?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



В предыдущих статьях галопом рассказано, как во время саморедактирования проверяются на правильность и устойчивость:

Идейный замысел
Конфликт
Сюжет и композиция

Экспозиция и завязка
Ключ и символ
Финальные структуры


Сегодня начинается любименькое: наши персы, наши дети. Мы их любим и хотим, чтобы их любил весь мир. Мы всё готовы сделать, чтобы их любили так же. Посмотрим, всё ли мы для этого сделали.
Идеальная система персонажей - мы будем к ней стремиться.
Идеальных систем персонажей – не одна, их бесконечно много. Но задачи у них одни и те же:
- обеспечивать качество конфликта
- сохранять и развивать интригу.
- утвердить и провозгласить идею.
Идеальная система персонажей  – это когда нет похожих. Все разные. Ни один не похож на другого - и все личности.
И важнейшая миссия у наших персов: разыграть интересный спектакль для читателей.


На этом месте стоп. Я употребила слов «спектакль» не напрасно. И на картинке у нас сцена тоже не напрасно.
Когда-то давно литература была в большой степени драматургией. Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан писали трагедии, комедии, драмы - и всё неслось на сцену. Это потом уже, из Германии и Франции, прошествовала и утвердилась эпоха романистов. Но прежде чем она пришла, драматические каноны образов успели установиться чёткие. Потом они обновлялись, трансформировались, обогащались – например, персонажами итальянской комедии дель арте - они скрещивались друг с другом - но основа их оставалась всё та же: чёткое распределение типажей. Даже советская драматургия учитывала эти каноны для прочной системы действующих лиц в пьесах.


Привожу примеры некоторых основных амплуа, обеспечивающих  успешные конфликты.
Герой – типаж, который всё преодолевает. Уверенный и мужественный. Может умереть, не дожив до победы. Если доживает, то побеждает, если не побеждает, то не сдаётся.
Герой-любовник – непременно красивый и сексапильный, стройный и молодой. Весь неотразимый.
Героиня лирическая – вокруг неё все крутятся и посвящают стихи, и сама она влюблена до смерти или готова влюбиться до смерти. Нежная и верная.
Героиня драматическая – с ней всё должно случаться, чудом оставляя её в живых. А иногда и не оставляя.
Благородный отец – например, профессор. Или граф. Или умный-умный рабочий-интеллигент. Чтобы понимал, наставлял, благословлял на всякое.
Инженю – юная простодушная девушка, выросшая из итальянской Коломбины. Весёлая, наивная и прямая.
Вамп – роковая женщина. Разлучница, соблазнительница безжалостная.
Травести – вообще-то это актриса, играющая подростков. Но если брать в широком смысле, то это персонаж тинейджерского возраста. Тинейджерская парадигма необыкновенно украшает повествование, потому что это всегда эксцентрика, это всегда острая драматургия, и отличный конфликт отцов и детей.
Комик – при, казалось бы, простоте - а что тут такого: просто поржать - персонаж сложный, нужно обладать хорошим чувством юмора и уметь отличать его от иронии и сарказма, чтобы образ вышел полноценным и жизненным, а не превратился в дешёвого шута. Но шут – тоже типаж, имеющий право на выход.


Это далеко не всё, и это не буквально так – я сейчас что-то упростила, что-то обобщила для скорости. В каждой школе своя терминология, например, ещё есть злодей, злодейка, грандкокет, паж, учёная, влюблённая (например, моя Таня) – это вообще огромная и очень интересная тема: «амплуа и маски» - но я нырнула в неё сейчас исключительно для демонстрации главной мысли.
Мы просто должны усвоить: система персонажей устойчива и интересна в том случае, когда каждый персонаж - типаж. Нет похожих. Каждый – яркая индивидуальность. Каждый по-своему говорит, по-своему одевается, по-своему жестикулирует, по-своему курит и по-своему относится к жизни и противоположному полу. А если герои в чём-то похожи - должно быть обоснование. Сходство взглядов и вкусов - тоже обоснование. Например, дружба на почве чего-то.


Кстати, можно не пользоваться театральной типологией, можно придумать свои типажи – но они должны быть. Чем типажи чётче – тем чётче восприятие и впечатление. Тем интереснее.
Должен ли быть типаж чистым? Разумеется, в жизни люди - не чистые типажи, а смеси, безумные коктейли, но в литературе, тем не менее, во второстепенных образах даже отчищенный типаж, практически маска, может иногда оказаться более правильным и блеснуть более ярко, чем два похожих героя, идущие бок о бок. Либо уж эти два похожих героя должны представлять один гротескный типаж – как Бобчинский и Добчинский у Гоголя.


Итак, у нас куча персов, что делать при редактировании?
Если мы работали с интеллект-картами – нам проще, у нас всё прописано заранее: кто какой типаж. Поэтому редактирование сводится к проверке заданного – получилось все эти свойства представить или нет. Это первый этап.
Если же мы писали, куда кривая выведет, надо взять бумажку, выписать всех персонажей и попытаться разобраться с их типажами. Как только типаж будет прописан – словно лампочка загорится. Будет ясно, что выкинуть – чтобы не разваливало образ. Будет ясно, что добавить – для отчётливого засияния.
В общем, на первом этапе работаем со списком типажей.
Если вам не на руку классические амплуа, или некогда про них читать, или вы в них не разобрались, можно прописать свои типажи. Вполне можно сотворить свою схему – более или менее подробную. Только нужно помнить: за основу, всё-таки, нужно брать существующие психологические характеристики. Любые: хоть свойства зодиакальных знаков, хоть признаки четырёх темпераментов (холерик, флегматик и пр), хоть соционические типы - материалов по типологии в сети море.
Проверяем, насколько персонаж соответствует типажу. То есть, если у вас описан флегматик, он не должен чуть что кидаться в бой, а должен валяться на диванах, долго собираться, долго одеваться и тупо молчать на любовных свиданиях.
Если у вас герой - сангвиник, он будет влюбляться и азартничать, но не будет долго злиться и вынашивать планы мести - это удел холериков.
Если у вас герой - душа компании - проверьте: он не должен быть флегматиком и меланхоликом в других ключевых ситуациях.


Второй этап: моменты бунта. Это те случаи, когда перса прописали так, а он забастовал и стал поступать эдак. Нужно такого перса вовремя брать на карандаш, чтобы проверить на развал образа. У меня так было с Таней. Я задумала злодейку мстительную, а она вывернулась и осталась просто тихой влюблённой.
Забастовки требуют пристального внимания – потому что в герое может смениться всё: лексика, риторика, поведение, пластика, одежда. Даже, может, цвет волос и глаз. Поэтому, если уж персонаж добился нового типажа, нужно тщательно проверить его на старые хвосты. Может, глаза другие нужны, может, походка, может, сумочка, может, плащ новый с кровавым подбоем, которого раньше не было…
Я, например, своей Тане поменяла обыгрывание бейджика на халате. Она давно влюблена и безнадёжно. И настолько всё горько застарело, что она готова отдаться без любви – пусть хоть так. И этот бейджик в варианте со злодейкой должен был стать утверждением самонадеянности и коварства. И с ним планировалась своя игра. А теперь этот бейджик с её именем – просто напоминание, что она сама что-то значит, что она не должна потерять себя. И игра с ним должна быть совсем другая. Значит, старую мизансцену придётся менять на новую.


Если мы по типажам пробежались. Если мы бунтарей проверили под лупой.
То идём на третий этап: динамика-статика образа.
Вопрос плотно связан с расстановкой отношений. Этой теме я выделилая отдельную статью с расширенными примерами из известных произведений. И прежде, чем говорить о динамике-статике персонажа, хорошо бы поговорить о связях между персами. Так что в следующий раз будем любоваться на идеальные типажи и расстановки у признанных мастеров художественного слова.


Также впереди: язык, стиль, работа с говорящими деталями.
И всё, конечно, галопом по Европам )) Но в конце этого маленького курса я вернусь к началу и приведу вкратце весь алгоритм, который может помочь при саморедактировании.
Если уже сейчас я не касаюсь каких-то нюансов, а они очень нужны - пишите и спрашивайте. Как проверить то-то и то-то. Можно взять какую-то тему и рассмотреть её отдельно и прицельно.
------------------------------------------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта ))
https://vk.com/mgroup365

Комментарии

( 3 слов — Сказать )
phontanka
25 мар, 2017 15:08 (UTC)
Лариса, спасибо! Мне кажется, вы перепутали холерика и сангвиника, скорее холерик взрывается быстро и отходчив, а сангвиник, относительно более уравновешенный, скорее будет мстить...
streletc_art
25 мар, 2017 15:36 (UTC)
Ну, если именно мстить, то на месть, в принципе, способен любой тип при условии низкого развития. Просто прежде чем мстить, надо обидеться, а обидеть проще всего холерика или меланхолика.
Сангвиника же зацепить трудновато, он легко ко всему относится, ему всё с гуся вода. Поэтому на мести он вряд ли будет зацикливаться, у него и без этого жизнь интересная..
ext_1139316
25 мар, 2017 16:53 (UTC)
Орфей - тоже из семейства холериков )))
Юнна Мориц

Орфей

Звёздами ночь занебесила город за окнами,
Волны зеркальной реки под мостом с фонарями.
Переливалось руно золотыми волокнами
Там, где Орфей, припеваючи, плавал морями.

Струны орфейские, песни его и молитвы
Гнев усмиряли свирепых стихий, помогая
Плыть аргонавтам, гребцам, где орфейские ритмы –
Сила поэтская – и никакая другая!

Он покорял и людей, и богов, и природу
Этой магической силой, которая свыше
Соединяет и небо, и сушу, и воду,
Струнами всеми струясь и созвездия слыша.

Страшно подумать, любовью к жене Эвридике
Царство подземное он покорил, но в остатке
Вышла трагедия, аплодисменты и крики
Публики, чьи наслажденья кошмарами сладки.

Эта трагедия увековечит Орфея,
За Эвридикой он будет спускаться в загробность
В каждом спектакле и кланяться, счастье имея
Выйти живьём!.. Но созвездие Лиры – подробность:

В клочья порвали Орфея вакханки по пьянке,
Лира его превратилась в созвездие Лиры.......
...........................

с сайта Поэта!
( 3 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com