?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Некоторое время назад у меня была весьма интересная беседа на просторах одного литературного конкурса. Высказывавшийся собеседник на примере конкретного текста заметил: и тема у текста хороша, и раскрыта вроде, и персонажи приковывают взгляд... но по ходу чтения очень мешают детали.
"Чем же они мешают?" - спрашиваю.
"А тем, - отвечает мне собеседник, - что мне, например, совершенно незачем знать, какого цвета у персонажа шарф, или что на нем косо сидит пиджак, или как другой персонаж, едва проснувшись, со сна путается в колючем пледе. Потому что какое это имеет отношение к сюжету?"
Получается, подумала я тогда, для кого-то важно узнать, что же случилось в тексте, в чем было дело и чем, в итоге, все завершилось, а кому-то (мне, например) очень важно в ходе чтения этих персонажей увидеть.
Вот человек, на котором плохо сидит пиджак, у которого толстые дряблые щеки, мелко дрожащие, когда он сердится - неужели мы никогда не видели такого? Видели, вспоминаем, улыбаемся про себя или морщимся - смотря какие ассоциации у нас вызывает образ.
Вот персонаж спускается по обледеневшей лестнице на высоких каблуках, одна рука намертво вцепилась в перила, другая нелепо болтается в воздухе, и персонаж понимает, что выглядит ужасно глупо. Будет ли этот эпизод иметь ключевое значение для понимания сюжета? Да нет... но читатель хмыкнет иронически и проговорит: "Верю, я сама так зимой по лестницам хожу". И персонаж перестанет быть для нас некой параболической функцией, обрастет совершенно неважными для Великой Цели Рассказа черточками и станет - живым.

Есть признанный классик Э. Хемингуэй, ставший примером емкой, прозрачной, минималистичной прозы. И это не передать как хорошо, потому что несказанное, но услышанное обладает особой магией.

Есть замечательный писательский тандем, предпочитающий представляться читателю как Г.Л. Олди, в произведениях которых огромное, просто необъятное количество деталей. И это чудо как хорошо, потому что к середине романа вселенная, с которой мы познакомились не далее как вчера, для нас так же реальна, как наша собственная.

Есть ли ответ, что лучше: больше деталей - или меньше?

Так больше или меньше?

Больше деталей, они оживляют художественный мир!
4(44.4%)
Все должно быть подчинено ходу сюжета, а остальное только отвлекает
1(11.1%)
Свой ответ
4(44.4%)

Метки:

Комментарии

( 36 слов — Сказать )
sava_ya
8 апр, 2016 15:44 (UTC)
Я думаю, должно быть по-разному в зависимости от формы, содержания и цели. Даже в одном произведении, наверное, можно где-то разукрашивать и позволять неспешность и поэтичность, а где-то убыстрять и сжимать, оставляя одни глаголы.
nehama_leah
8 апр, 2016 15:50 (UTC)
Мне кажется, что большое количество деталей оживляет и мир, и сюжет, и персонажей. Но все должно быть в меру и к месту.
arico_samaa
8 апр, 2016 19:07 (UTC)
Вот и мне тоже кажется))
bouncy_angie
8 апр, 2016 17:13 (UTC)
Полностью соглашусь с первым комментарием. Не люблю голый текст, но если брать тех же Олди, у них филигранное владение деталью, не встретишь избыточных.
arico_samaa
8 апр, 2016 19:13 (UTC)
Я лично так тоже считаю. Но вот - есть разные мнения по поводу того, что избыточно, а что к месту)) Кто-то может сказать - а зачем читателю знать, какие лепешки готовят в доме Автолика?.. О, я очень хорошо запомнила эти лепешки, хотя кто-то сказал бы: "Ну и что, что готовят? Это почему-то нужно для сюжета?"
(без темы) - bouncy_angie - 8 апр, 2016 19:38 (UTC) - Развернуть
era_elto
8 апр, 2016 17:28 (UTC)
Я соглашусь с предыдущими комментаторами, но добавлю, что многое зависит еще и от жанра. К примеру, в любовном романе детали - это просто must have, потому что там мы работаем на воображение. В нуарных детективах тоже используют детали, но другие, их меньше, они более "шаблонные", отвечают жанру (типа роковых красоток, постоянно курящих персонажей, продажных политиков, героев, которые ругаются матом и прочая-прочая). А если мы говорим о более "мужских" жанрах, то там детали не очень уместны. К примеру, у Чейза деталей мало, у Агаты Кристи тоже не так уж и много. Но это если автор хочет держаться в строгих рамках жанра. Сегодня такого почти не случается. Это оставили классике )
arico_samaa
9 апр, 2016 08:28 (UTC)
"Но это если автор хочет держаться в строгих рамках жанра. Сегодня такого почти не случается" - это да, сейчас, скорее, можно говорить о чьем-то индивидуальном стиле.
bodeh
8 апр, 2016 17:56 (UTC)

Не существует универсального рецепта. В одном тексте (главе, эпизоде, сцене) точно расставленные мазки деталей создают достаточно зримую картину, в другом - ощущаются пустоты. Думаю, тут только одно указание - оставлять лишь то число деталей, которое достаточно для выражения мысли. Чрезмерная финтифлюшечность в детальности лишь тогда уместна, когда эта финтифлюшечность сама по себе - важная деталь.
Как, к примеру, в описании Плюшкина.

arico_samaa
9 апр, 2016 08:29 (UTC)
"лишь то число деталей, которое достаточно для выражения мысли" - это о какой мысли?
(без темы) - bodeh - 9 апр, 2016 10:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 10 апр, 2016 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bodeh - 10 апр, 2016 14:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 11 апр, 2016 17:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bodeh - 11 апр, 2016 19:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 13 апр, 2016 15:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bodeh - 13 апр, 2016 15:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 13 апр, 2016 15:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bodeh - 13 апр, 2016 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 13 апр, 2016 16:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bodeh - 13 апр, 2016 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 13 апр, 2016 18:55 (UTC) - Развернуть
elikrav
8 апр, 2016 19:28 (UTC)
Баланс нужен! И чувство ритма
Я понимаю того собеседника, сам в какой-то мере "сюжетник", но осознаю, что это мое ограничение.

На мой взгляд, количество деталей изменяет темп повествования.
И именно этим очень интересно играться - иногда ускорить, а потом можно добавлять множество различных интересных дополнений и уточнений, которые замедляяаааают...
bouncy_angie
8 апр, 2016 19:50 (UTC)
Re: Баланс нужен! И чувство ритма
Количество деталей изменяет темп повествования. Объёмные и сложные синтаксические конструкции тоже. Так что можно выбрать самые сочные детали, нарубить предложения покороче, грамотно смешать и увидеть, что темп не пострадал)))
arico_samaa
9 апр, 2016 08:03 (UTC)
Re: Баланс нужен! И чувство ритма
Не, конечно, изменяет. Поэтому, кстати, у меня у самой темп обычно небыстрый - чаще не на мотоцикле по шоссе, а пешком по тропинке))
streletc_art
4 янв, 2017 00:19 (UTC)
Я думаю, вопрос не в том, нужны детали или нет. Если деталей мало, текст становится выхолощенным, беспомошным и вообще - просто плохим ))
Мне доводилось встречать такие тексты. Я прочитала раз пол-тетрадки - это была рукопись - и спрашиваю: эмм... это вообще зима или лето? На улице тут что? Дождь, солнце? Где всё происходит, герои где говорят вот уже три часа? В кухне? в спальне? В парке? Они где-то сидят? или лежат в постели? Время суток у них есть? Они хоть во что-то одеты у тебя? Я уж не говорю, что интересно бы узнать, какого цвета волосы и глаза.
Автор посмотрела на меня с удивлением и сказала: а что, это всё надо? )))
Мне кажется, описываемому товарищу такая повесть понравилась бы )) Ничего не мешает ))
В общем, дело не в количестве, а в умении пользоваться таким художественным средством, как деталь. Если автор не умеет пользоваться и просто ни к селу, ни к городу перечисляет то, что ему припомнилось, то это, действительно может мешать восприятию.
Но если автор умеет пользоваться деталями - он сумеет ими соткать совершенно незабываемые образы, подчёркивая в нужный момент атмосферу или психологические характеристики героя.
arico_samaa
4 янв, 2017 07:37 (UTC)
По поводу "умеет - не умеет" - это, по-моему, весьма субъективный момент(( тому же товарищу могло показаться, что детали мешают, потому, что ему не нравится мой стиль введения деталей. Да, у меня их всегда много, потому что:

а) Я НИКОГДА не скажу авторским словом "герой был таким и таким-то" и очень редко "герой почувствовал то-то". Я покажу рядом деталей. А это не все любят))

б) Да, мои вещи почти всегда избыточны. Потому что все живое - избыточно, а я хочу - прежде всего - чтоб мои тексты были живые. У героев есть жизнь за пределами моего сюжета - щас прямо чешется привести цитату: "Созданное твоими руками и твоей волей способно жить лишь твоим непрестанным участием. Любое их движение возможно лишь по твоему желанию; без тебя они - не более чем камень". Так вот, я хочу, чтоб мои создания жили помимо меня. Но не все этого хотят;)
(без темы) - streletc_art - 4 янв, 2017 11:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 4 янв, 2017 13:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 4 янв, 2017 14:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 4 янв, 2017 14:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 4 янв, 2017 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 4 янв, 2017 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - streletc_art - 5 янв, 2017 01:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 5 янв, 2017 17:34 (UTC) - Развернуть
( 36 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com