?

Log in

No account? Create an account

Вчера | Сегодня

Мозговой штурм.jpg

Здравствуйте, дорогие друзья.

Сегодняшний урок практикума «Интеллект-карты для писателей 2.0» я публикую с небольшим опозданием, но в этом есть свой плюс: у вас был дополнительный день для выполнения домашних заданий. Пользуясь случаем, напоминаю: обязаловки у нас нет, групп, из которых выкидывают за разные провинности, нет. Вы вольны делать все, что вздумается, даже уходить, а потом возвращаться и продолжать занятия. Но хочу подчеркнуть еще раз: если вы не выполняете домашние задания, смысла в практикуме нет. Желательно выполнять их в процессе мероприятия, не откладывать. И не забивать себе голову теорией. Вы обратили внимание, что теории мало, упор делается на практику. Поэтому мы и говорим – «практикум». А теория – она просто лежит лишним грузом в голове, занимая место.

В прошлый раз мы говорили о мозговом штурме. В расписании под эту тему выделено два дня, что логично и понятно, ведь о мозговом штурме можно говорить бесконечно. Но я подумала и задала себе вопрос: какие техники из всех мне известных следует дать писателям? Методов мозгового штурма существует немеряное количество. Сколько вы сможете потренировать за неделю? Есть ли смысл в том, чтобы давать вам только домашних заданий?.. Нет, никакого смысла нет. Поэтому в сегодняшнем уроке я дам две техники, актуальные для писателей. Одна из них касается работы с персонажами (хотя не только). А вторая актуальна, скорее, для построения сюжета.

Техника пирога

Давайте предположим, что вы попали в классическую для многих начинающих писателей ситуацию: состояние «мои персонажи картонные и тупые». ОК, ОК, хорошо. Иногда это актуально и для более опытных авторов. Только у начинающих писателей нет достаточного количества инструментов для того, чтобы решить проблему. Или, по крайней мере, понять, в чем она, эта проблема, заключается. Согласитесь, невозможно разобраться в каком-либо вопросе, если вы не понимаете его сути.

Шаг 1: характеристики

Если вы говорим о персонаже - а в данном случае мы говорим именно о нем – то список характеристик у нас может быть примерно следующим:

1. Главный/второстепенный.

2. Активный/пассивный.

3. Эволюционирует/статичный.

Этот список можно продолжать, но мой вам добрый совет – не выдумывайте слишком много характеристик, в противном случае будет довольно сложно рассматривать их по отдельности.

Пример

Есть у меня в романе «Обмани смерть» персонаж по имени Виола Голдин. На фоне ее напарника Уолтера она выглядела блеклой, и это меня взволновало.

1. Виола – второстепенный персонаж.

2. И пассивный.

3. И статичный.

Шаг 2: мозговой штурм

Список характеристик у нас есть. Теперь мы можем приступить к делу. То есть, к анализу ситуации. Нам нужно ответить на два ключевых вопроса:

1. Почему именно так?

2. Что можно изменить?

Пример

1. Виола появилась в романе совершенно случайно, и особая роль ей, по большому счету, не полагалась – просто Настя сказала, что одному из главных персонажей нужна девочка…. Вот Виола и пришла.

Что можно сделать иначе: второстепенные персонажи, напоминающие мебель – это нехорошо. Придумать Виоле историю, детализировать образ, прописать характер почетче. Дьявол в деталях.

2. Виола появилась в романе потому, что персонажу понадобилась девочка, но, тем не менее, она связана с другим героем, Уолтером. Он кажется статичным, но это обманчивое впечатление, просто его время еще не пришло (а еще потому, что его оттеснил на второй план кое-кто очень наглый, но об этом мы сейчас не будем). Это означает, что Виола присутствует в произведении не только как девочка для персонажа, но и как участник детективной линии.

Что можно сделать иначе: втянуть ее в детективную линию, конечно же. А потом – как пойдет. Война план покажет (страшно подумать).

3. На данный момент Виола действительно статична. Потому что нет ни одной силы, которая заставила бы ее действовать.

Что можно сделать иначе: Виоле не хватает движущей силы, дилеммы, которая заставила бы ее если не действовать, то меняться. В идеале это должна быть серьезная дилемма, которая поставит под сомнение ее ценности и вынудит совершить неожиданный (с точки зрения ее теперешней системы ценностей и взглядов) поступок. И тут, на самом деле, уже все продумано (простите, спойлеров не будет).

Промежуточный итог

«Техника пирога» состоит из двух этапов. Первый – короткий список характеристик. Второй – проработка этого списка и ответы на два вопроса: «Почему именно так?» и «Как можно сделать иначе?». В интеллект-картах вопросы можно писать на стрелках-связях.

Задний ход

У этого метода много лиц. Чаще всего в таком контексте говорят о планировании и употребляют термин «обратное планирование». Именно поэтому мы беседуем о нем в контексте концепта произведений.

Довольно часто можно услышать от авторов: «В голове идея хороша, но вот начинаю реализовывать – и с каждой минутой все яснее понимаю, что на бумаге выходит иначе…». «А как вы начинаете работать с произведением?», спрашиваю я. «Планирую с самого начала и пишу с самого начала», отвечают мне. «А почему бы нам», говорю я, «не начать планировать с конца?». И на самом деле, а почему нет?

Шаг 1. Определение финальной точки

Давайте предположим, что вы задумали роман. И, как многие начинающие писатели, «сварили» все в голове, не успев написать ни слова. Вы ходите с мечтательным видом, лелеете свои замыслы и страшно радуетесь, если читаете на каком-нибудь писательском форуме что-то вроде «а вот я тоже пишу романы в голове, и это здорово, это лучше, чем переносить на бумагу – на бумаге выходит отстой». Думаю, все понимают: если вы не переносите свои идеи на бумагу, то вы не писатель, так как ничего, собственно, не написали.

Вы получаете удовольствие от таких фантазий и не чувствуете себя неуютно при мысли о том, что не начинаете рукопись? Это хорошо. Но иногда бывает иначе. Автор просто не знает, как начать роман. Точнее, он боится, что идея на бумаге будет выглядеть плоской. И не могу сказать, что эти страхи беспочвенны. Когда вы делаете первые шаги на творческом пути, особенно важно видеть перед собой конечную цель. Как маяк, она освещает вам путь и помогает двигаться дальше. Не будем думать дважды: начнем с того, что отметим финальную точку.

Пример

По иронии судьбы, именно так и произошло в случае с романом «Обмани смерть». Это произведение является приквелом дилогии «Лавандовый шлейф». А, если говорить точнее, приквелом-ответвлением сюжета, историей одного из персонажей, того самого Уолтера, о котором я писала выше. Первый том дилогии начинается с того, что Уолтер, агент Интерпола, вместе со своим напарником Генри охотится за человеком (многие так думают) по прозвищу Шифровальщик, основателем криминальной империи. С Шифровальщиком Уолтера связывает длинная история: он начал работать над этим делом несколько лет назад и за это время пережил много-много треша, но по определенным причинам не хочет останавливаться на достигнутом.

В начале «Лавандового шлейфа» он исчерпал законные методы и решает, что пришел черед методов незаконных. Это и есть финальная точка. К ней мы должны прийти в конце романа «Обмани смерть».

Шаг 2. Вопросы для проработки

Выполнив первый шаг, мы сделали половину работы, если не две трети. Когда есть конечная цель, жизнь становится проще. Теперь нам необходимо развернуть события «задним ходом». Каким образом мы придем к такому финалу? Вот короткий список вопросов, которые можно использовать для этой цели.

1. Кто?

2. Когда?

3. Зачем?

Здесь можно выбрать два варианта. Либо охватить всю историю, сделав пару-тройку крупных шагов, а потом детализировать. Либо делать мелкие шаги, прорабатывая план постепенно. И тут уже каждому свое.

Пример

Два главных действующих лица романа «Обмани смерть» - это Уолтер и Шифровальщик. Именно ответ на вопрос «кто» дал мне стимул двигаться дальше в моих размышлениях. Уолтер получает ключи от шифров, которыми пользуется его криминальный приятель и коллеги криминального приятеля: и тут начинается треш. Очевидно, что история у Шифровальщика – «когда» - длинная. И началась она задолго до Уолтера. Если так, здесь есть как минимум одно дополнительное действующее лицо – «кто?». Человек, который охотился за Шифровальщиком до этого. Когда это произошло и чем закончилось? Кое-чем нехорошим. Шифровальщик пропал, но потом вернулся снова – «зачем?».

Цепочку вопросов, конечно же, можно расширять, постепенно формируя карту. Не обязательно указывать в карте эти вопросы – достаточно фиксировать ответы в определенной системной последовательности.

Промежуточный итог

Метод обратного планирования состоит из двух этапов. Первый этап – определение финальной точки. Второй этап – продвижения в обратном направлении с помощью ответов на вопросы вроде «кто», «когда», «зачем», «каким образом». Можно охватить идею целиком, а потом детализировать. Можно продвигаться небольшими шагами и постепенно.

Время практики

Как вы заметили, скриншотов у нас сегодня нет. И не просто так. Понаблюдав домашние задания, я пришла к выводу, что мои примеры вас путают. Даже нет, не так. Не путают, а, скорее, ограничивают. Я хочу, чтобы вы выработали свой стиль работы с интеллект-картами. И начинать мы будем прямо сейчас.

Размышляем

Как еще, на ваш взгляд, с помощью методов мозгового штурма можно решать проблему статичных персонажей или ступора «идея не ложится на бумагу»?

Практикуемся

Как водится, друзья. По одной карте на каждый метод, тема – любая. А для продвинутых – по две карты на каждый метод!

Желаю всем удачи с заданиями, мы увидимся на следующей неделе.

С любовью,

Настя

Комментарии

( 10 слов — Сказать )
nika_anikeeva
23 июл, 2016 12:36 (UTC)
Увы, признаю, что сейчас не смогу продолжать дальше. Голова забита другим.
era_elto
24 июл, 2016 14:50 (UTC)
Хорошо, дорогая. Спасибо, что сказала :)
nehama_leah
23 июл, 2016 19:03 (UTC)
Спасибо большое за пост. Обожаю эту тему и этот практикум, но у меня что-то совсем не складывается по времени. Я применяю все твои метдики на практике, но пследнее время чаще на бумаге и немного "впопыхах". Надеюсь, что со временем все наладится и я тоже включусь в процесс, а то очень жаль(((
era_elto
24 июл, 2016 14:51 (UTC)
Устраивайтесь там получше ;)
an_kl
28 июл, 2016 21:59 (UTC)
Очень интересной оказалась методика работы с персонажем. Пришла к выводу, что надо строить такую карту для всех более-менее важных героев.
https://drive.google.com/open?id=0B2MIMg8lhzpta25FOTZiWUl1TTQ

А со вторым заданием оказалось, что я его начала выполнять в прошлый раз :) Именно с конца и пошла, выполняя задание прошлой недели. Так что продолжила работу над этой картой

https://drive.google.com/open?id=0B2MIMg8lhzptN09mc25SakhfTVU

Честно говоря, недели для таких заданий оказывается мало. У меня получается, что я первые пять дней только соображаю и прикидываю, как и что буду делать. Потом сажусь за карту и обнаруживаю, что по-хорошему над каждой картой надо бы посидеть по часу-два каждый день еще с неделю :) Так что рассматриваю сейчас эти задания как хороший задел для будущей работы. Спасибо большое!
У меня две следующие недели не будет возможности работать с XMind'om, поэтому прошу заранее меня извинить, что задания смогу показывать только в виде pdf или картинки. Но интернет должен быть, и я очень надеюсь, что смогу выполнять все вовремя.
era_elto
29 июл, 2016 11:10 (UTC)
Карты отличные, молодцом!!! Очень здорово виден метод. И очень здорово видно, что метод работает :)

>> Честно говоря, недели для таких заданий оказывается мало. У меня получается, что я первые пять дней только соображаю и прикидываю, как и что буду делать. Потом сажусь за карту и обнаруживаю, что по-хорошему над каждой картой надо бы посидеть по часу-два каждый день еще с неделю :)

В таких случаях нужно в самом начале открывать карту и сделать хотя бы пару шагов. Не размышлять до того, как начать. И тогда все пойдет само. Знаю по себе, так как я тоже люблю строить в голове разное всякое. По сути, чем дольше думаешь до того, как сесть за работу, тем больше времени потом займет :)

>> У меня две следующие недели не будет возможности работать с XMind'om, поэтому прошу заранее меня извинить, что задания смогу показывать только в виде pdf или картинки. Но интернет должен быть, и я очень надеюсь, что смогу выполнять все вовремя.

В любом случае очень жду выполненных заданий! :)
liandra_vencen
29 июл, 2016 05:03 (UTC)
В связи с тем, что эта неделька у меня максимально загружена, я пыталась скомпонировать выполнение задания с теми задачами, что стояли передо мной. За эту неделю мне надо было доделать еще один расссказ.

Вертела крутила я наш мозговой штурм и получилась у меня вот такая карта план рассказа. https://drive.google.com/file/d/0B4PeKrm3c3rUNzA5ZXYxd0kwN1U/view?usp=sharing
Она правда не совсем такая, как должна быть по примеру, но я замечаю, что часто делаю что-то не совсем по инструкции - ну что уже получилось. Не ленилась же.

Извините, что на украинском, перевести не успеваю. :).

Карту по персонажам пока отложу, еще не сделала, но постараюсь попробовать.

Соглашусь с предыдущим сообщением, что времени то маловато для полноценного выполнения ззаданий. Может чуть помедленней?
era_elto
29 июл, 2016 11:14 (UTC)
>> Соглашусь с предыдущим сообщением, что времени то маловато для полноценного выполнения ззаданий. Может чуть помедленней?

Для этого есть практические пятницы, можно нагонять :)

Карта замечательная. Я такими темпами выучу украинский :))
vysochina_lera
5 авг, 2016 08:18 (UTC)
Карта моей истории "Дракон" https://yadi.sk/d/39eIvnePtwRo2
era_elto
5 авг, 2016 17:08 (UTC)
Ого! Вот это я понимаю, основательность :) Молодцом!
( 10 слов — Сказать )

Профиль

writing365
Ни дня без строчки
Мы на Facebook
- Сегодня ты писал?

- Да.

- Значит, сегодня ты - писатель.

(с) Джулия Кэмерон, "Право писать"






Яндекс.Метрика





Метки

Календарь

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com