?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня


Прошлая неделя была юбилейной и бонусной, и мы приняли решение опубликовать очередной пост практикума «Пишем роман» во вторник. Мы успели поговорить о многом: о персонажах, о формировании «крючков», о плане и даже задумались о том, кто же он, наш читатель?

Пришло время обратиться к такой важной теме, как кульминация.

Для начала напомню, в чем разница между кульминацией и развязкой.

Кульминация почти всегда ожидаема и логична.

Помните фразу про висящее на стене ружье, которое рано или поздно выстреливает? Здесь – то же самое. Если все ваши «крючки» ведут к тому, что у героев начнется роман, то они придут к этому в кульминации. Если ваши «крючки» ведут к тому, что детектив встретится с убийцей, то эта встреча произойдет в кульминации.

Что до развязки, спросим мы? В подавляющем большинстве случаев она является неожиданной.

Главный герой, на протяжении всего романа планировавший замутить с главной героиней и делавший ради этого все, в кульминации с ней все же замутил, а в развязке внезапно понял, что ему нравятся мужчины, и вообще он влюблен в своего соседа по лестничной площадке (ой!). Детектив, мечтой которого на протяжении всего романа была поимка преступника, отпускает его либо решает «преступничать» вместе с ним (ой!).

Итак, кульминация ожидаема (хотя, повторюсь, не всегда). Развязка не так ожидаема (опять же – не всегда).

Довести их всех до точки!!!

Чаще всего у писателей возникает проблема с кульминацией, а не с развязкой. На фантазию мы не жалуемся, а умение создать необходимый уровень напряжения – это вопрос приобретаемого с опытом мастерства. Предлагаю поставить вопрос ребром: как создать стоящую кульминацию, а потом не корить себя за… ну не знаю, за что-нибудь?

Кульминацию нужно рассматривать с двух сторон.

1. Сюжетная кульминация.

2. Эмоциональная/психологическая кульминация.

Мы много раз возвращались к тому, что роман – это сюжет плюс герои. Персонажи делают что-то, и это приводит к определенным последствиям. Последствия, в свою очередь, влияют на персонажей. Детали, описания, диалоги, кривая или идеальная стилистика – это не сюда, это детали, которые не имеют отношения к нашей сегодняшней теме. Взаимодействие сюжета и персонажей в какой бы то ни было форме – самое важное в работе с крупной формой. Да и не только с крупной, но на данный момент мы говорим именно о ней.

Сюжетная кульминация – «крючки»

О расстановке «крючков» мы уже говорили в одном из прошлых материалов. Тот самый случай, когда желательно иметь под рукой пару-тройку вариантов кульминации – чтобы был простор для размышлений и последующей деятельности. «Крючки» должны создать необходимое сюжетное напряжение и… ну, собственно, довести до точки. В смысле, до кульминации.

Лайфхак: фиксируйте крючки в плане/интеллект-карте как можно более детально.

Очень важно иметь их перед глазами! Это поможет сориентироваться, что-то дописать, а что-то убрать. А еще поможет увидеть слабые места и сюжетные «дыры». В идеале план следует закрутить вокруг «крючков», и это вполне логично: ведь они – основа сюжета.

Лайфхак: обманывайте читателя.

Тот, кто думает, что это актуально только для детективов, всерьез ошибается. Существуют элегантные тонкие «крючки», которые намекают на «правдивую» кульминацию. Но время от времени стоит применять жирные, откровенные «крючки», которые указывают совсем не туда. Не переживайте, читатель вас простит. И даже получит удовольствие.

Эмоциональная/психологическая кульминация

Я уже проела всем мозг разговорами об эволюции персонажа и о том, что герой должен меняться на протяжении романа, иначе он скучный. Но сейчас вынуждена это повторить. Как вы помните, мы говорили о фото «до» и «после». Самое время вернуться к нашим записям и проверить, как идут дела. Меняются ли персонажи? Или напоминают мебель, которую продвигают вперед сюжетные ходы?

Лайфхак: прописывайте эволюцию персонажа ОТДЕЛЬНО.

Да, знаю. При мысли об этом у многих волосы встают дыбом. А кое-кто думает: вот нафига вообще писать столько лишнего, я не люблю планы и не пишу по планам! Если вы – начинающий писатель и работаете над первой вещью, то еще этого не знаете, но сейчас узнаете. Мы пишем огромное количество вещей, которые в конечном итоге никому не показываем. Да, даже не выкладываем в наши писательские паблики. Это заметки, наброски, пугающе ветвистые интеллект-карты.

Нам нечем заняться? Нет. Мы делаем это для того, чтобы глубже понять сюжет, идею и персонажей. Если вы хотите стать писателем, забудьте о «я просто хочу рассказать историю». Нет такого – просто рассказать. Придется поработать. Если, конечно, вы хотите писать хорошие, качественные романы. Но, полагаю, хотите, иначе бы вы не читали материалы этого практикума.

Если бы я в свое время не экономила на подобных вещах – время, интеллектуальную энергию, бумагу или память моего ноутбука – то, наверное, смогла бы сказать «неплохая вещь» о третьем или четвертом романе. Но сегодня я говорю так только о пятом и далее. Да и то с оглядкой.

Персонажи – та сфера, над которой нужно работать особенно тщательно. Не ленитесь – вот вам мой добрый совет. Вообще писатель и лень – это вещи несовместимые, если речь идет о работе над рукописью. У персонажей детально прописывайте ВСЕ. И не важно, войдет это в рукопись или нет.

Акцент в кульминации

Несмотря на то, что у кульминации две составляющих, мы всегда акцентируем внимание на чем-то одном: либо на сюжете, либо на эмоциях. Предположим, в нашей дилогии «Советник» кульминация исключительно эмоциональная, «внутренняя», а в дилогии «Лавандовый шлейф» - событийная. Вот что нужно учитывать.

1. Идея.

Вышеупомянутый «Советник» - история одного персонажа, а поэтому наш главный вопрос был таким: что в Эрфиане меняется в момент кульминации, что происходит с психологической точки зрения? Дилогия «Лавандовый шлейф» - это, прежде всего, детектив. Поэтому мы задались вопросом: что происходит в детективной линии в кульминации?

2. Жанр.

Собственно, в первом пункте мы уже об этом поговорили. Что подразумевает ваш жанр – событийную напряженность или эмоциональную (психологическую)?

Подтягиваем «хвосты»

Акцент в кульминации, естественно, не означает, что мы можем позволить себе нехороший перекос в чем-то одном. Время от времени в такие моменты возникает чисто технический вопрос: как вообще спланировать это «доведение до точки»?

Если у вас появляются сложности такого рода, то можно поступить так: набросать вариант кульминации, а потом оценить его с точки зрения существующих линий – и событийных, и тех, которые касаются развития персонажей. Чаще всего этот быстрый набросок не охватывает все линии, а поэтому мы совершенствуем написанное.

Еще можно прописать событийную и эмоциональную кульминации отдельно, а потом соотнести их. Я думаю, что для начинающих авторов, которые еще не развили в себе навык мыслить «сюжетно», он отлично подойдет. Кроме того, это удобно и наглядно.

А вот чего НЕ надо делать – так это планировать в голове. Не ленитесь выписывать мысли. На бумаге (живой или электронной) планировать лучше. Особенно если речь идет о кульминации.

Доведем ВСЕХ до точки!

Кульминация должна учитывать все линии и всех персонажей. Это кажется очевидным и даже глуповатым, но на деле тут оступаются даже опытные авторы. Убедитесь, что подтянули все линии, что все персонажи получили психологическое и эмоциональное развитие. А также обратите внимание на вещи, которые внезапно выскакивают из-за угла – то есть, на то, к чему вы не вели читателя с помощью «крючков». Чем ближе кульминация, тем острее (с плохой точки зрения) воспринимаются такие вещи.

Время практики

Выше мы говорили о набросках для будущей кульминации. Предлагаю вам сделать два наброска: первый – с использованием «чернового» метода, а второй – с использованием метода «разделяй и властвуй», то есть, сюжет – отдельно, а эмоции – отдельно.

Времени у вас будет предостаточно, так как следующая пятница будет исключительно практической.

Желаю всем удачи с заданиями!

Настя

Комментарии

( 4 слов — Сказать )
kirena_kirena
21 апр, 2016 07:29 (UTC)
>> забудьте о «я просто хочу рассказать историю». Нет такого – просто рассказать.
А так хотелось... разбита очередная пара розовых очков)
era_elto
21 апр, 2016 15:44 (UTC)
На самом деле я думаю, что писатели не хотят "просто рассказать". За этим всегда что-то стоит. Просто в начале пути нам страшно признаваться в этом ) вот мы и говорим: ой, я просто рассказываю историю. Все так говорят в самом начале ) Кстати, многие говорят и потом. Я ничего, я просто мимо проходил, я просто рассказываю историю :)
vysochina_lera
12 июн, 2016 13:28 (UTC)
Спасибо вам за такой хороший план написания плана! :-) Прочитала сегодня статьи практикума - и поняла, что это именно то, что я искала.

А кульминация вещь такая, коварная. До сих пор помню как друзья возмущались концом "Войны и мира".
era_elto
13 июн, 2016 07:32 (UTC)
На здоровье. Очень хорошо! Рада, что оказалось полезно. Теперь главное - практика :)

Кульминация - да, она такая. Согласна :)
( 4 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com