?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



Некоторое время назад у меня была весьма интересная беседа на просторах одного литературного конкурса. Высказывавшийся собеседник на примере конкретного текста заметил: и тема у текста хороша, и раскрыта вроде, и персонажи приковывают взгляд... но по ходу чтения очень мешают детали.
"Чем же они мешают?" - спрашиваю.
"А тем, - отвечает мне собеседник, - что мне, например, совершенно незачем знать, какого цвета у персонажа шарф, или что на нем косо сидит пиджак, или как другой персонаж, едва проснувшись, со сна путается в колючем пледе. Потому что какое это имеет отношение к сюжету?"
Получается, подумала я тогда, для кого-то важно узнать, что же случилось в тексте, в чем было дело и чем, в итоге, все завершилось, а кому-то (мне, например) очень важно в ходе чтения этих персонажей увидеть.
Вот человек, на котором плохо сидит пиджак, у которого толстые дряблые щеки, мелко дрожащие, когда он сердится - неужели мы никогда не видели такого? Видели, вспоминаем, улыбаемся про себя или морщимся - смотря какие ассоциации у нас вызывает образ.
Вот персонаж спускается по обледеневшей лестнице на высоких каблуках, одна рука намертво вцепилась в перила, другая нелепо болтается в воздухе, и персонаж понимает, что выглядит ужасно глупо. Будет ли этот эпизод иметь ключевое значение для понимания сюжета? Да нет... но читатель хмыкнет иронически и проговорит: "Верю, я сама так зимой по лестницам хожу". И персонаж перестанет быть для нас некой параболической функцией, обрастет совершенно неважными для Великой Цели Рассказа черточками и станет - живым.

Есть признанный классик Э. Хемингуэй, ставший примером емкой, прозрачной, минималистичной прозы. И это не передать как хорошо, потому что несказанное, но услышанное обладает особой магией.

Есть замечательный писательский тандем, предпочитающий представляться читателю как Г.Л. Олди, в произведениях которых огромное, просто необъятное количество деталей. И это чудо как хорошо, потому что к середине романа вселенная, с которой мы познакомились не далее как вчера, для нас так же реальна, как наша собственная.

Есть ли ответ, что лучше: больше деталей - или меньше?

Так больше или меньше?

Больше деталей, они оживляют художественный мир!
4(44.4%)
Все должно быть подчинено ходу сюжета, а остальное только отвлекает
1(11.1%)
Свой ответ
4(44.4%)

Метки:

Комментарии

bouncy_angie
8 апр, 2016 17:13 (UTC)
Полностью соглашусь с первым комментарием. Не люблю голый текст, но если брать тех же Олди, у них филигранное владение деталью, не встретишь избыточных.
arico_samaa
8 апр, 2016 19:13 (UTC)
Я лично так тоже считаю. Но вот - есть разные мнения по поводу того, что избыточно, а что к месту)) Кто-то может сказать - а зачем читателю знать, какие лепешки готовят в доме Автолика?.. О, я очень хорошо запомнила эти лепешки, хотя кто-то сказал бы: "Ну и что, что готовят? Это почему-то нужно для сюжета?"
bouncy_angie
8 апр, 2016 19:38 (UTC)
В данном случае, это раскрывает стремящегося домой персонажа), так что нужно. Как сторонник карательной редактуры говорю))).

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

На странице

Разработано LiveJournal.com