?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


В прошлой статье мы говорили о важности формирования идеи произведения на первых этапах работы над крупной вещью. Логика и здравый смысл подсказывают, что теперь нужно приступать к планированию будущего романа. Открываем чистый файл, новый документ в Scrievener, берем блокнот или обычный лист формата А-4 и начинаем?.. Нет.

Когда мы работаем над первым романом, то хотим сделать все идеально – об этом я уже упоминала. Часто «идеально» в нашем понимании – это, прежде всего, захватывающий и непредсказуемый сюжет. Статей, затрагивающих данную тему, предостаточно, материалы противоречивы, но почти все авторы сходятся в одном: начинающему писателю нужно строго придерживаться плана. Потому что иначе… блохи, штампы, воскресшие трупы, блондины, которые к концу книги внезапно становятся брюнетами.

С чего начинается план романа? С классической формулы «завязка, кульминация, развязка»? Безусловно, можно начать и с классической формулы. Но мы поступим иначе. Мы начнем наш план с персонажей.
Персонаж и план романа

Я часто повторяю, что роман с картонными персонажами не спасет даже крутой сюжет. Вы можете отлично владеть кистью, но если подобранная палитра не отличается оригинальностью, картина выйдет посредственная. Персонажи в данном случае – палитра. А владение кистью – все остальное, от уровня владения словом и до умения закрутить сюжет.

Мы говорим, что для создания выразительного героя требуется высокий уровень мастерства, но о писательском ли мастерстве речь? Планирование сюжета – это фантазия и логика. Создание персонажа – это эмоции и немного иррациональности… потому что «правильных» людей не существует, и «правильные» персонажи скучны.

Скажем прямо: для того, чтобы создать притягательный образ героя, быть писателем не обязательно. Мотайте на ус, милые начинающие! Мы перекатываем идеи в голове, формируем и размышляем. Дело за малым: выразить мысли на письме. В романе все связано с персонажами, и план лучше всего начинать с проработки образов. Схема проста.

1. Проработка образа персонажа.

2. Проработка взаимодействия персонажей.

3. Проработка сюжетных линий.

Сегодня мы поговорим о проработке образа.

Работа с персонажем – золотые правила

1. Не работайте на публику.

Вопрос «я для аудитории или аудитория для меня» актуален всегда. В творчестве нет проверенных путей: сегодня читатель благосклонен, а завтра нас встречают гробовым молчанием. Гробовое молчание ранит всех, но новичков – в особенности, и в такие моменты соблазн работать на публику становится непреодолимым.

Что для вас важнее: рассказать историю так, как вы хотите, или получить восторженный комментарий? Написать роман на десять авторских листов, потратив на него несколько месяцев, ради сиюминутного удовольствия? Как по мне, игра не стоит свеч, но решение в любом случае остается за автором.

Секрета успеха не существует, сказали еще до нас, но секрет провала существует: стремитесь понравиться всем.

2. Вовлекайтесь в процесс.

Писательское творчество имеет много общего с актерским мастерством. Читатель, как и зритель, тонко чувствует фальшь. Есть огромная разница между «надеть образ, как костюм» и «быть в образе». В моих материалах часто встречается термин «писательское чутье», и эмпатия – умение превратиться в персонажа, ассоциировать себя с ним – одна из главных составляющих этого чутья.

Наш жизненный опыт имеет определенное значение, но не является основополагающим. Да, оправдание «я ничего не знаю о жизни, а поэтому не могу писать» больше не актуально. Вовлекайтесь в процесс! Я говорю «писать персонажа «изнутри».

3. Пусть читатель скажет «верю».

Высшая цель искусства – не оставлять людей равнодушными, вызывать эмоции. Мы, писатели, это умеем, у нас есть власть над миром! Поверит ли читатель вашему персонажу? Герой вызывает эмоции у вас, вызовет ли он какие-то чувства у других? Начинающие авторы часто говорят: «персонаж должен нравиться». Не пытайтесь втиснуться в узкие рамки. Вспомните любимые книги и фильмы. У слова «нравится» много граней. Как часто мы с упоением восклицаем: «Мерзавец, но ведь хорош!».

Проработка образа персонажа: чек-лист

Тот, кто занимался со мной в рамках курсов и практикумов, знает, что я трепетно и нежно люблю чек-листы. Во-первых, мне лень писать «простыню» текста. Во-вторых, любую информацию нужно структурировать, и лучше всего делать это с помощью простой системы. Чек-листы – идеальный вариант. Вы имеете под рукой небольшой список и переходите от пункта к пункту, концентрируясь на задаче.

Приступим!

1. Точка отсчета.

Этого пункта нет ни в одном из предлагаемых в сети списков для «досье персонажа». Большое упущение, ведь мы не знаем, за что зацепиться! Чаще всего за точку отсчета берется тот момент, когда герой впервые появляется на страницах произведения. Леон, один из главных персонажей истории, над которой я с переменным успехом (ибо не приоритет) работаю сейчас, в начале рассказа попадает в неприятный переплет. Здесь находится наша точка отсчета.

Леон – частный детектив (официально) и охотник за головами (неофициально). Он ловит людей, которых невозможно поймать, используя законные и незаконные методы, путешествует по миру, меняя внешность и имена, и за десять лет работы не потерпел ни одной неудачи… но все когда-нибудь случается впервые. За несколько месяцев до начала событий рассказа Леону попадается особо крепкий орешек. И на старте нашей истории Леон узнает, что этим человеком интересуется не только он.

2. Выбор лица повествования.

Первое, третье личное или третье обезличенное. Хорошо, когда есть выбор! Это – наша возможность задуматься о том, как мы хотим выразить образ персонажа. Если вы заинтересованы в том, чтобы рассказать личную историю с упором на чувства и внутренний мир, то лучше выбрать первое лицо. Для создания легкого ощущения отстраненности подойдет третье. Обезличенный рассказчик редко идет в ход, это почти классика, но если вы, как вариант, пишете очень странного персонажа с очень странным мировоззрением, то «удаленная камера» даст замечательный эффект.

3. Трагедия.

Жизнь – сложная штука, и наши персонажи могут многое об этом рассказать. Если мы позволим, конечно. А мы позволим, куда деваться? Создал персонажа – полезай в кузов. Трагедия (одна или несколько) – это веха в развитии характера героя, на которую мы опираемся при создании образа.

Важно не только определить переломный момент, но и понять, как менялся персонаж после произошедшего и что получилось в итоге. Справился ли он с трагедией – или переживает ее до сих пор? Если переживает, то что именно происходит в его душе? Как это отражается на жизни героя в целом?

4. Речь и особенности поведения.

Чтение – занятие беззвучное. Поэтому вдвойне важно придать «голосу» героя уникальные особенности. Акцент, слова, по которым его узнают, определенное строение предложений, намеренно длинные или короткие фразы, наличие или отсутствие двойного смысла в том, что он произносит и прочая-прочая. Может быть, персонаж и вовсе не разговаривает «напрямую»?

С речью все понятно, и пришло время разобраться с особенностями поведения. Это – те самые мелочи, с помощью которых можно создать яркий, объемный образ. Жесты, манеры, мимика, способы выражения эмоций, темперамент… Мы определяем место нашего персонажа в истории, углубляемся в детали и рано или поздно замечаем, что герои из податливого материала превращаются в хозяев. Опасность! План под угрозой! Впрочем, нет, ведь у нас пока что нет плана. Все к лучшему – теперь мы будем знать, в какую сторону идти. Персонажи подскажут сами. Слушайте персонажей. Они знают все!

5. Противоречия в характере и нелогичные поступки.

Повторим это – мы несовершенны. Именно поэтому в персонажах фильмов и книг нас привлекает легкая иррациональность, ощущение противоречия. Нехарактерные чувства или внезапное эмоциональное отупение, необъяснимая жестокость или неожиданная вспышка милосердия.

6. Слабости и вредные привычки.

Когда-то я вела в нашем сообществе рубрику «Писательские практики», и один из материалов был посвящен привычкам персонажей. Привычки – это незаменимый инструмент в нашем арсенале. С их помощью мы раскрываем образ героя, расставляем нужные акценты и придаем характеру дополнительную глубину. Наличие привычек создает у читателя ощущение причастности к происходящему.

7. Хобби.

Хобби бывают нормальными, странными и очень странными: это второй незаменимый инструмент в работе с персонажем после упомянутого в предыдущем пункте. Как влияет на характер героя увлечение живописью? Игра на музыкальных инструментах? Может быть, он коллекционирует изделия из дорого хрусталя или вещицы, напоминающие ему о прошлых любовных романах? Опасность! Размышления об истории хобби персонажа могут повлечь за собой неожиданные последствия! Парочку идей для новых произведений, например.


В следующую пятницу мы продолжим разговор о персонаже и перейдем к теме сюжетных линий. А у желающих есть целая и длинная-длинная идея для того, чтобы перейти на «ты» со своими героями и как следует проработать их образы.

Желаю удачи!

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

arico_samaa
20 фев, 2016 11:04 (UTC)
Дадада))
Но вот у некоторых из моих знакомых литераторов все начинается с идеи, или с образа не-персонажного. "Вот напишу-ка я вещь про то, как..."
А у меня всегда - "а напишу-ка я вещь про него и про него..."
era_elto
20 фев, 2016 14:05 (UTC)
Каждому свое :) Уже говорили о том, что идеи бывают разные, следовательно, и начинается книга с разного :)

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com