?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В прошлом посте рубрики «Писательская магия» (в далеком 2015-м году…) мы говорили о выборе названий для наших произведений. И выяснили, что вовсе не обязательно уметь это делать – можно просто делать, вот и все. Да и вообще, для того, чтобы что-то делать, совсем не обязательно это уметь. Сегодня мы побеседуем о выборе имен для наших персонажей.

Тот неловкий момент, когда генератор имен – не панацея

Я уважаю генератор имен и часто им пользуюсь (в моем случае речь идет о программе Scrievener). Хочу выдумать красивое и звучное имя для своего персонажа, говорят писатели. И в этом мне поможет генератор имен! Да, безусловно, поможет. Но бывают ситуации, когда генератор – не панацея. И даже не лекарство. А, скорее, помеха. Это актуально, прежде всего, для писателей, которые работают в жанре фэнтези. И особенно – для тех, кто является счастливым обладателем своего фэнтези-мира, как мы с Аней.

Свой мир – это радость и одновременно адская, тяжелая работа. Здесь уже не схалтуришь. Здесь все работает на общую идею. И «просто имя из генератора» работает только на коротких дистанциях. Одарить случайным набором букв случайного проходного персонажа, как вариант.

Имя и характер/сущность/суть образа

Даже у наших с вами имен есть значение. В чем и перед кем провинились персонажи? Мы детально прорабатываем характер героев и их внутренний мир. Имя здесь играет первостепенную роль. В одном из рассказов осеннего сборника «Творческого горизонта» я видела отличный пример: автор назвал персонажа «Сумеречный». Если вам не нравятся такие откровенные намеки, можно выдумать что-нибудь более изящное.

Имя «Эрфиан» происходит от арамейского корня, обозначающего создание ночи – темное, сумеречное, незаметное (сегодня оно трансформировалось в «летучая мышь», а еще так называют вампиров). Имя «Дит» - одно из имен бога Аида, властителя подземного царства, а еще так в «Божественной комедии» Данте назывался подземный город.

Имя и судьба

Древние персы верили, что от имени зависит судьба человека. На востоке до сих пор в ходу поговорка «измени имя – изменишь судьбу». Израильтяне добавляют к своему имени определенные буквы, чтобы снискать благословение высших сил. Итак, какую судьбу вы уготовили своему персонажу? Хочется верить, что он появился на свет не ради того, чтобы пройти все круги Ада на несколько раз (хотя о чем это я, почти все они ради такого рождаются…). Что бы там ни было, не помешает это учесть. Часто при первом появлении героя его имя звучит для читателя по-особенному и настраивает его на нужный лад.

Имя «Энлиль» взято из аккадской мифологии – так звали одного из ночных богов (я нагло превратила его в женское имя – надеюсь, шумеры не против). Имя «Нааман» происходит от арамейского корня «вера» и принадлежит персонажу, судьбу которого определяет преданность его идее. Имя «Морана» принадлежит богине войны.

Имя как символ трансформации

В нашем мире имена делятся на светлые и темные, и темным уделяется самое пристальное внимание, потому что они символизируют перемены и трансформацию. Часто персонажи оперируют этими символами с определенной целью.

Так, Наннар дает обращенной им женщине имя «Мао», «бессмертная», и надеется с ее помощью снова обрети смысл существования (не сложилось, вот печаль). Винсент, делая то же самое, выбирает имя «Флора», так звали римскую богиню весны – и получает немножечко весны… совсем чуть-чуть. Ну, а вампир Вильгард выходит из положения по-своему – нарекает единственного сына Гривальдом, просто переставляя буквы собственного имени, тем самым подчеркивая близость к обращенному им существу.

Имя и происхождение

Если вы, как и мы, пишете фэнтези – и совершенно не важно, какое именно – то располагаете как минимум одной расой «нечеловеческих» существ. Зачастую им дают похожие по характеристикам имена. Деон, Элиан, Элайн – похожи по звучанию и принадлежат темным эльфам. А вот жрецы, которые служат богине сладострастия, выбирают короткие имена, и в них часто присутствует удвоенная согласная.

Имя как мета-символ

Зачастую у имени того или иного персонажа в конкретном произведении есть своя история, свое значение, свой индивидуальный смысл. Так, наши янтарные Жрецы, особый вид темных эльфов, нарекают своих детей в честь первых богов, культ которых исповедуют. И боги, как порядочные, имеют каждый свою функцию и сферу влияния.

Богине Энлиль положено быть красивой, богу Анигару – справедливым, богу Нориэлю – мудрым, а богу Нааману – всезнающим, любопытным и желающим докопаться до всех тайн Вселенной. Богиня Царсина дарует носительнице своего имени воинскую доблесть, а бог Эрфиан своему – легкую руку в искусстве врачевания и власть над снами.

Кое-что о минусах метода

1. Читатель редко докапывается до сути – уровень интеллектуальной подготовки у каждого свой. Но никто не помешает нам составить список имен с пояснениями. Как по мне, так даже интереснее.

2. Придется серьезнее работать и с общей идеей произведения, и с образами персонажей в частности. Еще больше деталей, еще больше слоев. Но, полагаю, мы не боимся тяжелой работы?

3. И, наконец, придется основательно подтянуть матчасть. Я ради имен могу часами рыться в книгах – символы, религии, культы, мифология – ловлю кайф и результат получаю соответствующий, то есть, отличный. И, конечно же, никого не заставляю повторять мои подвиги, но если писатель не расширяет свой кругозор (имеется в виду не теория писательского мастерства), он топчется на месте.

Здесь все средства хороши – от погружения в древние культы и религии, о которых я уже упоминала выше (осторожно, ЗАТЯГИВАЕТ!!!) до ознакомления с основами других языков. Для подбора имен и вольной игры со словами лучше всего подходят семитские языки. Я, в основном, использую арамейский и арабский.

Как вы выбираете имена для ваших персонажей, друзья? Есть ли у вас какие-то системы? Если да, то какие?

Комментарии

( 22 слов — Сказать )
era_elto
5 янв, 2016 14:05 (UTC)
я подбираю имя по созвучию.
Пробую разные варианты. Если именно звучание имени подходит образу, я его беру.
Так был выбран Киллиан. Также появилась "Авирона". И если первое - реальное вполне имя, которое через века менялось, то второе - вымышленное полностью.
Другое дело - исторический роман. Там я просто собирала имена, которые были распространены в нужное время. Или редки, но использовались. И подбирала из них. Опять - по созвучию. Не по значению.
stacie_elberg
5 янв, 2016 18:32 (UTC)
Феня уже сказал Авироне, что это не случайное имя :))))

Да, с "реальными" произведениями дело совсем иначе обстоит. Там много других факторов, а эти не актуальны :) Или почти не актуальны.
era_elto
5 янв, 2016 19:53 (UTC)
Феня может говорить все, что угодно )) действительность это не изменит
stacie_elberg
5 янв, 2016 20:24 (UTC)
Между прочим, я еще до Фени говорила тебе, что это значит. Мерзкий соаффтар, как водится, все забыл :)))
era_elto
7 янв, 2016 16:35 (UTC)
конечно) но имя-то было придумано раньше, чем я все узнала? :)))

Знаешь, это просто удача - мы подо все умудряемся подвести мощную теоретическую базу. Задом наперед работаем. Главное, что работаем))
stacie_elberg
7 янв, 2016 16:58 (UTC)
Это все вселенская синхронность, так что валим все на нее :))

Главное - что база мощная! )))))
arico_samaa
5 янв, 2016 15:11 (UTC)
В принципе, у меня есть три варианта действий, если уж имя персонажа не всплывает само и не просится в текст:
1. Если для языка, родного персонажу, есть задокументированные правила образования имен собственных, конструирую имя сама (тем же синдарином пользуюсь радостно, как и земными языками).
1а. С земными именами просто забиваю "Список таких-то имен и их значения" - и смотрю-смотрю-смотрю.
2. Если нету правил конструкции или я их не знаю - тогда генераторы-генераторчики)) сначала много-много раз кликаю сайтах на трёх, не меньше, составляю шорт-лист на бумажке, потом из шорт-листа дёргаю.
И да. Звучание и звуковые ассоциации приоритетны.
stacie_elberg
5 янв, 2016 18:33 (UTC)
Звучание и звуковые ассоциации тоже важны. Это вне всяких сомнений :)
arico_samaa
7 янв, 2016 10:14 (UTC)
Часто специально выбираю имя, по значению ну никак не созвучное персонажу. Последний яркий пример - мужик с вечным каменным покерфейсом, а имя значит - "смеющийся".
lozinska_kate
5 янв, 2016 18:03 (UTC)
Имена я либо достаю из головы (а они оказываются существующими названиями городов/богов, бгг), либо шарю по спискам всяких старинных имен. Особенно по душе валлийские :)
stacie_elberg
5 янв, 2016 18:35 (UTC)
>> а они оказываются существующими названиями городов/богов, бгг

ггг ))) это мне знакомо :)))

Дооо, старинные имена - наше все!
era_elto
7 янв, 2016 16:37 (UTC)
ооо, такое тоже бывает!

я ловила себя на мысли. Вот напряжешься, придумаешь что-то. Имя! А потом - бац - и находишь его))
nehama_leah
6 янв, 2016 10:37 (UTC)
У меня в основном фэнтези и около, поэтому зависит. Иногда из головы, когда звучание красивое, но чаще или ищу старинные готовые, или долго-долго мучаю переводчик с разными языками, чтобы выбрать красивое звучание под нужное значение.
Для эльфов и "северных народов" (будь то реальные викинги или кто-то вымышленный) использую уже готовые правила формирования имен.
Так появилась в свое время Рагнейд, котороая расшифровывается как "клятва богов". На самом деле, мне не сильно важно поймет ли читатель со стороны. Главное, что я знаю и мне приятно)
stacie_elberg
7 янв, 2016 10:21 (UTC)
>> На самом деле, мне не сильно важно поймет ли читатель со стороны. Главное, что я знаю и мне приятно)

Золотые слова :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
3 фев, 2016 19:56 (UTC)
Но ведь в любом случае это нужно как-то применять на практике, в произведениях. Иначе получается, что пишется мир ради мира :)
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
4 фев, 2016 17:35 (UTC)
Я не очень корректно сформулировала свой ответ. Я имела в виду, что не важно, основан ли мир на чем бы то ни было или взят "из головы" (хотя с трудом могу представить мир, который взят только из головы, все равно что-то берется за основу тут и там). В любом случае важно писать в его рамках, а не творить мир ради мира. С другой стороны, знаю людей, которые создают мир ради мира. Кажется, в нашем сообществе такие люди тоже есть.
(Удалённый комментарий)
stacie_elberg
6 фев, 2016 08:57 (UTC)
У меня тоже это переваривается с трудом, но факт :)) Как это происходит? Примерно так:

"Вот проработаю сто двадцать пятое природное явление, напишу для него еще сто двадцать пять страниц обоснуя - и тогда начну писать. Ведь нельзя что-то начинать писать, пока в вашем мире нет обоснуя для всех вещей!!!".
(Удалённый комментарий)
( 22 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com