?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Предыдущие статьи:

Идейный замысел

Конфликт

Сюжет и композиция



Итак, композиция - это та компоновка, которая удерживает сюжет произведения и обеспечивает логику восприятия. Это план построения – что куда поставить, где какой элемент расположить, чтобы читатель не разочаровался.
Композиция отвечает за интерес и внимание читателя. При хорошей композиции у читателя должен вовремя вспыхнуть интерес – именно там, где вы планируете.  Хорошая композиция покатит читателя по сюжету плавно и легко, не заставляя спотыкаться на непонятках, а, наоборот, – подкидывая на волнах незатихающей увлечённости и восхищения.


Теоретически композиция должна быть хорошо продумана до начала работы и подкорректирована в процессе.
Тема композиции – этой ключевой составной части художественного произведения - безгранична. О её приёмах написано столько, что вряд ли постижимо за жизнь. При этом, с композицией в современной литературе особенно плохо – так говорят специалисты.
Тем не менее, попробуем разобраться.


Первое место, где формируется интерес читателя – завязка. Место, где традиционно зарождается интрига. Перед завязкой во многих случаях предполагается экспозиция.
Вот этот блок «экспозиция-завязка» мы подробно рассмотрим. Он довольно важен, потому что всё начинается с него - по сути, это некая визитная карточка всего произведения.
Находим сцену завязки в нашем сюжете. Вот то, что до завязки – это место экспозиции. Смотрите - у вас это, действительно, экспозиция? Есть она у вас вообще? Её может и не быть – просто потому, что произведений великое множество видов – но этот вопрос нужно решить. Потому что если она есть, она – важный элемент.
Напоминаю, что экспозиция – это предыстория завязки, её мотивация, и одновременно представление героев, участников завязки - или одного из них. Также экспозиция может дать представление о месте-времени действия.


Экспозиций различают четыре типа: прямая (до завязки), задержанная (после), обратная ( ближе к концу, или в конце – обычно в детективах) и встроенная – когда об обстоятельствах рассказано в разных местах дозировано.
В принципе, начинающий автор не всегда и задумывается, куда он поместил эту чёртову экспозицию, но когда черновик завершён, нужно бы с этим разобраться.
Ищем, где мы рассказываем о героях – как они дошли до жизни такой, что вступили в конфликт? Есть у нас мотивация конфликта? То есть, если герои подрались – причины драки должны быть представлены раньше, чем об этой драке забудут читатели.


 Я бы посоветовала начинающим авторам всё, что относится к экспозиции – прометить. Например, жёлтым цветом - всё, что вы найдёте о героях, участниках завязки, все сведения, которые вы выложили вокруг завязки, чтобы эту завязку мотивировать.
Теперь читаем это жёлтенькое отдельно и решаем два важных вопроса:
1. Этих сведений достаточно, чтобы завязка была промотивирована?
2. Эти сведения не разрушают интригу?
У нас же ещё всё только началось, и нам нужно сохранять интригу ещё довольно долго – до развязки.
 Вот почему так важен этот блок. От него зависит качество интриги. Здесь вступают в диалектическое противоречие два начала: тайное и явное.


Итак, на стадии экспозиции мы открываем. На стадии завязки мы интригуем.
И это должно не взаимоуничтожаться, а взаимообогащаться, должно подпитывать друг друга.
В идеале должно быть так: читателю должно быть достаточно понятно, что с кем-то что-то произошло, но непонятно, что будет дальше. При этом он должен жаждать это непонятное разузнать)) Этот момент самый скользкий: что скрыть, а что раскрыть. Особенно, если это детектив.


Мы часто говорим о недосказанности, о сохранении интриги - и это всё так. Но важна та мера, с которой открывается одно и скрывается другое. Это как декольте у женщины – оно всегда приковывает взгляд, но оно всегда скрывает главное.
Начинающим в этой части произведения очень легко поскользнуться: чего-то недооткрыть или открыть лишнее.
Если недоокрыть фактов, читателю придётся ломать голову уже в самом начале. Он может сказать: да провались ты со своими восемнадцатью неизвестными!
Если открыть лишку, читатель скажет: ууу, можно не читать, уже всё ясно, чем кончится!


Поэтому сейчас, пока ещё всё зыбко, подумайте, не много ли вы открыли? Не сильно ли вы закрыли?
Вот читатель подошёл к завязке – ему всё понятно? Или на него просто с неба упали необъяснённые персы без имён, адресов, телефонов и схемы взаимоотношений? Тогда он запутается и позабудет, как кого зовут.
Нет, персы как раз вполне могут свалиться и с неба, и именно без имён и телефонов, только это всё должно быть промотивировано вовремя.


Объём экспозиции.
Чем больше объём произведения, тем длиннее может быть экспозиция, если она задумана.
Например, в «Обрыве» Гончарова экспозицией является вся первая часть романа. Там про ГГ Райского всё порассказано от печки – как жил, чем увлекался, что рисовал-писал, с кем в отношениях – а само действие романа ещё и не началось.
В «Гиперболоиде инженера Гарина» А.Толстого - две маленькие главы: в первой главе - картина делового мира Парижа, практически пролог, и конкретно Роллинг и Зоя Монроз - во второй. Тут же начинаются элементы завязки: из диалога узнаётся, что есть нечто драматичное и требующее разрешения. Что именно? Вот это и скрыто.
У Чехова в маленьком "Хамелеоне" - несколько предложений:
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих.
Уже следующее предложение начинает завязку:
- Так ты кусаться, окаянная!
И далее на сцене стремительно появляется главный персонаж - и вот уже заполыхал конфликт.
То есть, Чехов, как мастер короткого рассказа, фактически сливает экспозицию с завязкой, успевая, однако, сообщить читателю всё, что положено, и одной только репликой схватить внимание. А потому что непонятно, кто там кусается, и очень хочется разузнать.


Если всё ясно, лезем в свои нетленки?
Смотрю свой «Эликсир». Первые 5т знаков - столько мне понадобилось, чтобы ввести в них начальные сведения. Из них ясно место-время действия, причины, по которым героиня тут очутилась, и её ближайшее окружение. Здесь же дан намёк на интригу, хотя завязка и впереди.
В общем, открываем рукописи и ищем своих падающих с неба персов ))
Правка, собственно, сводится к проверке баланса: «скрыто-явно», о чём я уже писала. Возможно, вам на этот блок понадобится ридер: он точно скажет, где лучше подбросить фактов, чтобы было понятно, а где лучше подвыбросить, чтобы читатель помучился. ))
Далее у нас по списку собственно сам сюжет, а значит, нужно говорить о сюжетных линиях.
Но поскольку они связаны с конкретными персонажами, логичнее будет поговорить о системе образов вообще.
--------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта ))
https://vk.com/mgroup365

Комментарии

( 8 слов — Сказать )
phontanka
4 мар, 2017 06:55 (UTC)
Спасибо! Для меня актуально, потому что я пишу продолжение первой книги и долго представлять героев кажется, с одной стороны, нелепым, а с другой -- вдруг кто-то начнет со второй книги, и тогда они на него как раз свалятся "без номеров телефонов". Но я начала пока черновик с места в карьер, потом добавлю немного предыстории, наверное, но надо подумать, в каком виде, чтобы не было скучно для тех, кто читает именно продолжение.

Это, наверное, отдельная тема даже )

У Марии Семеновой в "Волкодавах" встречались даже прямо дословно небольшие куски текста из предыдущих книг (в виде воспоминаний), выделенные курсивом.
streletc_art
4 мар, 2017 09:08 (UTC)
Кстати, я, когда писала, думала об этих вещах. Что вся эта информация - именно для одной книги, а сейчас популярны сериальные вещи. Сейчас эпоха "проды" ))
И тоже подумала, что это совершенно отдельная тема, поскольку в сериях свои композиционные законы и свои приёмы.

Но в данной методике у меня подразумевается одна книга. У меня вообще подразумевается начинающий автор тут )) То есть, автор с небольшим писательским опытом и средними школьными знаниями в теории литературы.
Поэтому я подробно разбираю термины, а какие-то вещи показываю "на пальцах", чтобы быстро создать общие представления.

Насчёт продолжений. У меня пока оно вообще одно имеется, и оно тоже в работе, там конца не видно. Но я без зазрения совести выкладываю для чтения, и даю чисто редакторское, не литературное пояснение. Просто ссылку с пометкой: это сиквел, а начало истории вы можете почитать здесь, а если кому лень читать, вот вам краткое содержание.
Так вот, я заметила, что не больно-таки бросаются читать приквел. Редко кто окунается в предыдущее. И я призадумалась )) То ли я самодостаточный сюжет начала, не нуждающийся в предысториях, то ли народу лень ))
А есть ещё объяснение: на Прозе не столько читатели, сколько писатели. Контингент особенный. Там первую главу вообще никто не читает, мы когда это выяснили с несколькими тамошними пользователи, очень смеялись )) Муж мне посоветовал вообще писать вещи без первой главы, что мучиться-то :))
В общем, да, это отдельная тема. Надо мне такую главу отдельно сделать, я уже думала. Насобирать примеров и показать варианты.

Edited at 2017-03-04 09:09 (UTC)
phontanka
4 мар, 2017 09:29 (UTC)
В большинстве детективов ЭКСМО (Донцова, Гармаш-Роффе и др., наверное) так и делают: упоминается вскользь дядя Вася и идет сноска (а о том, как мы поссорились с дядей Васей, читайте в романе "Брильянты вечны", условно говоря). Конечно, крючки ставятся чуть мощнее: о том, как кто-то поссорился с дядей Васей, не так интересно, поэтому упоминаются чуть более эпохальные события, чтоб заинтересовать. Я предполагаю, что это может быть даже требованием издательства, чтобы повысить продажи ранее издававшихся книг.
streletc_art
4 мар, 2017 09:55 (UTC)
Да, это, скорее всего, маркетинговое, а не авторское. Вся коммерческая литература издаётся по отработанным клише.
Раньше заманухи в сносках были не такие явные, а просто: события повести такой-то. Без подробностей.
Но это, в общем-то правильно, так и надо - предоставлять всю серию.
Хотя сам-то автор может сочинить какие-то более интригующее и элегантные ретроспекции ))
У меня во втором сюжете как раз очень сложное перекрещивание.
Я сначала хотела просто одну повесть влить в другую. Потом мне показалось, что это очень традиционно. Я тогда решила первый сюжет сделать книжкой, которую пишет одна из героинь )) Потом мне показалось и этого мало: я стала куски этой книжки вставлять в продолжение - в разные места. В результате настоящее стало плотно перемежаться с прошлым, а я стала скакать туда-сюда в машине времени ) Плюс я ещё прыгала по разным точкам зрения и лицам рассказчиков :)) Короче, задумка с нетрадиционной ориентацией удалась :))
phontanka
4 мар, 2017 10:02 (UTC)
Весьма любопытно!
streletc_art
4 мар, 2017 10:13 (UTC)
Но практически неподъёмно ))
На самом деле, "композировать" сложно. И огрехов больше. И исправлять сложнее. И время угрохиваешь без толку часто. Потому что ну сколько можно мотать куски туда сюда...
Поэтому нужна, наверное, не одна статья.
И было бы интересно, если б каждый поделился своими сложностями
suny_anny
5 мар, 2017 10:58 (UTC)
твои посты как всегда умеют вдохновлять))))
streletc_art
5 мар, 2017 20:34 (UTC)
Вот не понравилось мне, как вышло. Композиция хромает :))
Но всё равно спасибо ))
( 8 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com