?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Друзья!

В последнее время тема редактирования написанного занимает многих из нас. И неудивительно – позади наш первый НаНоРайМо, многие участники его даже зафиналили, так что, к счастью, многим есть, что редактировать. И это прекрасно! Более того, мы активно обсуждаем вопросы редактуры романов в Клубе. И это тоже замечательно, так как всегда есть, чему поучиться) ;)

Уже не в первый раз в постах, посвященных как написанию, так и редактированию, я сталкиваюсь с вопросом «середины романа». Вопрос этот для меня тоже весьма актуален, так что скажу сразу: я очень хорошо понимаю эту проблему и готова вместе с вами ее как следует обдумать.

Итак, у нас есть черновик рукописи. В течение марафона или в другой, более спокойной обстановке, но мы его написали. У нас есть персонажи, представление об отношениях между ними, основные сюжетные вехи, завязка, кульминация, «знаковые» «поворотные» сцены, кульминация (а у некоторых даже несколько, ха, ха) и развязка. Это то, о чем мы думали, собираясь начать работу. Но, кроме этого, есть еще то, что мы называем «середина», тяжело при этом вздыхая.


Действительно, «середина» - и слово-то невыразительное. Вот, например, неделю назад герой влюбился. Вечером его ждет открытие измены. А стоит ли описывать то, что он делал в течение всех этих дней? Умывался, ходил на работу, на свидания?.. И что, каждое свидание описывать?.. скууучно, скажете вы. И я соглашусь;)

Или другой пример. Герои путешествуют. Автор уже описал все ключевые сцены, знает, что через три дня и сколько-то десятков километров героев ждет нежданная находка или коварная засада. А зачем описывать, как они пересекают очередную реку или жарят мясо на привале? Бесконечно описывать пейзажи?.. Придумывать мелкие приключения?.. Скууучно.

Может, совсем убрать ее, эту середину?.. Но тогда – не останется ли от романа коротенькая и отрывочная то ли повесть, то ли вообще не пойми что?.. Роману ведь нужно – мясо!

Итак, несколько способов «оформить» середину романа, которыми пользуюсь я сама:

1. Много точек зрения. И еще больше точек зрения!..

Когда у одного персонажа наступает «застой», можно временно убрать его из рассказчиков и рассказать часть истории другого «изнутри». А происходящие с первым скучные события упомянуть мельком, если уж это необходимо.

2. Флэшбэки

Говорят сами за себя. Можно сильно «ужать» длинные описания, подавая их мимолетными воспоминаниями из будущего. Или «разбавить» процесс событиями из прошлого, которые многое объясняют.

3. Атмосфера

Когда сюжет не движется – это же прекрасный шанс добавить атмосферных эпизодов, деталей, сцен!.. Они могут вполне себе не нести никакой сюжетной нагрузки, но многое говорить о персонажах, об их отношениях! Только внимание – введение таких эпизодов должно быть ЛОГИЧНЫМ, чтобы не было «ссор на пустом месте, потому что поз замыслу тут нужна ссора», от которых я недавно морщилась в одном сериале…

К таким эпизодам относятся, кстати, и те самые «крючочки», о которых много говорили перед НаНоРайМо.

4. Поставим себя на место персонажа!

Это очень полезная вещь при возникающем вопросе «утром герой заподозрил неладное, а вечером случится глобальная… беда… а весь день что, бездельничать?..» А что бы ВЫ сделали, почувствовав неладное?.. Вот, например, у меня в «Пограничье» героиня, столкнувшись с непонятным, сначала отводит пострадавших к врачу, потом некоторое время находится в прострации (и в этом состоянии тоже что-то и как-то воспринимает… атмосфера работае-ет!), потом идет к врачу сама, беседует с ним, в процессе начиная подозревать не вполне равнодушное к себе отношение, потом идет выпить кофе и успокоиться… и тут-то ее настигает внешнее событие!

5. Внешние события

Они никак от героя не зависят. Они просто в его жизни вдруг случаются. И бывают очень полезны, чтобы помочь, помешать, натолкнуть на определенную мысль… или е натолкнуть ни на что, а просто оказаться попутной характеристикой мира, героя, его окружения… Но эти события побуждают героя как-то реагировать: от чего-то увернуться, куда-то пойти, найти там бесполезную вещь, найти улику, найти еще две бесполезные вещи, составить из них ошибочную версию, обдумать, ринуться в неверном направлении, опоздать из-за пробки, аварии, котенка на дороге, ничего не найти, обдумать еще раз… В общем, вы поняли))

Дополнения списка приветствуются!


Если Вы хотите найти бета-ридеров, помощи в вычитке своих рукописей – Мастер-группа «Редактура» ждет Вас!


Всегда ваша,

Женя

Комментарии

( 12 слов — Сказать )
streletc_art
2 мар, 2017 17:06 (UTC)
Ну, у вас и проблемы, господа )) У меня вот всё наоборот: у меня всегда одна сплошная нескончаемая середина. Причём, прямо с начала.
И унять эту середину нет никакой возможности, она длится и длится вдаль и уходит за горизонт.
Надо мне бизнес наладить. Пишу середины романов. Оплата за метр :))
arico_samaa
3 мар, 2017 06:06 (UTC)
О, я бы воспользовалась))
streletc_art
3 мар, 2017 14:37 (UTC)
Да вообще надо собираться в стаи и писать то, что лучше выходит, чем мучиться над тем, что не катит.
Но я даже с собственным мужем не могу наладить сотрудничества, хотя у нас совершенно идеальное соотношение: у него динамика, у меня статика, у него стратегия, у меня тактика, у него борьба идей, у меня - любовь, у него драки, у меня интим, у него - знание истории, физики, химии, военного дела, а зато он ни разу не психолог.
Тем не менее, мы сидим без телодвижениев...... ))
arico_samaa
3 мар, 2017 14:56 (UTC)
Та ж хрень: у меня муж замечательно справляется с построением сюжетов, а я - с расписыванием их)) но - не...
streletc_art
3 мар, 2017 15:10 (UTC)
А вы почему?
У меня просто муж - прагматик. Он прикинул, сколько он будет иметь с этого прекрасного занятия и сразу и забил ))
Но я всё-таки не теряю надежды ))
arico_samaa
3 мар, 2017 15:17 (UTC)
Мой просто ленивая опа)) это мое личное мнение;)
streletc_art
3 мар, 2017 15:25 (UTC)
Не, ну это тоже есть... )) Но если бы вдруг замаячил миллион, то опа сразу бы срочно села и выдала серию, и даже не дожидаясь меня ))
arico_samaa
3 мар, 2017 15:33 (UTC)
Нннну, тут я тоже вполне могу такое вообразить))
nehama_leah
2 мар, 2017 19:21 (UTC)
У меня так в ВТЛБ вылезли флешбеки и вообще появилась сюжетная ветка оборотней. Оно как бы особого отношенияя к сюжету не имеет, зато больше текста, больше поименнованных героев, больш атмосферы и раскрытия персонажей!

Хехе. А еще я чут разбавляю все бытовухой и какой-то постороннней деятельностью героев) Не могут же они сразу ломануться спасать мир. Нет, они сначала кофейку попьют, потом порешают свои проблемы и только уж потоооом начнут думать о том как спасать мир))
arico_samaa
3 мар, 2017 11:33 (UTC)
Не, ну прально))
vysochina_lera
16 мар, 2017 12:09 (UTC)
Про скуку - это тема! Мне тоже лень описывать всякую нудятину, типа встали-пошли-поехали)

Немножко идей:
Можно придумать какое-нибудь интересное бытовое занятие.
Например, в одной книге героиня в перерывах между придумыванием и исполнением хитрых планов сочиняла заклинания. Очень весело было читать, как она в рунах записала "Левикорпус!" и потом уговаривала всех попавшихся под руку магов его опробовать)))
Можно показать взаимодействие героев - пусть поговорят, признаются в любви или выяснят отношения.
Или чтобы с героем произошло что-то эмоционально значимое для него.
Добавить мелких открытий ("Ух ты, оказывается Салли нравится Джон! Интересно, как к этому отнесется Мери?")
На крайняк, ввести какую-нибудь постороннюю линию.

В общем, превратить всю эту скукотищу во что-нибудь интересное.
arico_samaa
16 мар, 2017 17:15 (UTC)
Даешь побочные линии;)
( 12 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com