?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Приветствую всех, дорогие друзья. Мы подобрались ко второй неделе. Отсюда начинается настоящее путешествие. Прошлые семь дней мы пытались понять, что творится, опасливо озирались, вели себя как люди, оказавшиеся в незнакомом лесу. Сегодня мы начинаем прокладывать тропинку. На мой взгляд, это одна из ключевых недель. Здесь мы закладываем важные основы, которым предстоит стать базой для нашего будущего творческого успеха (как бы вы это словосочетание - творческой успех - ни объясняли самим себе). Нам предстоит рассмотреть неконструктивные жизненные установки и многое сломать. Ломать, как известно, просто, а строить в разы сложнее. Но мы не боимся трудностей, так?

Доверие

На второй неделе многие наблюдают перемены в себе. Если мы ведем Утренние Страницы, и относимся к этому серьезно, то уже через пару-тройку дней ощущаем, будто нас кто-то пинает изнутри - и что-то меняется. У кого-то эти изменения выражаются во вспышке ненависти к самому себе - или к Утренним Страницам, что, по сути, одно и то же. Кто-то испытывает внезапный подъем, прикоснувшись к чему-то большому, к вселенских масштабов источнику. Когда мы прикасаемся к нему впервые, то испытываем противоречивые чувства, одновременно и радость, и злость, и шок, недоверие, спрашиваем себя: неужели это на самом деле так? Я всегда жил и верил, что существует вдохновение, когда оно есть, я творю, когда его нет, я и ничего не делаю. Я всегда думал, что творческое начало - это искра, случайность, что-то, что дано с рождения и потом еще иногда к нам приходит, отзывается, но чересчур тихим голосом, так что мы вроде и не слышим.

Я много чего думал, а теперь выясняется, что творчество - не занятие для избранных, а вдохновение - это никакая не муза, что они там, скучные, выдумывают. Стоит мне открыть что-то внутри себя - и я чувствую, как меня наполняет этот свет, как сердце начинает петь, и я слышу его голос, а до этого и не думал, что такое возможно. Так... неужели это правда, и у меня есть "прямой номер к Творцу"?.. Нет, вероятно, это совпадение. Да и, кроме того, что случилось? Настроение у меня улучшилось. Появляются идеи. Но ведь это все случайность, которыми полна наша жизнь. Все состоит из случайностей. А я, идиот, сижу тут, улыбаюсь и верю, что мне кто-то там руку помощи протянул, какой-то Творец, Вселенная или как вы это еще называете. Что за ерунда.
Думаю, многие из нас, если не все, ловили или ловят себя на подобных мыслях. Я часто думаю о том, насколько противоречива человеческая натура. С одной стороны, мы хотим добиться успеха в том, чем занимаемся. С другой стороны, теряемся, когда... ну, уже говорила, я называю эту силу "Творец", рассыпает у нас под ногами возможности. В мире НЕТ случайностей. Все, что происходит с вами, не случайно. Не случайно вы сейчас читаете эти строки. Не случайно вам попалось упоминание об этом творческом кружке. Не случайно вы позволили себе мысль "ну, поведу чуток Утренние Страницы, что, не убудет". И не случайны все ощущения, на которых вы себя ловите.

В моменты, когда нас одолевают такие мысли, мы оказываемся на распутье. Одна наша часть твердит, что все не случайно, нужно послушать сердце, поступать так, как оно хочет. Вторая наша часть сомневается, говорит, что это нерационально, нелогично, и давайте-ка повернем назад. И такое "раздвоение личности" объясняется очень просто. Чем выше мы поднимаемся, тем сложнее проблемы, которые нам предстоит решать. Когда мы становимся сильнее, сильнее становятся и наши сомнения в себе.

Что сказать? Знаю многих творческих людей, которые так и существуют между этими двумя полюсами. Стоит ли говорить, как это отражается на творчестве? Думаю, не стоит, понятно без слов. Если уж давать совет, то вот такой. Эти мысли от себя гнать не нужно, но и позволять им властвовать над вами тоже не следует. Нужно разобраться в том, откуда они идут. И, конечно же, сделать выбор - в пользу голоса своего сердца. Сердце не обманывает - это аксиома.

Ваше сердце, если оно открыто, и если вы слышите его - это тот самый "прямой номер к Творцу". Оно знает, что вам нужно, знает, чего вы на самом деле хотите. А сомнения - это просто что-то, что пытается заставить его замолчать. Не поддавайтесь. Часто нас пугают, говоря, что если мы будем делать только то, что хотим, то прослывем ненормальными чудаками, и нас никто не будет любить. Но это не так. На самом деле, если и есть самая незавидная на свете доля - так это жить в постоянных сомнениях и не просто не знать, чего вы хотите - не иметь возможности этого понять. Не требуется менять убеждения, говорит об этом Джулия - нужно просто поглубже вникнуть в них.

Ядовитые друзья

Когда мы меняемся, меняется и наше окружение. Это объяснимо: некоторым людям с нами становится не по пути, некоторые не успевают за нашим ростом. Просто и понятно. Здесь нужно сказать пару слов об особой группе людей, которая играет важную роль в процессе нашего творческого возрождения. Это - наши друзья и приятели, которые внезапно начинают воспринимать то, что мы делаем, в штыки. И особое внимание нужно обратить на друзей и приятелей, которые по каким-то причинам боятся заниматься творчеством или занимаются, но чувствуют, что не добиваются определенных результатов.

Джулия хорошо иллюстрирует это, говоря об компании алкоголиков. Кому понравится, если ваш "коллега по бутылке" вдруг перестал пить, светится счастьем, бегает по утрам и выглядит на миллион долларов? Разумеется, никому. И больше всего это не нравится тем людям, которые хотят стать такими же, но боятся делать решительные шаги. Зависть к чужому успеху... да, она снова с нами. Я чуть больше двух лет назад столкнулась с такой творческой завистью. То был близкий мне человек, которому я доверяла, считала талантливой и одаренной творческой личностью.

Все началось с мелких упреков со стороны этого человека. Потом эти упреки переросли в крупные. В какой-то момент я не выдержала и довольно резко поставила товарища на место, ответом на что мне было... да, вы угадали. "Тебе нужно научиться воспринимать критику, ты совсем зазналась, решила, что ты гений, между тем все, что ты делаешь - сплошное...". Стоит ли говорить, что позже и от наших общих знакомых я узнала, что у этого человека был серьезный творческий кризис. Кстати, зла я на него не держу (а насчет него не знаю), и интересуюсь его творческими успехами. И искренне радуюсь тому, что у него получается.

От таких людей желательно держаться подальше. Во-первых, никому не хочется выслушивать в свой адрес гадости, причем высосанные из пальца: "У тебя что, такой маленький словарный запас, что ты шифоньер не отличаешь от шкафа?". Во-вторых, потому, что такие люди тянут нас вниз. В подавляющем большинстве случаев они выпадают из нашей жизни автоматически, но не всегда. Тут можно посоветовать только одно - быть выше и игнорировать. И не прислушиваться к такой "критике", особенно в моменты, когда нам самим плохо, и хочется поддержки. И еще нужно помнить о том, что если на самом деле они завуалированно рассказывают о том, как им страшно выходить из тупика. Так что злиться не стоит - их можно пожалеть.

Вторая группа опасных людей - это, как их называет Джулия, вредители. Она красочно описывает их в соответствующей части главы, я же ограничусь кратким объяснением: эти люди добиваются внимания любой ценой. Они играют на публику, устраивают сцены, красивые и не очень, по поводу и без повода, придумывают букет таинственных болезней, ожидая, что вы уделите им минутку (читай - все свое свободное время) и пожалеете. Порой они добиваются внимания очень активно, до истерик со слезами и угрозами, что убьют себя. Это достаточно часто встречающийся тип людей. Как только они видят, что вы посвящаете много времени своему делу, но никак не им, они, естественно, чувствуют страх - ведь теперь вы не сможете уделять им достаточно внимания. Что дальше? Классика жанра. "Что, творчество для тебя важнее, чем я?", "ты что, так и будешь вечно писать и рисовать, а мне внимания не уделишь?", "у тебя совсем нет времени для общения со мной, ты только и делаешь, что пишешь романы да картины рисуешь!".

До некоторых пор ярким представителем этого племени была моя мама. Конечно, вредителем ее назвать было нельзя, но она требовала внимания и злилась, если ей не предоставляли его вот прямо сейчас. По опыту могу сказать, что проблема решаема. И путь один: серьезный разговор, а после него - взаимные уступки. Если вы не можете дистанцироваться, то это, на мой взгляд, лучший выход. Мы поговорили, я объяснила маме, что мне нужно время для того, чтобы проводить его за творчеством и работой. Но я совсем не против походить с ней по магазинам. Теперь все работает очень просто. Я говорю маме очень спокойно и вежливо: "Пожалуйста, подожди двадцать минут. Я закончу - и тогда мы сделаем то, что ты хочешь". Мы не ссорились уже больше двух лет, даже не говорили на повышенных тонах.

Выживание - это ясность сознания

История, рассказанная Джулией, поразила меня в самое сердце, потому что я пережила похожее, пусть и только в ощущениях. В ней она рассказывает о том, как внимание к мелочам, чувство жизни помогает нам оставаться на плаву и, если можно так выразиться, чувствовать наш путь, понимать, куда мы движемся, крепко держать в руках вожжи. Историю Джулии можно прочитать в книге, а я расскажу свою.

Осень и зима 2011 года были самым чудесным и одновременно самым ужасным временем в моей жизни. Чудесным потому, что я исполнила маленькую мечту - переехала к морю. То был высотный дом в спокойном районе, со всеми удобствами, включая бассейн и тренажерный зал. Ужасным потому, что я ради переезда уволилась с любимой работы, разорвала почти все связи с дорогими мне людьми и переехала в этот город только потому, что так хотел мой мужчина - решила, что его желанию существовать рядом с родителями следует угодить. Но самым ужасным было то, что наши отношения, десять долгих лет, включая пять лет гражданского брака, становились историей, а мы становились чужими друг другу людьми. К тому времени уже стали.

Осенью я пыталась найти работу, даже немного работала там и сям, но потом оставила эти попытки. Я спала по двенадцать-четырнадцать часов в сутки, а в оставшееся время писала. Мой пятый роман, моя лучшая вещь в самостоятельном творчестве, прекрасный, трагичный, родной и настолько же больной. Я буквально уходила в него с головой, держалась за него мертвой хваткой, как утопающий за спасительный круг. Я дописала его и поняла, что следует поставить точку. Общую точку. И я ее поставила.

Холодным февральским вечером (шел уже 2012) я оставила за спиной море, мечты, долгие отношения, которые превратились в кошмар и много чего еще. Первую неделю я почти не выходила из дома, решив, что следует заняться чем-то полезным и физическим - и мы с братом закончили ремонт. Потом поняла, что быть дома не могу, и начала выбираться на короткие прогулки. Наш город построен на берегу озера, его можно наблюдать почти из каждого окна, а до берега и вовсе рукой подать. Так, я с каждым разом увеличивала свой ежедневный маршрут, и в какой-то момент начала прогуливаться по берегу озера.

Я брела вдоль воды, вдыхала свежий влажный воздух и была целиком и полностью погружена в воспоминания. И тогда, конечно, еще не знала, что именно в эти моменты во мне умирают остатки прошлой жизни. Не знала, что 2012-й будет для меня поворотным годом, годом возрождения и нового рождения. Неудивительно, что озеро - правда, Женевское, но суть та же - спустя год появится на моих (теперь уже не только моих, а соавторских) страницах и станет символом потерянной любви, боли и ощущения начала.

Во время одной из таких прогулок я увидела на берегу женщину-художницу лет сорока. Она держала на коленях блокнот и делала наброски. За полгода я отучилась общаться с людьми и превратилась в настоящего дикаря, но все же подошла к ней и присела рядом. Мы познакомились. На следующий день я увидела ее снова, потом - еще. И каждый раз мы сидели и беседовали. Она рассказывала мне о своей молодости в Болгарии, о приезде в Израиль, о муже и детях. В какой-то момент она заговорила о внуках, и, наверное, поняла, что я удивилась, потому что поспешила себя пояснить - ей идет шестой десяток. А потом добавила:

- На самом деле, это не так уж и важно, просто цифры. Главное - чтобы глаза были широко открыты.

Часто мы увязаем в жизни. Перемещаемся между работой и домом, один день похож на другой, одинаковые заботы, нет денег, плохое настроение и плохая погода. Между тем, все мы знаем людей, которые будто светятся изнутри. Они улыбаются, поддерживают окружающих словом или делом, не акцентируют внимание на неудачах, видят хорошее.

- Когда мне в последний момент сказали, что выставку придется отложить на неопределенный срок, я пришла сюда, как раз был закат. Какой удивительный! Хорошо, что у меня всегда под рукой акварель и блокнот! Закаты снова увлекли меня, это озеро - просто кладезь вдохновения. Для следующей выставки придется найти зал побольше, картин прибавится!

Творческие люди отличаются особым взглядом на жизнь и глубиной чувств и ощущений. Мы держим связь с природой, постоянно на линии - что Вселенная нашепчет? Именно это позволяет нам подниматься над повседневной жизнью, которая убивает - и продолжит убивать - многих. Мы знаем, что вдохновение - это не вспышка, это процесс, поток, в котором мы находимся. Ничего страшного не произойдет, если мы не поддержим разговора о том, как все плохо, нет денег, работы, мальчиков/девочек, политика и остальное. Об этом пусть поговорят другие. А мы будем держать глаза открытыми.

Задания

1. Позитивное чтение. Каждый день, утром и вечером, сосредоточьтесь и перечитайте про себя "Основные принципы" (см. предыдущие главы книги). Следите за изменениями в вашем отношении к себе. Скептицизм потихоньку отходит в сторону? Это задание может показаться смешным, но я рекомендую его выполнить. Не слушайте скептика, врет он все.

2. На что вы тратите время? Опишите пять основных занятий за неделю. Сколько времени вы потратили на каждое из них? Чем вы занимались потому, что хотели? Какую часть времени вы потратили, помогая другим? Не вызывают ли у вас сомнений "застопоренные" творческие друзья?

3. На листе бумаги нарисуйте круг. Внутри напишите ценности, которые вам приходится защищать, а также имена тех, кто поддерживает вас. Снаружи напишите имена тех, от кого вам лучше держаться подальше. Повесьте там, где вы обычно пишете Утренние Страницы. Пополняйте списки время от времени.

4. Перечислите двадцать любимых занятий. Когда в последний раз вы позволяли себе что-то из вышеперечисленного? Проставьте даты. Отсюда можно черпать идеи для творческих свиданий. Выберите из списка два занятия, которых вы избегали особенно давно, и уделите для них время на неделе.

5. Вернитесь к первой главе (в книге) и перечитайте приведенные утверждения. Какие у вас сейчас вызывают больше эмоций? Выберите три, и каждый день переписывайте их по пять раз в Утренних Страницах.

6. Обратитесь к списку воображаемых жизней. Добавьте еще пять. Подумайте о том, какие элементы из них можно добавить в вашу жизнь.

7. Пирог жизни. Это очень полезное упражнение, его я рекомендую особо, и немного переиначу - но можно выполнять и так, как в книге. Начертите круг и разделите его на шесть секторов.

- духовность;

- спорт;

- развлечения;

- работа;

- друзья;

- любовь/приключения.

Дайте каждой из областей оценку, используя десятибалльную шкалу, и поставьте соответствующую точку, а потом соедините точки. В идеале должна получиться мандала. А если не получается, то теперь вы знаете, над чем работать.

8. У всех есть планы - прочитать ту или иную книгу, купить вазу, наконец-то записаться в бассейн. Составьте список из десяти пунктов: что вы уже давно откладываете, тогда как причин в общем-то нет? Вероятно, вы давно собираетесь сделать себе массаж в салоне? Может, купить новое платье или пополнить домашнюю библиотеку? А, может, вы давно не звонили своей подруге, но было бы так здорово встретиться и поговорить? Выберите один из пунктов и сделайте его целью недели.

И, конечно, не забываем про творческое свидание и Утренние Страницы, друзья. Это - наши основные методы. Напоминаю, что мы встречаемся в субботу, девятнадцатого апреля, для проверки и вдохновляющих отчетов.

Приятной недели всем нам!


Комментарии

( 6 слов — Сказать )
nika_anikeeva
13 апр, 2014 13:50 (UTC)
что ж, приступим :)
stacie_elberg
13 апр, 2014 15:23 (UTC)
Да будет так :)
helga_ahimsa
13 апр, 2014 14:04 (UTC)
Настя, спасибо большое за историю, за то, что делишься своим опытом! Для меня это очень полезно и ценно!
stacie_elberg
13 апр, 2014 15:23 (UTC)
Спасибо :) Опыт для того и существует, чтобы им делиться :)
ayuthaya
14 апр, 2014 09:09 (UTC)
Как раз дочитала вторую главу по которой мы сейчас работаем и тоже очень отозвалось про внимание. У У меня был такой период, его условно можно назвать крах карьеры, когда я написала заявление об уходе хотя и любила свою работу и верила в то что делаю и буквально этим жила. В потом словно все рухнуло. И я тоже помню это ощущение когда думать о пошлом больно , о будущем нет сил думать и есть только настоящий момент. Я помню каким было то весеннее солнце и как лед хрустел под ногами и помню запах духов которыми тогда пользовалась. Кстати совершенно внезапно я их снова себе купила после долгого перерыва за который они мне разо нравились а теперь вот снова понравились. Можно ли это считать хорошим знаком? ))
Просто именно тогда у меня было ощущение что у меня выросли крылья и что каждый ветер мне попутный и тогда я открыла свое дело причем очень легко и на одном дыхании и нашлись и деньги и партнеры и возможности. Я очень тоскую по тому состоянию легкости и вот сейчас подумала что возможно усилив внимание к настоящему моменту и к окружающему я смогу пережить нечто подобное.
Спасибо за запись и за возможность поразмышлять вслух и в хорошей компании )))
stacie_elberg
14 апр, 2014 10:03 (UTC)
Вообще интересно, конечно. Казалось бы, мы все такие разные люди, но у стольких находятся похожие истории. Причем похожие не по событиям, а по ощущениям, один в один :)
( 6 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com