?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня




Практикум "Пишем роман": предыдущие посты




Тема динамики текста в контексте разговора о крупной форме – одна из самых сложных. Во-первых, потому, что здесь много приходит с опытом, и многое зависит от личного стиля автора. Во-вторых, потому, что опыт – это еще не все, и в нашей работе мы часто испытываем потребность в новых методах.

Методов этих, к слову сказать, тысячи. У каждого писателя есть свои личные «фишки», приемы и системы, смоделированные у других и подстроенные под себя…
Начало глав

Важность начальных предложений главы сложно переоценить. Это – первые ноты музыкального произведения. Вы задаете тон и создаете первое впечатление. Некоторые авторы скажут вам, что могут обдумывать начало главы несколько минут, хотя четко знают, о чем будут писать дальше. Итак, с чего же можно начать?

1. Нейтральное описание. Природа или интерьер. Упор на атмосферу.

2. Диалог. Знаю, что меня многие осудят, и что с диалога начинать главы не стоит, это якобы дурной тон, но таким образом мы вносим элемент движения. Читатель «включается в розетку».

3. Констатация факта. «Фил ненавидел понедельники». В данном случае речь идет о персонаже, которого мы прозвали «типичным клерком», и в тексте его глав очень много «типичных» вещей, мы намеренно используем штампы. Можно брать и другие факты, в зависимости от того, что именно вы хотите передать. Вот начало главы, которое не так давно отметила Аня: «Обонятельные галлюцинации не причиняли Хью особых неудобств». Казалось бы, ничего такого – а читатель немного насторожился, тем более что с этой фразы начинается его знакомство с персонажем.

4. Замечательный треш. «Женщина была красива. Неестественная бледность ей даже шла. Впечатление портило только аккуратное пулевое отверстие во лбу». Ну, вы поняли.

5. Предвкушение! «Полицейский медленно размешивал пластиковой ложкой сахар в своем кофе и даже не догадывался о том, что жить ему осталось меньше пяти минут». Классика жанра. Мне нравится. Читателю тоже понравится, не сомневайтесь.

Глаголы vs прилагательные

Если вы читали статьи по писательскому мастерству, то знаете: глаголы – это действие, и их надо побольше. А прилагательные (сюда же – причастные обороты) – это описательные-украшательные кружева, и их надо поменьше. Так ли это? Умный писатель знает, что любой метод хорош для достижения цели. Даже штампы. Даже пренебрежение правилами.

Давайте сравним два отрывка.

Отрывок 1

Фигура в черном плаще входит в подъезд, поднимается по лестнице и звонит в дверь.

Отрывок 2

Высокая фигура в черном плаще передвигается легко и бесшумно, как кошка. Она крадется по переулку, вдыхая свежий ночной воздух, даже в темноте безошибочно находит нужный подъезд и, никем не замеченная, проскальзывает внутрь. Несколько шагов по холодным каменным ступеням – и она уже у дверей. Прислушивается, чтобы убедиться, что опасности нет, и нажимает на кнопку звонка.

Согласитесь, с точки зрения описания – небо и земля. В первом случае мы акцентируем внимание на действии. Во втором – на атмосфере.

Полотна текста vs диалоги

Бытует мнение, что большое количество диалогов – это моветон. Что, дескать, если писатели грешат диалогами, это недостаток их стиля. А полотна текста – это хорошо и славно, это показатель нашего опыта и мастерства.

Если вы хотите отвадить читателя, вот совет: как можно меньше диалогов и как можно больше огромных абзацев текста. И чтобы в этих абзацах были описания природы или каких-нибудь научных открытий, которые никому не нужны, а вашему читателю – и подавно.

Поклонники «полотен» используют железный аргумент: «В классике мало диалогов и много описаний!». Что же, друзья. Неудивительно, что в наши дни люди почти не читают классику. Нам сложно это воспринимать. Нет, мы не глупы. Мы изменились, изменилась и литература. Сегодня «в моде» динамика и глубина. Причем глубина достигается с помощью динамики.

Так ли плохи диалоги, как принято считать? Так ли они пусты? Они не дают нам информацию, и для описаний все же нужно использовать «полотно» ? Давайте посмотрим на пример.

Пример

Хью поднял трубку телефона и набрал номер.

- Алло, - услышал он после нескольких гудков.

- Привет, папа. Это я. Прости, что так поздно. Дел полно.

- Ты опять работаешь по семнадцать часов в сутки и спишь в лаборатории, Хью?

- Нет, конечно. Просто такой период. Все устаканится в ближайшие несколько дней.

- Имей совесть, Хьюберт, и не лги отцу.

- Я приеду на выходных. Если у тебя нет планов, конечно.

- Помимо развратной вечеринки с шампанским и обнаженными красотками, облитыми шоколадом и взбитыми сливками? Нет, никаких.

- Кто будет выступать в роли красоток? Женская половина медицинского персонала?

Отец рассмеялся и закашлялся. Фиби, его личная медсестра, спросила, не принести ли воды.

- Да хоть кто - лишь бы развеять здешнюю скуку. Каждый год эти проклятые тридцать дней для меня - сущий Ад.

- Можно определить тебя в другой больничный комплекс. Что скажешь насчет центра HPI? Я позвоню и спрошу, следует ли переоформлять медицинскую страховку.

- Конечно, следует, черт возьми. Они потребуют кучу денег и замучают тебя просьбами “заполнить еще одну бумажку”.

- У меня нет проблем с деньгами.

- Если у тебя нет проблем с деньгами, Хьюберт, это еще не означает, что их нужно выкидывать на ветер. Устраивай свою жизнь вместо того, чтобы кормить зажравшихся капиталистов. Будь тамошние врачи хоть трижды волшебниками - а зрение они мне все равно не вернут, несмотря на все обещания.

- То предложение - помнишь, операция в Германии - до сих пор в силе.

- Операция в Германии - и снова твои деньги, Хью?

- Частично мои. Частично - деньги, которые полагаются тебе как ветерану Вьетнама.

- Да-да. Ветерану “той маленькой несерьезной войнушки”, как в свое время сказал президент.

Хью тряхнул пачку и достал из нее последнюю сигарету.

- Давай не будем начинать этот разговор, папа. Я понимаю твое упрямство и твою гордость, но прошу понять и меня. Пожалуйста, не отвергай мою помощь так, как это сделала мама. Прошел не один год, а я до сих пор виню себя в ее смерти.

- Ты бы не смог ей помочь. Никто не смог бы ей помочь. Даже после того, как ей сообщили про рак, она продолжала выкуривать по три пачки сигарет в день. Курила до последнего дня. Ты пошел в нее. Она была такой же упертой. Хватит, Хьюберт. Ты прав, тут говорить нам не о чем.

- Мы поговорим, когда я приеду. И я тебе обещаю - основательно поговорим.


© Эра Эльто, «Обмани смерть»

Вы познакомились с отцом Хью и узнали о судьбе его матери. Если бы я сделала выбор в пользу «полотен», описание растянулось бы на две страницы, и вы начали бы зевать уже после пары абзацев.

Смена рассказчиков

При мысли о том, что нужно менять рассказчиков – или POV, Point of View, точку зрения, как любят говорить сегодня – многие авторы впадают в ступор. Кажется, что это сложно, мы «запутаемся в лицах», да и вообще, разве это не моветон – вводить в повествование огромное количество лиц? Привет! Пришло время устанавливать свои правила.

У меня время от времени спрашивают – а сколько рассказчиков можно ввести? Чисто теоретически – столько, сколько захотите. Практически - столько, сколько нужно для реализации идеи. Обратитесь к плану и определите количество линий, а потом подумайте над вопросом, с каких сторон эти линии необходимо раскрыть.

Так, в романе «Обмани смерть» изначально была основная детективная линия и побочная – любовная. Для реализации идеи я взяла двух рассказчиков. Но в процессе работы стало понятно, что детективная линия будет «толстая и серьезная», так что потребовалось два дополнительных рассказчика, один из них – женщина – будет раскрывать со своей стороны еще и любовную линию.

Введение новых точек зрения дает автору много преимуществ. Вот два основных.

1. Создание впечатления вездесущего рассказчика.

Мы можем рассматривать предмет с разных сторон, будь то события или чувства, тогда как с одним рассказчиком наш поле зрения ограничено.

2. Возможность показывать персонажа глазами других.

Мы с Аней ставим во главу угла не события, а характеры героев и их эмоциональную эволюцию, поэтому для нас это важно вдвойне. Кроме того, можно играть с разницей восприятия разных персонажей. Это придает нашим героям объем.

Не бойтесь вводить новых рассказчиков! Максимум вырежете ненужные главы в процессе редакции. Первый черновик – это место для совершения всех возможных ошибок. Реализация идеи – вот что должно двигать нами в этот период. Остальное второстепенно.

И на сладкое – моя любимая тема!

Сны и флешбеки

Невозможно описать все преимущества, которые нам дает работа с флешбеками и снами. Это и игра с временами, и возможность заполнять пробелы в биографиях персонажей, и возможность придать повествованию пару изысканных ноток треша. И, если наши флешбеки – то есть, воспоминания – ограничены рамками реальности, то в случае со снами руки у нас развязаны, и мы можем творить все, что хотим.

Сны и флешбеки – это безупречный метод, который всегда срабатывает, а посему действовать нужно с умом и не использовать его слишком часто. Есть ситуации, в которых они (сны и флешбеки) так и просятся, и есть персонажи, в историю которых они тоже напрашиваются будто сами собой. В подавляющем большинстве случаев это темные лошадки, герои, о которых другие действующие лица романа почти ничего не знают – а с читателем добрый автор делится подробностями их прошлого и настоящего с помощью снов и флешбеков.

В романе «Обмани смерть» такой темной лошадкой оказался упомянутый выше Хью. Сны так и просились, а потом уютно встроились в сюжет. Нашлось даже подходящее объяснение, которое идеально легло в историю персонажа.

Используйте сны и флешбеки точечно и с умом – и читатель от рукописи не отлипнет, а потом будет жаловаться вам на то, что всю ночь не спал и читал. Проверено.

Время практики

Никто не знает ваш роман лучше вас (ха-ха-ха, сказали персонажи, ну конечно, так и есть, да-да). А поэтому вам решать, и вам выбирать методы. Какие из них, на ваш взгляд, впишутся в рукопись? Каким из них вы бы отдали предпочтение? Попробуйте в набросках – или в основной рукописи, если уже пришло время – применить некоторые из этих методов. И обязательно поделитесь результатом.

Желаю всем удачи с заданиями. Мы встретимся ровно через неделю!

Ваша Настя


Комментарии

( 30 слов — Сказать )
liandra_vencen
20 май, 2016 12:11 (UTC)
Недавно вас читаю, даже кое-что подгоняю в своих произведениях (наверное надо все же научиться называть романы романами).

О важности начала много читала, пыталась применять на практике.

Люблю начала динамичные, которые сразу затягивают в водоворот событий, без долгих вступлений. Еще люблю, когда начало цепляет, когда оно крючек.

В моем "отложенном до поры до времени" действие начинается с того, что один из героев идет к ведунье. Немного шаблонно, но пока пусть будет так.

То, над чем я сейчас работаю начинается с мелкой неприятности героя. Я еще не уверена оставлю ли такое начало.

С рассказами немного проще, стараюсь зацепить первым предложением.

Например (из наиболеее удачного и если кому интересно):

"Наглый и властный стук в дверь разорвал ночную тишину."

"Такой подставы я от Никаеля не ожидал. Если бы знал, чем все закончится - не то, что на тот долбаный корабль не ступил бы, - десятой дорогой обошел бы бар «Северная корона», где встретился с этим говнюком."

"До этого Ярко никогда не получал подарков, кроме дня Солнцеворота, когда всем воспитанникам приюта дарили подарки от благодетеля."

"Кирайн стиснул зубы, стараясь ничем не выдать, что пришел в себя."

Они конечно не являются образцовыми, но я считаю их вполне сносными :).


Еще, я сейчас читаю "Сотню" Кесс Морган. Она замечательно вплетает первые и последние предложения в главы.




Edited at 2016-05-20 12:49 (UTC)
era_elto
20 май, 2016 17:15 (UTC)
>> "Наглый и властный стук в дверь разорвал ночную тишину."

Ах как сочно. Мне нравится!
arico_samaa
21 май, 2016 18:52 (UTC)
Вполне себе хорошие первые предложения, только про стук в дверь как-то не зацепил(( может, просто "не зашел"...
miradella
20 май, 2016 13:05 (UTC)
У меня в последнее время все начинается именно с диалогов. Или с мыслей, например. Когда-то писала сначала описания природы.
У меня в том романе, что я сейчас пишу три главных героя. То есть сама Аш, Филин и Луна. Сначала было повествование от лица Аш, потом уже было от лица Луны, и там еще в одном из флэшбеков идет повествование от лица Филина. Мне думается, что это поможет посмотреть читателю с разных сторон на ситуацию. То есть Луна изначально не знает о том, куда направилась Аш и Филин, но она беря задание, попадает в интересную ситуацию и узнает о главном злодее (нет, что он злодей никто не знает, но то, что точно не человек и странный нет). Потом ей уже ее знакомый опять про него же говорит. Аш узнает про Алхимика (я его пока что там назвала) от Тени, которая упоминает его, как человека, который что-то искал.
А в давнем романе, который я начала очень давно там про хранителей снов и там большинство действий например будет во снах. И они будут иметь влияние.
А еще многие советуют писать про объявления из газет, дневников и прочее. Объявления из газет было у Акунина, там же некоторые главы были выдержками из дневников.
era_elto
20 май, 2016 17:17 (UTC)
>> А в давнем романе, который я начала очень давно там про хранителей снов и там большинство действий например будет во снах. И они будут иметь влияние.

О, смотрю, эта тема многих волнует и у многих фигурирует. Вообще любопытная штука эти сны, да :)

>> А еще многие советуют писать про объявления из газет, дневников и прочее. Объявления из газет было у Акунина, там же некоторые главы были выдержками из дневников.

Да, это верно :) Мы еще любим статьи и репортажи :)
garetty
20 май, 2016 16:07 (UTC)
Да, сны и флэшбеки - кладезь! Но увлекаться ими не стоит, потому что они так и норовят увести сюжет в другое русло))

Насчёт диалогов. Метод хороший, когда применяется с умом. В диалог можно вписать не только историю, которую читатель узнаёт из уст персонажей, но также эмоции героев и всю их окружающую обстановку. Я почти всегда сопровождаю диалог словами автора, и обзор это очень расширяет. Также, между фразами диалога можно вписывать короткие замечания от лица автора, которые очень выравнивают динамику текста. Потому что если делать сначала сплошное описание, потом сплошной диалог, то в сознании читателя это всё равно создаёт разрыв. Я решила эту проблему так: описания не делаю длинными, а диалоги - сплошными.

И ещё хорошая фишка. Никогда резко не менять фокус рассказчика. То есть, когда мы смотрим глазами одного персонажа, и вдруг нам надо что-то уточнить от лица другого. Даже если это нужно сделать в одном диалоге, между сменой фокуса можно вставить описание природы/обстановки, то есть, принудительно "вытряхнуть" читателя из фокуса одного персонажа, чтобы он был готов влезть в другую шкурку.

era_elto
20 май, 2016 17:20 (UTC)
>> Но увлекаться ими не стоит, потому что они так и норовят увести сюжет в другое русло))

Это точно. Там надо глаз да глаз :)

>> Потому что если делать сначала сплошное описание, потом сплошной диалог, то в сознании читателя это всё равно создаёт разрыв. Я решила эту проблему так: описания не делаю длинными, а диалоги - сплошными.

Да, согласна с тобой по всем пунктам. С этой точки зрения пример мой немного "неконвенциональный", конечно :) Просто пришелся в кассу, что называется, решила привести его.

>> И ещё хорошая фишка. Никогда резко не менять фокус рассказчика. То есть, когда мы смотрим глазами одного персонажа, и вдруг нам надо что-то уточнить от лица другого. Даже если это нужно сделать в одном диалоге, между сменой фокуса можно вставить описание природы/обстановки, то есть, принудительно "вытряхнуть" читателя из фокуса одного персонажа, чтобы он был готов влезть в другую шкурку.

Трууууу. КАК много я таким грешила в первом романе!!! :))
garetty
20 май, 2016 19:11 (UTC)
Насчёт смены фокуса и других фишек, которые сразу не заметишь, меня очень поднатаскал мой сокомандник-бета на фандомной битве. Молодой человек с литературным образованием и жуткий педант, мне его частенько хотелось убить:))) Но мастер-класс оказался незаменимым!
era_elto
21 май, 2016 10:32 (UTC)
>> Молодой человек с литературным образованием и жуткий педант, мне его частенько хотелось убить

От таких, кстати, можно многому научиться. Главное - вовремя "убавить звук" своего эго. Но чем дольше пишешь, тем лучше это получается :)
(без темы) - garetty - 21 май, 2016 17:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 21 май, 2016 19:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - garetty - 23 май, 2016 15:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 24 май, 2016 07:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - garetty - 24 май, 2016 11:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 24 май, 2016 13:49 (UTC) - Развернуть
arico_samaa
21 май, 2016 19:06 (UTC)
А я в ранних романах (я тогда вообще был уверена, что писать следует только романы, да потолще!) делала одну точку зрения; ну максимум разные в разных частях.
(без темы) - era_elto - 22 май, 2016 14:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 24 май, 2016 18:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 25 май, 2016 10:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 25 май, 2016 17:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 25 май, 2016 18:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 26 май, 2016 05:01 (UTC) - Развернуть
arico_samaa
21 май, 2016 19:04 (UTC)
Я почти всегда сопровождаю диалог словами автора, и обзор это очень расширяет

Дададааа)))
arico_samaa
21 май, 2016 17:57 (UTC)
Граждане писатели, ратующие за "простыни текста" и ссылающиеся на классиков, будьте уж последовательны и пишите в таком примерно стиле: "Суставы мои были гибкими, и во всех юношеских играх я достигал высокого совершенства. Однако мои духовные склонности находились до известной степени в противоречии с тем, что внушало мне мальчишеское тщеславие". Годвин, между прочим, классик готического романа 19 века. Что, говорите? Громоздко? Дык другая эпоха, братцы, другие правила))
era_elto
22 май, 2016 13:59 (UTC)
>> Однако мои духовные склонности находились до известной степени в противоречии с тем, что внушало мне мальчишеское тщеславие

Ты знаешь, а в этой чопорности определенно что-то есть! )))))
arico_samaa
24 май, 2016 18:40 (UTC)
Определенно))
У меня было даже героическое намерение написать стилизацию. Но потом я поняла, что читать это будет невесело ни мне, ни читателю. И решила все-таки вводить фрагментарно.
era_elto
25 май, 2016 10:23 (UTC)
А я бы написала :)))) Вероятно, не выложила бы. Но ведь весело )))
(без темы) - arico_samaa - 25 май, 2016 17:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - era_elto - 25 май, 2016 18:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - arico_samaa - 26 май, 2016 05:02 (UTC) - Развернуть
( 30 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com