?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Приветствую всех, дорогие друзья.

Мы уже на третьей неделе нашего Пути. Путешествие продолжается, мы изучаем окружающий мир, открывая его - а заодно и самих себя - заново. События этой недели обещают нам любопытные открытия. Сегодня мы не столько пойдем вперед, сколько заглянем в себя. Это созерцательная неделя. Мы поговорим о гневе, о синхронности, о критике и сделаем любопытное упражнение под названием "Детективное расследование". А еще нас ждут очень интересные задания.
Гнев

Принято считать, что гнев - это отрицательная эмоция. Что мы ощущаем, когда нами овладевает гнев? Мне вот хочется кого-нибудь хорошенько отдубасить, если не убить. Психологи говорят, что гневу нужно давать выход. Конечно, таким образом, чтобы не пострадали (или как можно меньше пострадали) окружающие. Проблема заключается в том, что часто мы держим наш гнев в себе. Повинно все - и толстый культурный слой, который не дает нам побыть самими собой, и природная деликатность, и что-нибудь еще - да главное подавить, а мозг наш уже причину придумает.

Джулия рекомендует воспринимать гнев как некую направляющую силу, как показатель того, как сильно мы хотим выйти из наших рамок комфорта. Гнев призывает к действию, заставляет двигаться, не дает сидеть на месте.

Вот же блин! Да клянусь - я бы написал рассказ в сто раз лучше!

Ну черт, и это они называют фильмом?! Я бы снял в пятьсот раз лучше!


Когда мы ощущаем подобный гнев, находясь в творческом тупике или же просто пребывая в подавленном состоянии по каким-то творческим причинам, это хороший знак. Это означает, что мы уже достигли дна, и теперь поднимаемся наверх. Раньше были лень, безразличие, отчаяние, вероятно, зависть. Чем, кстати, зависть отличается от гнева? Гнев, как уже было сказано выше, стимулирует нас на самостоятельные поступки. А зависть - если только это не здоровая спортивная зависть, конечно же - "стимулирует" разве что на то, чтобы сидеть на месте и жаловаться. Часто, завидуя, мы говорим "я бы сделал в сто раз лучше" в том значении, что человек сделал что-то плохо. Когда же мы в гневе говорим "я бы сделал в сто раз лучше", это означает, что мы готовы сами взяться за дело. Вот и хорошо! Потому что такой гнев - это признак нашего "выздоровления".

Синхронность

Или, как ее называет Джулия, синхрония. Я предпочитаю термин Карла Юнга - именно он "придумал" синхронность. На деле, конечно же, ничего он не придумывал - синхронность является ровесницей нашей Вселенной, он просто ее описал.

Все мы хотя бы раз да слышали фразу "бойтесь своих желаний - они сбываются". Многим из нас она кажется смешной, шаблонной, но только потому, что мы в глубине души хорошо понимаем, что это значит. "Все это не может быть так просто - в жизни важные вещи даются тяжело, нужно страдать и проливать кровь во всех смыслах этого слова". Поступление в университет мечты кажется нам чем-то запредельным - и вот мы удалили "случайное" письмо из того самого университета, которое содержит сообщение об огромных скидках для абитуриентов и о новых условиях (более простых) приема на желанную кафедру. Мы мечтаем научиться петь, но с ужасом отшатываемся, когда к нам в дверь (!!!) звонит почтальон и приносит рекламный проспект педагога по вокалу (кстати, да, нам его кто-то уже рекомендовал, но ведь все не может быть так просто).

Много, много "случайных" совпадений - мы уже говорили об этом. Ничего случайного нет в нашей жизни. А "все не может быть так просто" именно потому, что почти каждый из нас раз за разом отмахивается от "случайностей". Мы ищем сложные пути, тогда как главный, нужный путь - вот он, перед нами. Мы не видим его. Почему? Потому что "все не может быть так просто". Мы элементарно боимся поверить, хотя верить и не нужно - нужно просто сделать шаг, прислушавшись к себе. Как очень удачно заметила Джулия, мы больше боимся признать, что Творец есть, чем то, что Творца нет.

Ведь если Творец и правда есть, ведь если он и правда такой великий, желает нам добра, безвозмездно отдает своей щедрой рукой огромные духовные богатства... что же тогда? Почему люди такие несчастные? Почему этими дарами и богатствами никто не пользуется? Да, вы снова угадали. Все не может быть так просто. Мы ищем логику, систему, потому что "так делают все". Не особо счастливые все, заметим. Но мы все же ищем, упрямо ищем. Хотя искать ничего и не надо - все у нас уже есть. Мы боимся удачи и счастья, а не провала и неудач. Кстати, у психологов для тех, кто боится удачи, даже термин есть - синдром самозванца.

Знаю, скептикам поверить сложно, но Творец поддерживает нас везде и всюду. Даже в самых мелких вещах. Но особенно ему по душе, когда его дети воплощают в жизнь по-настоящему масштабные, глобальные замыслы. Покорить мир? Да, неплохая идея.

Критика

В одной из частей главы, посвященной третьей неделе, Джулия пишет о стыде. В частности, о том, что в молодом либо неуверенном либо пребывающем в творческом тупике художнике легко пробудить чувство стыда. Думаю, некоторым из нас знакомо это чувство. У него есть два, если можно так выразиться, лица.

1. Мы стыдимся похвалы. Нам кажется, что это незаслуженная похвала. "Не люблю, когда меня хвалят". Ерунда какая, не верьте. Все любят, когда их хвалят. Просто похвала бывает разной и по разным поводам. Но хорошее слово приятно всем.

2. Мы очень злимся, когда нам говорят "хорошее слово приятно всем", потому что мы-то уж точно знаем, что это неправда. Мы считаем плохие отзывы правдивыми, и сами не понимаем, что загоняем себя в ловушку. Нами с легкостью манипулируют другие. Иногда они произносят фразы вроде "как ты только ПОДУМАЛ о том, чтобы показать этот бред, эту мазню? Зачем ты выложил черновик? О чем ты думал?!". Вот так мы и живем. Между отрицанием похвалы, плохими отзывами и упреками "как ты мог такое написать, придурок ты эдакий!". Да и верно, почему же нам в такой ситуации не творится, а только плачется о том, что когда-то творилось, но теперь не?

В свое время мне посчастливилось провести несколько прекрасных месяцев на посту одного из главных редакторов сайта Клуба Начинающих Писателей. Теперь я являюсь основателем и главным редактором литературного проекта, так что писатели и поэты, начинающие и не очень - это часть моей жизни. Ко мне регулярно обращаются за поддержкой или советом, я рецензировала несколько конкурсов. Это я не к тому, что нужно восхищаться моим опытом, а к тому, что я хорошо знакома некоторыми аспектами критики и отношением к ней, особенно в среде молодых авторов.

В частности, бытует мнение, что хорошая, правильная, нормальная критика - это когда вас ругают, унижают, придираются к каждому слову и вообще разделывают под орех. Не раз встречала вещи вроде "да меня разделывал под орех сам... <имя какого-то писателя или известной личности>". Новички сами просят, чтобы их ругали. И это не смешно, а печально, потому что с такими идеями растет целое поколение писателей и поэтов. Так якобы вырабатывается устойчивость к критике, приобретается опыт. И вы даже - да-да - начинаете лучше писать.

Это полная хрень, чушь и провокация. Еще никому не стало легче или лучше от того, что какой-то якобы именитый критик придирался к каждому слову. В этом нет ничего хорошего - это отвратительная невоспитанность, эгоизм и попытка манипулировать окружающими, попытка возвыситься за счет тех, кто слабее. То, что у вас есть опыт, еще не означает, что вы вправе кого-то ругать. Вы можете писать божественные романы, рисовать великолепные картины, но грош вам цена, если ваша "критика" - это придирки и "как ты мог такое написать/нарисовать".

Важно запомнить две вещи. Во-первых. Никому и никогда не позволяйте вам говорить "как ты мог". Лучшим выходом из положения будет промолчать, но до многих таких "критиков" доходит с большим трудом, так как они слишком высоко взобрались на свой Олимп, а посему следует ставить их на место. Не переживайте, аргументов много не будет. Скорее всего, вещи в духе "я написал восемь романов, а что написал ты? Вот эту хрень?" или - это скорее всего - "ты просто не умеешь принимать критику, ты полный ноль, тебе не стать творческим человеком и не добиться успеха". Во-вторых, научитесь отличать критику от придирок.

У меня есть беспроигрышный рецепт. Когда ко мне обращаются с просьбой о критике, я спрашиваю себя - смогла бы я сделать лучше? Если ответ "да", то я задаю следующий вопрос: что бы я изменила, какой путь я бы выбрала? Когда я отвечаю на оба вопроса, и во втором случае у меня готов список рекомендаций, то я пишу автору комментарий, в котором мягко высказываю свою позицию. Начинаю с положительных аспектов и ими же заканчиваю, обнадеживая автора. Отрицательные вещи четко аргументирую, когда есть возможность, еще и привожу личные примеры. С моей точки зрения, так должна выглядеть критика.

Конечно, это идеал, вряд ли мы будем встречать такое на каждом шагу. Будем откровенны: сейчас чаще поливают грязью, чем говорят толковые вещи. Значит ли это, что мы не должны прислушиваться к критике вообще? Это значит, что следует отметать:

- попытки переходить на личности: "Что с грамотностью? Автор тупой, книжек не читал?";

- явную чушь: "Критик ничего не понял", "критика на вас нет", "аффтар, выпей йаду";

- тех, кто не может аргументировать свои критические доводы. "Описание пустое" (почему пустое?) "Потому что я написал восемь романов, а ты придурок, и должен меня слушать".

Я бы порекомендовала иметь "при себе" двух или трех людей, которым вы доверяете, и чье мнение является для вас авторитетным. К ним и прислушиваться. И самый главный момент во всем этом - помнить о том, что ЛЮБАЯ критика субъективна. Я, к примеру, по умолчанию признаю, что критика моего соавтора субъективна, а она признает, что субъективна и моя. Тем не менее, мы прислушиваемся к мнению друг друга. Это означает, что критика - не Библия, которой нужно слепо следовать, а информация, которую нужно проанализировать и отделить зерна от плевел.

Если вы уже это сделали и поняли, что "действительно написали хреновый роман", не спешите выбрасывать его в корзину. Соберитесь, закройте глаза, вдохните и посмотрите внутрь себя. Критика - это просто слова, просто мнение. Как уже было сказано выше, мнение субъективное. Для чего вы творите? Ради субъективных слов? Разве субъективные слова - это то, что должно управлять вами в те моменты, когда вы работаете над очередной главой "того самого хренового романа" или пишете "ту самую хреновую картину"?

НЕТ.

Субъективные слова не должны управлять вами. Исходите из того, что все, что вышло из-под вашего пера или из-под вашего карандаша/кисти суть выражение происходящего в вашей душе и в вашей голове. А посему с вашей точки зрения ВСЕ, что сотворено вами, ХОРОШО по умолчанию. Что с этим будет дальше, что из этого извлечет ваш читатель, зритель или слушатель - это вопрос отдельный.

Для того, чтобы слышать свой собственный голос и творить то, что мы на самом деле хотим творить, мы должны отучиться от привычки сомневаться и корить себя за неудачные вещи. Не ругайте себя - и никому не позволяйте этого делать. Говорите "я могу сделать - и сделаю - лучше", а не "я сделал просто ужасно". И прямо скажите тем, кто думает, что якобы вы зазнались и поэтому не принимаете критики - да, я талантлив, черт побери. Да, я и правда так думаю. Да, я в этом уверен. Да, и мне ну вот ни разу не стыдно, когда я говорю "мне нравятся мои стихи", "мне нравятся мои романы", "мне нравятся мои картины". И эти суждения не мешают мне расти над собой в каждой моей работе. Что такое, вам это не нравится? Вы думаете, что нужно напрашиваться на то, чтобы вас поругали и искать злой критики, а иначе никакого роста, и мы вообще не писатели и не поэты? Извините, но ваши взгляды - это явно не моя печаль.

Упражнение: детективное расследование

В процессе творческого возрождения мы, как уже было сказано много раз, пускаемся в путешествие по своему внутреннему миру и понемногу "собираем себя" - обретаем заново. Данное упражнение призвано немного помочь нам в этом. Сконцентрируйтесь, когда будете выполнять его. Несколько вопросов, на которые нужно ответить письменно.

Моей любимой игрушкой в детстве было/была/был...

Мой любимой детской игрой было/был/была...

Лучший фильм, который я видел/а в детстве - это...

Если бы у меня немного поднялось настроение, я бы позволил/а себе...

Если бы не было слишком поздно, я бы...

Я редко это делаю, но мне очень нравится...

Мой любимый музыкальный инструмент - это...

Сумма, которую я каждый месяц трачу на развлечения...

Если бы я не был/а такой скрягой по отношению к своему внутреннему художнику, я бы купил/а ему...

Сделать что-нибудь в одиночестве - значит...

Боюсь, что если я начну мечтать...

Я втайне люблю читать...

Если бы у меня было идеальное детство, я бы стал/а (кем?)...

Если бы это не было дурацкой идеей, я бы написал/нарисовал/сделал...

Мои родные думают, что все художники...

Мой Творец думает, что все художники...

Во всем этом творческом возрождении мне не дает покоя...

Научиться доверять себе - это наверняка...

Музыка, которая поднимает мне настроение больше всего...

Я люблю одеваться (как?)...

Задания

1. Опишите вашу детскую комнату. Можно ее даже нарисовать (отличная возможность проявить свой еще не раскрытый художественный талант!). Что вам нравилось? Что нравится вам в вашей теперешней комнате? Может, следует что-то изменить, чтобы это напоминало вам о приятных моментах из детства?

2. Опишите пять качеств, которые нравились вам в самом себе, когда вы были ребенком.

3. Перечислите пять детских достижений.

4. Перечислите пять любимых детских лакомств.

5. Некоторые привычки мешают нам заботиться о себе и вызывают чувство стыда. Перечислите три привычки, вред которых очевиден - вы часто лезете в социальные сети вместо того, чтобы сосредоточиться на творческой работе, много времени проводите за просмотром телевизора и так далее. Выберите три, вред которых не столь очевиден, но вас, как говорится, терзают смутные. Опишите подробно результат последних.

6. Составьте список друзей, которые искренне заботятся о вас. Выберите троих. Какие качества в них вы цените больше всего?

7. Позвоните/напишите другу, который относится к вам как к очень хорошему, подающему надежды человеку. Обращение за поддержкой бывает очень важным.

8. Внутренний компас - это инстинкт, который указывает нам на путь к творческому благу. Утренние Страницы - это один из способов наладить с ним контакт, но не единственный. Сюда можно включить такие занятия, как вождение машины, долгая пешая прогулка, бег трусцой. Посвятите этому час и опишите свои ощущения и настроения.

9. Перечислите пять человек, которыми вы открыто восхищаетесь. Перечислите пять человек, которыми вы восхищаетесь втайне. Какие их качества вы хотели бы развить в себе?

10. Перечислите пять человек, с которыми бы вы встретились, будь они живы. Перечислите пять человек, которые уже не с нами, и с которыми бы вы хотели встретиться на том свете. Какие их качества вы можете отыскать среди ваших друзей? Сравните оба списка - этот и из предыдущего пункта. Чем вы по-настоящему восхищаетесь, а чем, на ваш взгляд, "должны" восхищаться?

Напоминаю, что мы встречаемся во вторник, двадцать второго апреля (либо в среду, двадцать третьего), и нам предстоит третий бонусный день.

Всем удач!


Комментарии

( 11 слов — Сказать )
elen_feliz
20 апр, 2014 15:57 (UTC)
Ого, сколько заданий до вторника! :))) Попробую все выполнить. Начну, пожалуй, с описания детства :)))
stacie_elberg
20 апр, 2014 17:20 (UTC)
Не до вторника, как всегда, до субботы :) Вторник - просто бонусный день :)
helga_ahimsa
22 апр, 2014 08:33 (UTC)
Настя, тебе можно книгу написать о творчестве. Много интересного, ценного и нового в твоих постах. Например, у Джулии некоторых моментов нет или они иначе описаны.
stacie_elberg
22 апр, 2014 09:23 (UTC)
Спасибо :) Да, признаться, я подумываю об этом. Пока что концепция как следует не оформилась в голове, но наметки уже есть. Посмотрим, что будет к концу курса. Материалов накопится масса, да и наблюдений :)
helga_ahimsa
22 апр, 2014 10:31 (UTC)
Замечательно!!! Рада, что у тебя есть такие задумки:)
stacie_elberg
22 апр, 2014 10:40 (UTC)
Уже давно есть :) Вот подумала, что нужно использовать возможность :)
yu_mopeda_luks
22 апр, 2014 10:42 (UTC)
Интересно.

Господи, дай мне время больше 24 часов, чтобы познать свой внутренний мир.
stacie_elberg
22 апр, 2014 11:02 (UTC)
Он дал нам ровно столько, сколько нужно. Нам просто следует научиться этим пользоваться :)
ayuthaya
22 апр, 2014 15:03 (UTC)
Спасибо за задания. Я только что до них добралась хотя УС "вымучиваю" регулярно )
Очень интересные задания! Приступаю с воодушевлением )
stacie_elberg
22 апр, 2014 16:04 (UTC)
Задания замечательные, да :))
( 11 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы ВКонтакте
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Календарь

Август 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com