?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Добрый вечер, дорогие друзья! Четверг всегда располагает к беседе, и в эфире нашего сообщества снова рубрика "Байки у костра".

С прошлого года у нас осталась заявка на тему. А мы любим раздавать долги, так что начнем сегодня именно с нее.
Госпожа jensana предложила: "Предлагаю в следующий раз поговорить об объемах произведений. Удается ли заранее высчитать? Что делаешь, если вываливаешься из рамок или не дотягиваешь? Пытаться ли объем подогнать под издателя?"

Ну что, поговорим?



Первоначально разделим вопрос на несколько составляющих.

Итак, давайте сперва разберемся, как подсчитать объем текста для издателя. Единицей измерения служит такое понятие, как авторский лист.

Один а. л. равен 40 000 печатных знаков прозаического текста (включая и пробелы между словами, знаки препинания, цифры и считая неполные концевые строки за полные), или 700 стихотворным строкам, или 3 000 см2 площади изображений на странице издания.

Удается ли заранее высчитать объем текста произведения?

А вот я считаю, что заранее просчитывать объем текста, когда он еще не готов - нереально. Приведу пример. Были план и описание идеи на махонький рассказик. Ждали своей очереди. Ну, думала я, сейчас все это быстренько опишу, распишу, оформлю в рассказ и будет мне счастье. И идея не будет будить сознание и требовать оформления. Однако, первоначальные замыслы утопли в многочисленных страницах романа, который перевалил за 30 а.л. Тут уж как кому с музой повезет. Кому удается придерживаться первоначального плана, а кому - нет. Однако, я считаю лишней тратой времени на подобные просчеты. Все равно сюжет сам поведет, а быть ему стихотворной формой, миниатюрой, виньеткой, рассказом, романом, новеллой или циклом из книг, - решится со временем.

Что делаешь, если вываливаешься из рамок или не дотягиваешь?

Что делать? Не заморачиваюсь. Вывалились из рамок, - ну хорошо, так получилось. В любом случае, если оставить текст на некоторое время, то потом, при очередной вычитке, можно лишнее убрать либо сократить несколько предложений до одного-двух, заменив описание парой емких и подходящих слов.
Если не дотягиваете до желаемого объема - тоже нужно нормально воспринимать. Опять же, спустя неделю-две, когда вы дадите тексту отдохнуть, вы сами сможете найти пробелы и моменты, где нужно дописать или переправить. Текст наполнится сам по себе. Это же творческий процесс. А если не наполнился - тоже не отчаиваемся. Значит, первоначальное описание было выполнено в должной мере и объеме.

Пытаться ли объем подогнать под издателя?

Вот, кстати, очень любопытный вопрос. Лично я категорически против подгонки объемов текста под кого-либо или под что-либо. Объясню почему. Во-первых, если автор решит обрезать текст и сократить его вдвое, то получится не лаконичное и последовательное описание, а обрывки, читать которые никому приятно не будет. Читатель же не увидит вашу первоначальную рукопись, он никогда не узнает, какой она была до этого, поэтому подумает, что автор поработал спустя рукава, не старался, автор - еще очень молод и неопытен, чтоб писать. И так далее... И никто никогда не узнает, что это вы всего лишь подогнали текст под рамки издательства, по совету редактора или по собственному желанию.

Если же автор начинает увеличивать текст и наращивать его объем, то тут, дорогие мои, начинается растягивание и наматывание, переливание из пустого в порожнее. Книга превращается в скучное нечто с кучей описаний, ненужных вставок и прочей ереси.
Согласитесь, стоит ли коверкать свое произведение, если того требуют чьи-то правила?

Во-вторых, хочу заметить, что на тот или иной жанр в издательстве есть свои рамки. Например, при приеме фэнтези, присылать в издательство можно текст от 12 а.л. Потолок выбирается уже самим автором, будь то одна книга, две, или целая серия. Другие издательства выставляют рамки от 12 до 15 а.л. Этого вполне достаточно, чтоб соответствовать их требованию.

К слову, не дотягиваете до 12 а.л. на примере фэнтези, поверьте, чудеса типографии могут решить любую проблему.

Однако, еще раз хочу заметить то, что подгонять текст под чьи-то стереотипы и рамки - это неправильно. Это моя точка зрения и вы, конечно же, сможете ее оспорить. Если книга хорошо написана, интересна и на нее будет спрос у читателей-покупателей, ее примут издатели, несмотря на объем и авторские листы.

Главное, пишите, друзья, тренируйтесь, набирайтесь опыта и уверенности в своих силах. А изданная книга, если вы к этому стремитесь, - станет приятным дополнением и неоспоримым вознаграждением ваших трудов.

Спасибо за приятно проведенный вечер! Надеюсь на продолжение и жду вас в комментариях!

Обсудим?

PS: если у вас интересные идеи, о чем мы сможем поговорить в творческий вечер следующего четверга – пишите мне на почту: littayuki@ya.ru, либо в комментариях к этому посту. Я с удовольствием вас выслушаю, и мы увлекательно проведем время у нашего костра…

Всем удачи.
Ваша Литта.

Метки:

Комментарии

( 8 слов — Сказать )
stacie_elberg
10 сент, 2015 17:43 (UTC)
О, какая прекрасная тема! И какая актуальная! )))

>> Удается ли заранее высчитать объем текста произведения?

Скажу честно - никогда не пыталась, потому что не видела в этом смысла. Я даже главы не подгоняю по размеру, а зачем?.. Для меня всегда на первом месте ответ на вопрос "раскрыла ли я персонажа". На втором - ответ на вопрос "донесла ли я до читателя то, что хотела донести". И мне, признаться, странно читать вопросы авторов "как сделать так, чтобы роман не разрастался". Да пусть разрастается, Господи ты боже мой. Потом, при редакции, всегда можно отрезать кусок-другой. Главное - закончить черновик!

>> Что делаешь, если вываливаешься из рамок или не дотягиваешь?

Собственно, уже ответила на этот вопрос, но детализирую. Вообще я сначала втыкаю, а потом радуюсь ))) за три с хвостиком года соавторства у нас с Аней 90 процентов произведений писались именно так: хотели повесть, выходит трилогия. Далеко не пойдем - недавно у меня рассказ разросся до дилогии. Ничего страшного в этом нет, НО. Вопрос в том, как и куда разрастается произведение. Если автор пишет первую крупную вещь либо вторую, оставшись не очень довольным первой (а это про всех про нас, ага), то я могу посоветовать вот что. Собственно, я сама это делаю перед каждой вещью. Составь план, аффтар! Начни с того, что кратко опиши идею. У меня произведение всегда начинается с идеи. Основная идея упомянутой выше дилогии - трансформация персонажа. Дословно: "из существа "я тут всем чужой" превращается в существо практически всевластное". А потом - вперед, раскрываем. Десять-пятнадцать пунктов. Основные вехи. Опорные точки. Не переживайте, что потом похерите план. Главное - чтобы у вас был ориентир.

>> Пытаться ли объем подогнать под издателя?

Об этом можно говорить много и долго, но у меня есть четкий ответ - НЕТ. И вот основной аргумент. Я очень хорошо знакома с состоянием современного книжного рынка. Если издатель скажет вам "рукопись хороша, но надо укоротить", он либо полный идиот, либо это очень крутое издательство (таких сегодня вы не найдете, ибо все ОЧЕНЬ сильно нуждаются в деньгах и ОЧЕНЬ активно ищут новых авторов). Скорее всего, ответ будет таким: вы сможете дополнить это до серии? Потому что серии в наши времена продаются лучше всего. Ваш "слишком крупный роман" разделят на две части. Потом будут просить приквелы и сиквелы. Захотите вы связывать себя подобным контрактом или нет - воля ваша, потому что, как вы понимаете, обещания придется выполнять. Но сегодня подгонка объема - это не тема для серьезного разговора. Тем более, как уже было указано в текста, современные чудеса типографии отлично подгоняют все под нужные форматы. Это я вам говорю как редактор и как человек, который профессионально занимается версткой :)
jensana
11 сент, 2015 02:47 (UTC)

А вот по поводу издателей, это ты сейчас о российских говоришь?? Говорят же, что кризис-кризис, новых не берут. И про серии не слышала. Что лучше продается сериями?


Когда я писала этот вопрос, у меня была диллема: разделять на 2 части произведение или нет. В общем-то все решилось само собой - в одну книгу история не уложилась. Будет две. Первая часть сейчас 10 алок, будет 13 примерно.


Да, подгонять и раздувать объем не нужно, это портит качество произведения. Согласна. Да и дело до издания может и вовсе не дойти, пусть хоть в интернете она будет такой, как задумывал автор. Опять же есть всякие электронные продажи.

stacie_elberg
11 сент, 2015 07:40 (UTC)
Разумеется, о российских. Точнее, о российских и о русскоязычных, но в первую очередь о российских.

>> Говорят же, что кризис-кризис, новых не берут.

Давай немного поразмышляем. Что такое кризис? Кризис - это отсутствие денег в данном случае. Откуда взять деньги? Привлечь новых авторов. Просто в российских издательствах, извините, борются с кризисом через... ну, по-своему, по-российски. В результате чего загоняют в себя в задницу. :)

>> Что лучше продается сериями?

На первом месте - фэнтези. На втором - любовный роман.

>> Опять же есть всякие электронные продажи.

"Всякие" электронные продажи приносят издателю в среднем в три раза больше денег, чем бумажные публикации. Но в том случае, если издатель окажется достаточно умен и не будет упирать только на бумажную публикацию. К сожалению, пока что это дошло не до всех издателей ))) Но всем уже ясно, что "если публикуют на бумаге, то это хорошая книга и достойная" - стереотип, не имеющий под собой ровным счетом никакой основы.
jensana
16 сент, 2015 05:23 (UTC)
Ну, что ж, не то чтобы я сильно надеялась издаться (в лучшем случае мне до этого далеко), но это внушает определенную надежду)
stacie_elberg
16 сент, 2015 08:17 (UTC)
Чем дальше электронный формат уходит от бумажного, тем больше у писателя шансов издаться. Просто многие еще не понимают огромного количества преимуществ электронного формата перед бумажным. Писатели - люди очень консервативные. А издательская отрасль - это вообще отрасль консерваторов. Посему ждать еще доооолго )
ya_litta
11 сент, 2015 06:23 (UTC)
>>Главное - закончить черновик!
Нещадно плюсую!

>>все ОЧЕНЬ сильно нуждаются в деньгах и ОЧЕНЬ активно ищут новых авторов
И тут)))

stacie_elberg
11 сент, 2015 07:41 (UTC)
С чувством жму лапу! )
ya_litta
11 сент, 2015 11:21 (UTC)
Лапу пожимаю в ответ! )
( 8 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com