?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Доброго времени суток, уважаемые писатели, читатели, корректоры, редакторы, и просто гости нашего сообщества.

Задумывались ли мы раньше, когда с удовольствием прочитывали очередную замечательную книгу, каким потом и кровью она была написана. Очень часто я встречала людей, которые говорили: "Да что там книгу написать? Это же проще простого! А то, что продолжения уже как два года нет, так автор просто ленится!"

Меня очень возмущало подобное, потому что даже при создании одного коротенького стихотворения, необходимо обладать наличием некоторых обязательных факторов. А что уж говорить о книге в пятьсот страниц?

Но действительно, друзья. Написать - это уже пол беды. А что касается того, чтоб вычитать и править уже сам готовый текст? Что это за процесс такой, от которого при одной мысли о нем - стынет кровь, замирает сердце, а у кое-кого вызывает суеверный ужас.

Запасаемся красными фломастерами и ручками, дорогие мои. Тема сегодняшних "Баек" - Редактура и Корректура.





А давайте зададимся вопросом: Нужно ли вообще редактировать уже готовый текст?

Скорее всего, вы восклинете, что "Конечно, нужно!" И будете правы. Когда я вспоминаю смешные опечатки, пропущенные слова, соединенные два слова в один, в результате которого получается очень непонятного выражение, проблемы, хромающая пунктуация... Уй... Хочется прикрыться тетрадью и спрятаться, потому что недоуменно смотришь на главу и думаешь, какой левой пяткой это было написано. В общем... страх и ужас!

Конечно, скажете вы, что если самому уже текст надоел хуже горькой редьки, видеть его не можете, тошнит от него и прочее, и прочее... можно обратиться к корректору, или как сейчас это называют, бета-ридеры. Однако, бета - не панацея. Большую часть всех ошибок, шероховатостей, несостыковок и проблем автор должен править сам. И никакая бета, корректор или редакторы не сможет выписать ту красоту, заполнить пропущенные или выпавшие кирпичики дома, под названием "Глава". Потому что это уникальный стиль автора, его задумка, и все изюминки сюжета знает только он.

Да и саму редактуру я воспринимаю, как интимный процесс. Показывать сырой материал на всеобщее обозрение не захочет ни один уважающий себя автор.

Итак...

Давайте заглянем под страшное покрывало этого слова "редактура". Что она из себя представляет?

Процесс написания у всех происходит по-разному. Некоторые просматривают текст уже в процессе. Но, скажу я вам, серьезная вычитка у меня начинается уже после того, как будет поставлена последняя точка в главе, абзаце, сюжетной арке... и т.д.

И вот тут начинается самое интересное. Сперва необходимо неторопливо прочитать текст. (и ужаснуться!)
Свеженаписанное произведение у меня походит скорее всего на собрание опечаток, неправильных склонений, пестрит отсутствием некоторых слов, а иногда и даже предложений. Потому что сам процесс создания текста - очень быстр. Пытаешься записывать все, что приходит в голову. А так как в голове у меня обычно каша, передаю все, что вижу. И тут необходимо поправить сперва грамматическую основу главы, вырезать некрасивости и смысловые повторы. Но иногда получается так, что необходимо переписывать целые части главы, потому что некоторые абзацы напоминают скромный и несогласованный с основной частью текста план.

И вот, вроде бы все поправлено, расставлено все на свои места. Казалось бы, ура, глава готова. Но не тут-то было. Здесь уже нужно забыть о ней на некоторое время, пока тест не забудется. "Замыливание взгляда" - уже довольно известный термин в литературных кругах. Свеженаписанный текст наше зрение воспринимает уже как цельную основу. Даже если в тексте будет ошибка, воображение само дорисовывает все, что должно было быть там. И это будет казаться нам правильным. Поэтому - текст в сторонку, и иду прорабатывать другую главу или план. В общем - занимаюсь всем, чем угодно, но не данной многострадальной главой.

Для того, чтоб забыться и остыть от текста мне надобно от трех до семи дней, а иногда и больше. В процессе второго перечитывания, я делаю заметки в тех абзацах, где необходимо поправить и убрать шероховатости, сопоставляю с предварительным планом, дописываю необходимые заметки, корректирую сюжетность.

После этого снова оставляю текст на некоторое время.

В третий раз я уже читаю главу в роли обычного читателя. Но карандаш для пометок все равно держу в руках. Текст в данном случае должен идти плавно, читаться на одном дыхании и не, как я обычно называю, "спотыкаться". Вот те места спотыкания и помечаю, чтоб поправить или переписать.

А потом снова за правку. Обычно причиной спотыканий читательского взгляда попадают тяжеловесные деепричастные обороты, слишком длинные или слишком короткие предложения, тавтологии, повторы, обилие местоимений. Иногда снова приходится переписывать начисто абзацы, либо переставлять местами слова и целые предложения. Убирать лишнее, одним словом.

Когда со всеми проблемными местами будет покончено, я снова оставляю произведение на некоторое время.

Последнюю вычитку я делаю вслух. Если при прочтении вслух, у меня не возникнет никаких заминок - прекрасно. Если заминка - значит, там что-то не так. Это со стороны, должно быть, выглядит смешно и по-дурацки, но проговаривание вслух помогает обнаружить те глупости, что были не замечены ранее. Таким образом воспринимается у меня текст цельной картинкой, а герои - оживают. Они делают то же самое, что было написано. И зачастую - чтение вслух помогает мне поддержать в тонусе не только характерность героев, но и их поведение. А иногда, при чтении, возникают дополнительные картинки, что позволяет еще более приукрасить и оживить текст.

Вот этот, уже вычитанный и многострадальный текст я уже показываю бета-ридеру, который, со стороны читателя, указывает мне на те моменты, что ему не понравились. Но... правку этих самых моментов осуществляю тоже я сама, соглашаясь или опровергая мнение прочитавшего.

Вот и весь процесс.

Конечно, необходимо учитывать и то, что совершенству нет предела. По правде сказать, с течением времени, текст можно править до бесконечности. Причем, чем больше времени отлеживается текст, тем больше ошибок автор и видит. Поэтому вступать в стадию маньяка вычитки не стоит. Учтите, что со временем совершенствуются все ваши навыки и способности. Это нормально.

А как процесс правки и редактуры происходит у вас? Есть ли у вас своя особенная манера вычитки? Что вы при этом делаете?

Жду вас в коментариях =)))


PS: если у вас интересные идеи, о чем мы сможем поговорить в творческий вечер следующего четверга – пишите мне на почту: littayuki@ya.ru, либо в комментариях к этому посту. Я с удовольствием вас выслушаю, и мы увлекательно проведем время у нашего костра…

Всем удачи.
Ваша Литта.
Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

( 8 слов — Сказать )
jensana
8 май, 2015 07:36 (UTC)

А я еще нормально не редактировала, у меня кругом черновики. Из-за этого уже паранойя! Мне кажется, я потом исправлю-ближу текст, а мне скажут (как сейчас порой):"Неплохо для черновика".
На будущее возьму вашу стратегию для редактирования. Кажется, по душе))


Предлагаю в след.раз поговорить об объемах произведений. Удается ли заранее высчитать? Что делаешь, если вываливаешься из рамок или не дотягиваешь? Пытаться ли объем подогнать под издателя?

ya_litta
9 май, 2015 06:13 (UTC)
А вот оставлять и накапливать целые кучи материала не стоит. Я терпеть не могла раньше редактировать. Это для меня страх и ужас, каторга и инквизиция...
Но нужно относиться к этому как к игре. В итоге правка превращается в своеобразное и довольно увлекательное мероприятие =)

>>На будущее возьму вашу стратегию для редактирования. Кажется, по душе))
Удачи) Буду рада, если помогла))

Да идею - спасибо)
jensana
10 май, 2015 05:05 (UTC)
Целые кучи материала оставлять не стоит, но я почему-то сейчас не могу себя заставить заняться правкой. Мне кажется, я не смогу и брошу вообще. Хочу видеть всю картину целиком. Так что допишу еще алок 5 и буду все 10-11 править. Зато картина ясна будет.
scarlett_ocean
8 май, 2015 10:21 (UTC)
Я медленно думаю и медленно пишу (даже если с опечатками), поэтому этап "отлежаться" получается автоматом))) пока дописываю главу, забываю, с чего начинала) хотя глава-неустойчивая единица, очень часто меняю разбиение на главы, так что волбщевсе условно. Но больше всего помогает чтение вслух, это да.
ya_litta
9 май, 2015 06:14 (UTC)
У каждого свой стиль. Я, к примеру, пишу очень быстро и едва успеваю записывать то, что в голове. И приходится вихрем гоняться по вордовскому документу. А вот правка идет медленно.
А вслух даже интересно как-то читать. Иногда зачитываешься и забываешь, что вообще правишь =_=
vikont_ic
8 май, 2015 14:49 (UTC)
Очень не люблю перечитывать то, что написал, во всяком случае ближайшие пару месяцев :) Поэтому стараюст кому-нибудь подсунуть, чтобы вычитали, жаль, что не всегда получается, всем вечно не до того...
ya_litta
9 май, 2015 06:16 (UTC)
А вот всегда кому-то не будет "до того". Своя рубашка, как говорится, ближе. Но если у вас есть замечательный коректор или редактор, то, может, терпение и время - оно того стоит)
bouncy_angie
11 май, 2015 06:19 (UTC)
Я сначала даю тексту отлежаться - хотя бы ночь, чтобы немного дистанцироваться от него и подойти к редактированию с холодной головой. Но затягивать "лёжку" тоже нельзя - есть опасность потерять настроение.

Потом несколько раз перечитываю, в процессе каждой читки, независимо от её цели, что-то подправляю в тексте.
Первая читка глобальная - проверка структуры: нет ли лишних эпизодов, как распределено напряжение по тексту, стройность построения главы и т.д.
Когда убеждаюсь, что всё на своём месте, начинаю подчищать текст сцена за сценой. Это мой любимый этап работы, что-то сродни украшению новогодней ёлки. И зануда во мне ликует, потому что могу сидеть и по нескольку раз менять порядок слов в предложении, добиваясь плавности или динамики.
Потом ещё несколько читок, в процессе каждой из них что-нибудь да подправлю, потом уже первый бета-ридер и коррективы, а потом второй бета-ридер, которому уже остаётся только убеждать меня в "да точно, точно всё нормально, успокойся уже!")))
( 8 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

Разработано LiveJournal.com