?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Предыдущие темы:

Идейный замысел

Конфликт

Композиция – это построение произведения. Та внутренняя логика, которой следует художественный материал книги.
Композиция неразрывно связана с сюжетом.
Сюжет -  это последовательность событий, выстроенная с целью осуществить идею и проблематику произведения.
Так просто, что даже смешно. Но именно в этой области больше всего стонов и отречений от жизни. А потому что всё, кончается тонкая материя, где можно позакатывать глаза и поразмышлять с бокалом вина: а ради каких идеалов, собственно, скончалась моя Роза Парамоновна. А за окном тихо падает, понимаешь, снег...
Всё. Нет никакого снега, начинается конкретика – и начинаются реальные проблемы.


И имя первейшей проблемы – электронная версия.
Электронная версия любой рукописи – это полоса с прокруткой. И это самое плохое, что можно придумать для корректирования композиции.
Композиция – это чертёж, схема. Это костяк, реальный хребет, не тонкоматериальный, как идея, а вполне реальный, это металлическая конструкция, за счёт чего держится всё здание нашего произведения. И эту конструкцию мы должны видеть общим взглядом.
А у нас – вертикальная лента с ограниченным полем просмотра!
В этих условиях у нас на белом коне и в белом пальто с кровавым подбоем мастера малых жанров – миниатюра, рассказ, новелла. Они окидывают своё детище единым оком без проблем. 3-4 страницы вполне обозримы даже с прокруткой. В крайнем случае, можно уменьшить штрифт.
Проблемы с крупными жанрами. Их же надо выстроить в соответствии с замыслом. Для этого их возможно, придётся лопатить не один раз. А куда лопатить, если глаза видят только одну страницу?


 В помощь писателям созданы программы, дающие возможность видеть всю конструкцию целиком. Они нужны, эти программы. Настя абсолютно права. В отсутствии программ опытные редакторы советуют переводить всё в бумагу. Конечно, это затраты, но постарайтесь найти доступ к черновикам, использованным с одной стороны. Пусть не всё произведение, пусть хоть отдельные сложные моменты будут на бумаге – вы уже получите пусть локальный, фрагментарный, но всё-таки обобщённый образ, которого не даёт электроника.
Если совсем зарез с бумагой, делайте карточки. Без текста – просто начало и конец главы по паре предложений – для ориентировки. Или схематично рисуйте квадратики и кружочки на бумаге.


Но сначала – всё-таки теория.
Графически сюжет произведения, выстроенный по самой простой композиции, можно упрощённо представить в виде треугольника.
Ставим точку на бумаге, пишем: «завязка». Проводим вверх и вправо от этой точки пологий, неровный, волнистый зигзаз, похожий на крокодилий хребет, ставим вторую точку, пишем: «кульминация». Дальше от этой точки опускаем перпендикуляр до уровня первой точки. Это третья точка – «развязка». Получился прямоугольный треугольник. Вдоль крокодильей гипотенузы пишем «развитие сюжета»
 Остались мелочи. Влево от завязки проводим недлинную горизонтальную линию, её же продлеваем вправо, но пунктиром. Всю линию называем «экспозиция».
И это ещё не всё. Левее экспозиции строим пунктиром небольшой треугольник или квадратик или кружок. Пишем в нём «пролог». А теперь после кульминации такой же отдельный домик, и в нём пишем «эпилог».
Всё, любуемся ))


 Краткая суть терминов слева направо.
Пролог – события, предвосхищающие наш сюжет и имеющие для него значение хоть как-то. Иногда за несколько лет. Иногда за несколько сотен лет. Или тысяч. Почему на картинке пунктирный – потому что он бывает далеко не всегда, он необязателен, он только по замыслу автора.
Экспозиция - изложение предшествующих конфликту сведений, описание места, времени, биографических событий персонажа, картина жизни. Или, или, или. Или всё вместе, если у вас мистерия в восьми томах )) Это такая визитка, которую автор предоставляет читателю, чтобы у него не было впечатления, что герои упали с неба. Всё-таки, они где-то живут и в какое-то определённое время. Почему пунктир вправо. Потому что иногда экспозиция идёт после завязки и находится внутри сюжета. Ключевое столкновение уже произошло, но никто не понял в чём дело, что именно всё это спровоцировало. Тогда всё объяснение идёт постфактум.
Завязка – событие, с которого начинается, а потом развивается сюжет. Собственно - интрига, после которой становится интересно дальше читать.
Развитие сюжета - собственно сама развёртывающаяся фабула во всех подробностях - то, что вы сейчас описали, действия, логически к кульминации приводящее.
Кульминация – наивысший момент напряжения действия – а значит, и чувств.
Развязка – эпизод, сцена, где всё становится на свои места. Почему перпендикуляр. Потому что не следует затягивать время между кульминацией и развязкой; кульминация уже содержит в себе некие психологические элементы развязки, то есть читатель уже психологически подготовлен к тому, что сейчас многое станет ясно. Чем стремительнее развязка, тем эффектнее впечатление от финала.
Эпилог - описание событий после завершения сюжета.Иногда это нужно - что стало с героями, наконец-то, после всех передряг.


Почему от завязки до кульминации линия не прямая, а хребет крокодила. Потому что весь сюжет состоит из эпизодов, сцен, в каждой из которых своя миниатюрная, уменьшенная копия нарисованного нами треугольника. По сути зигзагообразная линия – это символ то усиления, то ослабления напряжения. Где-то там, внутри свои маленькие завязочки, свои нанизанные на веточки эпизоды и свои микроразвязки.
В которых, мы собственно, и поблуждаем сейчас во время правки.

-----------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта ))
https://vk.com/mgroup365

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com