?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В прошлых статьях мы выяснили, что написать роман – сложная, но выполнимая миссия. Мы беседовали о том, как начать, как закончить… но не говорили о деталях. Не все готовы броситься с головой в первый роман. Кому-то нужна путеводная нить.

Я – сторонник простых и легко трансформируемых методик, которые каждый может подстроить под себя. Простая методика дает начинающим авторам ощущение «написать роман – это ПРОСТО!» и побуждает попробовать… а творчество – дело такое. Попробовал – и сразу втянулся.

Почти все, что я использую в писательстве, было подсмотрено мной у других авторов, смоделировано и подстроено под мои личные нужды. Многие гениальные и простые вещи были придуманы до нас. Не вижу ни одной причины тому, чтобы этим не воспользоваться.

Метод, который я хочу предложить вам сегодня, уже публиковался в рамках практикума «Интеллект-карты для писателей», пусть и в несколько другом виде. Его можно реализовывать с помощью интеллект-карты, а можно и «по старинке» - с помощью текста.

Итак, метод, но сперва – два писательских правила. Простых и действенных.

Писательское правило номер один – записывайте ВСЕ

Как часто писатель говорит, что у него нет вдохновения и идей, а сюжет зашел в тупик. Как часто нам в голову приходят наметки сюжета, образы персонажей, кусочки сцен? Во время приготовления еды, во время уборки, во время пробежки, в душе… Как часто вы записываете все это, не позволяя мыслям переключаться на что-то другое? Скорее всего, редко. Или никогда.

Заведите универсальный инструмент для сбора идей. Это может быть электронное приложение, диктофон или бумажный блокнот. У меня не прижился ни один инструмент, мне больше по душе бумажки для заметок, на которых я черкаю всякое разное, а потом прикрепляю к висящей над рабочим столом доске. Это очень удобно: идеи всегда перед глазами. Время от времени я поднимаю голову и смотрю на них. И регулярно подчищаю ненужное. Если идея не умещается на бумажке для заметок, я пишу ее от руки в блокнот формата А-5, который всегда под рукой.

Писательское правило номер два – думайте на бумаге

Если мы составим список самых полезных на свете привычек, то пункт «думать на бумаге» уверенно возьмет первое место. Мы развиваем мысль, структурируем мыслительный процесс, видим новые варианты… преимущества можно перечислять долго, их предостаточно. Кто-то предпочитает работать с интеллект-картами и сразу в электронном виде. Я работаю с диаграммами и текстом на обычном листе формата А-4, а потом оцифровываю результаты.

Часто мы думаем: зачем тратить время и писать всю эту чушь? Я держу все в голове. Но, во-первых, даже такая чудесная штука, как человеческий мозг, иногда дает сбои. Во-вторых, выписывая мысли, мы позволяем себе… собственно, размышлять. Мы устроены так, что можем концентрироваться на одной вещи в определенный момент времени, даже если уверяем остальных, что многозадачны. Зачем усложнять, если есть способ сделать что-то проще и, что немаловажно, эффективнее? Выпишите детали произведения и сосредоточьтесь на планировании. Выпишите детали биографий персонажей и сосредоточьтесь на построении сюжетных ходов.

Идея как основа произведения

Идея бывает сложной и философской, бывает простой и «банальной», но факта это не меняет: она лежит в основе каждой вещи, и не важно, сколько в ней знаков – пять тысяч или пять сотен. Идея – это ядро романа, его фундамент. Идея – это ответ на вопрос, который часто пугает писателей: «О чем ваш роман?».

Условно я делю идеи на три группы.

1. Атмосфера.

2. Персонаж.

3. Философская мысль.

Обычно идея романа включает в себя все три пункта, просто писатели расставляют акценты по-разному.

Атмосфера

Атмосфера произведения, на мой взгляд, неотделима от жанра. Не далее как вчера мы с Аней говорили о жанре, в котором работаем… и выяснилось, что дать ему точное определение – точнее, чем фэнтези – затруднительно. Зато мы знаем, какая атмосфера у каждой нашей вещи. Когда я размышляю над очередным романом или рассказом, то не подозреваю, что подкинут персонажи через главу-другую (скорее, опасаюсь и одновременно предвкушаю), но чувствую атмосферу.

Обдумывая рассказ для зимнего сборника «Творческого горизонта», я знала, что хочу зимнюю и немного печальную атмосферу сказки. Дилогия «Советник» виделась мне наполненным сумраком и запахами восточных благовоний произведением с эротическим подтекстом. Если мы когда-нибудь напишем нуарный роман (Аня, не бей), то атмосфера будет соответствующей.

Не бросайтесь с головой в план романа. Почувствуйте атмосферу будущего произведения и проникнитесь ею.

Хорошие примеры произведений с акцентом на атмосферу – это романы Джоанн Харрис и Дафны дю Морье.

Персонаж

Иногда к нам неизвестно откуда (а порой и известно – из нашего же рассказа или крупной вещи) является наглое существо и выпрашивает собственную историю. Первый роман часто начинается с персонажа. И герой так захватывает нас, что мы не можем думать ни о чем другом.

Не так давно мне на почту прислали небольшой отрывок крупной вещи. «Моя цель – рассказать историю персонажа», пояснил автор, «но мне кажется, что тут чего-то не хватает. Хотя, казалось бы, что может быть проще – история героя? Никакой тебе философии…».

Чего же не хватает таким историям? Конфликта, который влечет за собой последующее развитие героя. Или, как мы называем его в наших статьях, эволюцию персонажа.

Идеальная схема выглядит так: автор ставит перед персонажем препятствие, побуждающее его к изменениям. Так, «Трилогия желаний» Теодора Драйзера крутится вокруг одного героя. В центре романа «1984» Джорджа Оруэлла тоже находится персонаж. Мне по душе такая литература, и в творчестве я уделяю личности особое место. Упомянутая мной выше дилогия «Советник» началась с идеи эволюции персонажа. Так я и написала в заметках к будущему проекту: «Из существа «я тут всем чужой» превращается…».

Историю, в центре которой находится герой, нужно рассматривать как конфликт. Это может быть конфликт человека и системы, конфликт человека и человека, конфликт человека и общества, конфликт человека с самим собой… выбор бесконечен. И желательно сделать его до того, как вы приметесь за работу над планом романа.

Философская мысль

Я называю философскую мысль «мета-идея», потому что она, скорее, довлеет над рукописью, чем диктует что-то автору. Это не обязательный атрибут романа, часто мы даже не отдаем себе отчета в том, что она появляется между строк. Я уже говорила о том, что у каждого автора появляются списки любимых тем и идей. Мы рассматриваем их со всех сторон в разных ситуациях, находим новые оттенки, и нам все это очень нравится! Любимая идея бесконечна.

Если к тому, чтобы написать что-то, нас побуждает осознанное желание рассказать историю, то к этому желанию зачастую примешивается другое, неосознанное: раскрыть какой-либо аспект нашего мировоззрения. Тема добра и зла. Тема жертвенной любви. Конфликт чувства и долга. Каждый из нас, исследуя и раскрывая эти аспекты, находит жанр, в котором ему комфортно работать.

Так я пришла к фэнтези, потому что мои идеи лучше всего раскрываются именно здесь. И… да, мы снова возвращаемся к атмосфере, а также к тому моменту, что идея многогранна. Важно обдумать ее до того, как вы начинаете что-либо планировать. Четко понимание идеи – это половина плана.

Лайфхак: придумайте слоган!

В конце первой части статьи я хочу предложить вам небольшое, но серьезное практическое задание. Знаю, что многие из участников сообщества работают или планируют начать работу над первой крупной вещью. Вы познакомились с основным составляющими идеи, а, значит, сможете сформулировать идею своего произведения. Поделюсь с вами хитростью, которую я использую уже не один год.

Придумайте слоган будущей книги.

Представьте, что вам нужно сформулировать идею в одной фразе, короткой, четкой, говорящей и вдохновляющей – прежде всего, вас. Вот несколько примеров, которые дадут нужное направление.

Для романа «Ночь, когда она умерла», мистической истории о смерти и больной любви, я выбрала фразу «нет ничего дешевле, чем чужая боль». Этот слоган потянул бы на аннотацию, не будь он таким коротким, потому что отлично объясняет суть произведения.

Повесть «Сага о князе Гривальде» получила слоган «любовь всегда смертна». У этой фразы двойной смысл, потому что в произведении речь идет о вампирах и обычных людях… и о смерти, в том числе, и о смерти любви.

Дилогию «Бессонница» мы одарили коротким «грань тонка», который прекрасно ей подходит, потому что обе книги вышли очень «пограничными» и с точки зрения событий, и с точки зрения поступков и характеров персонажей.

А дилогия «Лавандовый шлейф» носит слоган «правда всегда одна?..». Правда не одна. И даже не две. И каждый из героев с удовольствием демонстрирует это читателю своим примером.

Итак, какова идея вашего произведения? Давайте поработаем и продолжим с теорией в следующий четверг.

Всегда ваша,

Настя


Комментарии

( 17 слов — Сказать )
phontanka
11 фев, 2016 06:33 (UTC)
Спасибо, Настя! полезно мне будет!
era_elto
12 фев, 2016 21:33 (UTC)
На здоровье! Буду очень рада, если пригодится :)
phontanka
13 фев, 2016 06:30 (UTC)
Новый ник :) Еще и Анна. Общий? :)
era_elto
13 фев, 2016 10:12 (UTC)
Нас двое, и мы в тельняшках :))
phontanka
13 фев, 2016 10:13 (UTC)
вот я уже поняла! :)
arico_samaa
12 фев, 2016 08:03 (UTC)
Хмм.
Ну, если брать уже полузаконченную "Пыль и небыль" (о, как названьице-то ко всему циклу прилипло!..), я бы назвала "Салбоумие и отвага!" наполеоновское, кажется, "Главное ввязаться в бой - а там поглядим".
era_elto
12 фев, 2016 21:34 (UTC)
"Слабоумие и отвага" мне по душе тоже ))))))
arico_samaa
13 фев, 2016 07:36 (UTC)
Ну, по поводу слабоумия это был троллинг одного из моих героев))
sava_ya
13 фев, 2016 14:02 (UTC)
Пробовала сформулировать коротко и ёмко, что-то не получается, кроме "дружба и любовь преодолеют все преграды".
era_elto
15 фев, 2016 09:33 (UTC)
Так получилось или не получилось? :)
sava_ya
15 фев, 2016 10:35 (UTC)
Скорее нет, потому что звучит очень похоже на женский роман. А у меня хоть и есть сцена с обольщением одной из героинь, но совсем даже про другое.
era_elto
15 фев, 2016 14:07 (UTC)
Есть еще варианты? На самом деле, тут можно поставить себе квоту идей. К примеру, придумать 5 слоганов, а потом выбрать. Это работает очень хорошо, по себе знаю )
lubavaalgiz
4 мар, 2016 19:42 (UTC)
Интересно, сейчас попробую сформулировать слоганы к незаконченным.
Итак.
Черти, ангелы, психи и другие.
Умри, чтобы умереть.
Их черные крылья обнимут тебя.
Ну зачем ты сдох в мою смену?
era_elto
5 мар, 2016 07:47 (UTC)
Какая прелесть :))) Вероятно, я до сих пор под впечатлением от прочитанного нуара, но вот мои фавориты:
Умри, чтобы умереть.
Ну зачем ты сдох в мою смену?
Helen And-Mus'e
5 мар, 2016 12:51 (UTC)
Хороший совет - все записывать. И про слоган очень толково.
( 17 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com