?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня



В прошлом практикуме у нас был отличный пост на тему мозгового штурма. Я решила, что просто скопирую его сюда. А на следующей неделе, во втором дне, дам вам дополнительные техники. Больше техник, хороших и разных!
Что мы будем изучать сегодня?

Мы немного соприкоснемся с темой мозгового штурма. Я познакомлю вас с двумя простыми и методами, покажу вам, как это работает на практике. А потом придет черед вопросов и вашей практики.

Мозговой штурм, ой?

В ответ на вопрос "какие сложности вы испытываете в творчестве" авторы иногда отвечают: "сложно начать". Не в том смысле, что сложно усадить себя за рукопись, а в том смысле, что "не оббитая" идея вряд ли ляжет на страницу чистого документа Word. Помимо всего прочего, в процессе работы над рассказом, повестью или книгой мы часто натыкаемся на подводные камни. Как повернуть сюжет тут? Как вывести персонажа здесь? Линия провисает, что нужно сделать для того, чтобы исправить положение? Словом, нам нужно оторваться от процесса творчества и осмыслить положение. Когда сюжет буксует, мы нуждаемся в новых идеях. Привет, мозговой штурм!

Методов мозгового штурма существует много. Их придумали до нас, и все они хороши, проверены временем. Мы остановимся на двух из них.

Метод трех вопросов

Строгая и элегантная классика. Чаще всего его применяют для стратегического планирования, потому что он позволяет рассматривать разные комбинации и их сочетания, но он довольно универсален. Суть его проста: мозговой штурм мы начинаем с трех вопросов. Например:

- каково положение сейчас?

- какого результата я хочу достичь?

- каким будет следующий шаг?

Смотрим пример.



На примере одной из веток посмотрим, куда следует двигаться дальше. Снова три вопроса. Снова три ответа. Ответов может быть и больше, но не меньше трех. Три - это магия.



Похвалим себя. Неплохо, неплохо. Попробуем детализировать еще чуть-чуть?



Идеальный план насчитывает пять циклов вопросов. Но нам углубляться особо некуда. Да и некогда. Мы переходим к следующем методу.

Квота идей

Это мой любимый метод. Лучшее лекарство от идейного ступора, которым каждый писатель страдал хотя бы раз в жизни. Начнем с примера.



В данной интеллект-карте моя квота - это пять идей. Готовы идти дальше?



Глаза у читателя на мокром месте, но ясен перец - персонажа всегда можно заставить страдать еще больше! Недаром они мучают нас, приходят во сне и роют мозг. Еще пять идей? Почему бы и нет. Для удобства размечаем карту вот так.



И приступаем к очередному этапу.



Кого выберет наш персонаж? Это науке - то есть, авторам - неизвестно ровно до тех пор, пока мы не начнем книгу. Ибо всем ясно, что персонажи выбирают сами, а мы только за ними записываем.

Как это выглядит на практике в творчестве?

Все в этом мире начинается с правильной постановки вопроса. В нашем случае это позволяет определить отправную точку, или ядро. Да-да, то самое ядро, с которого начинается интеллект-карта. Вот такое.



В рабочем варианте данная интеллект-карта носила имя персонажа, чей образ вы можете видеть на фото (Трикси Белнардо), а потом я переименовала ее в соответствии с содержанием (которое на данный момент для нас не важно).

Не всегда нам удается сразу же сформулировать вопрос для ядра интеллект-карты. В таком случае можно начать с одного из аспектов проблемы, которую вы будете рассматривать. Я всегда начинаю рисовать интеллект-карту от руки. Под моей клавиатурой всегда лежат большие листы, и я могу воспользоваться ими в любой момент.



Да, это мой почерк, и вы мало что тут разобрали. Как и я, впрочем. Но это и не нужно, потому что цель диаграммы - помочь мне понять, как должна выглядеть карта. Все начинается с Трикси, и мы поставим ее имя (и фото-образ!) в ядре. Она заслужила.

В данном случае мне повезло, потому что материала не так уж и много. Но если вы завалены информацией, тонете в ней? Для любых, даже самых сложных задач есть простой алгоритм, по которому можно все разложить. Вот он.

1. Исходные данные.

2. Цель.

3. Ключевые этапы пути, которые мы определяем с помощью формулирования ключевых вопросов.

Разложив задачу по такому алгоритму, мы структурируем в голове часть информации. Ага, я вас подловила. Не в голове, а на бумаге. Точнее, в программе XMind. Помним? Записываем все.



Как вы видите, я опускаю вопросы и пишу сразу ответы. Если вы будете применять метод трех вопросов регулярно, то тоже будете их опускать. В расписанном варианте это выглядело бы так.

Клавдий:

1. Кто он мне?

2. Что он ко мне чувствует?

3. К чему приводит наше знакомство?

Давайте рассмотрим это подробнее на более конкретном примере.

Дано:

Трикси Белнардо и трое мужчин: Патрик, Брэндон (он же Клавдий), Рик (он же Доменик). С каждым из этих мужчин ее что-то связывает.

Цель:

Понять, что она чувствует к каждому из них. Далее - вплести это в канву произведения.

Ключевые вопросы:

  • Что связывает их?


  • Чем они ее привлекают?


  • Какова ее выгода в отношениях с каждым из них?


  • Каково ее слабое место в отношениях с каждым из них?



Теперь Трикси у нас как на ладони, верно? И мы можем приступать к дальнейшему планированию, то есть, ломать голову над тем, как все это отразится на истории. Но это к делу не относится, а поэтому останется за кадром.

Рассмотрим другой вариант - стратегическое решение задачи с помощью метода трех вопросов. Здесь только один круг, но наглядный.



Если Патрик, которому принадлежит эта ветка интеллект-карты, продолжит задавать вопросы, детализировать и предлагать вариант за вариантом, то разработает весьма четкий стратегический план, учитывающий все. А Патрик разработает, не сомневайтесь, в этом он специалист.

Ну что же, полагаю, примеров достаточно. И пришло время поработать.

Задания

Размышляем

1. Применяли ли вы метод трех вопросов или метод квоты идей в прошлом? Уверена, что так, но не называли вещи своими именами. Можете ли вы вспомнить, когда и при каких обстоятельствах это делали?

2. Как часто вы прибегаете к мозговому штурму? В каких сферах деятельности? Какие методы для этого используете?

Работаем

У сегодняшнего задания будет два варианта выполнения. Точнее, три. Третий - для продвинутых. Ваша цель - показать, хорошо ли вы поняли суть изученных сегодня методов мозгового штурма. Напоминаю, что речь идет о методе трех вопросов и методе квоты идей. Итак, варианты.

1. Выбрать два вопроса и на каждом из них продемонстрировать по методу.

2. Выбрать один вопрос и продемонстрировать на нем два метода, скомбинированные.

3. Продвинутые, вперед! Выбрать два вопроса и продемонстрировать на обоих два метода, скомбинированные.

На этой неделе скучать вам не придется.

С любовью,

Настя

Buy for 10 tokens
***
...

Комментарии

era_elto
21 июл, 2016 11:42 (UTC)
Костя, Ваша чрезмерная склонность к анализу когда-нибудь сослужит Вам плохую службу :) Вы пытаетесь контролировать процесс, и в итоге это оборачивается против Вас. В интеллект-картах, которые Вы сделали, и в том, что Вы написали в комментарии, это наблюдается очень хорошо. Первая карта хороша, но Вы почему-то остановились на полпути. Можно было продолжить ассоциации, писать дальше. Вторая карта и вовсе не закончена. Не бойтесь писать глупости. Мозговой штурм - на то и мозговой штурм, чтобы их писать. Потом на фоне этого появляются идеи, и эти идеи мы оформляем во что-то действительно стоящее. Цель мозгового штурма - это не сделать по правилам (потому что их не существует), а выписать все, что можно, из головы.

Кстати, не хотите написать пост по мотивам первой интеллект-карты? В рамках "Летних игр"? Мне кажется, это будет актуально. Как минимум интересно :)
bocharov_const
21 июл, 2016 13:06 (UTC)
О чем, Настя, вы хотите чтобы я написал пост?
О том как я создавал карту?
Или что из этого вышло?
Так рассказик есть в МЖ. Результат размышлений, так сказать.
http://writing365.livejournal.com/320413.html?thread=5142941#t5142941
http://writing365.livejournal.com/320413.html?thread=5143197#t5143197
era_elto
22 июл, 2016 11:09 (UTC)
>> О чем, Настя, вы хотите чтобы я написал пост?

Я имею в виду пост на тему "как написать рассказ по картинке". Не по конкретной - вообще. Руководство к действию, так сказать :)
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"

Метки

На странице

Разработано LiveJournal.com