?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Даже самую бомбовую несущую идею книги рискуют загубить картонные персонажи. Как же сделать их "трехмерными", такими, в которых читатель безоговорочно поверит? Посмотрим, что рекомендует Александр Молчанов, талантливый сценарист и преподаватель.

Первое, что должно быть у героя, - это тайна.
Разумеется, есть десятки весьма и весьма убедительных героев, у которых нет никакой тайны. Но, знаете, если бы тайна у этих героев была, они стали бы более интересными.

Второе, что непременно должно быть у каждого героя, - это недостаток.
У каждого Ахилла есть своя ахиллесова пята. Неуязвимый герой без недостатков никогда не вызовет любопытства или сопереживания. А мы помним, что это несущие эмоции, заставляющие читателя перевернуть следующую страницу.
У каждого свои недостатки, как было сказано в прекрасном фильме "В джазе только девушки". Чапаев беспечен и малограмотен, Гарри Поттер подслеповат и без очков ничего не видит, Доктор Хаус фанатеет от отстойного телемыла и втихаря пожирает запасы таблеток в больнице, Джеймс Бонд не может пропустить ни одной юбки, Шерлок Холмс откровенно наркоманит и не знает, что Земля круглая, Жак Паганель невероятно рассеян и забывчив, и так далее. Точь в точь по диалектике Гегеля: именно неидеальность делает персонаж великолепно живым.

Третий ингредиент нашего колдовского зелья - это сокровище.
Это то, что поднимает его над остальными. Скарлетт умеет отложить проблемы до завтра и не думать о них сегодня. Холмс обладает дедуктивным методом расследования. Жак Паганель знает наизусть все карты мира.
Сокровище должно быть таким, чтобы читателю захотелось им обладать. Вряд ли мы захотим быть похожими на супергероя, который умеет выпускать изо рта зеленый дым хотя, если он при этом делает дымные кольца.

И наконец, последнее и главное, чем должен обладать герой, - цель.
Чего хочет Человек-паук? Бороться со злом? Черта с два! Он с хорошей девушкой хочет дружить. А для этого он должен профессионально состояться. Чего хочет Чапаев? Белых победить? Нет. Он хочет доказать Фурманову, что человек из народа может быть командиром. Чего хочет Одиссей? Приключений? Нет. Он хочет вернуться домой.
[Классификация целей]Все цели всех героев можно разделить на четыре группы:

1) спасение жизни своей, любимого человека, членов семьи, членов рода, своей страны, человечества. Одиссей отправился воевать с Троей не потому, что хотел славы, а потому, что хотел спасти сына, которого положили под его плуг, когда он симулировал безумие.

2) деньги, материальные ценности. Сюда же входят слава, успех, признание, стремление хорошо выполнять свою работу и заслужить похвалу от начальства. Герои многих комедий ставят своей целью  разбогатеть (сын прославленного турецкоподанного), вырваться наверх по социальной лестнице (тварь ли я дрожащая или право имею?!) или прославиться (инженер Гарин);

3) любовь. Эта сила движет не только солнце и светила, но и сюжетные линии тысяч и тысяч мелодрам;

4) месть. В жизни люди мстят довольно редко, но чуть ли не поголовно мечтают об этом. Множество детективных интриг держатся на внезапно возникшем из прошлого мстителе. Вспоминте хотя бы Гамлета.

Цель, ради которой герой пришел, и, достигнув которой, уйдет, всегда одна. Но на пути к ее достижению приходится преодолевать препятствия. Преодоление препятствий - это задача героя.
[О чем следует помнить, создавая характер персонажа]Чтобы это путешествие было действительно увлекательным, каким же должен быть характер героя?

Ярким. Глупо ждать великих подвигов и неожиданных поступков от пустого места.
Определенным. Мы должны понимать, чего хочет герой и почему он этого хочет.
Правдоподобным. Только не нужно копировать черты знакомых вам людей. Жизнь не сценарист, ей не
нужно заботиться о правдоподобии. А вот автору нужно.
Цельным. Герой поступает только так, как он может поступить.
Сложным. Внутреннее противоречие дает герою объем (помните Гамлета, самого, наверное, противоречивого и самого популярного героя в мире). Для того чтобы стать героем, он должен преодолеть это противоречие. Только не стоит этим злоупотреблять. Если функция персонажа подать герою патроны, он должен молча (или со словами вот патроны) подать герою патроны и тут же пасть с простреленной головой. Сложность характера прямо пропорциональна важности роли, которую играет герой в истории. Даже боевик невозможно построить на том, что одноклеточный герой сильнее всех и стреляет без промаха. Нужно ему обязательно придумать какой-нибудь фикус на подоконнике, любовь к фильмам Джона Уэйна и дружбу с маленькой девочкой.
И наоборот, нельзя слишком углубляться в характеры и истории персонажей, которые играют небольшую роль.

Трехмерным героя делает не внешность и не социальный статус. Нам совершенно неважно, каким ремеслом герой зарабатывает на жизнь. Но характер героя - это камень, заложенный в фундамент любого хорошего повествования. Задача писателя - сделать этот камень драгоценным.

Последний, и самый главный критерий удавшегося героя заключается в том, насколько удается ему переломить судьбу. Чем круче, тем лучше.

Помещик Плюшкин стал нищим безумцем, рядовой и законопослушный служащий ЗАГСа Воробьянинов стал убийцей, нищий и наивный провинциал из Гаскони Д'Артаньян стал полевым маршалом.

Комментарии

( 10 слов — Сказать )
stacie_elberg
22 апр, 2014 17:00 (UTC)
Отличная статья, дорогая :) про "переломить судьбу" мне почему-то особенно импонирует :)
elen_feliz
22 апр, 2014 17:19 (UTC)
Я старалась. Наверное, потому мы и пишем. Мы ведь и свои судьбы в каком-то смысле преломляем, потому что проживаем с каждым героем... а?
stacie_elberg
22 апр, 2014 18:07 (UTC)
Да, в этом что-то определенно есть. Ведь в каждом из них кусочек нашей души, даже если они не похожи на нас совсем :)
elen_feliz
22 апр, 2014 18:08 (UTC)
Я бы сказала, в каждом шмат авторской души :))) Мы же каждого из них проживаем, как самое себя. Мы их рожаем, нянчим, ставим на ноги и выпускаем в мир... разве не так?
stacie_elberg
22 апр, 2014 18:16 (UTC)
Точно-точно.

Представь теперь, каково работается в серии с персонажами типа Винсента :))) И сколько йаду я каждый раз пью :))
elen_feliz
22 апр, 2014 18:18 (UTC)
Ну, а что? Он у тебя вполне такой очаровашка получился. :))) Впрочем, я это обо всех них сказать могу.
stacie_elberg
22 апр, 2014 18:29 (UTC)
Да, да. Тебе легко говорить, ты их не пишешь, они из меня, а не из тебя все соки выпивают :))))
elen_feliz
22 апр, 2014 19:06 (UTC)
У меня мои есть :))) Тоже не простые товарищи
nadushkasv
23 апр, 2014 05:12 (UTC)
спасибо, солнышко!
так может ещё до начала написать "карту героя", в которой предусмотреть эти пунктики?
elen_feliz
23 апр, 2014 09:36 (UTC)
Я прописываю в самом начале работы. По ходу эти карточки могут изменяться, информации добавляется, персонаж обрастает подробностями.
( 10 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com