?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


До того, как мы начнем вводную часть, я хочу сказать спасибо. Прежде всего, тем, кто присоединился - я не ожидала, что нас будет больше двух-трех человек. Что же. Очередной знак Вселенной, которую я тоже хочу поблагодарить за щедрость. С разговора о Вселенной мы и начнем нашу дискуссию.

Творчество: краткая историческая справка

Перед тем, как вступать на Путь, давайте попробуем ответить на простой, пусть и кажущийся сложным вопрос: что есть творчество? Когда-то наша Вселенная была крошечной точкой. Теперь в это верится с трудом - да что там, с трудом верится даже в то, что когда-то люди обходились без электричества, а письма писали исключительно на бумаге и пером, но никак не удобной авторучкой. Тем не менее, сейчас я пишу эти строки, а вы их читаете. Мы были сотворены. И все, что нас окружает, было сотворено. Даже та точка, из которой появилась Вселенная, была сотворена. И каждую секунду сила, которую все называют по-разному, а я предпочитаю слово "Творец", что-то создает. Творили до нас, творят при нас и творить будут после нас. Соответственно, творчество - это естественный, природный порядок. Творчество - это суть каждого из нас.

Как видите, самые сложные вещи оказываются очень простыми, когда мы, как советовал профессор Фрейд, возвращаемся к основе. Тем не менее, мы, современные люди, успели скопить большой исторический опыт, и, даже если учесть, что историческая память в нас сегодня слаба как никогда, тут и там можно натолкнуться на огромное количество мифов о творчестве. Так, в представлении "нормальных" людей творческий человек - это странное существо, которое не контактирует с реальностью и говорит исключительно о своих бредовых идеях.
Хотите еще? Пожалуйста. Художник должен быть голодным и бедным, творчеством не прокормишься, сейчас никто не читает/не ходит в картинные галереи/слушает только дурацкую музыку. Еще ложечку? Без проблем. Если вы не пишете фрески, то вы не художник. Если не сочиняете гениальные поэмы, то вы не поэт. Без великих романов вы не писатель, а без фильмов, сценарии которых покупают в Голливуде и смотрят миллионы, вы - никакой не кинорежиссер. Тут еще стоит прибавить один из самых популярных мифов: миф о вдохновении. Якобы творим мы только тогда, когда муза бьет нас по голове, а в остальное время только жалуемся на жизнь или делаем что-нибудь другое. Нормальное.

Хм. Нормальность. Хм-хм. Какой замечательный, противоречивый и одновременно бессмысленный, а еще очень опасный - именно ввиду своей бессмысленности - термин. Все творческие люди хотя бы раз сталкивались с ним. Нам угрожали, что если мы продолжим рисовать такие рисунки, то станем ненормальными. Утверждали, что мы уже ненормальные, другие телевизор смотрят, а нам нужно дописать главу и потрещать на эту тему с соавтором, обсуждая дальнейшее и на два голоса твердя, как нас штырит от общей идеи, и как все круто. Ну, а мы, в свою очередь, зачастую грешим на этих самых "нормальных", говоря, что это они ненормальные, ведь творчество - это самая ни на есть естественная штука.

Нормальность изменчива. Для меня эта изменчивость воплотилась в периоде, который является предметом моих исследований - в эпохе Высокого Ренессанса. Тогда ненормальными были именно нетворческие люди. Есть такое понятие - человек Возрождения. Оно относится к всесторонне развитым людям, поставившим во главу угла саморазвитие, а, следовательно, и улучшение окружающего мира. Никогда мы не были так близки к осознанию истины "творчество - это суть", как в период Ренессанса... существует термин "флорентийский синдром" - он описывает состояние шока перед огромным количеством красоты на квадратный метр пространства. Между тем, в те времена флорентийского синдрома ни у кого не возникало - красота была самым обычным делом, точно так же, как и сотворение этой красоты.

Утренние Страницы: на пути к истинной свободе

Когда я в дискуссиях сравниваю современную жизнь с Ренессансом, на меня сразу обрушивается огромное количество разного негатива. Что якобы в те времена Медичи всем давали деньги, и художникам не надо было работать. И не был социальных сетей, которые отвлекают. И не было лени... ой, наверное, хотя кто знает, то было давно. А теперь нам нужно работать, следить за новостями, готовить еду, и еще у нас есть лень, и снова работа. Вот и скажите, пожалуйста - как в таких условиях творить? Если в разговоре на эту тему вас так и тянет упомянуть о чем-то бытовом, поздравляю. Вы являетесь частью многотысячной толпы людей, которые серьезно больны. Они больны повседневной жизнью.

Принято считать, что мы убегаем в творчество от рутины. Однако дела обстоят совсем наоборот. Мы зарываемся в рутину, убегая от творчества. Ведь творчество - что оно нам принесет? Деньги? Смешно. Известность? Еще смешнее. Заниматься чем-то для души - мы это себе позволить не можем! У нас нет на это времени. Как я скажу любимому человеку, что мне нужно час провести за рукописью? Ведь кто-то должен приготовить ему еду. Я постоянно думаю о рабочих делах - как там контракты, как там клиенты, вот и выборная должность замаячила. Какое там творчество? Займусь этим в отпуске. Займусь этим летом. Займусь этим... НИКОГДА этим не займусь: ведь я так здорово умею искать оправдания, а мой мозг и рад стараться, помогая мне.

Узнали себя? Думаю, что кто-то узнал. Со своей стороны, могу признаться честно и прямо, таить мне нечего - когда-то и я была такой. Мы на все сто процентов уверены, что все это - очень важные вещи, а творчество подождет. Между тем, давайте-ка остановимся на минутку и подумаем. Куда убегут клиенты, если вы проведете час за рисованием? Куда убегут контракты? Может быть, ваш любимый человек умрет с голоду и не сможет сам приготовить себе еду, если с девяти до десяти вечера вы редактируете главу? И давайте-ка зададим себе прямой вопрос и ответим на него честно: может, мы просто боимся? Боимся самих себя? Боимся сделать что-то, что нам на самом деле хочется? Боимся, что кто-то покрутит пальцем у виска и сочтет, что мы ненормальные? А жизнь между тем идет и идет. И мы бегаем по кругу, не понимая, что происходит, но убеждая себя в том, что у нас-то точно все ОК, ведь "так живут нормальные люди".

Вот тут к нам и приходят Утренние Страницы.

Что такое Утренние Страницы? Это очень простая практика. Каждый день вы встаете с утра - и садитесь за письменный стол. Вы открываете тетрадь или блокнот формата А-4, берете ручку и заполняете три страницы. Что вы там пишете? Все, что приходит в голову. Ничего не приходит? Вот так и пишите: что-то ничего не приходит в голову. И так - целых три страницы. Это была примерная цитата из госпожи Кэмерон. Три страницы потока сознания, с ошибками, если захочется, абсолютно не литературного текста, ужасного почерка и глупых мыслей. Все, что приходит в голову. Смело пишите. Смело-смело. Я верю в вас.

Тут должен был быть абзац о подлинной сути Утренних Страниц... но так неинтересно. Я хочу, чтобы вы сами попробовали (или же вернулись) к ним, а потом поделились впечатлениями. Лучше я напишу тут о самой главной вещи.

ПОЧЕМУ С УТРА, ТЫСЯЧА ЧЕРТЕЙ?!

Знаю, что многие уже вели Утренние Страницы. Знаю, что многие перестали их вести по причине того, что нужно писать с утра, хотя объяснения были самыми разными. Знаю, что и я сама не так уж чтобы легко встаю с утра. Это все - много-много неприятных впечатлений, неприятных воспоминаний и негативного опыта. Я предлагаю простой и действенный выход из ситуации. Вот сейчас, в этот момент, когда вы читаете эти строки, глубоко вдохните и забудьте все, что вы знаете об Утренних Страницах. К той тысяче чертей, которые были упомянуты выше, отправьте все оправдания, которые будут у вас появляться - лень вставать с утра, с утра я ничего не соображаю, это мне нафиг не сдалось. Все это - out, к чертовой бабушке, вон. Вы садитесь каждое утро - я сажусь с вами, разумеется - и пишете три страницы от руки. Написанное кажется вам глупым? Эта мысль отправляется к той же тысяче чертей. Просто пишите. Не заботьтесь о стиле, не критикуйте. Самый обычный поток сознания. Это все.

Об Утренних Страницах мы с вами поговорим чуть позже. Я поразмышляла и решила, что информации много, а поэтому - ура! - у нас будут бонусные посты посреди недели. Пока все, что нужно - писать каждое утро от руки три страницы формата А-4. Писать с утра. От руки. Формат А-4. Альтернатив нет. Появляющиеся альтернативы отправляются к тысяче чертей.

Творческие свидания: наедине с собой

Современный человек тонет в океане информации. Мы затыкаем уши плеером, включаем телевизор во время приготовления еды, не можем провести и дня без того, чтобы не заглянуть в социальные сети. Совсем скоро вы на себе почувствуете результат всего этого - он появится в Утренних Страницах, причем такой результат, о котором вы и не подозревали. Если, конечно, будете регулярно это практиковать. В дополнение к Утренним Страницам на протяжении этих двенадцати недель - а, может, и потом, если кто-то втянется и решит продолжить - мы будем практиковать еще кое-что. Эта замечательная вещь называется "творческие свидания".

Что такое творческое свидание? Это пара часов в неделю наедине с собой. Творческим свиданием может быть все: прогулка в незнакомом месте, поход в театр, просмотр хорошего фильма, визит в картинную галерею... дальше - только ваша фантазия. Есть два обязательных условия: вы должны быть одни, а уши ваши не должны быть заткнуты плеером. Ведь вы идете на творческие свидания для того, чтобы слушать себя. Как давно вы останавливались и спрашивали у себя, что вам на самом деле нужно? Как давно вы позволяли себе несколько минут тишины в одиночестве? Если вы не можете вспомнить, то не стоит жаловаться на отсутствие вдохновения, говоря о "творческом кризисе" - дело не во вдохновении, а в вас. Порой именно во время творческих свиданий нас посещают лучшие идеи. Мы внезапно осознаем, что, оказывается, нет никакого кризиса, и голова наша, оказывается, полна прекрасных мыслей, вот только берись за кисть или перо! Между тем... Мы просто прикоснулись к себе настоящим.

Творчество - это свобода

Принято считать, что творческий человек по природе бунтарь. И это верно, потому что мы не создадим ничего стоящего, пока не раздвинем общепринятые рамки, пока не заплывем за буйки или не шагнем за границу, где начинается неизведанное. Думаю, именно поэтому "нормальные" люди так боятся "творческих ощущений". Неудивительно: ходить за границы, заплывать за буйки и смотреть, что там, за рамками, страшно. В этом смысле творчество - это постоянный, регулярный риск. Мы ныряем в холодный омут и не уверены, есть ли у него дно (часто дна там нет, и нужно учиться плавать - каждый раз заново).

Как ни парадоксально, но именно в осознании всего вышеперечисленного заключается свобода, носителем которой является творческий человек. Каждый раз мы делаем шаг за границу. Шаг - и еще шаг. И наши границы становятся шире. Мы поднимаемся над предрассудками, мифами, различиями. Истинная свобода заключается не в том, чтобы делать что-то вопреки мнению большинства, но в том, чтобы слушать свое сердце и идти по своему пути. А кто там что подумает - это дело десятое. Мы несем ответственность за то, что говорим и делаем, но ответственности за то, как это понимают другие, мы нести не можем.

Теперь мы официально ступаем за границу, друзья. Нас ждет захватывающее путешествие.


Комментарии

( 25 слов — Сказать )
nika_anikeeva
5 апр, 2014 12:50 (UTC)
что ж, приступим к третьему прохождению :)
stacie_elberg
5 апр, 2014 14:38 (UTC)
Очень рада, что ты с нами, дорогая :)
nika_anikeeva
5 апр, 2014 15:56 (UTC)
я тоже :) В этот раз хочу еще глубже копнуть.
impugner
5 апр, 2014 13:09 (UTC)
Утренние страницы
Почему именно утром? Я не могу делать что-то, если не вижу на это разумной причины, даже если от этого чего-то невероятные результаты. Ваше видение проблемы подкинуло мне мысль...
Один очень нехороший, использующий грубую силу, человек постоянно мешает нам жить (разного рода отговорки), то еду отбирает, то по голове стукнет (то кофе надо попить с мороженкой, то редиску посадить). В один прекрасный момент нам это надоедает и мы уходим в шаолинский монастырь (пишем утренние страницы). Мы тренируемся и днем и ночью, и в дождь и в снег, превозмогая боль (просыпаемся раньше обычного, когда все еще сладко спят, а мы ведь вчера поздно легли, совершенно не выспались, голова гудит). После длительных тренировок мы возвращаемся домой, чтобы разобраться с нехорошим человеком (отговорками), но, что мы видим? Нехороший человек как нас только издалека заприметил, смылся только от одного вида наших шикарных накаченных мышц ))))
Огромное спасибо! Буду буду писать утром! )))

Edited at 2014-04-05 13:43 (UTC)
stacie_elberg
5 апр, 2014 14:38 (UTC)
Re: Утренние страницы
>>Я не могу делать что-то, если не вижу на это разумной причины

Не нужно искать причину. Нужно просто писать с утра. Но если очень интересует - мисс Кэмерон объясняет, можно открыть эту главу и почитать :) В самом начале я писала, что читать нужно, это часть веселья. :)
impugner
5 апр, 2014 14:42 (UTC)
Re: Утренние страницы
Я читала не раз. Меня не убедило, убедили Вы.

Edited at 2014-04-05 14:44 (UTC)
stacie_elberg
5 апр, 2014 14:45 (UTC)
Re: Утренние страницы
Вот как? Ну, тогда, я уверена, результаты будут замечательные. Там заодно и найдется обоснование, и причины :)
ayuthaya
5 апр, 2014 15:03 (UTC)
ЗдОрово. Звучит очень интересно и мотивирующе и я готова приступить к заданиям. Хотя я и книгу впервые для себя открыла лишь пару дней назад и утренние страницы тоже не пробовала раньше. Но зато именно сейчас я осознала что нахожусь в настоящем тупике, не могу ничего довести до конца и действую настолько шаблонно и механически что имея все возможности для самореализации и самораскрытия, которые мне так щедро подкидывает жизнь, я пропускаю все эти возможности. Хочу на них ответить но не могу. Мне чего то не хватает. И ваше предложение о группе "Пути Художника" стало для меня ответом, мне как раз не хватает смелости и сил для того чтобы творить и прокладывать свой путь. Еще раз спасибо за организацию группы и за сегодняшнюю запись.
stacie_elberg
5 апр, 2014 15:04 (UTC)
Прекрасно. Еще один маленький знак Вселенной :)
ovaleeva
5 апр, 2014 15:56 (UTC)
Так вкусно все написала, что хочется прошагать бок о бок ) Я как раз неделю как вернулась к утренним страницам ) Все - знаки прямо. Интересно, что сейчас как раз волна опять пошла по "Пути художника" - значит, по возможности, попробую вспрыгнуть на нее.
stacie_elberg
5 апр, 2014 15:59 (UTC)
Точно знак, Оль. Я чуть раньше вернулась :) Так что смело шагай :)
ovaleeva
5 апр, 2014 16:03 (UTC)
ну, я чуть раньше тоже пыталась вернуться (знаки пошли в ленте и решила возобновить) - у меня как всегда вначале все буксует, а с неделю уже вроде прорываюсь )
stacie_elberg
5 апр, 2014 16:04 (UTC)
Вообще каждый раз удивляюсь заново - а ведь действительно, синхронность. Причем много раз срабатывает в случае именно с определенными людьми :)
ovaleeva
5 апр, 2014 16:06 (UTC)
Точно, точно срабатывает )
garetty
5 апр, 2014 19:49 (UTC)
Утренние страницы я приладилась писать за завтраком. Это же должно быть удовольствием? Для меня, значит, просто неотделимо от чашки чая! Да, приходится вставать раньше, чем обычно, зато после утренних стриниц можно прицепом быстренько ответить на деловые письма, таким образом и хорошее настроение сохраняется на весь день, и рабочий настрой создаётся.

А вот с творческими свиданиями всегда странно. Когда их планирую специально, они постоянно не получаются! По разным причинам... Но зато заметила другое: как запланирую себе деловую поездку, обязательно бонусом зависну в букинисте, или на выставке, или в каком-нибудь парке - одна, разумеется. Или просто посреди рабочего дня ни с того, ни с сего вставит: а не пойти ли прогуляться? Всё бросаю и иду, потому что привыкла ловить настроение. Это, конечно, совсем не то, что описывает мадам Джулия, но, похоже, для меня это оптимальный вариант, раз так упорно не получается с планами!)) Но интересно было бы почитать, как у людей происходят творческие свидания: получается их запланировать или они так же спонтанны, как у меня?
stacie_elberg
5 апр, 2014 20:16 (UTC)
Вот и я так же пишу :) Только у меня вместо завтрака кофе :)

Вот-вот :) Мне кажется, ни так и должны происходить, спонтанно. По крайней мере, у меня всегда так :)
garetty
5 апр, 2014 20:32 (UTC)
Я тоже за спонтанность, конечно! ...смущает только, что иногда оно бывает два-три раза в неделю, а иногда - раз в месяц:) У тебя так же? Или более или менее регулярно?
stacie_elberg
5 апр, 2014 21:34 (UTC)
Не регулярно. Точно так же, как у тебя :))
helga_ahimsa
6 апр, 2014 09:50 (UTC)
Вопрос про утренние страницы!
Кто-нибудь пишет в обычной общей тетради в клетку? Я вот всё время мучаюсь - заполнять каждую строчку или через строчку (3 страницы, конечно)? Кто как делает?
stacie_elberg
6 апр, 2014 09:53 (UTC)
О, хороший вопрос, кстати :) В свое время он меня тоже интересовал :) Я как обладатель ОЧЕНЬ крупного почерка писала через строчку, когда вела Утренние Страницы в тетради в клетку. На мой взгляд, это оптимальный вариант. Я просто сравниваю страницу в клетку со страницей в линейку - на одну линейку приходится два ряда клеток. Соответственно, нужно писать через строчку :) А если в каждой... ой-ой-ой, сколько получится :) Хотя, думаю, можно попробовать :)
helga_ahimsa
6 апр, 2014 10:09 (UTC)
Спасибо за ответ! Я вот как раз всегда писала в каждой клетке. Уходило ооочень много времени! Может быть, поэтому мне так трудно было их писать... Попробую через строчку:)
stacie_elberg
6 апр, 2014 10:17 (UTC)
Да, я думаю, лучше через клетку - это самое то :)
elen_feliz
9 апр, 2014 20:32 (UTC)
Ты меня-таки заставишь вставать на полчаса раньше. Но только на полчаса. Больше я не осилю.
stacie_elberg
10 апр, 2014 08:12 (UTC)
Ооооо. Грядет нечто судьбоносное! Поделись потом, получилось ли! Мне очень любопытно! :)
elen_feliz
10 апр, 2014 22:19 (UTC)
Ага, пока со скрипом :)
( 25 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com