?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



"Скажи мне что-нибудь на своём языке" - это название рассказа Виктории Токаревой. Кстати, непревзойдённые у неё диалоги, рекомендую в качестве учителя.
Сегодня я, как обещала, покажу, что у меня получается с социально похожими героями. Точнее, героинями ))


Сначала вспомним, какие факторы принимают участие в формировании индивидуальных особенностей речи. Основные из них:
1. Семья-происхождение. С нуля - это бэкграунд, а на него всё накладывается остальное, и если много накладывается, то он подавляется совсем.
2. Социум. С 3-х лет.
3. Начитанность.
5. Образование.
6. Профессия.
7. Увлечения.
8. Темперамент, психологические особенности, характер.
9. Отношение к партнёры по диалогу (особенно если это М и Ж)
Поэтому в файле под названием «Речевые характеристики» хорошо бы иметь этот список – его можно продлить по необходимости – и пользоваться им, как подсказкой, во время редактирования.


В прошлый раз я показывала своих действующих лиц, из которых выбрала яркие речевые характеристики – возрастные с народным акцентом. С ними легче расправиться. Мы их вычёркиваем вместе с маленькой девочкой, которой тоже нетрудно придумать детские окраски речи.
И передо мной остаётся созвездие девушек главного героя – и это полный завал. Все примерно одного возраста, одного социального слоя, одной исторической эпохи – второй половины 20 века. В их жизни не было военных акцентов, серьёзных лишений. И все практически гуманитарии )) Характерных отличий очень мало. Но они не должны быть похожи в разговоре. Потому что на самом деле все разные.
Поэтому первым этапом вгрызаемся в оттенки различий.
 Выбираю трёх самых главных (см. картинку)


Героиня 1.
Расписываю её подробно, остальных - в ускоренном режиме.
Первая Вероника (Вики) – старше всех на 10 лет (такая разница на речь не влияет)
1. Местная девушка, уехавшая за границу в 18 лет (повод включать в речь иностранные слова и обороты)
2. Хореограф (значит, ощущает ритм, правильно формирует предложения, чувствует паузы и вес фразы. Плюс специфическая терминология)
3. Натура – чувственная (значит, её оперирование молчанием, взглядами, вздохами может быть выразительным, а это в какой-то мере тоже речевые характеристики)
4. Характер –  она сильная личность, не экспансивна, молча взвешивает и умеет уступать, понимать, идти на компромисс. Но на это наложился западный прагматизм и предпринимательство: она активна и раскрепощена. Она гуманист, но рассуждает уже современно и поступает предприимчиво (значит, её речь будет не жёсткой, но чёткой и будет содержать обороты и эмоциональные паттерны, присущие деловому человеку)
5. Очень красивая женщина лунного типа (значит, к этому возрасту знает себе цену и чувствует собственную власть. Значит, не будет говорить длинно и запальчиво, будет пользоваться внутренними ресурсами, а не внешними, как, например, избыточная жестикуляция. Она будет убеждать интонациями и взглядами) 
Итак, нам нужна грамотная, лишённая эксцентричности речь, недлинные, несбивчивые предложения, приправленные иностранными словами и деловыми паттернами.


А теперь, на стадии редактирования, смотрим, как данная героиня выглядит в диалогах (все реплики только её)
- Почему ты считаешь, что его жизнь будет испорчена, если он меня увидит? Я даже не к нему собираюсь. Мне просто нужны люди. И он – один из них. Это большой и интересный проект. Есть хорошие режиссёры. Есть потенциальные спонсоры. Я пытаюсь найти единомышленников…
- У него данные, я это тебе говорю, как профессионал. У него очень хороший потенциал. Он прекрасно движется. Да, у него пограничный рост для того же танго, но у него отличная постура, и у него совершенно потрясающая пластика.
- Если это серьёзно, ему надо думать о будущем. Он думает о нём? Я уверена, что нет. Если с этой девушкой ничего не сложится, у него останется хотя бы дело, где он сможет быть настоящим маэстро. Это же важно для мужчины. А если сложится, у них будет общее будущее с перспективами.
В принципе, в этом неинтимном (с подругой) разговоре меня вполне устраивают её реплики. Фразу курсивом я вставила на стадии редактирования. Посмотрю, если она не кричит - оставлю. В этом кусочке нет англицизмов-американизмов всяких, но это крошечный отрывок, я ещё успею, галочку поставила ))
Героиня 2.
Вторая Вероника (пани, Белка) – центральный регион, близость к Москве, интеллигентная среда, МГУ, историко-архивный институт, довольно широкие интересы, кино-книги-театр-литература-искусство-история.
Хорошенькая, озорная, весёлая, импульсивная до наивности, бесстрашная. Очень целеустремлённая - натура Овна. Увлекающаяся, не чужда авантюрности и эксцентричности, прямолинейна и правдива. Это солнечный тип активности, сильно влияющий на речь.
Вот она-то умеет говорить длинными, сложными конструкциями, чтобы вложить в слова всю страсть. Речь эмоциональная, часто сбивчивая, взволнованная, как у всех эксцентриков, но грамматически безупречно правильная и не чужда острословия и иронии.
Смотрим диалоги с пани:
- Слушай, я придумала! Мы возьмём все журналы, которые ты мог видеть с твоих, скажем, семи лет, до, скажем, четырнадцати, и все их пересмотрим и будем искать девушку, похожую на меня!
- Но если бы я видела, что тебя это мучает, я бы сказала правду, не может быть мучений от правды! Он неправды больше мучений!
- Да, я понимаю, но… ты летом был открыт, ты был понятен… ты был близко..  Да, глупо… но столько чужого сразу,  и ты сам чужой… летом всё было моё. И ты был мой… прости…  Я может быть вспомню, но… не знаю… потом…
- Слушай! У меня такие новости! Это знаки судьбы! Я уже разговаривала с заведующей, мне подыскали замену, Милка, ура! У меня будет куча времени! Ты понимаешь, какое счастье?
- Я никуда не лечу. Дай мой билет, пожалуйста!  Пусти меня! Билет отдай! Ну? Я никуда не полечу!!! Я же сказала! Билет!!! Или я сейчас без него уйду!!!
Конечно, высокое эмоциональное напряжение нужно не везде, но если оно будет только у одной героини ярко выражено, этого вполне хватит, чтобы уже отличаться от остальных, которые в подобных ситуациях реагируют менее эмоционально.
На стадии редактирования увидела, что для полноты картины не хватает ей цитат из всяких произведений и профессиональной терминологии. Ставлю галочку ))


Героиня 3.
Таня. Которую всем жалко ))
Местная девушка, никуда не уезжала, училась здесь же, образование среднетехническое, медсестра, она из, скорее всего, рабочей среды.
У неё нет апломба и уверенности в себе предыдущих двух героинь, но она по-своему горда и несёт свою длинную неприкаянную безответную любовь вполне смиренно, без активных движений и попыток завоевать - просто издалека.
Вряд ли она хорошо начитана, у неё нет ширкого кругозора и опыта активной жизни в социуме, но она аккуратистка и хорошо помнит свои и школьные, и жизненные уроки, чтобы не лезть никуда сгоряча.
Отсюда речь её проста и безыскусна. Короткие, простые предложения, не содержащие образных и экспансивных оборотов. Она почти не спрашивает, только отвечает на вопросы. Она вообще молчунья.
В принципе, смоделировать такую речь нетрудно, если хорошо прочувствовать натуру.


И получилось, что три, на первый взгляд похожие женщины, как раз все разные, и даже речью это подчеркнуть не так и трудно - после анализа.
Бедная на эмоции речь Тани, скованной ещё и своим неразделённым чувством, очень сильно отличается от эмансипированной речи двух других девушек.
Те две между собой тоже, оказывается, отличаются довольно сильно. Первая героиня не будет восклицать чуть что: Милка, Ура! Она не будет  требовать: немедленно отпусти меня! она вообще не будет выплёскивать эмоции, не будет запальчиво отстаивать свои права и уж, разумеется, не подерётся в подъезде с мальчиком, как это сделала вольнолюбивая пани.


Пожалуй, пока всё, но должна сказать, что этот пост - очень маленький кусочек темы "Речевые характеристики". Интересно, что тема довольно подробно должна изучаться в школе, мы, например, изучали - "Гроза", "На дне", "Поднятая целина" - всё это я как раз со школы помню. А у вас как было?
Что касается писательской практики, могу дать совет начинающим авторам.
Совет следующий: чтобы хорошо получился диалог, нужно его "услышать". Не прочитать глазами, а именно заставить прозвучать. Проговаривайте свои диалоги или просите кого-то с вами поговорить - как читали в школе когда-то по ролям.
Дело в том, что диалог написанный отличается от диалога произнесённого.
Так вот каким же он должен быть? Который написан или который сказан?
Ни тем, ни другим. Это нечто третье, спаянное из двух. И если вы научитесь "сляпывать", то будет в итоге живая речь. Но обязательно - из двух уровней - звукового и письменного. Среднее арифметическое ))

Комментарии

( 2 слов — Сказать )
vysochina_lera
13 май, 2017 16:19 (UTC)
Спасибо, очень интересная информация!
Поняла, что основная трудность для меня будет скорее всего в выводе характеристик речи из условий и характеров. Может быть, вы знаете какие-нибудь материалы по психологии о зависимости речи от темперамента человека?
streletc_art
13 май, 2017 16:52 (UTC)
Ой, да там вполне может хватить даже школьных знаний о четырёх типах темпераментов.
На самом деле, это самый лёгкий пункт. Можно, кстати, это сделать темой моего следующего поста. Мне в принципе, сейчас уже неважно, в какую сторону продолжать, всё равно я с плана сбилась ))
( 2 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

На странице

Разработано LiveJournal.com