ЭКСПЕРТ ЛИ Я?

Хороший вопрос!

Я начинаю тренерскую практику и работаю с людьми, которые хотят достичь равновесия, подружиться с собой, раскрасить свою жизнь яркими красками. Я знаю, что в этой сфере полным-полно экспертов, которые разбираются в предмете намного лучше меня. Но, определяя статус эксперта, я ориентируюсь не на них, а на мою аудиторию.

Знаю ли я больше своей аудитории? Да. Значит, я эксперт. Вы растете как профессионал, ваша аудитория меняется, но определение остается прежним. Вы – эксперт, если знаете больше вашей аудитории.

ВЫБОР ТЕМЫ

На начальных этапах работы над моей первой книгой нон-фикшн я сделала фатальную ошибку: недостаточно четко определила тему. Будете смеяться, но звучала она так: «Как написать книгу». Проблема заключалась в том, что я плохо представляла себе, о чем буду рассказывать. Я составила сто двадцать пять вариантов плана, но каждый раз мне казалось, что я что-то упускаю. Дописана ли книга? Полагаю, ответ понятен, даже озвучивать не стоит.

Вот лучший рецепт выбора темы, который я могу предложить. Сначала напишите общее предложение, а потом постепенно сужайте рамки. «Как написать первую книгу», «Как написать книгу в условиях полного отсутствия времени», «Основные навыки начинающего писателя»… Напишите несколько вариантов, отключив внутреннего критика. А потом выбирайте наиболее понравившийся.

ВЫБОР НАЗВАНИЯ

Цель любого названия – подчеркиваю, любого, даже если речь идет о художественной книге – продавать. Читатель должен заинтересоваться материалом. Представьте, что он видит книгу в витрине магазина. Он не может ее открыть. На что он смотрит? Верно. На название и на обложку. Обе составляющие одинаково важны, но мало какой автор делает обложку сам. А вот названия предлагаем мы.

Идеальное название должно содержать в себе либо обещание решить проблему читателя – «Легкий способ бросить курить» - либо легкий (или не очень) укольчик в самое больное место – «Почему вы навсегда останетесь лентяем». А дальше все в ваших руках. Составьте список из десяти названий, ориентируясь на слабости и потребности вашей аудитории, и представьте этот список на суд будущих читателей. Почему бы и нет? Пусть выберут сами. В свое время я тестировала заголовки в ЖЖ, это можно делать и в социальных сетях.

ВСТУПЛЕНИЕ

У читателя, взявшего в руки вашу книгу, возникает вполне понятный вопрос: кто ты, автор, и что ты мне можешь предложить? Ваша задача в работе со вступлением – рассказать о себе как об эксперте и вкратце поведать читателю о том, что он увидит на следующих страницах. Важность вступления сложно переоценить: вы формируете первое впечатление о себе. Также желательно включить и свою фотографию – как ни крути, но приятно, когда читатель знает автора в лицо.

СТРУКТУРА КНИГИ

Вот шаблон, которым я пользуюсь не один год – и который со спокойной душой рекомендую всем. Напишите 10 основных подзаголовков для книги. Для каждого из них – еще пять подзаголовков. А потом для каждых пяти – маленький план отдельных глав, состоящий из пяти пунктов.

Лайфхак: чем больше времени вы потратите на продумывание структуры, тем проще вам будет писать саму книгу. Четкий план позволяет не отвлекаться на мелочи.

ПОМЕНШЬЕ «ВОДЫ»

Пишите кратко и по делу, потому что у подавляющего большинства читателей тупо нет времени на то, чтобы поглощать огромные объемы информации. Они хотят ответ (желательно, бесплатно и сразу же), а не долгие нравоучения. В художественной прозе можно замаскировать «воду» под красивые пейзажи или длинные трагичные монологи героя (хотя в случае опытных читателей не прокатит). В нон-фикшн это не работает. Вам есть, что сказать? Говорите без предисловий.

ОТЗЫВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Если вы располагаете отзывами о вашей работе, их тоже можно включить в книгу. Лучше всего рассортировать их по главам, подобрав по тематике. Так они будут смотреться наиболее органично. У вас пока что нет отзывов? Не беда. Ощущение «человеческого фактора» помогут создать результаты исследований. Для своей книги о писательских практиках я проводила такое исследование. И, хотя сам материал был, скорее, списком статей, чем полноценной книгой, выдержки из результатов вписались туда очень хорошо.

НА ПОСЛЕДНИХ СТРАНИЦАХ…

… не забудьте указать свои контакты. Блог, аккаунты в социальных сетях. Все, что так или иначе поможет читателю либо связаться с вами, либо продолжить знакомство. Речь, конечно же, прежде всего о тематических ресурсах: личный дневник в ЖЖ ему мало чем поможет.

Острого пера всем нам!

С любовью,

Настя


Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com