?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



В предыдущих статьях галопом рассказано, как во время саморедактирования проверяются на правильность и устойчивость:
Идейный замысел
Конфликт
Сюжет и композиция

Экспозиция и завязка
Ключ и символ
Финальные структуры
Система персонажей


Да, это больной вопрос, которым все уважающие себя писатели озабочены. Создание яркой индивидуальности. Живой персонаж. Живой настолько, что его невозможно ни с кем перепутать. Живой настолько, что влюбиться можно ))
Как? Как вдохнуть жизнь, как наполнить божественной искрой?


Самый лучший и проверенный способ – списывать героя из жизни. У вас есть подруга? Пусть она будет подругой главной героини. Потому что главная – вы, конечно. У вас есть мальчик-девочка, которые первая любовь? Отлично. Пусть он-она будут в романе со всеми своими трещинками, которые вы помните до сих пор. У вас есть мама, начальник, любимая продавщица и ценная парикмахерша? Всех – в текст. Пусть живут в нём! Так писали классики. Они всё тащили из окружающей жизни, с окружающих людей. Толстой устраивал прочтения «Войны и мира», и сколько было эмоций при угадывании персонажей! Булгаков, читая свой «Театральный роман» повергал в гомерический хохот актёров и сотрудников МХАТа, которые узнавали и себя, и других.
Ну а чем мы-то хуже?))

Но что делать сейчас, когда вещь уже написана, сюжет сложен, замысел достигнут? Не менять же всех персонажей на родителей, учителей и любимых мальчиков.
Нет, конечно, всё можно улучшить во время редактирования. Существует огромное количество композиционных приёмов для создания ярких персонажей.
Помните, я обещала список? Большой Проверочный Список всего, из чего сделаны наши персонажи?
Вуаля ))
Читаем и мысленно ставим галочки. Пользуемся или нет? Есть это в палитре наших средств или нет.


Итак, характер персонажа наполняется жизнью через:
1. Черты лица
2. Цвет волос, причёску.
3. Цвет и выразительность глаз.
4. Особенности внешности (родинки, колечки на лбу, горбинка на носу, остренькие ушки и пр.
5. Сложение.
6. Пластику.
7. Жестикуляцию.
8. Мелкие привычки моторики (например, у меня одна героиня рисует рожицы всякие на любой бумажке, а нынешний князь машинально вертит, подкидывает и ловит предметы, попавшиеся ему под руку. В обоих случаях манеры  выбраны не случайны: девушка - художница, и её привычка везде чертить-рисовать характеризует её профиль деятельности, у князя привычка подчеркивает мальчишество, артистичность, лёгкость натуры, координацию – он же хороший танцор.
9. Одежда, её стилистика и особенности ношения. Продуманность, небрежность, внимательность и пр. Не забываем про цветность: у нас не ч-б фильм. Какую-то героиню можно вообще не описывать, но можно описывать шляпки, которые могут работать как на возвеличивание образа, так и, наоборот, на понижение.
10. Цветовая температура образа отдельно. Чем темпераментнее персонаж будет действовать, тем контрастнее цвета нужно выбирать, чтобы это подчеркнуть - не непременно в его одежде, а вообще, вокруг: закат-восход, город, краски природы - они должна работать или в тон или в контраст - чтобы или подчеркнуть или притушить событие. Девушка в голубом шарфике на соломенной шляпке полезет в клетку с тигром только в одном случае: это капитально обосновано. Если обоснований нет, значит, образ развалится: сентиментальные девушки просто так не рискуют. То есть, если у вас образ задуман как статичный, разваливать его вредно. А вот если он дан в динамике, ради бога, укротительницы диких зверей могут быть и в розовых платьях с оборочками - но с обоснованием.
11. Поведение во время еды и пищевые особенности вообще. Кто-то торопится и обжигается, кто-то обливается супом, кто-то слишком много солит, кто-то жалуется, что пересолено, кто-то не пьёт чай из соображений ЗОЖ. Кто-то не умеет себя вести и чавкает, кто-то усиленно ухаживает за соседями, кто-то любит есть на большой тарелке, кто-то ест кашу из креманки, а кто-то пьёт молоко только из стеклянной банки - так вкуснее. Если у вас нет этих особенностей, попробуйте ввинтить куда-то - и убедиться, как это оживляет фигуру. Даже просто упоминании чего-то любимого из еды чрезвычайно украсит образ, сделает его земным и тёплым. Нет, не перечисление: они ели то-то, а потом вот это, а потом приступили к этому. Этим как раз можно нагнать тоску. Именно отношение к еде, а не просто её упоминание. Очень часто лёгкое обсуждение еды, вмонтированное в какой-то тематический диалог за едой, придаёт ему жизненности и непринуждённости.
12. Пейзаж. Он может что-то подчеркнуть в образе или даже целой ситуации. Например, в «Отцах и детях» весёленкое утро в день дуэли настраивает уже на несерьёзность отношения к событию.
13. Интерьер. Вообще общий вид жилища, а потом – внутренность помещения, штрихи убранства. Очень мощная характеристика. Какая-то одна внезапная антикварная статуэтка может сказать о персонаже больше, чем длинное описание. Я в следующий раз принесу давно обещанный кусок интерьера из Сергея Антонова с анализом и свой один довольно подробный этюд, который я делала специально для темы «Описание интерьера».
14. Особенности темперамента. Скорость реакций, быстрота ответов, задумчивость, вздохи всякие
15. Особенности мировоззрения - можно вообще не описывать внешность и прочее, а дать личность через взгляды на жизнь. Например, моя подруга героини Милка в своих тирадах прекрасно проявляет свою практичную, живую, приметливую натуру без вских описаний внешности.
16. Кругозор знаний. Или незнаний. В чём-то герой эксперт? Или это дилетант широкого профиля?
17. Отношение к литературе и искусству. Начитанность, умение разбираться или просто предпочтения. Что наш герой читает-не-читает, любит-не-любит. Какую музыку любит, какую не выносит. Способен о говорить о прочитанном, способен он писать письма, вообще - на что он пособен в твочесвеь.
18. Творческий уровень персонажа. Насколько глубок, есть ли хобби.
19. Взаимоотношения с противоположным полом, ориентация.
20. Речевая характеристика. Это отдальная грандиозная тема, требующая детальных рассмотрений, поэтому я ограничусь просто общим пунктом
21. Говорящая деталь.
22. Говорящие имена.



О чём нужно помнить, работая с этим списком.
1. Вовсе не нужно использовать всё в одном образе. Это просто памятка, палитра, откуда можно выбирать любой оттенок для картины. Например, в моём Эликсире нигде не говорится о цвете глаз и волос героини и её подруги. Мне было интересно – получится образ без этого? И чтобы ещё и разные девушки были? Получилось - за счёт передачи личностей через речь, психологические особенности и мировоззрение.
2.Этот список - не истина в последней инстанции, его можно бесконечно подстраивать под себя, добавляя что-то или, наоборот, объединяя пункты для удобства. Можно вообще составить свой, другой.
3. К списку нужно обращаться в тех случаях, когда при редактировании у вас возникнут сомнения в достоверности персонажа, покажется, что он теряет краски, становится неразличимым, а нужно его как-то украсить. Вот чтобы не ломать голову, берёте этот список и быстренько выбираете, куда можно вставить шармик и какой именно ))


Если у вас есть свои собственные приёмы - я думаю, все с удовольствием почитают, пишите в коментах )) Как и вопросы.
И особенных всем персов, разных и прекрасных.
---------------------------------------------------------------------
статьи предназначены для пособия по редактированию, просьба при цитировании и копировании указывать автора - Лариса Ритта.
https://vk.com/mgroup365

Комментарии

( 6 слов — Сказать )
Галина Кирсанова
8 апр, 2017 12:19 (UTC)

Поняла для себя одну важную вещь, потратив на карточку персонажа много часов ( к слову в сюжет практически ничего не вошло). Так вот: теперь я стараюсь сначала разработать сюжет, выстроить винтики в нужной последовательности, определиться для себя - чего я хочу и кто мои герои. А уже после этого я начинаю дополнять героев. В анкету входят детали сюжета: не просто отношение к релилии, семье, а конкретно по случаю. Допустим, мне не важно, что герой любит есть, но почему он в рассказе курит - я для себя прописываю.

streletc_art
8 апр, 2017 12:46 (UTC)
Ну вы, блин, молодцы... карточки персонажей... А я всё это только потом делаю, когда сгоряча уже написала почти всё и споткнулась где-то капитально))
У меня такая горестная закономерность: как только я всё пропишу и задумаю - всё, я ничего писать не хочу, мне неинтересно ))
Галина Кирсанова
8 апр, 2017 18:29 (UTC)

Ну, чаще всего у меня как раз так и происходит - спонтанно ))) Вот такие мы творческие личности

streletc_art
9 апр, 2017 10:54 (UTC)
Хаос - высший порядок. (Утешение) :))
vysochina_lera
9 апр, 2017 13:21 (UTC)
Из Хаоса рождается творчество! А Порядок помогает направить Хаос в нужную сторону и написать, наконец, историю.
Без логики историю не написать, но и с одной только логикой ее не написать тоже.
Так что все хорошо в меру)))

Как раз недавно тоже размышляла про героев http://vysochina-lera.livejournal.com/6882.html
Пришла к выводу, что сначала важно общее впечатление. Почувствовать героя, увидеть его характер... А передать и усилить образ помогут детали!
Спасибо за список! Отличный получился)))


Edited at 2017-04-09 13:25 (UTC)
streletc_art
9 апр, 2017 15:20 (UTC)
Теоретически согласна насчёт порядка. На практике у меня всегда сумбур, такие перепутанные нитки, путка-напутке, как я говорила в детстве. И эту путку во время редактирования я распутываю, вытягиваю и наматываю ровненько.
Статью почитаю, спасибо за ссылку ))
( 6 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com