?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В предыдущих сериях:

Вечность длиной в 15 минут.

Писатель-процесс, писатель-результат.

Ничего лишнего, только творчество.

"Нет сил" и как с ним бороться... не следует.

Консервативный сценарий

Убить перфекциониста.

Так сложилось, что апрель у нас с Аней является месяцем зафиналивания вещей. В этом году мы побили свой рекорд: три зафиналенные книги за две недели. Мы не просто сделали это в рекордные сроки. Мы сделали это в буквально нечеловеческих условиях. Аня лежит в больнице, я работаю, учусь и готовлюсь к экзаменам. Это не пост-хвастовство: мы уже давно не видим смысла в том, чтобы хвастаться подобным, это наша реальность. Это не пост о том, как мы все успеваем: об этом я писала не раз, имеющий уши да слышит.

Это пост-результат размышлений на тему: почему кто-то финалит вещи, пусть и не в таком сумасшедшем темпе, как мы, а кто-то чуть ли не каждый день ставит новый памятник на кладбище мертвых проектов?

ОШИБКА НОМЕР ОДИН. ВЫ НЕ ПРИНИМАЕТЕ СЕБЯ ВСЕРЬЕЗ

В вашей голове есть образ, который реально отличается от того, что вы являете собой на самом деле. Это в лучшем случае. А в худшем вы врете и другим, и самому себе. Говорите «я просто пописываю, какой из меня писатель». Но в душе видите себя вдохновенным автором, который садится за рукопись каждый вечер и выдает хотя бы страницу.

Определитесь. Вы либо писатель, либо не писатель. Тут нет полумер. Писатель – это человек, который пишет. Вы можете подставить сюда «блоггер» или «журналист» - суть не меняется.

Наш мозг понимает все буквально. Вы просто пописываете? Без проблем. Тогда и регулярность вам не нужна. И вот у вас сто двадцать пять причин НЕ писать. Вы писатель, блоггер, журналист? Отлично! Отношение к жизни и к работе становится другим. Вы подмечаете детали, фиксируете идеи, записываете эти идеи всюду, где только можно.

Сведите образ в голове и настоящую ситуацию в одно.

ОШИБКА НОМЕР ДВА. ПИСАТЕЛЬ – ЭТО НЕСЕРЬЕЗНО

В детстве нам позволяли фантазировать: «Да, ты будешь космонавтом, пожарным, владельцем международного концерна». Если вам повезло так же, как и мне, то родители одобряли ваши первые литературные опыты. С гордостью говорили: «Моя дочь сочиняет истории и пишет стихи!». Но когда вы повзрослели, все изменилось. Вам «нужно быть серьезным» и «перестать думать о ерунде» и «заканчивать уже фантазировать». Огромное количество людей считает, что творчество – это несерьезное занятие, так, игрушки.

Забавно, но я слышала такое не только о писателях, но и о журналистах. Чем отличаются деньги, которые я получаю за написанную мной статью, от денег, которые «серьезный» человек получает на «серьезной» работе? Это такие же доллары/шекели/рубли. Но оставим деньги. Принято думать, что работа со словом – это детские игрушки. Так думают люди, которые в жизни ничего не написали и вряд ли напишут (и, скорее всего, в глубине души завидуют вам, но никогда не признаются).

Ответьте для себя на вопрос: вы любите писать, считаете себя писателем? Люди, которым вы по-настоящему дороги, плевать хотели на то, насколько серьезно ваше занятие, и чем именно вы занимаетесь. Они хотят того же, что и вы. Того же, что хочет ЛЮБОЙ человек – получать от жизни удовольствие. Они рады, когда рады вы. Что до остальных… что сказать, путь у каждого свой.

ОШИБКА НОМЕР ТРИ. ДОЛГАЯ ПОДГОТОВКА

Если у творчества и есть главный враг (после сомнений), то это стремление все сделать ПРАВИЛЬНО. «Как у людей».

Идея – продукт с небольшим сроком годности. Когда мы пытаемся добавить в нее консерванты, то есть, подготовить то, и то, и то, мы делаем только хуже. Нет, я не говорю о том, что нужно бросаться в омут с головой, не готовиться и писать о том, в чем вы не разбираетесь. Полагаю, вы понимаете, о чем я. Часто авторы ходят вокруг идеи как лиса вокруг курятника, ловят кайф от написания произведения в голове, но работу так и начинают.

Выше я сказала, что идея – продукт, который быстро портится. Чем дольше мы валяем идею без применения, тем меньше у нас энергии. В итоге мы приходим к тому, что писать не хочется. Здесь работает правило сорока восьми часов. Хотя бы один набросок. Хотя бы одна маленькая мысль, зафиксированная на бумаге. А потом все пойдет как по маслу.

ОШИБКА НОМЕР ЧЕТЫРЕ. МОЯ ИДЕЯ НЕДОСТАТОЧНО ХОРОША

Работаю с писателями не один год – и еще ни разу не услышала ответа на вопрос «как понять, хороша или плоха идея до того, как вы начали ее воплощать». Вы же не встаете с утра, говоря «какой хреновый день!». День будет таким, как вы его проживете. Вот и с идеей то же самое, нужно воплотить ее для того, чтобы понять, хороша она или плоха.

И – да. Изначально все идеи хороши, если уж вы хотите знать мое мнение на этот счет. А как получилось – это судить не вам, а читателю. Ваше мнение тут уже ни на что не влияет. Я люблю иллюстрировать этот пример с помощью стихов. Я не считаю себя поэтом и не задумываюсь о том, хороши мои стихи или плохи. Я просто пишу их, когда хочется. Иногда я перечитываю написанное и думаю: да, жуть какая-то получилась. В 99 процентах случаев я оказываюсь неправа.

ОШИБКА НОМЕР ПЯТЬ. ВСЕ И СРАЗУ

Нам, писателям, жизненно важно освоить искусство маленьких шагов. Каждый день – по чуть-чуть. Половина главы. Одна страница. В хорошие дни – целая глава. Раньше я расстраивалась по поводу того, что не могу выполнять писательскую норму. Но потом жизнь показала мне: регулярность и завершенные куски намного важнее нормы. С нормой мы загоняем себя в рамки. Я продолжаю считать знаки (точнее, слова), но главным параметром для меня является количество зафиналенных глав.

ОШИБКА НОМЕР ШЕСТЬ. ДЕМОРАЛИЗУЮЩЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

Самое плохое, что с нами может случиться – это писатели в нашем окружении, которые либо не пишут, либо имеют какие-то проблемы с творчеством. Ну ладно, я напишу это. Творческие нытики.

«У меня слишком много проектов, я никогда это не закончу». «Творчество – неотъемлемая часть моей жизни, но у меня нет на нее времени». «Эх, я тебе завидую, у тебя так много времени для творчества, ты такая дисциплинированная и целеустремленная».

Лично меня больше всего забавляет последнее. Единственная черта характера, которой я могу похвастаться в этом плане – ослиное упорство. Во мне нет ни грамма дисциплины. О целеустремленности говорить здесь тоже не стоит, творчество – неотъемлемая часть моей жизни, я НЕ МОГУ не писать, при чем тут цели? Что до времени – об этом я уже писала выше. Я работаю, учусь и постоянно готовлюсь к экзаменам. Делайте выводы сами, сколько у меня времени. При учете того, что еще есть дом и другие дела, и нужно спать хотя бы иногда.

Я не говорю, что никогда не ною. Полагаю, людей, которые никогда не ноют, не существует. Но в голове я всегда держу вопрос: кто виноват в сложившемся положении вещей? Люди вокруг, которые пишут? Кто заставлял меня заводить столько проектов? Кто заставлял меня жить такой жизнью, когда нет времени лишний раз вздохнуть? Когда я осознаю, что ответственность за свою жизнь лежит только на мне, желание поныть снимает как рукой. Зачем ныть, если можно сосредоточиться на других, более важных вещах?

Творческих успехов всем нам.

С любовью,

Настя

Комментарии

( 3 слов — Сказать )
vysochina_lera
19 апр, 2017 12:43 (UTC)
"Вы же не встаете с утра, говоря «какой хреновый день!». День будет таким, как вы его проживете. Вот и с идеей то же самое, нужно воплотить ее для того, чтобы понять, хороша она или плоха."
Отлично сказано! Много раз замечала, что когда настраиваюсь провести день с улыбкой - что бы ни случилось - он и проходит замечательно! Попробую этот прием с идеей)))

Раньше переживала, что многие вещи не заканчиваю - а потом обнаружила, что за последнее время незаконченных вещей у меня почти нет. Оказалось, что заканчивать историю - это тоже навык. Здесь очень помогает прием "вставала заря", о котором рассказывала Рита.

Маленький лайфхак: когда хочется уже побыстрее закончить рассказ, можно быстренько набросать основные сцены, благодаря которым рассказ приходит к финалу. А красивостей добавить уже при редактуре)))
К большой вещи можно написать синопсис. Это уже маленькая готовая история, которую потом можно расширить. И, даже если не закончишь большую историю, на руках уже будет готовый синопсис! Кроме того, синопсис вдохновляет)))




era_elto
19 апр, 2017 19:56 (UTC)
>> Кроме того, синопсис вдохновляет)))

Кого как. Лично меня он наоборот деморализует. Я из тех писателей, которые не любят планы. Мне больше нравится открытая история, я полагаюсь на персонажей и пишу. Но для этого нужен определенный опыт.
vysochina_lera
20 апр, 2017 12:43 (UTC)
У меня тоже так бывает. Поэтому я оформляю все в виде аннотации - описываю проблему, а герои пусть сами придумывают, как ее решать...

Правда, иногда приходиться им подсказывать решение.
( 3 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

На странице

Разработано LiveJournal.com