?

Log in

Вчера | Сегодня

В предыдущих сериях:


Создаем свой мир: первые шаги.

Расы, плодитесь и размножайтесь!

Написала заголовок – и вспомнила статью по писательскому мастерству, которую читала недавно. Автор обещал научить создавать персонажа за семь простых шагов. У меня для вас плохие новости: за семь шагов вы персонажа не создадите. Не буду утешать вас и скажу прямо и честно. Самая трудоемкая писательская работа – это создание персонажей. А вот хорошие новости. Это потрясающе интересная работа.

Вот еще хорошая новость: писать по-настоящему глубоких, продуманных, прочувствованных, ЖИВЫХ персонажей умеет далеко не каждый. Но этому можно научиться. И когда вы этому научитесь, читатель будет буквально тонуть в ваших книгах, переживать, что до конца рукописи осталось всего-то несколько страниц и спрашивать: автор, автор, а продолжение будет?

Итак, простого мануала «семь шагов по созданию персонажей» я вам предложить не могу. Как минимум потому, что весь мой писательский опыт – это, прежде всего, работа с ними, и он в семь шагов не уместится. Мы будем идти потихоньку, раскрывая мотив за мотивом, секрет за секретом. И начнем мы с обманчиво простого вопроса.

КТО ОН – ХОРОШО НАПИСАННЫЙ ПЕРСОНАЖ?
Вокруг куча разных книг, в том числе, и бесплатных. С одной стороны, эта доступность читателя избаловала. С другой стороны, сегодня он настороженно относится к книгам: а вдруг в этом море самиздата попадется дребедень? Итак, наш дорогой читатель открыл книгу. Прочитал первые пять-десять страниц. Если ему скучно, он книгу отложит и пойдет дальше.

Чем можно зацепить читателя? Крутым сюжетом? Развратной эротической сценой? Это вариант, но если вы не будете держать марку и дальше, то ему снова станет скучно. Что на самом деле заставляет читателя – практически любого, я подчеркиваю – переворачивать страницу? Персонажи.

Без них не закрутится сюжет. Без них не будет той самой развратной эротической сцены. Вот только сюжет вьется и вьется, эротическая сцена заканчивается, а персонажи проходят через все это красной нитью, «склеивают» произведение. Хотя они с тем же успехом могут и разрушить все, что так любовно создает автор. Персонажи начинают, продолжают и выигрывают. Или проигрывают. Все в руках писателя.

Вспомните любимых персонажей понравившихся вам книг. У них есть как минимум одна общая черта: они вызывали в вас эмоции. Читатель может забыть крутой сюжет, мудрую цитату и даже (!)эротическую сцену. Чувства, оставшиеся после прочтения книги, остаются с нами дольше, чем мысли о прочитанном. Иными словами, персонаж должен вызывать эмоции.

Казалось бы, ответ очевидный. Но как на деле создать такого красавца (или красавицу)? С чего начинается создание персонажа? На что нужно обращать внимание? Чего следует избегать?

Мы начнем с общей схемы, которую я для когда-то сформировала для себя. Для работы с образами персонажей я использую интеллект-карты и рекомендую этот метод. Если вы – писатель, но до сих пор ничего подобного не делали, вперед! Это ваша возможность испробовать метод и влюбиться в него так, как в свое время влюбились мы с Аней. Далее я буду давать краткие пояснения по поводу веток карты, но, по большому счету, это можно делать и в линейном виде, по старинке, в Word или Scrivener.

ИМЯ + ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ФРАЗА + ОБРАЗ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЕМА ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ)

В прошлом материале мы говорили о создании рас. Если ваш персонаж принадлежит к одной из них, а имена специфические, то следует подумать, как его обозвать в соответствии с этими специфическими правилами-законами. По поводу характеризующей фразы стоит кое-что пояснить. И начать издалека.

Каждой нашей книге мы даем слоган, короткую характеризующую фразу. Характеризующая фраза помогает при формировании персонажа, потому что вы сразу задаете себе направление. Это – первый камень его характера, его сущности. Иногда это шутливая фраза, иногда – философская. Иногда это фраза, которую персонаж часто произносит, и по которой читатель узнает его в диалогах (актуально, в основном, для уже существующих героев). Фраза может появиться в самом начале, а может появиться потом. Не пренебрегайте ей. Она важна. В создании персонажа важна КАЖДАЯ мелочь.

Образ персонажа – тоже немаловажная деталь. Если вы не рисуете, если у вас нет знакомого художника, который помог бы вам в этом непростом деле (либо если у вас нет возможности нанять художника), не ленитесь. Подберите иллюстрацию в сети. Разместите ее в центральном отделе карты. Нет ничего лучше визуализации.

СУТЬ ОБРАЗА (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Какова суть образа вашего героя? Он храбрый воин? Успешный бизнесмен? Творческий человек, художник или музыкант? Или это женщина легкого поведения? С чем ассоциируется образ? Успех? Красота? Деньги? Кровь? Боль? Вдохновение и поток? Набросайте суть образа штрихами (каждый штрих – отдельная подветка ветки «Суть образа»). Позже, после работы с другими пунктами, вы всегда сможете дополнить то, что получилось.

ОТ КАКОГО ЛИЦА? (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Выбор лица повествования – это тема отдельная, особенно когда речь идет о фэнтези. И очень, очень, очень важная. Мы выделяем два типа повествования.

1. Первое лицо. «Камера на лбу». Рассказчик, который говорит от первого лица и показывает то, что вокруг него.

2. Третье лицо. «Камера на лбу и на затылке». Повествование ведется от третьего лица, но рассказчик по-прежнему один.

Существует также третье обезличенное лицо. «Камера всюду». Повествование ведется от лица обезличенного рассказчика. К примеру, если два героя участвуют в сцене, то он показывает попеременно чувства первого и второго. Но это не про персонажей, а про сами рукописи, так что не наша тема. По крайней мере, на данный момент. Потом мы обязательно это обсудим.

Как выбрать лицо повествования? Вопрос на миллион долларов. Многое зависит от сути образа, а также от того, какую роль персонаж будет играть в повествовании. Но от сути образа – в первую очередь. Если вам важно глубоко показать чувства персонажа, лучше выбрать первое лицо. Если вам нужно создать легкую завесу тайны и недосказанности, то ваш идеальный выбор – третье лицо. Не забывайте также прислушиваться к писательской интуиции!

В интеллект-карту вписывайте не только лаконичное «от первого лица» или «от третьего лица», но и поясняйте для себя (в отдельных подветках ветки «От какого лица»), почему вы сделали такой выбор.

СИМВОЛЫ (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Не так уж чтобы важно для повествования… ага, попались?! Я ведь говорила, что в работе с персонажами нет мелочей. Символы – ОЧЕНЬ важная тема. Особенно если мы говорим о фэнтези. Для фэнтези символы – это все. Это атмосфера, это детали, это мелочи, это настроение. Символы вашего персонажа могут быть как осязаемыми – определенный вид оружия, любимые предметы, талисманы – так и абстрактными. Вдохновение, поиск, противоречие. Набросайте список символов в новых подветках, отходящих от ветки «Символы».

ТОЧКА ОТСЧЕТА (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Персонаж приходит в историю в определенный момент своей жизни. Иногда книга начинается с его рождения. Иногда – с того момента, когда он уже не молод и что-то пережил. Эта ветка – место для изложения биографических фактов (когда родился, где учился, семья, образование, работа и прочая), для того, чтобы вписать хобби и увлечения (увлечения можно выделить в отдельную ветку от центральной, если их много, но это не критично) персонажа, особенности характера и разнообразные факты, так или иначе связанные с его жизнью. Также сюда нужно вписать точку излома, то есть, какую-то дилемму/личностный кризис, с которой начинается история героя – именно она приводит его в рукопись, так или иначе. О точке излома мы поговорим позже, в материале об эволюции персонажа.

РЕЧЬ И ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

НА БУДУЩЕЕ. Интеллект-карта – инструмент гибкий. Если вы осознаете, что какими-то ветками пользуетесь в работе над персонажем чаще, не ленитесь выносить подветки в главные (те, которые от центральной). Могу сказать по опыту, что данной веткой – с речью и особенностями поведения – авторы пользуются чаще всего. Именно поэтому я выделяю ее, а не включаю в «Точку отсчета».

Начнем с простого. Особенности поведения. Обходителен ли ваш герой? Или грубиян? Как он ведет себя с противоположным полом, стесняется или любит пофлиртовать? Есть ли в его поведении какие-то странные мелочи? Какие-то старомодные мелочи? Все идет в ход.

А теперь – о сложном. Ну, особенности поведения – это понятно. А речь?.. При чем тут речь?.. Разве они не все говорят одинаково – буковками автора, в диалогах? Да, такое случается, и довольно часто. И в итоге диалоги выходят плоскими и скучными. Прописывать манеру речи персонажа необходимо потому, что в диалогах читатель должен узнавать его даже без косвенной речи. Как этого добиться? О, хороший вопрос, потянет не на одну и даже не на две статьи. Есть ли у вашего персонажа акцент? Характерные фразы? Характерные обороты речи? Характерные обращения (к примеру, старомодные или, наоборот, панибратские)? Опять же, все идет в ход.

ПРОТИВОРЕЧИЯ В ХАРАКТЕРЕ И ПОВЕДЕНИИ (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Персонаж без противоречий – не персонаж. Потому что все мы противоречивы, это делает нас… ну да, людьми. А иногда и не людьми, если речь идет о созданиях другой расы, но и они тоже противоречивы, иначе скука, тоска, тлен, шторы, топ… просите, увлеклась. Классический пример противоречия – это жестокий убийца, преданно любящий свою жену. Материала для противоречий масса. Исходить нужно, опять же, из сути образа.

ВАЖНЫЕ ПЕРСОНАЖИ И ОТНОШЕНИЯ (НОВАЯ ВЕТКА – ОТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ)

Персонаж не существует сам по себе. Он вступает с кем-то в контакт. С кем-то – в конфликт, с кем-то – в любовные отношения. С кем-то дружит, кто-то ему враг. Скорее всего, эта ветка заполнится не сразу. Выберите трех-четырех персонажей, которые наиболее сильно влияют на происходящее с героем, и впишите их в карту. Не забудьте про образы! К каждому образу можно приложить характеризующую фразу, а также описать суть их отношений с «виновником торжества».

В следующих сериях мы продолжим нашу беседу о персонажах. Не переключайтесь, вы на правильном канале!

С любовью,

Настя


promo writing365 january 5, 13:58 18
Buy for 10 tokens
Добрый день, дорогие друзья. Ведерко оливье (у кого-то и не одно!) уничтожено, о бутербродах с красной икрой осталось только воспоминание, а от тортика - крошки на тарелке. Пришло время подумать о том, как мы проведем 2017-й год. Каждый день у нас есть огромное количество возможностей изменить…

Комментарии

( 57 слов — Сказать )
streletc_art
8 фев, 2017 12:33 (UTC)
Пока в подробностях не прочла - сама пост строчу)) - но материал фундаментальный. Хорошо ))
Насчёт советов писателям - я навскидку мало видела дельных. Советов много, но все сильно американизированы.
Кто-то если читал что-то ценное - но при этом компактное, не монографии - киньте, плиз ссылку или просто наводку.
nehama_leah
8 фев, 2017 19:56 (UTC)
Рэй Брэдбери "Дзен и искусство написания книг".
Если смогу напишу про нее в сезонное чтиво.
streletc_art
8 фев, 2017 20:20 (UTC)
Ну, классики - это вне конкурса... ))
era_elto
8 фев, 2017 21:52 (UTC)
О, сколько раз мне эту книгу рекомендовали )))) А я все никак. Напиши в "Чтиво".
era_elto
8 фев, 2017 21:47 (UTC)
Про советы - это не ко мне. Я практик. :) Думаю, об этом можно написать в "Вопросе дня". Тут есть люди, которые читали по этой теме в сто раз больше меня :) Хотя бы потому, что я читала ноль )))))
streletc_art
8 фев, 2017 22:15 (UTC)
Ну, а я-то вовсе не знала нужды, поскольку обучена теории. Но тут мне просто стало интересно, нет ли чего революционно нового. Стала искать, натыкалась на много статей, но все очень поверхностные.
Однако, мне многие говорят: ой, всего полно.
Мне просто интересно, что написано в этом веке.
Может, плохо искала. Но, например, об использовании интеллект-карт я встретила только у тебя.
era_elto
9 фев, 2017 11:21 (UTC)
Потому что я практикую этот метод - вот и узнала :) Ну мы (я, в том числе) тут много о чем пишем. Так что можно читать :)
nehama_leah
8 фев, 2017 19:57 (UTC)
Это круто. Материал ценный и очень полезный. И сразу же захотелось фсей песонажей так проверить-расписатьи поделиться)
era_elto
8 фев, 2017 21:48 (UTC)
Даешь-даешь. Продолжение следует! :)
streletc_art
8 фев, 2017 20:26 (UTC)
*Итак, наш дорогой читатель открыл книгу. Прочитал первые пять-десять страниц. Если ему скучно, он книгу отложит и пойдет дальше.
Чем можно зацепить читателя? Крутым сюжетом? Развратной эротической сценой? Это вариант, но если вы не будете держать марку и дальше, то ему снова станет скучно. Что на самом деле заставляет читателя – практически любого, я подчеркиваю – переворачивать страницу?
- Слушай... у меня прямо есть целая статья о том, почему я откладываю книгу и почему хватаю и не отрываюсь ) Я писала для клуба Что читать. Может, мне её и здесь выложить по горячим следам? Я ужасно привередливый читатель, но, возможно, она кого-то сориентирует?
era_elto
8 фев, 2017 21:49 (UTC)
>> - Слушай... у меня прямо есть целая статья о том, почему я откладываю книгу и почему хватаю и не отрываюсь ) Я писала для клуба Что читать. Может, мне её и здесь выложить по горячим следам? Я ужасно привередливый читатель, но, возможно, она кого-то сориентирует?

Да, мысль дельная. Я года три назад писала подобный материал. :) Такие вещи идут очень хорошо. Можно выложить, конечно. Либо на этой неделе (только в воскресенье, желательно, не выкладывать), либо на следующей. Если на следующей, то перед тем, как выкладывать, согласуй со мной время выкладки :)
streletc_art
8 фев, 2017 22:17 (UTC)
Она уже готова, я завтра могу.
era_elto
9 фев, 2017 11:21 (UTC)
Отлично. Выкладывай :)
streletc_art
9 фев, 2017 11:50 (UTC)
А куда, в какую рубрику лучше? Это и в чтение подходит. Там речь идёт о принципах выбора книги для чтения, но одновременно это и проход по значимым параметрам писательского мастерства.
(без темы) - streletc_art - 9 фев, 2017 13:19 (UTC) - Развернуть
streletc_art
8 фев, 2017 22:45 (UTC)
Я знаешь что не поняла - зачем в интеллект карту вносить лицо рассказчика. Оно же может меняться, и ты там сама приводишь пример со сменой.

Очень интересно читать, но совершенно не мой подход, так что вдвойне интересно )) Такой крутой рабочий алгоритм...
arico_samaa
9 фев, 2017 06:48 (UTC)
Ну, это очень влияет на то, как раскрывается персонаж. Каким языком ты будешь говорить - его или своим. Выбираешь тот, который соответствует большинству твоих целей. А вот если один тип повествования не помогает достичь какой-то цели, тогда меняем.
streletc_art
9 фев, 2017 10:35 (UTC)
Я понимаю, но как это можно решить заранее?
arico_samaa
9 фев, 2017 10:57 (UTC)
Нууу... я в основном предварительно решаю. В случае чего - потом можно сменить, если не пойдет.
era_elto
9 фев, 2017 11:23 (UTC)
Имеется в виду, от какого лица ты пишешь определенного персонажа :) А пример со сменой я не привожу - я привожу разные варианты просто :)
streletc_art
9 фев, 2017 13:31 (UTC)
То есть, ты периодически от третьего лица переходишь к первому?
era_elto
9 фев, 2017 15:43 (UTC)
Примеры в студию
Это Энлиль. Она рассказывает от первого лица.

Адвена подмигнула мне и сделала пару больших глотков. Я пригубила вино и поморщилась. Кислое. Молодое.

- Если уж нам посчастливилось провести несколько минут вдали от чужих ушей, - продолжила сестра, - я хочу с тобой поговорить.

- Это касается армии? - спросила я, подхватив с блюда несколько фиников.

- О да, напрямую. И еще того, на что наши мужчины закрывают глаза, говоря, что боги лишили нас разума.

- О чем ты?

- О мести, сестрица. О чем же еще. - Адвена переложила кубок в другую руку. - Или ты уже простила вампирам убийство мужа и сына?

Я бросила косточки от съеденных фиников на блюдо, откинулась на подушки и сложила руки на животе.

- Если в твоих словах есть подвох, сестра, лучше скажи мне об этом прямо.

- Никакого подвоха. Но зато у меня есть план. Уверена, он тебе понравится.
Дождавшись моего кивка, Адвена вернула кубок на стол и прилегла, повторяя мою позу.

- Эрфиан прав, - изрекла она. - Зачем нам убивать кого-то своими руками, если можно убить чужими?

Уже не “твой советник”. Она вспомнила, как его зовут. Это радует.

- Жаль, что я редко к нему прислушиваюсь, - продолжила Адвена. - Теперь я понимаю, за что его так ценила мама.

- За то, что он радовал ей глаз, потому что она любила светловолосых темных эльфов? - ехидно предположила я.

- Кто знает. Что бы там ни было, а он, скорее, умер бы, чем прикоснулся к женщине своего Жреца.

Сказав последнее предложение, Адвена надулась. Я решила, что не хочу знать подробности.


Это Эрфиан. Он рассказывает от третьего лица.

Эрфиан прикрыл глаза, слушая едва различимый шум воды. Он пришел сюда на закате, солнце уже село, а ему никак не удавалось успокоить мысли. Их с Энлиль свидание затянулось: они расстались на рассвете. Эта ночь не походила ни на одну из предыдущих ночей, которые они провели вместе. Он не мог припомнить, когда в последний раз испытывал похожие ощущения. Должно быть, тогда, когда была жива она… целую жизнь назад, потому что в то утро он умер вместе с ней, а потом в его жизни появилась Онелия и позволила ему родиться заново. Энлиль оделась и ушла, не сказав ни слова, а он сидел на берегу озера и думал о том, что желание убить Ксаора стало нестерпимым. Мысль об отравленном вине для Жреца доставляла почти экстатическое удовольствие. Всего лишь пара капель, всего лишь один кубок - и она снова будет принадлежать только ему.

Кошка положила голову Эрфиану на колени, благосклонно принимая поглаживания и почесывания и довольно урча. Столько раз он сам расставлял подобные сети. Немного внимания в общении с женщиной, намек на нечто большее, потом - пара разговоров в прохладном тоне, потом - ночь страсти, а после - лед, который снова сменялся страстью, если у него было время и желание продолжать эти игры. Так просто, он ни на мгновение не сомневался в том, что “добыча” попадется, это работало безотказно. Женщины проклинали его, ненавидели, клялись, что не удостоят и взгляда, но возвращались, стоило неоднозначно улыбнуться. Он всегда был охотником, а теперь оказался жертвой. Попасться в подобную ловушку, укусить себя за собственный хвост - самое глупое, что можно придумать. Она не всегда понимает, что делает, играет с ним неосознанно, но боль, которую причиняют эти игры, настоящая.


Для каждого персонажа выбирается определенное лицо - так, чтобы лучше раскрыть образ. :)
(без темы) - nehama_leah - 10 фев, 2017 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 10:42 (UTC) - Развернуть
arico_samaa
9 фев, 2017 06:35 (UTC)
Вот с чем из этих пунктов у меня возникает проблема - так это со слоганом)) непривычно, наверно. Обычно строки из песен просятся...

...о, кстати. Я обязательно делаю, кроме картинок, подборку песен и стихов к образам))
era_elto
9 фев, 2017 11:24 (UTC)
Строки из песен - чем не слоганы? :)

Да, саундтреки - наше все! Стихи с образам - тоже великолепная мысль :)
arico_samaa
9 фев, 2017 12:00 (UTC)
Не. Не слоганы. Каждая описывает только какую-то одну сторону, или вообще не описывает персонажа, просто с ним ассоциируется - даже не словами, а мелодией, атмосферой...
era_elto
9 фев, 2017 15:43 (UTC)
А. Я про слоганы для произведения в целом :)
(без темы) - arico_samaa - 9 фев, 2017 15:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 9 фев, 2017 20:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 фев, 2017 06:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 фев, 2017 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 фев, 2017 10:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 фев, 2017 13:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 15:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 фев, 2017 15:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 18:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 11 фев, 2017 10:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 11 фев, 2017 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 10 фев, 2017 18:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 11 фев, 2017 10:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 11 фев, 2017 13:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 11 фев, 2017 14:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 11 фев, 2017 18:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 12 фев, 2017 11:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 12 фев, 2017 21:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 13 фев, 2017 07:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 13 фев, 2017 10:31 (UTC) - Развернуть
( 57 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Май 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Разработано LiveJournal.com