?

Log in

Вчера | Сегодня



Это только так кажется, что правка – лишь перестановка слов туда-обратно и выбрасывание лишнего.
На самом деле, правка начинается с проверки написанного на прочность.
Произведение – это дом. Должен быть фундамент, стены, кровля. Прочность дома, залог его долгой службы – это фундамент. Фундамент прочный – значит, любой дом выстоит.

Фундамент произведения – идея. Идейный замысел.
Для чего-то вы написали произведение. Что-то вы хотели им сказать. Какой-то мыслью вы хотели потрясти мир. Ради какой-то идеи ваши герои встретились, спорили, умирали.
Вокруг какой мысли всё вращалось? Эту мысль вам удалось довести до конца? Она прозвучала, проникла в сердце предполагаемого читателя?
Собственно, с этого должно начинаться витание над кучей барахла над нашими черновиками.
В реальности фундамент дома не виден, он в глубине земли. Так и идея далеко не всегда красуется на обложке в виде названия и краткого зазывала. Она – глубоко внутри, но она – тот стержень, который делает ваше произведение цельным существом. А значит - ценным.
От глубины идеи зависит дальнейшая судьба писательского детища. Будут ли его читать, как развлекательное чтиво, или его переведут на разные языки мира, и оно войдёт в программную литературу, и благодарные потомки-школяры будут поминать его недобрым словом, шутка ))

Примеры идейных замыслов, которыми можно гордиться:
"Поднятая целина" – показать, как мучительно, с потом и кровью, в муках и трагедиях, рождались новая действительность и новое прогрессивное мышление в народе.
"Преступление и наказание" – рождение преступного мировоззрения, логика душевных заблуждений. Показать, что мысль без нравственной основы несёт разрушение миру. И показать процесс искупления - очищение человеческой души, освобождение её от заблуждений.
"Колобок" – показать губительность пустого бахвальство, отречения от родных уз, от помощи семьи и рода.

Конечно, масштабные идеи вряд ли под силу начинающему писателю, поэтому не расстраиваемся, если такого глобализма мы у себя не обнаружим.
У нас может быть всё проще - но не менее захватывающе.
Например, вот мои вполне скромные и постижимые замыслы – всего лишь просто про любовь:
"И светлые песни Грига" –  безадресность любви. Показать, что можно любить двоих, каждого по-своему. Почему это происходит, как в это вляпывается и через что нужно пройти, чтобы из этой запутанности выйти.
"Эликсир жизни" - рождение сильного спонтанного чувства, анатомия «любви с первого взгляда». Показать фатальность и предопределённость феномена этой любви.
"Цветок, похожий на звезду" - мечта и действительность. Земные ценности и идеальные чувства. Любовь к месту, где ты рождён и вырос – главное, что спасёт в трудную минуту.
То есть, мы видим, что даже среди миллион раз воспетых-перепетых любовных тем найдётся и твоя золотая идея, из которой можно вытянуть ленту своего сюжета.

Итак, первый этап правки – проверка идейного замысла.
Вне зависимости, была ли у нас идея сначала, пропала ли она в процессе работы, не было ли её вообще - сейчас её нужно сформулировать.
Как формулировать. За свою идею вы пока никому не отчитываетесь, договор не подписывали, на Библии не клялись, поэтому формулируйте её, как вам удобно: она вам нужна просто, чтобы её не потерять. Пусть это будет наивным, даже нелепым. Рассказать, как грустно и больно кончается детство. Или: О том, как преодолеть одиночество. Или: Плохо ли бывает людям, если они на первое место ставят личную выгоду? Или: Рассказать о том, что такое честь.
Если не получается одним предложением, пишите два, три – лишь было понятно вам. Используйте назывные предложения, используйте фразы, начинающиеся со слова "показать". Используйте знак вопроса. Лишь бы вам было ясно. И кладёте это на вид, чтобы сияло путеводной звездой. Сейчас вы возьметесь за произведение и будете его листать и думать, дотянули ли вы до конца свет этой путеводной звезды? Осветила ли она вам финал?

Что можно обнаружить после пролистывания и призадумывания:
1.Идея есть, она пронизала всё произведение, всё написанное представляет собой ответ на главный вопрос. Если идея проходит красной нитью через произведение, если все конфликты решены в пользу этой идеи - это есть большой гуд. Можно поставить галочку и переходить ко второму этапу.
2.Идея была, но она утонула в процессе и забылась вообще. Теперь она у нас на бумажке, и надо решить: она в таком виде нужна - или можно её заменить другой, пока ещё ничего не правлено. Тогда мы пролистывает сырой материал после того места, где нам кажется, идея провалилась и перестала звучать, и смотрим, что там дальше у нас наворотилось - может, что-то другое родилась, а мы в панике не заметили. И это рождённое другое - тоже быстренько заносим на бумажку.
3. Идеи не было вообще, и лень в эту сторону думать. Можно плюнуть, да. Просто лёгкое чтиво - и провалитесь вы все со своими идеями )) Сама я, например, с удовольствием ваяю лёгкие юмористические рассказики – себе отдохнуть, а всем поржать )) И такое лёгкое чтиво тоже бывает вполне качественным в случае интересного сюжета и/или хорошего языка. И если вы отказались от головной боли насчёт идеи вообще, должна быть головная боль, чем её отсутствие декорировать.
А можно даже и не декорировать: Донцова, вон, не заморачивается, поёт, как казах в степи - и ничего, всем известна ))
4. Идеи не было вообще, но вы пролистали текст и сказали: А-а-а, ОМГ, вот я о чём написал-то! Ох, как круто! В этом случае можете себя поздравить: вы умеете улавливать главную мысль, даже не задумываясь о ней конкретно. И это, хоть и жутко непрофессионально, но тоже здорово.
К слову, и чтобы вы не горевали о себе: ваша покорная слуга тоже обычно идеи обнаруживает где-то ближе к концу :)) И она делает так: Ох, ёпрст! Я, оказывается, вот о чём пишу, надо же! - И она кидается в начало и давай всё срочно переписывать, подгонять под идею, найдённую вдруг ))
Но с меня не надо брать пример, лучше с Шолохова всё-таки )))

К понятию "идейный замысле" я ещё вернусь, поскольку оно достаточно многослойно и даже, не побоюсь этого слова - голографично, - но пока этого достаточно, а в следующей статье мы поговорим о другой важной составляющей - о конфликте.
promo writing365 январь 5, 13:58 18
Buy for 10 tokens
Добрый день, дорогие друзья. Ведерко оливье (у кого-то и не одно!) уничтожено, о бутербродах с красной икрой осталось только воспоминание, а от тортика - крошки на тарелке. Пришло время подумать о том, как мы проведем 2017-й год. Каждый день у нас есть огромное количество возможностей изменить…

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Разработано LiveJournal.com